Применение цифровых образовательных ресурсов
статья по математике по теме

В школах распространилась практика проведения учебных занятий с использованием электронных образовательных ресурсов.В настоящее время даже в маленькой сельской школе  в каждом классе имеется ккомпьютер. проектор,экран. У учителей появиласьвозможность подключения к интернету, появилась возможность использовать ИКТ на уроках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon primenenie_tsifrovyh_obrazovatelnyh_resursov.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Применение цифровых образовательных ресурсов

учителя математики первой категории

Табачниковой Ольги Георгиевны

Современные социально-экономические условия и информационно-коммуникативные технологии выдвигают новые требования к школе, к выпускнику, которые диктуют необходимость в квалифицированных педагогах и методиках нового поколения

В школах распространилась практика проведения учебных занятий с использованием электронных образовательных ресурсов. В настоящее время  в математическом  классе даже маленькой сельской школы имеется компьютер, сканер, принтер, экран, проектор. Конечно, одного компьютера маловато даже для нашей школы, но т.к. появилась возможность подключения к Интернету,  то все же не смотря ни на, что  у учителей появилась возможность использовать современную технику на уроке.

В последнее время мы страдаем от большого объема поступающей и необходимой для переработки информации. Это проявляется в повышенной нервозности, возбудимости, хронической усталости. Появляется необходимость в методах, позволяющих не просто работать с информацией, а делать это наиболее оптимальным образом

 Цифровой образовательный ресурс (ЦОР) информационный образовательный ресурс, хранимый и передаваемый в цифровой форме, наиболее общее понятие, относящееся к цифровому информационному объекту, предназначенному для использования в образовании. То есть в качестве ЦОРа можно рассматривать любой фрагмент текста, запись формулы, электронную таблицу, рисунок, фотографию, анимацию, аудио или видеофрагмент, презентацию или базу данных, созданную на их основе, тест, интерактивную модель и т. д. Использование ЦОРов на уроке не является чьей-то прихотью или данью моде. Это необходимость, продиктованная временем. Естественно, это не означает, что компьютерные технологии непременно необходимо применять на каждом уроке. Использование цифровых образовательных ресурсов должно соответствовать целям и задачам урока.

Использование компьютера при обучении позволяет создать обстановку, стимулирующую интерес и пытливость ребенка. Компьютер становится электронным посредником между учителем и учеником. Он позволяет интенсифицировать процесс обучения, делает его более ярким и наглядным, предоставляет возможность вести обучение в индивидуальном для каждого ученика темпе, а также позволяет освободить учителя от ряда утомительных функций, например, бесконечных записей на доске, отработки элементарных умений и навыков, проверки знаний.

В распоряжении учителей Федеральная и Региональная коллекции цифровых образовательных ресурсов. Предлагаемые ресурсы могут  быть использованы в целях активизации внимания, повышения познавательного интереса, текущего контроля знаний и самопроверки в ходе изучения темы и в процессе закрепления изученного.

   Выбор, цель применения и места на уроке электронных образовательных ресурсов зависит от конкретного плана урока, разработанного учителем.

Современный учитель, как один из важнейших участников образовательного процесса, не может не учитывать в своей работе результатов постоянного и стремительного совершенствования информационных технологий. Научная и практическая деятельность современного человека, информатизация общества в целом, заставляет преподавателей пересматривать содержание и методы обучения, оперативно расширяя и углубляя его за счет информации, полученной с помощью новейших информационных систем и технологий. Профессиональная деятельность учителя становится более насыщенной и интересной при применении электронных образовательных ресурсах.

С введением в учебный процесс новых компьютерных технологий становится актуальной проблема накопления и использования электронных образовательных ресурсов.

К сожалению, у меня в классе нет  интерактивной доски, которая могла б  мне  активно комментировать работу с ЦОРами.  На интерактивной доске можно:

делать записи, пометки, исправления, подчеркнуть нужную информацию, изменить цвет и толщину линий, передвигать объекты.  

Используя ЦОРы на уроках, я могу, исходя из своего опыта, сделать некоторые выводы о необходимости их применения, уместности их применения и случаях наибольшей эффективности их применения.

