Умножение десятичных дробей.
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему

Умножение десятичных дробей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_na_21.03.docx168.57 КБ
Файл otkrytyy_urok_po_teme_-umnozhenie_desyatichnyh_drobey-_.pptx126.38 КБ
Файл raspechatka.docx111.62 КБ

Предварительный просмотр:

класс   5                                                   Технологическая карта урока                                                                 дата  21.03.2017

Предмет математика

Тема урока: Умножение десятичных дробей.

Тип урока:   Урок общеметодологической направленности (обобщения и систематизации знаний).          

Цель урока:    Деятельностная: формирование у учащихся способностей к обобщению, структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания. Образовательная: систематизация учебного материала.  

Оборудование, ЭОР и интернет ресурсы урока:  мультимедиапроектор,  презентация, индивидиуальные карточки, учебники.

Формы работы с учащимися:  фронтальная,   групповая, парная, индивидуальная.

Основные понятия: правило умножения десятичной дроби, умножение десятичной дроби на 0,1, 0,01 и т.д.

Методы работы с учащимися:  методы самостоятельной работы, словесные, практические, проблемно-поисковые.        

Содержание этапов урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный этап.

Цель этапа. Подготовить учащихся к работе на уроке.

Добрый день, уважаемые гости и ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшнее занятие проведем с улыбкой. Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми и трудолюбивыми. Показывать, что мы знаем и как умеем работать. 

Давайте, ребята, учиться считать,
Делить, умножать,
Прибавлять, вычитать.
Запомните все,
Что без точного счёта
Не сдвинется с места
Любая работа!

Дата классная работа.

Тема нашего урока скрыта в следующем задании.

На экране таблица:

Выберите и запишите:

1) из первой строки наименьшее число;

2) это число умножьте на наибольшее число из второй строки;

1,2

0,2

0,72

2,3

0,32

1,39

1

2

3

3) разделите полученное число на число из третьей строки, которое  не наименьшее и не наибольшее.

4) к полученному ответу прибавьте  количество строк в таблице.

                                                               

0,2*2,3=0,46:2=0,23+3=3,23

-Напишите на листочках ответ и поднимите вверх.

(Если есть ошибки, то обсудить с обучающимися причину ошибок)

-Молодцы правильно выполнили задания.

-Скажите, пожалуйста, а на какую тему было второе задание? 

-Попробуйте сформулировать тему урока.

- Тему урока мы поставили, а теперь нужно нам поставить цель урока. А чтобы вы смогли ее правильно сформулировать, я предлагаю вам прочитать притчу.

На столах у вас лежат листочки с притчей. Прочтите и обсудите в парах, в чем смысл этой притчи? Какое отношение она имеет к нашему уроку?

«Один монах, поступив в монастырь Шаолинь, думал, что его наставник сразу же научит его секретам кун-фу. Мастер действительно показал ему технику. Она заключалась в том, чтобы бить ладонью по воде. Учитель сказал:

— Возьми ведро, налей туда воды и бей по поверхности воды ладонью. Когда вся вода выплеснется, наливай снова и бей. Ежедневно занимайся только этим.

Два года этот монах бил по воде, а затем вернулся домой. Друзья и родственники стали его спрашивать:

— Ты пришёл из монастыря Шаолинь. Два года ты изучал кун-фу, чему же ты научился?

Монах ответил, что за эти два года ничему так и не научился, и в сердцах стукнул кулаком по столу. Стол был толстым, но он сломал его. Тогда все вокруг решили, что монахи монастыря Шаолинь обладают секретной силой, но говорят, что ничего не знают.»

-В чем смысл этой притчи?

- Вот и мы с вами будем тренировать свои умения и навыки, чтобы достичь успехов в дальнейшем обучении.

-Чтобы узнать, как мы достигли поставленных целей, я предлагаю заполнить лист самооценки.

-Поставьте оценку, которую вы бы хотели получить за сегодня за урок, в столбце моя оценка за урок.

Моя оценка за урок

Лист самооценки

Задание 1

«На ошибках учатся»

Задание 2

«Научился сам – научи другого».

Задание 3

«Умение везде найдет применение».

Задание 4

«Не дорого начало, а похвален конец»

Итого

3

3

4

4

Слушают учителя.

Выполняют вычисления.

Читают притчу, обсуждают поставленные вопросы.

Отвечают на поставленные вопросы. Формулируют цель урока.

Личностные: 

смыслообразование (Я должен  посмотреть…)

Регулятивные:

волевая саморегуляция

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Познавательные:

извлечение необходимой информации из текстов

  1. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в деятельность обучающихся.

Цель этапа. выявить причины обнаруженных пробелов в знаниях и умениях; стимулировать опрашиваемых и весь класс к овладению рациональными приемами учения и самообразования, организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся, определить цели и задачи урока.

