Обобщающий урок по теме "Отрицательные и положительные числа" 6 класс. Математика
план-конспект урока по математике (6 класс) на тему

Гадзова Эмма Шадиновна

Конспект обобщающего урока по теме "Отрицательные и положительные числа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_6_klass.docx148.32 КБ

Предварительный просмотр:

Гадзова Эмма Шадиновна, учитель математики и информатики МКОУ «СОШ № 1» с п Малка Зольского района КБР

6  класс                                                                

Тема:     Положительные и отрицательные числа.

Тип урока:  Обобщение и систематизация знаний

Цель:

Цели деятельности педагога

  • создать условия для развития умений находить противоположные числа,  модуль числа,  сравнивать числа,  изображать на координатной прямой точки по их координатам,  
  • закрепить изученный материал в ходе выполнения упражнений;
  • проверить степень усвоения учащимися материала в ходе проведения самостоятельной работы.
  • подготовить к контрольной работе.
  • развивать логическое мышление учащихся.

Предметные:

  • определяют координаты точки, отмечают точки с заданными координатами.
  • находят модуль числа,  значение выражения, содержащего модуль
  • сравнивают числа; исследуют ситуацию, требующую сравнения чисел и их упорядочения,
  • пошагово контролируют правильность и полноту выполнения задания.

Личностные:

  • объясняют самому себе свои наиболее заметные достижения;
  • проявляют положительное отношение к урокам математики,
  • способам решения учебных задач,
  • адекватно воспринимают оценку учителя и сверстников

Метапредметные:

  • регулятивные: обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем;
  • познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи;
  • коммуникативные: умеют уважительно относиться к позиции другого,  умеют принимать точку зрения другого, для этого владеют приемами слушания.

Ход урока:

  1. Организационный момент:

а) готовность класса к уроку;

б) отметить отсутствующих.

  1. Целеполагание. Мотивация.

Слайд 1.

Учитель: Посмотрите на слайд и расскажите, что вы на нем видите

  • Написано 2017. Нарисована картина, похожа на эмблему.

Учитель: А чем примечателен 2017?

  • Это нынешний год. Он объявлен годом экологии.

Учитель: Да, верно. 5 января 2017 года Указом президента страны 2017 году объявлен годом охраны особых природных территорий.

Учитель: Может кто-то знает, что входит в систему особо охраняемых природных зон России?

Ученик: В охраняемую природную зону России входят природных заповедники (103), заказники (64) и национальные парки (49).

Учитель: А у нас в КБР есть охраняемые природные зоны?

Слайд 2,3.

Ученик: Да, есть. Это Кабардино-Балкарский Высокогорный заповедник и национальный КБ парк и «Приэльбрусье».

Учитель: Как вы думаете, чему мы посвятим сегодняшний урок?

Ученик:   Году экологии.

Учитель: И постараемся привлечь внимание всех присутствующих к экологическим проблемам самого красивого уголка мира- нашей Кабардино-Балкарии.

Учитель: Чтобы измерить высоту Эльбруса, глубину Тамбукана, узнать сколько заповедников в России, посчитать сколько звезд на небе. Сколько травинок в поле, сколько крошек в хлебе, сколько капель в море, что нужно знать?

Ученик: Числа.

Учитель: Тема нашего урока?

Ученик: Числа

Учитель: Давайте вспомним, какие числа мы знаем, выполнив следующее задание:

Слайд 4.

Найти соответствие между левой частью таблицы.

Числа бывают

Определение и примеры

А

Натуральные

1.Числа, расположенные на координатной прямой справа от нуля: ;; 7

Б

Простые

2. Натуральные числа, ноль и числа, противоположные натуральным: 5;

-7;0;15

В

Составные

3.Числа, которые расположены на числовой прямой слева от нуля: -149;

-1,8; -21

Г

Целые

4.Числа, которые используют для счета: 3; 7; 15; 22

Д

Дробные

5.Числа, которые имеют более двух делителей: 18; 35; 49

Е

Положительные

6.Числа, которые делятся только на единицу и на самого себя: 7; 11; 39

Ж

Отрицательные

7.Число, отображающее математи-ческое отношение между двумя целыми числами:;;

      Вариант правильного ответа:  А-4, Б-6, В-5, Г-2, Д-7, Е-1, Ж-3

Учитель: Меняемся тетрадями и проверяем, на сколько хорошо мы знаем числа. Вот как много определений связано со словом «число».

Слайд 5.

Учитель: Следующее задание.

Дан ряд чисел:

Запишите в тетрадь данный ряд чисел, но по вариантам.

  1. Вариант-только положительные числа.
  2. Вариант-только отрицательные числа.

(Работа проверяется фронтально)

Учитель: Какое число никто не записал?  

Ученик: Нуль

Учитель: Почему

Ученик: Нуль не является ни положительным, ни отрицательным

Учитель: А чем он примечателен?