На уроках математики применять электронные образовательные ресурсов не просто полезно, но и необходимо. Во-первых, у учителя появилась возможность ярко и наглядно провести урок. Одним из главных этапов любого урока является объяснение нового материала. И учитель должен сделать его максимально наглядным и понятным учащимся. У детей развивается наглядно-образное мышление, их внимание легче удержать к обсуждаемым вопросам. Есть возможность работать не только коллективно, но и индивидуально, с учетом индивидуальных особенностей каждого учащегося. При проведении уроков с электронными информационными ресурсами учитель может охватить большой дополнительный материал. Использование интерактивных моделей существенно ускоряет процесс объяснения учебного материала и повышает его качество. Образы явлений и понятий, которые формируются с помощью моделей и анимаций, запоминаются надолго.

Немаловажным аспектом является значительная экономия времени. Безусловно, при планировании уроков необходимо тщательно изучить все виды электронных образовательных ресурсов – не только готовых электронных учебников, но и Интернет ресурсов. Но, постоянно пополняя коллекцию ресурсов, учитель накапливает огромную базу, которую можно использовать на любом этапе урока.

  Задания творческого исследовательского характера существенно повышают заинтересованность учащихся в изучении математики и являются дополнительным мотивирующим фактором. Ученики получают знания в процессе самостоятельной творческой работы. Эти знания необходимы им для получения конкретного, видимого на экране компьютера, результата. Учитель в таких случаях является лишь помощником в творческом процессе формирования знаний.

Еще раз хочется подчеркнуть, что невозможно не оставить без внимания и тот факт, что далеко не все школы обладают достаточными материальными ресурсами и способны обеспечить кабинеты математики в соответствии с программой обучения. Математика – это наука, тесно связанная с экспериментами и исследованиями. Поэтому прекрасным экспериментальным дополнением на уроках является применение электронных образовательных ресурсов.

Другая важная особенность урока с применением компьютера - его интерактивность, то есть возможность диалога, обратной связи. До сих пор такая возможность существовала лишь в случае непосредственного контакта учителя и ученика. Компьютер имеет возможность осуществлять обратную связь, как с учителем, так и с учеником, являясь непросто партнером по «контакту», но и источником учебной информации (у каждого учащегося практически имеется  дома компьютер и выход в Интернет)

Хотелось бы обратить внимание на то, что при работе с ресурсами Единой коллекции  во время урока есть доступ в сеть Интернет. Теперь мне не приходится заранее копировать  нужный к уроку цифровой образовательный ресурс  в отдельную папку, т.к  на уроке можно работать с выходом в Интернет.

Используя цифровые образовательные ресурсы, мы можем пользоваться следующими методами работы на уроках:

Компьютерные наблюдения – после того, как объяснен новый материал, или во время объяснения имеет смысл предложить выполнить учащимся 1-2 задания. во время изучения нового материала, учитель может продемонстрировать верное решение или различные способы выполнения через проекционную аппаратуру.

Экспериментальные задачи-исследования – задачи, для решения которых необходимо подставить соответствующие параметры переменных и пронаблюдать изменение графика. Как правило, учащиеся с особым энтузиазмом берутся за решение таких задач. Несмотря на кажущуюся простоту, такие задачи очень полезны, так как позволяют учащимся увидеть живую связь компьютерного эксперимента и аналитического решения заданий.

Расчетные задачи с последующей компьютерной проверкой – задачи, которые в начале необходимо решить без использования компьютера, а затем проверить полученный ответ.

Например, построение графиков функций, предпринять индивидуальное исследование её свойств, попытаться подметить какие-то закономерности, высказать в этой связи собственные гипотезы, экспериментально проверить их справедливость.

Дидактические игры – учебный материал используется в качестве средства игры; при помощи игровых приёмов и ситуаций учитель может стимулировать учащихся к физической деятельности. В процессе игры развиваются внимание, наблюдательность, сообразительность.

Электронный учебник позволяет использовать нестандартные экспериментальные задания для практической деятельности на уроке. Учащиеся, объединяясь в группы, ищут способы решения экспериментальных задач, высказывая свои решения. Урок проходит очень продуктивно, если учитель умело проводит рефлексию.

Огромную роль в подготовке учителя и учащихся к урокам играют Интернет-ресурсы. Интернет используется для поиска необходимой информации при подготовке учителя к урокам и в учебно-исследовательской деятельности учащихся. Существует ряд образовательных сайтов, на которых собраны обширные, достоверные информационные ресурсы по каждой учебной теме предмета. Учителю можно спланировать и легко осуществить выполнение виртуального дистанционного эксперимента на уроке. Используя информационные ресурсы электронных энциклопедий на уроке, учащиеся оперативно могут узнать различные трактовки физических терминов (например, работа, трение, давление и т.д.), химических, биологических , географических, которые встречаются на ЕГЭ..