-посмотрите каждое задание, имеет название. Прочтите их.

- А как в литературе это называется? Что это?

 -А что такое пословица? (Это народное, краткое, мудрое изречение)

- Послушайте пословицу «Повторение мать ученья!» - как вы понимаете смысл этой пословицы?

-Какие правила, нам необходимо повторить? Сформулируйте их.

Поясняют смысл пословицы.

Формулируют соответствующие правила.

Познавательные:

анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация

Личностные:

интерес к различным видам учебной деятельности

Регулятивные:

выполнять учебные действия в устной и письменной речи

Коммуникативные:

принимать активное участие в работе парами и группами, используя речевые коммуникативные средства

  1. Этап закрепления материала. Самостоятельная работа с самопроверкой. Применение знаний и способов действий 

 Цель этапа. Закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по этому материалу, выявить и корректировать возможные ошибки, определить способы действий, которые вызывают у учащихся затруднения и им предстоит их доработать.

  1. Поиск ошибок.

Все не раз слышали пословицу «На ошибках учатся». Ребята кто обычно исправляет ошибки в ваших работах и ответах? (Учитель). А хотите ли вы исправить ошибки учителя, т.е. мои? Конечно, допущены они мной намеренно, чтобы проверить ваше внимание и знания.

- Найди ошибку. Свой ответ аргументируйте.

- обсуждение ошибок.

  1. Работа в парах. 

А теперь, все кто научился сам выполнять действия с десятичными дробями, будут оказывать помощь другим, в случае их затруднения, ведь недаром гласит пословица «Научился сам – научи другого». У каждого индивидуальная карточка с примером, при решении можете консультироваться с соседом.

12,3*0,8-5,4*1,6

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «Дело время – потехе час». Таблица умножения (да хлопок, нет притоп, глаза)

  1. Решение задач

- а вы слышали такую пословицу «Умение везде найдет применение».

Сейчас я предлагаю решить вам жизненные задачи.

Первая задача, необходимо оплатить квитанцию за свет.

Показания счетчика

Расход эл/энергии,
кВт · ч

Тариф в руб.

Сумма в руб.

предыдущее

текущее

12,3

0,23

2,89

173,2

185,5

Но как говорится в поговорке «Один – камень не сдвинешь, а вместе и гору поднимешь», вместе обсудим план решения.

Вторая задача. Мама поручила Саше купить 1,5 кг печенья, 0,8 кг вафель и 0,5 кг конфет. Хватит ли Саше 360р., если 1 кг печенья стоит 72,4 р, 1 кг вафель – 90,6 р., а 1 кг конфет – 240, 7 р.?

  1. 1,5*72,4= 108,6 (р) – печенье.
  2. 0,8*90,6= 72,48 (р) – вафли.
  3. 0,5*240,7=120,35 (р) – сахар.

       

       181,08

  1. 108,6+72,48+120,35= 301,43 (р)- вся покупка.

А теперь вычислите, сколько денег у него останется.

  1. 360-301,43=58,57 (р).- останется.

д/з

  1. Решение тестов. (Контроль умений и навыков).

Не дорого начало, а похвален конец.

Вариант 1.

1. Выполните умножение: 73,1·100.

а).0,731;                б). 7310;                в). 7,31.

2. Выполните умножение: 15,05 · 1,2.

а).18,06;               б).17,35;                в).19,06.

3. Длина комнаты 3,2 м, а ширина 2,3 м. Найдите площадь комнаты.

а). 7,36 м²;           б). 73,6 м²;           в). 0,736 м².

4. Вычислите 32,1·0,1

Вариант 2.

1. Выполните умножение:  5,339 · 1000 .

а). 533,9;                   б).  5339;                 в). 0,005339.

2. Выполните умножение: 0,43 · 2,9 .

а). 4,3;                      б). 1,247;                 в). 12,47.

3. Длина комнаты 4,1 м, а ширина 2,9 м. Найдите площадь комнаты.

а). 11,89 м²                 б). 118,9 м²              в). 12,73 м².

4. Вычислите 42,5·0,1

Обратить внимание учащихся на четвертое задание, что есть правило по которому можно решить быстрее данный пример.

Выполняют задание.

.

Выполняют действия, в случае необходимости консультируются  с соседом по парте, или просят карточку образец.

К каждой задаче обсуждается план решения, а решение обучающиеся выполняют самостоятельно. Проверка осуществляется с решение на слайде.

Выполняют самостоятельно тест. Потом проходит взаимопроверка.

Познавательные:

осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Личностные:

интерес к различным видам учебной деятельности

Регулятивные:

планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией

Коммуникативные:

принимать активное участие в работе парами и группами, используя речевые коммуникативные средства

  1. Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. (3 мин)

 Цель этапа. Сообщить учащимся содержание домашнего задания, разъяснить способы его выполнения.