Ученик: Нуль делит множество всех чисел на два подмножества: отрицательные числа и положительные числа

Учитель: Теперь может кто-то сможет уточнить тему нашего урока

Ученик: Тема урока «Положительные и отрицательные числа»

Слайд 6.

Учитель: А что можно делать с положительными и отрицательными числами?

Ученик: 

  • Распознавать их.
  • Изображать на числовой прямой
  • Находить модуль числа
  • Складывать и вычитать, умножать и делить, то есть производить арифметические операции
  • Сравнивать

Слайд 7.

Учитель: В чем заключается задача нашего урока?

  • Научиться распознавать положительные и отрицательные числа
  • Научиться изображать числа на координатной прямой
  • Научиться находить модуль числа
  • Научиться сравнивать положительные и отрицательные числа

III Актуализация знаний

Учитель: Ну, что ж приступим к работе. Как распознавать отрицательные числа?

Ученик: Отрицательные числа расположены слева от нуля, при их записи перед ними пишут знак -.

Учитель: Какие числа называют положительными?

Ученик: Положительные числа расположены на числовой прямой справа от нуля, они пишутся со знаком +, или без него.

Учитель: Где вы в жизни встречались с положительными и отрицательными числами?

Ученик: Их используют, когда передают прогноз погоды по телевизору.

Ученик: При измерении температуры воздуха, часто говорят: -15; -27;+30 и т.д.

Слайд 8.

Учитель:  

Карта Кабардино-Балкарии с изображением прогноза погоды на 18 января 2017 года.

  • Назовите какая самая высокая температура была по КБР?
  • Где самая низкая температура? Чему она равна?
  • Какая температура будет в Нальчике, если она повыситься на 3 единицы? Понизиться на 5 единиц7

Слайд 9.

На данном слайде температура воздуха в Нальчике и в Малке за вчерашний день в разные периоды времени.

6 ч.

12 ч.

16 ч.

20 ч.

24 ч.

Нальчик

-2

-3

0

-7

-12

Малка

-5

-2

-8

-3

-15

Где температура была выше в 6 ч., 12 ч., 16 ч., 20 ч., 24 ч. И на сколько единиц? Где была холоднее в 20 ч.? На сколько градусов?

Учитель: С помощью какого прибора мы измеряем температуру?

Ученик: Мы измеряем температуру термометром.

Учитель: На демонстративных термометрах, которые у вас на столе отметьте:

Слайд 10.

Учитель: Проверьте результат своей работы, сверив со слайдом. (самопроверка)

Учитель: Где расположены отрицательные числа на термометре относительно нуля?

Ученик: Ниже нуля.

Учитель: Где расположены положительные числа на термометре относительно нуля?

Ученик: Выше нуля.

Учитель: Как в математике изображают числа?

Ученик: Числа в математике изображают точкой на координатной числовой прямой

Учитель: Кто может рассказать об этом?

Ученик: Прямую, с выбранными на ней началом отсчета, единичным отрезкам и направлением называют координатной прямой. Число, показывающее положение точки на прямой называют координатной этой точки.

Слайд 11.

(проверить определение, сверив со слайдом)

Слайд 12.

Изобразите следующие числа на координатной прямой.

Результаты проверить, сверив со слайдом.

Учитель: Какие числа имеют противоположные координаты?

Ученик: Числа, которые расположены на одинаковые расстоянии от начала координат имеют противоположные координат.

Учитель: Как называют расстояние от начала координат до точки, изображающей число?

Ученик: Модулем числа.

Учитель: А какие числа называют противоположными числами?

Ученик: Числа, которые имеют одинаковые модули и разные знаки называют противоположными числами.

Учитель: А как еще можно определить противоположные чисела?

Ученик: Два числа, отличающиеся друг от друга только знаками, называют противоположными числами.

Учитель: А какие числа называют целыми?

Ученик: Натуральные числа, противоположные им числа и нуль называют целыми числами

Учитель: Проверяем на сколько хорошо знаем числа и проводим физкультминутку.

Если нет – поднимаем руки

Если да -  хлопаем в ладоши

  1. Положительные и отрицательные числа называют целыми- нет
  2. Для любого числа можно указать число, ему противоположное-да
  3. Модуль любого числа-число положительное-да
  4. Минус 100 больше пяти –нет
  5. На координатной прямой -15 расположено левее, чем -5- да
  6. Любое отрицательное число больше нуля – нет
  7. Если длина пружины уменьшилась на 4, то она изменилась на -4-да
  8. Минус 5 меньше 2 – нет

Учитель: Мы довольны все собой, покрутили головой. Раз, два, три, четыре. Успокоились и сели.

Молодцы. Ну, чтоб выполнить те задачи, что мы поставили перед собой, нужно выполнить практическое задание. Работаем в группах.

IV  Самостоятельная работа. Закрепление знаний и умений.

(Для работы дается 10 минут.)

Задание для I группы.

  1. Изобразите на координатной прямой точки:

А(2), В(6,5), С(0), ЕF.