Таким образом, применение электронных образовательных ресурсов на уроках позволяет отметить такие положительные качества:

учет индивидуальных особенностей учащихся;

развитие творческих способностей школьников;

воспитание интереса к предмету.

электронные образовательные ресурсы  вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности;

обеспечение качественного усвоения программного материала;

информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности;

электронные образовательные ресурсы позволяют качественно изменять контроль деятельности учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом;

компьютер способствует формированию рефлексии у учащихся.

Выполняются  фронтальная устная  работа - таблица заполняется при активном участии класса. Попросить 1 ученика записывать результаты, выполнить  построение соответствующего графика,  можно исправлять допущенные учениками ошибки (т. к. нет интерактивной доски, то пользуюсь экраном).

Каковы же преимущества при выполнении данного задания?

-Не надо чертить таблицу и систему координат, работа идет на готовой координатной плоскости.

Стимулирует развитие мыслительной и творческой активности, включает в активную работу всех учащихся в процесс усвоения новых знаний.

Достоинства использования ЦОРов умалить невозможно, это:

 1. Объяснение нового материала происходит в более яркой и увлекательной форме, что способствует повышению мотивации к учению;

 2. Наглядность;

 3. Экономия времени на уроке;

 4. Возможность одновременно слушать и видеть, сто способствует лучшему усвоению;

 5. Возможность сделать процесс обобщения знаний интересным;

 6. Возможность быстрой и всеобъемлющей проверки знаний сразу у всего класса;

 7. Расширение возможности работы над проектами на уроках и во внеурочной деятельности, применяя Интернет;

 8. Расширение возможности применить свои знания для применения свои знаний в нестандартной ситуации, например, составление своего алгоритма работы;

 К недостаткам использования цифровых образовательных ресурсов можно отнести:

 1. Низкую эффективность применения чужих ЦОРов в готовом виде, т.к. не будут учтены особенности класса;

 2. Возможность поломки аппаратуры;

 3. Наличие готового ЦОР почти не дает возможности учителю для изменения хода урока в связи с непредвиденной ситуацией;

 4. Излишняя насыщенность урока цифровыми образовательными ресурсами отвлекает учащихся от поставленной конкретной задачи.

 Первоначально применение, например, презентаций на уроке являлось для многих учителей и для меня в том числе, возможностью блеснуть своими знаниями в области применения ИКТ. Осмысляя тот или иной случай, я пришла к выводу, что урок без ее применения прошел бы эффективнее. Вроде все хорошо, я применила ЦОР, дети получили наглядность, новизну, все шло по плану, а на следующий урок – знания не прочные, применить их не могут, да и в прошлом году такой же урок с мелом у доски дал больший эффект. Такие размышления привели меня к тому, что главным фактором в пользу применения ЦОР можно считать уместность.

 Итак, уместность применения ЦОРов – одно из основных условий их эффективности. Иногда привычные мел, и доска дают больший эффект, чем самая хорошая презентация или видеоролик. Живое общение учитель - ученик никто и никогда не заменит. Гораздо чаще и уместнее я применяю ИКТ, все-таки, на уроках геометрии, особенно при изучении стереометрии. Следует отметить, что большое количество картинок и обилие анимации так же негативно влияет на восприятие. Если в младших классах это привлекает учеников, дает положительный эмоциональный заряд, то в средних и старших - отвлекает от содержания урока.

 Хотелось бы остановиться на тех способах применения ЦОРов, которые, по моему мнению, способствуют повышению эффективности урока.

 Мультимедийная презентация - пожалуй, самый распространенный вид ЦОР. Я бы отметила наиболее эффективное применение следующих их типов:

 • Проведение презентаций на уроке при объяснении нового материала: заранее созданная презентация заменяет классную доску при объяснении нового материала для фиксации внимания учащихся на каких-либо иллюстрациях, данных, формулах и т. п.. Такая презентация будет производить больший эффект, если приготовлена самим учителем, исходя из особенностей данного класса при соблюдении всех требований цветовой гаммы, шрифтам, наличии анимации.

 • Наглядная демонстрация процесса, например, построение диаграмм.

 • Презентация по результатам выполнения индивидуальных и групповых проектов. Это бесспорная возможность для учащихся применения своих творческих качеств, способствует развития навыков публичных выступлений, применению умения пользоваться программой PowerPoint

 • Слайд-шоу. Подразумевает практически полное отсутствие текста и акцент на яркие, крупные изображения. (Может демонстрироваться в начале, в конце, или в середине урока, ставя своей целью создание определенного эмоционального настроя).