  • Используя показания домашнего счетчика, рассчитайте самостоятельно стоимость потребленной вашей семьей электроэнергии за этот месяц.
  • Найти и записать 5-6 пословиц, где встречается числа.

Слушаю инструкцию к домашнему заданию.

Познавательные:

анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация

Личностные:

понимание причин успеха в учебе

Регулятивные:

осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит  усвоению

Коммуникативные:

понимать содержание вопросов и воспроизводить вопросы

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия. (2 мин)

Цель этапа. Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее.

Давайте подведем итог урока.

- достигли мы цели, которые поставили в начале урока.

-оцените свою работу на уроке, поставив себе оценку за урок. Для этого подсчитайте количество полученных баллов на уроке. И в зависимости от баллов поставьте оценку.

       Наряду с математическими знаниями, мы сегодня узнали много русских пословиц. Это неспроста. Пословица всем делам помощница. Так утверждает народная мудрость. Шолохов называл пословицы «крылатая мудрость». Объясните, пожалуйста, смысл пословицы « Чему Ваня не научился, того Иван не выучит».

Я благодарю вас за хорошую работу на уроке. Мне очень приятно было работать с вами и добиваться поставленных целей на уроке. Всем спасибо, до свидания.

14-13 – 5

12-10 – 4

 9-7 – 3

Оценивают свои знания по теме урока и работу на уроке. Поясняют смысл пословицы.

Познавательные:

рефлексия способов и условий действия

Личностные:

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку

Регулятивные:

осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит  усвоению

Коммуникативные:

допускать  существование различных точек зрения


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1,2 0,2 0,72 2,3 0,32 1,39 1 2 3 «Повторение - мать учения!»

Слайд 2

Л О В С О И Ц А П «Пословица»

Слайд 3

«На ошибках учатся» 0,37 х 1,9 =7,03 3,46 х 0,14 = 47,44 4,8 х 0,64 = 3,072 43,75 х 10= 4,375 72,493 х 100 = 7249,3

Слайд 4

«Научился сам – научи другого» 12,3 х 0,8 – 5,4 х 1,6 (3,126 – 1,7) х (0,15 +7,4)

Слайд 5

«Умение – везде найдет применение» 1. Квитанция за свет Расход эл/энергии, кВт · ч Тариф в руб. Сумма в руб. Показания счетчика предыдущее текущее 0,23 173,2 185,5

Слайд 6

«Умение – везде найдет применение» Рассчитать расход эл/энергии (от текущего показания - предыдущее) 2. Рассчитать сумму. (расход х тариф)

Слайд 7

«Умение – везде найдет применение» Мама поручила Саше купить 1,5 кг печенья, 0,8 кг вафель и 0,5 кг конфет. Хватит ли Саше 360р., если 1 кг печенья стоит 72,4 р, 1 кг вафель – 90,6 р., а 1 кг конфет – 240, 7 р .?

Слайд 8

«Умение – везде найдет применение» 1,5*72,4= 108,6 (р) – печенье. 0,8*90,6= 72,48 (р) – вафли. 0,5*240,7=120,35 (р) – сахар. 108,6+72,48+120,35 = 301,43 (р)- вся покупка .

Слайд 9

« Не дорого начало, а похвален конец » 1 вариант 2 вариант 1 – б 2 – а 3 – а 4 – 3,21 1 – б 2 – б 3 – а 4 – 4,25

Слайд 10

Итог урока Всего баллов Оценка 13-14 5 10-12 4 7-9 3

Слайд 11

Спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

Моя оценка за урок

Лист самооценки ________________________________________

Задание 1

«На ошибках учатся»

Задание 2

«Научился сам – научи другого».

Задание 3

«Умение везде найдет применение».

Задание 4

«Не дорого начало, а похвален конец»

Итого

Моя оценка за урок

Лист самооценки ________________________________________

Задание 1

«На ошибках учатся»

Задание 2

«Научился сам – научи другого».

Задание 3

«Умение везде найдет применение».

Задание 4

«Не дорого начало, а похвален конец»

Итого

Моя оценка за урок

Лист самооценки ________________________________________

Задание 1

«На ошибках учатся»

Задание 2

«Научился сам – научи другого».

Задание 3

«Умение везде найдет применение».

Задание 4

«Не дорого начало, а похвален конец»

Итого

Моя оценка за урок

Лист самооценки ________________________________________

Задание 1

«На ошибках учатся»

Задание 2

«Научился сам – научи другого».

Задание 3

«Умение везде найдет применение».

Задание 4

«Не дорого начало, а похвален конец»

Итого

Моя оценка за урок

Лист самооценки ________________________________________

Задание 1

«На ошибках учатся»

Задание 2

«Научился сам – научи другого».

Задание 3

«Умение везде найдет применение».