  1. Найдите модули чисел: 23; -3; 0; 2,5;
  2. Сравните и результат запишите в виде неравенства
  3. Подготовить небольшое сообщение «История возникновения отрицательных чисел»

Задание для II группы.

  1. Найдите числа противоположные числам.

-312; 24;  31; -6; 0,2;

2. Сколько целых чисел расположено между числами

3.Верно ли неравенство

4.Подготовить небольшое сообщение «Отрицательные и положительные числа в истории»

Задание для III группы.

  1. Сколько целых чисел расположены на координатной прямой между числами

  1. Найдите значение выражения:

  1. Отметьте на координатной прямой точку А(-2). Укажите точку В, в которую перейдет точка А при перемещении по координатной прямой на +3, и точку С, в которую перейдет точка А при перемещении на -5.
  2. Подготовить небольшое сообщение «Отрицательные и положительные числа в химии и физике»

Задание для IV группы.

Составить проект контрольной работы по теме «Положительные и отрицательные числа». Темы, которые должны войти в контрольную работу:

  • отрицательные и положительные числа;
  • координатная прямая;
  • модуль числа;
  • сравнение чисел;
  • изменение величин;

Из методической литературы выбрать задания для контрольной работы. Сделать два варианта.

(По окончании работы учащиеся защищают свои работы у доски).

 V РЕФЛЕКСИЯ

Учитель: Давайте подведем итоги, выполнены ли задачи, которые мы поставили перед собой.

Слайд 13.

Задачи:

  • распознавать числа
  • изображение чисел на прямой
  • сравнение чисел
  • изменение величин
  • нахождение модуля числа

(Дети перечисляют, вспоминают задания, где решались поставленные задачи.)

VI Подведение итогов урока

  • Теперь в технологических картах вставляем себе оценки, используя критерии, которые приведены в картинках
  • Теперь на листочках, где мы рисуем «дерево успеха» отмечаем чему мы научились:
  • различать положительные и отрицательные числа;
  • находить координаты точек;
  • по заданной координате находить точку;
  • находить модуль числа;
  • сравнивать числа;

Учитель:

Если урок понравился, то ветки рисуем зеленным цветом.

Если вам было трудно и не комфортно – рисуем коричневым цветом.

А что мы еще не умеем делать с отрицательными числами?

Ученик: Мы еще не умеем выполнять арифметические действия.

Учитель: Домашнее задание: Выполнить контрольную работу,  подготовленную 4 группой,  повторить тему и подготовиться к контрольной работе.

Учитель: Давайте теперь поговорим о том, чему мы посвятили наш сегодняшний урок. Вам было дано подготовить небольшие сообщения о национальном парке «Приэльбрусье», о реке Малка,  в  которых используются положительные и отрицательные числа. Теперь слушаем Вас.

  • Сообщение о национальном парке «Приэльбрусье» (презентация и небольшое сообщение)
  • Сообщение о  реке Малка, об экологическом его состоянии ( презентация и небольшое сообщение)

Хватит ли на наш век?

Все зависит от нас. Берегите природу. Помните! Земля - единственная планета, на  которой есть жизнь. Это так просто сберечь ее в каждой травинке, в капле воды, во всем что нас окружает. Берегите природу и помните

У подножья Эльбруса двуглавого

Что хранит тайны древних легенд

Есть Земля – наша родина малая

И милее ее места нет!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по математике в 6 классе по теме "Все действия с отрицательными и положительными числами"

Обощающий урок по теме "Сложение, вычитание, умножение и деление чисел с разными знаками." Урок в 6 классе. Урок - исследование. Путешествие в историю родного края....

Урок в 6 классе "Положительные и отрицательные числа"

ФИО (полностью)Шакирова Лилия Фанилевна Место работыМБОУ Лицей № 2 г.Мамадыш» ДолжностьУчитель математики ПредметМатематика Класс6 Тема и номер урока в темеПоложит...

Презентация к обобщающему уроку математики в 6 классе по теме "Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел"

Презентация к уроку содержит обобщающие материалы по теме "Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел", простейшие неравенства с модулем. Урок построен по мотивам сказки-мультфильма "Али...

Обобщающий урок по теме «Действия с положительными и отрицательными числами»

Обобщающий урок по теме «Действия с положительными и отрицательными числами» с презентацией и приложениями к уроку....

Обобщающий урок "Действия с положительными и отрицательными числами"

Действия с положительными и отрицательными числами изучаемые в курсе математики 6-го класса, представляет определенные трудности для учащихся. Вместе с тем эта тема – одна из наиболее важных в курсе м...

Конспект обобщающего урока математики в 6 классе по теме: "Положительные и отрицательные числа"

Данный конспект поможет учителю провести обобщающий урок математики по одной из наиболее важных тем курса математики 6 класса "Положительные и отрицательные числа"....

Интегрированный географии и математики урок по теме: "Действия с отрицательными и положительными числами на уроках географии и математики" 6 класс

Данный урок позволяет сформировать представление о средней температуре воздуха  и амплитуде температур, а так-же закрепить навыки в выполнении действий с отрицательными и положительными числами....