Математика 5, Урок по теме: "Числовые и буквенные выражения"
методическая разработка по математике (5 класс) на тему

Вейс Светлана Александровна

Тема урока: Буквенные  и числовые выражения.

Тип урока: урок изучения нового материала

Вид урока: проблемный

Цель урока: узнать числовые и буквенные выражения их определения, распознавать числовые и буквенные выражения

Задачи урока.

Дидактические:

Развивающие:

·        развивать у школьников умение самостоятельно применять знания по изучаемой теме;

·        способность к самоконтролю и взаимоконтролю;

·        словесное и наглядное мышление;

·        зрительную и слуховую память, произвольное внимание;

·        математическую речь;

·        навыки учебного труда.

Воспитательные:

·        Воспитывать добросовестное отношение к труду, коллективизм; повышать учебную мотивацию.

Задачи для школьников:

Предметные:

Знать:

·        сущность понятий: «числовое выражение», «буквенное выражение», «значение выражения»;

·        порядок выполнения действий в числовом выражении.

Уметь:

·        уметь распознавать числовые и буквенные выражения;

·        определять компоненты в буквенных и числовых выражениях(слагаемое, уменьшаемое, вычитаемое)

·        находить значение числового выражения;

·        подставлять числа в буквенные выражения для нахождения значения выражения.

Метапредметные результаты:

·        уметь составлять математическую модель текстовых задач в виде буквенных выражений

   Личностный результат: формирование операционного типа мышления

Оборудование: компьютер, карточки с разноуравневыми заданиями, дидактический материал для самостоятельной работы и для парной работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Буквенные  и числовые выражения.

Тип урока: урок изучения нового материала

Вид урока: проблемный

Цель урока: узнать числовые и буквенные выражения их определения, распознавать числовые и буквенные выражения

Задачи урока.

Дидактические:

Развивающие:

  • развивать у школьников умение самостоятельно применять знания по изучаемой теме;
  • способность к самоконтролю и взаимоконтролю;
  • словесное и наглядное мышление;
  • зрительную и слуховую память, произвольное внимание;
  • математическую речь;
  • навыки учебного труда.

Воспитательные:

  • Воспитывать добросовестное отношение к труду, коллективизм; повышать учебную мотивацию.

Задачи для школьников:

Предметные:

Знать:

  • сущность понятий: «числовое выражение», «буквенное выражение», «значение выражения»;
  • порядок выполнения действий в числовом выражении.

Уметь: 

  • уметь распознавать числовые и буквенные выражения;
  • определять компоненты в буквенных и числовых выражениях(слагаемое, уменьшаемое, вычитаемое)
  • находить значение числового выражения;
  • подставлять числа в буквенные выражения для нахождения значения выражения.

Метапредметные результаты:

  • уметь составлять математическую модель текстовых задач в виде буквенных выражений

   Личностный результат: формирование операционного типа мышления

Оборудование: компьютер, карточки с разноуравневыми заданиями, дидактический материал для самостоятельной работы и для парной работы.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УДД

1. Организационный этап

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Активизировать внимание учащихся

Читают 1- 2 слайд. Включаются в деловой ритм урока.

 

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: готовятся к началу урока

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2. Сообщение темы урока

3.Работа над новой темой урока

(Слайд 3) учитель задает вопросы

Как одним словом назвать, что на слайде?

На какие группы можно разделить представленные на слайде выражения?                                                         Что входит в состав выражения правого столбика?                  Подумайте как можно назвать?                                                              Какое выражение будем называть числовым?

Что есть в записи выражений левого столбика?                   Как назовем  выражение левого столбика?            

Как вы думаете, какую работу мы будем проводить с выражениями сегодня на уроке?

Мы будем учиться читать и записывать числовые буквенные выражения.

Тема урока (4 слайд)

  1. Как правильно прочитать представленные на слайде числовые и буквенные выражения? Прочитайте выражения разными способами.
  2. Что нужно сделать, чтобы найти значения числовых  выражений?
  3. Работа по учебнику стр 48- 49
  4. Прочитайте статью и ответьте на вопросы

Учащиеся отвечают на вопросы учителя. По ходу их ответов на экране появляется две группы выражений: I группа - буквенные выражения, II группа - числовые.

 

 

 

Читают выражения разными способами.

Обучающиеся читают статью и отвечают на вопросы

Познавательные: регулятивные: дополнять, уточнять высказанные мнения по существу задания

Регулятивные: целеполагание

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели

Познавательные: умение структуризировать знания,

Коммуникативные: управление поведением партнеров, контроль, коррекция

3. Закрепление полученных знаний и отработка умений

На сколько частей целесообразно разделить этот пример? (Разобрать порядок действий в каждой части). Работа по группам.                                        Вызвать две группы  учащихся к доске, каждая  из которых составляет выражение к своей части и считает ее значение на доске.

Вы сегодня мои помощники: двое консультантов выполняют полностью задание. После чего проводится само- и взаимопроверка. Сначала проверяют консультанты. Затем результаты открываются на слайде.(5 слайд)

Две группы работают у доски. Остальные двое в это время работают вместе. После выполнения задания проводится проверка решения.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: умение структуризировать знания, рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные: управление поведением партнеров, контроль, коррекция, оценка действий

4. Физкультминутка

На пк

Учащиеся выполняют упражнения стоя.