• «Только текст». Вариант, противоположный по сути представления тому, что предлагалось в предыдущем пункте. Дидактический эффект достигается за счет смены типов используемых шрифтов, размера шрифта и цветовой гаммы. Также активно используются различные варианты подчеркиваний. Такой тип презентации применим в старших классах, например, текст определения или теорем, чтобы акцентировать на них внимание, выделяя самое важное для запоминания.

 • Анимированные схемы. В этом варианте презентации особый упор сделан на различных графиках и схемах. Изобразительный ряд – минимален. Например, смещение графиков вдоль координатных осей, построение сечений в стереометрии.

 • «Опорные сигналы». Фактически данный подход является ИКТ – развитием идей В.Шаталова. Естественно, что в данном случае потребуется эффективное владение простейшими графическими редакторами (рисование).

 • Заполняем таблицу. Вариант презентации рекомендуемый при проведении занятий, связанных с систематизацией какого-либо материала, повторением, контролем. Например, заполнение таблицы «Свойства четырехугольников»; «Свойства квадратичной функции», нахождение координат вектора, длины вектора и координат середины отрезка по заданным координатам точек начала и конца вектора и.т.п.

 • Тестирование. Вариант, который также может быть рекомендован при проведении повторительно-обобщающего урока, при подготовке к ГИА. При помощи соответствующих гиперссылок, ответ учащихся сопровождается определенной реакцией.

 • Презентации для индивидуальной работы

  • Тренажеры
  • Выполнение заданий по карточкам – инструкторам с настроенными гиперссылками с подсказкой нужной формулы (для слабоуспевающих учащихся)
  • Самостоятельное изучение нового материала по презентации – рабочей тетради (для продвинутых учащихся или пропустивших урок)

 Например, «Симметрия в природе, в архитектуре», «Конусы вокруг нас» и т.п. Демонстрация слайд-шоу в течение всего урока неэффективна

 • «Только текст». Вариант, противоположный по сути представления тому, что предлагалось в предыдущем пункте. Дидактический эффект достигается за счет смены типов используемых шрифтов, размера шрифта и цветовой гаммы. Также активно используются различные варианты подчеркиваний. Такой тип презентации применим в старших классах, например, текст определения или теорем, чтобы акцентировать на них внимание, выделяя самое важное для запоминания.

 • Анимированные схемы. В этом варианте презентации особый упор сделан на различных графиках и схемах. Изобразительный ряд – минимален. Например, смещение графиков вдоль координатных осей, построение сечений в стереометрии.

 • «Опорные сигналы». Фактически данный подход является ИКТ – развитием идей В.Шаталова. Естественно, что в данном случае потребуется эффективное владение простейшими графическими редакторами (рисование).

 • Заполняем таблицу. Вариант презентации рекомендуемый при проведении занятий, связанных с систематизацией какого-либо материала, повторением, контролем. Например, заполнение таблицы «Свойства четырехугольников»; «Свойства квадратичной функции», нахождение координат вектора, длины вектора и координат середины отрезка по заданным координатам точек начала и конца вектора и.т.п.

 • Тестирование. Вариант, который также может быть рекомендован при проведении повторительно-обобщающего урока, при подготовке к ГИА. При помощи соответствующих гиперссылок, ответ учащихся сопровождается определенной реакцией.

 • Презентации для индивидуальной работы

  • Тренажеры
  • Выполнение заданий по карточкам – инструкторам с настроенными гиперссылками с подсказкой нужной формулы (для слабоуспевающих учащихся)
  • Самостоятельное изучение нового материала по презентации – рабочей тетради (для продвинутых учащихся или пропустивших урок)

Поэтому особенно хочется отметить роль тех презентаций, которые выполнены самими учащимися, не только как продукт выполнения проекта, но и как результат составления какого-то алгоритма, например «Решения квадратного уравнения», «Построения графика квадратичной функции». При составлении тестов, тренажеров, ученики самостоятельно изучают новый или дополнительный материал, закрепляют изученный материал, умения в процессе такой работы превращаются в навыки.

 При использовании компьютерной презентации необходимо помнить:

 - когда учитель пишет на доске, а ученики одновременно делают записи в тетради, то учителю не приходится их ждать, а когда текст на экране уже готов, то ученикам необходимо давать время не только для записи, но и для осмысления записанного, не стоит подгонять учащихся;

 - при подготовке презентации необходимо соблюдать правила их оформления (сочетание цветов, шрифтов, анимации)

 Компьютерное тестирование – один из способов организации эффективного контроля.

