Урок в рамках системно-деятельностного подхода.
статья по математике (7, 8, 9 класс) на тему

Рясько Марина Николаевна

алгоритм конструирования урока в рамках системно-деятельностного подхода при обучении математики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_ramkah_sistemno.docx19.84 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в рамках системно-деятельностного подхода.

Единственный путь, ведущий к знанию - это деятельность

 Б. Шоу

Главная цель введения ФГОС ООО заключается в создании условий, позволяющих решить стратегическую задачу Российского образования – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства.

Введение стандарта второго поколения во многом изменит школьную жизнь ребенка. Речь идет о новых формах организации обучения, новых образовательных технологиях, новой открытой информационно-образовательной среде, далеко выходящей за границы школы. Именно поэтому в стандарт, например, введена Программа формирования универсальных учебных действий, а учебные программы ориентированы на развитие самостоятельной учебной деятельности школьника (на такие виды учебной и внеучебной (внеурочной) деятельности, как учебное проектирование, моделирование, исследовательская деятельность, ролевые игры и др.)  Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности школьника.

Каждый раз, составляя проект очередного урока, учитель  задает себе один и тот же вопрос:

  • Как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение;
  • Какой отобрать учебный материал и  как подвергнуть его дидактической обрабртке ;какие методы и средства обучения выбрать;
  • Как организовать собственную деятельность и деятельность ученика;

Как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к системе знаний ценностных ориентаций. Построение урока в логике системно-деятельностного подхода значительно отличается от классического представления о типологии и структуре урока.

Суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода,  отражают слова К.Д. Ушинского: “Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал”

Рассмотрим алгоритм конструирования  урока в рамках системно-деятельностного подхода.

1.      Представить урок в виде логически законченных модулей с четко определенной целью и планируемым результатом.

2.     Исходя из тематики урока, цели модуля,  с учетом возрастных психологических особенностей развития детей, выбрать педагогический прием или технику из банка приемов.

3.     Для подготовки учебных задач на основе материала учебника может быть использован конструктор ситуационных задач.

4.     Проанализировать полученный сценарий урока с точки зрения системно-деятельностного подхода. Рассмотреть выбранные приемы или техники на предмет использования ИКТ для их реализации.

5.     Оценить эффективность урока, опираясь на принцип идеальности: максимальный эффект учебной деятельности учащихся  при минимальной деятельности учителя.

Рассмотрим дидактические требования к современному уроку в рамках системно-деятельностного подхода.

Тему урока, цели и задачи формулируют сами учащиеся, самостоятельно определяя границы знания и незнания. Учитель не сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели, планирование способов достижения цели осуществляется самостоятельно самими учащимися. Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), осуществляется само- и взаимо- контроль. По итогам выполненной работы ребята в индивидуальном порядке  формулируют затруднения и самостоятельно осуществляют коррекционную работу под руководством учителя. Тут приветствуется самооценивание результатов работы или взаимооценивание работы товарищей. При подведении итога урока учитель не выясняет, что запомнили учащиеся, а проводит рефлексию. Учитель предлагает разноуровневое домашнее задание, а учащиеся самостоятельно выбирают уровень с учетом индивидуальных возможностей.

Требования к уроку

Традиционный урок

Урок современного типа

Объявление темы урока.

Учитель сообщает учащимся.

Формулируют сами учащиеся.

Сообщение целей и задач.

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться.

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания.

Планирование.

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели.

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели.

Практическая деятельность учащихся.

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности).

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы).

Осуществление контроля.

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы.

Учащиеся сами осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля).

Осуществление коррекции.

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию.

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно.

Оценивание учащихся.

Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке.

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей).

Итог урока.

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили.

Проводится рефлексия.

Домашнее задание.

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех).

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей.

 

Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности. Отличает систему обучения то, что в ней упор делается на зону ближайшего развития, то есть область потенциальных возможностей, которые позволяют учащемуся вступать в контакт со взрослым и под его руководством на более высоком уровне решать поставленные задачи. Выход на зону ближайшего развития осуществляется через постановку учебных задач. Учитель руководит поиском ответов на поставленный вопрос или учебную задачу: предполагается помощь, а не подсказка. Деятельность школьника в рамках своей зоны ближайшего развития предусматривает использование им дополнительных сведений из вспомогательных источников (словарей, справочников, энциклопедий), с которыми ученик работает самостоятельно. Работа ученика с учетом зоны ближайшего развития способствует актуализации, самоконтроля, саморегуляции и планирования собственной деятельности в условиях контроля и помощи со стороны учителя.

На уроках должны применяться следующие виды заданий:

 

Виды заданий

Задания на мнемоническое воспроизведение

Задания на извлечение и описание информации

Задания на структурирование и переработку информации

Задания на осмысление, оценку и интерпретацию информации

Задания на творческое применение информации

Дайте определение.

Сформулируйте.

Перескажите.

Сделайте по образцу.

Опишите процесс явления.

Перечислите факторы.

Дайте характеристику.

Понаблюдайте.

Составьте план, конспект.

Выполните.

Подготовьте доклад, сообщение.

Напишите эссе, изложение.

Укажите главное.

Озаглавьте.

Подготовьте аннотацию.

Заполните таблицу.

Проанализируйте.

Укажите сходство и различия.

Сопоставьте.

Сравните.

Найдите закономерности.

Оцените.

Приведите примеры.

Объясните.

Докажите.

Обоснуйте.

Выскажите своё мнение.

Предложите способ решения проблемы.

Задайте вопрос.

Исследуйте.

Придумайте.

Предложите.

 

Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.

Образовательный результат разворачивается и через определенную последовательность этапов работы процесса обучения – изменение структуры урока.

Основной результат достигнутый при использовании систмно-детельностного метода обучения будет – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация урока в рамках системно-деятельностного подхода. Урок исследования (урок творчества)».

«Организация урока в рамках системно-деятельностного подхода.Урок исследования (урок творчества)»....

Мастер - класс «Организация урока в рамках системно - деятельностного подхода»

Мастер - класс простроен на основе открытого урока "Олимпийские игры: вчера, сегодня, завтра". Даёт представление об этапах современного урока....

Алгоритм конструирования урока в рамках системно-деятельностного подхода

Чтобы понять какой прием или технику использовать на уроке, необходимо представить каждый этап урока в виде законченного модуля с четко определенными целями и задачами, а также планируемыми результата...

Организация урока в рамках системно-деятельностного подхода (опыт работы)

В пункте 5 ФГОС говорится о том, что “в основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;- проектирование...

«Обеспечение обучающихся самостоятельной деятельностью на уроке в рамках системно-деятельностного подхода. Педагогическая поддержка социализации обучающихся в ходе познавательной деятельности»

«Обеспечение обучающихся самостоятельной деятельностью на уроке в рамках системно-деятельностного подхода. Педагогическая поддержка социализации обучающихся в ходе познавательной деятельности»...

Структура урока в рамках системно-деятельностного подхода в обучении

В этом материале можно ознакомиться со структурой урока в рамках системно-деятельностного подхода в обучении...

Алгоритм конструирования урока в рамках системно-деятельностного подхода.

Алгоритм конструирования  урока в рамках системно-деятельностного подхода, предлагаются модули урока, приемы и техники,которые можно использовать для достижения поставленных целей....