5.Работа по учебнику

       1 гр №298           2 гр № 299 а) в) д)

                 3гр №299 б) г) е)

Решают, записывают и объясняют.

5. Инструктаж домашнего задания

№ 328, 329, дополнительно № 356

Провести инструктаж по решению домашних задач.

Учащиеся записывают задание в дневник.

6. Проверочная работа

Работа в парах

На слайде представлены по одной задаче для каждого варианта. Учащиеся должны выполнить рисунок к задаче, записать выражение для решения этой задачи и вычислить его значение. Проверка решения задачи проводится устно.

Учащиеся записывают в тетради вариант и выполняют решение задачи. При проверке решения задачи она называют составленное выражение и полученный результат.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению

Личностные: самоопределение.

7. Рефлексия

Определить расположение на лестнице

Дети в одно предложение отвечают на вопрос.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия

7. Подведение итогов и объявление оценок за урок

Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль


Конспект урока:

  1. Орг. Момент.
    Прозвенел уже звонок,

Сядьте тихо и неслышно,

И скорей начнём урок.

Будем мы писать, трудиться,

Ведь заданья нелегки.

Нам, друзья, нельзя лениться,

Так как мы ученики.        
      Психологический настрой, на столах лежат смайлики, поставьте с каким настроением вы пришли сегодня на урок. На доске разместить на перемене.

-Проверка подготовки к уроку(1 мин).

2. Актуализация знаний учащихся
-Устный счет, найдите какая буква поможет нам изучить сегодня тему урока (индивидуальные задания ЛАБИРИНТ)
Во всем мире люди передают разнообразные сведения, выражают свои мысли, чувства, то есть обмениваются информацией с помощью языка. В мире существует много – около 20000 разных языков. По мере изучения математики вы постепенно знакомитесь с языком математики, который является искусственным языком, поскольку он создавался и развивался вместе с самой наукой. Основой математического языка являются …?

Цифры и математические знаки.

Математические «предложения»,  в отличие от предложений на естественных языках,  понятны всем людям. Сегодня об этом мы и поговорим.

  1. АБВГДЕЙКА
    вставьте на листах пропущенные буквы и ответьте на мой вопрос: Какие понятия нам сегодня помогут на уроке……
  2. Физминутка
    Проведём, друзья, сейчас

Упражнение для глаз.

(физминутка для глаз на пк)

  1. Работа над изучением нового материала

Проблемный вопрос: можно ли при решении заданий сначала записать буквы, а потом подставить их значения?

- Корзина идей
-Что называется выражением в русском языке?
-Можно ли записать выражения в математике?

(числовые выражения)….
-Что необходимо выполнить в данном выражении, чтобы я могла менять значение числа на любое и получила новый результат? (поставить букву).  Как будет называться это выражение(заполнение кластера)
-работа с учебником(смысловое чтение)
-раскраска в презентации числовые и буквенные выражения

-кластер(на уроке)

- «Грамотейка», прочитать правильно числовые выражения.(стр.50 № 299)
а) сумма 19+5 и 18-3 (учитель)

б) разность 495+37 и 202-154(сил ученик)

в) сумма а+3 и 11
г) разность х+8 и в-9

4. Закрепление изученного материала
-Заполнение таблицы: разместите данные выражения по столбцам

Числовые выражения

Буквенные выражения

(18-7)+14

(6112+1596)-496

187-149

48+4218:63-56

(3539+5016-12203):211

а+12

d-5

(х+у)-2а

z+w

(t-156)+5

-индивидуальное задание, выполнить действия  и найти значения данного выражения(25, 7212, 38, 4, 29)

-Работа с печатной тетрадью(стр 1)

5. Домашнее задание слайд №9

6.Рефлексия
Ребята, нарисуйте себя после того, что вы усвоили после изучения новой темы, на одной из ступенек лестницы:

1 – испытываю затруднения;

2 – усвоил новые знания, но мне нужна помощь;

3 – усвоил новые знания и готов самостоятельно применять их на практике.

                                             3        

             

                                  2

           1

7.Итог урока. Выставление оценок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме: "Числовые и буквенные выражения" 5 класс учебник: И.И.Зубарева, А. Г. Мордкович в рамках ФГОС

Материал к уроку по теме " Числовые и буквенные выражения"  в 5 классе. Технологическая карта с презентацией....

Урок на тему "Числовые и буквенные выражения"

Данный урок на тему «Числовые и буквенные выражения» представлен по ходу изучения раздела  «Сложение и вычитание натуральных чисел». Целью урока является научить обучающихся в процессе реальной с...

Открытый урок математики в 5 классе Тема: «Числовые и буквенные выражения»

урок математики в 5 классе Тема: "Числовые и буквенные выражения"  Урок по адаптации учащихся 5 класса...

Разработка урока по теме: «Числовые и буквенные выражения»

Первое занятие по введению понятия числового и буквенного выражения...

Технологическая карта урока по теме "Числовые и буквенные выражени"

Технологическая карта урока по математике "Числовые и буквенные выражения" 5 класс. Полезна начинающим учителям....