 Оно позволяет учителю проверить различные аспекты знаний учащихся всего класса в короткий срок. Для тестирования можно использовать вышеназванное приложение PowerPoint, а так же тесты составленные учителем в приложении Excel, тесты для программы Ni Tester и My Test. При составлении таких тестов должны быть учтены интересы не только учителя, но и учащихся (узнать оценку, увидеть, где ошибся, и узнать как правильно). Учитель экономит время и получает полную картину знаний. Особенно, если вопросы для тестов он формулировал сам с учетом возможных ошибок своих учеников. Широкие возможности для проверки знаний учащихся и самоподготовки предоставляет Интернет, где можно найти он-лайн тесты, как тематические, так и для проверки знаний по темам. Учителю нужно с осторожностью подходить к таким тестам, выбирать адаптированные для конкретного класса и конкретной программы. Безоговорочно можно применять для учеников он-лайн тесты для подготовки к ГИА и ОГЭ, составленные из упражнений Открытого банка заданий или брать на сайте «Решу Егэ»

 Сканирование материалов.

 Оснащение современных классов позволяет превратить в ЦОР тетрадь любого ученика. Отсканировав страницу тетради, учитель получает возможность:

 1. провести работу над ошибками;

 2. предложить ученикам осуществить поиск ошибок;

 3. проверить свою работу по предложенным ответам

 4. предложить ученикам сверить свою работу с эталонной;

 5. предложить выставить оценку за данную работу.

 Видеоматериалы – вид ЦОР, который нечасто применяется на уроках математики. Однако есть необходимость применения видеороликов при демонстрации тел в стереометрии, их сечений.

 Очень эффективно в этом случае применение небольших отрывков демонстраций с диска «Открытая математика. Стереометрия»

 Интернет так же внес новизну в применение видео в преподавании математики – это, конечно же, видео уроки. Наибольшую эффективность они могут принести, если урок дает учитель своим ученикам, размещая его на своем сайте или на сайте школы. Например, в случае карантина в школе или, если ученик заболел или находится на индивидуальном обучении. Зная особенности своих учеников, учитель донесет необходимую информацию очень доходчиво. Не стоит пренебрегать и уроками других учителей, размещенными в Интернете. Например, очень убедительно прозвучало во Всемирное паутине решение некоторых заданий по математике для подготовки к ГИА

 Интерактивная доска позволяет применять презентации более эффективно. Учитель и ученики могут вносить изменения в материал презентации, отмечать точки в координатной плоскости смешными смайликами, создавать интересные игры, используя возможности такой доски. Это, конечно же, способствует повышению мотивации, разнообразит урок, привлекает своими возможностями не только малышей, но и старших школьников.

 Таким образом, применение ЦОРов на уроках математики не дань моде, а необходимость. Их всесторонне продуманное применение позволит и в дальнейшем повысить эффективность урока, содействовать обеспечению

Применение цифровых образовательных ресурсов - не самоцель, а способ повышения эффективности урока математики.

Эффективность работы  при этом  зависит от самого учителя, от его таланта, творчества и опыта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья о применении цифровых образовательных ресурсов на уроках английского языка

применение Интернет- ресурсов на уроках английского языка...

Применение цифровых образовательных ресурсов на уроках географии

Выступление на МО учителей естественно-гуманитарного цикла....

Применение цифровых образовательных ресурсах на уроках истории

Статья на тему "Применение цифровых образовательных ресурсов на уроках истории"...

Выступление по теме "Применение цифровых образовательных ресурсов при проведении учебных занятий по химии"

Выступление по теме: " Применение цифровых образовательных ресурсов  при проведении учебных занятий по химии" ...

Применение цифровых образовательных ресурсов на уроках английского языка

Современные образовательные технологии дают возможность повышать качество образования и более эффективно использовать учебное время. Они ориентированы на индивидуализацию, дистанционность и вариативно...

Авторская методика применения цифровых образовательных ресурсов нового поколения на уроках русского языка и литературы

   Использование новых информационных технологий в преподавании русского языка и литературы является одним из важнейших аспектов совершенствования учебного процесса, обогащения арсена...

Методика применения цифровых образовательных ресурсов на уроках физической культуры в начальной школе

В статье описывается актуальность применения цифровых образовательных ресурсов на уроках физической культуры в начальной школе при разучивании нового материала с учащимися....