Задание 4

«Не дорого начало, а похвален конец»

Итого

Моя оценка за урок

Лист самооценки ________________________________________

Задание 1

«На ошибках учатся»

Задание 2

«Научился сам – научи другого».

Задание 3

«Умение везде найдет применение».

Задание 4

«Не дорого начало, а похвален конец»

Итого

Притча

«Один монах, поступив в монастырь Шаолинь, думал, что его наставник сразу же научит его секретам кун-фу. Мастер действительно показал ему технику. Она заключалась в том, чтобы бить ладонью по воде. Учитель сказал:

— Возьми ведро, налей туда воды и бей по поверхности воды ладонью. Когда вся вода выплеснется, наливай снова и бей. Ежедневно занимайся только этим.

Два года этот монах бил по воде, а затем вернулся домой. Друзья и родственники стали его спрашивать:

— Ты пришёл из монастыря Шаолинь. Два года ты изучал кун-фу, чему же ты научился?

Монах ответил, что за эти два года ничему так и не научился, и в сердцах стукнул кулаком по столу. Стол был толстым, но он сломал его. Тогда все вокруг решили, что монахи монастыря Шаолинь обладают секретной силой, но говорят, что ничего не знают».

Маршрутный лист

  1. Таблица

1,2

0,2

0,72

2,3

0,32

1,39

1

2

3

  1. «На ошибках учатся».

«Научился сам – научи другого»

Найди значение выражения: 12,3*0,8-5,4*1,6

  1. «Умение везде найдет применение».

Задача №1. Необходимо оплатить квитанцию за свет.

Расход эл/энергии,
кВт · ч

Тариф в руб.

Сумма в руб.

 Показания счетчика

предыдущее

текущее

0,23

173,2

185,5

Задача № 2. Мама поручила Саше купить 1,5 кг печенья, 0,8 кг вафель и 0,5 кг конфет. Хватит ли Саше 360р., если 1 кг печенья стоит 72,4 р, 1 кг вафель – 90,6 р., а 1 кг конфет – 240, 7 р.?

  1. Не дорого начало, а похвален конец.

Вариант 1.

1. Выполните умножение: 73,1·100.

а).0,731;

б). 7310;  

в). 7,31.

2. Выполните умножение: 15,05 · 1,2.

а).18,06;  

б).17,35;    

в).19,06.

3. Длина комнаты 3,2 м, а ширина 2,3 м. Найдите площадь комнаты.

а).7,36 м²;  

б).73,6 м²;

в).0,736 м².

4. Вычислите 32,1·0,1

Вариант 2.

1. Выполните умножение:  5,339 · 1000 .

а). 533,9;

б).5339;

в).0,005339.

2. Выполните умножение: 0,43 · 2,9 .

а). 4,3;    

б). 1,247;  

в). 12,47.

3. Длина комнаты 4,1 м, а ширина 2,9 м. Найдите площадь комнаты.

а). 11,89 м²

б). 118,9 м²

в). 12,73 м².

4. Вычислите 42,5·0,1

  1. Домашнее задание.
  1. Найдите значение выражения:  (8,2·0,45+14,71) ·3,8-49,436.
  2. Используя показания домашнего счетчика, рассчитайте самостоятельно стоимость потребленной  вашей семьей электроэнергии за этот месяц.
  3. Найдите и запишите 5-6 пословиц, в которых встречаются числа.

 

П

П

П

П

П

П

 О  

 О  

 О  

 О  

 О  

 О  

С

С

С

С

С

С

Л

Л

Л

Л

Л

Л

О

О

О

О

О

О

В

В

В

В

В

В

И

И

И

И

И

И

Ц

Ц

Ц

Ц

Ц

Ц

А

А

А

А

А

А


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Умножение десятичной дроби на десятичную дробь

"История предков всегда любопытна для того, кто достоин иметь Отечество" - говорил Н.М.Карамзин. Изучать математику также интересно, если в этом помогает наша история....

"Десятичные дроби.Умножение десятичных дробей"

Урок математики в 5 классе на тему "Умножение десятичных дробей",урок открытия новых знаний,соответствует требованиям ФГОС....

Предметный кроссворд "Умножение десятичных дробей. Деление десятичных дробей на натуральное число"

Автор: Бурачкова Ирина СергеевнаОбразовательное учреждение: МБОУ «Клюквинская СОШИ» Верхнекетского районаНазвание кроссворда: Умножение десятичных дробей. Деление десятичных дробей на натуральное числ...

Умножение десятичной дроби на десятичную дробь презентация по ФГОС

Умножение десятичной дроби на десятичную дробь презентация  урок открытия новых знаний...

Умножение десятичных дробей. Деление десятичной дроби на натуральное число.

Презентация на тему Умножение десятичных дробей. Деление десятичной дроби на натуральное число. Задания для закрепления материала (5 класс)...