Исследовательская работа на тему "Занимательное умножение"
проект по математике (5 класс) на тему
ВВЕДЕНИЕ
Мало кто из учащихся задумывается, что современные способы выполнения арифметических действий не всегда были так просты и удобны, легко и быстро приводили к результату. Наши предки использовали гораздо более громоздкие и медленные приемы. И если бы школьник XXI века мог перенестись на несколько веков назад, он поразил бы наших предков быстротой и безошибочностью своих арифметических выкладок.
При решении ряда задач по математике бывает необходимо быстро умножить большие числа, встречающиеся в этих задачах. Мы уже знакомились с несколькими приемами более рационального сложения чисел, основанном на их свойствах. Но есть и способы быстрого умножения чисел. Кроме того, изучая книги для дополнительного чтения по математике, мы узнали, что математические закономерности могут быть и занимательными (существуют математические фокусы), и даже красивыми. Многие интересные и полезные в современных условиях способы умножения содержатся в работах по истории математики.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ: выделить приемы умножения чисел, которые не изучаются в школьном курсе, но могут помочь учащимся при решении математических задач.
ЗАДАЧИ РАБОТЫ: изучить литературу по теме «Умножение чисел»; выявить полезные приемы умножения чисел из работ по истории математики, которые могут быть применены современными школьниками; собрать из математической литературы приемы быстрого умножения; привести примеры математических фокусов и красивых закономерностей умножения.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: действия умножения натуральных чисел.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: приемы рационального умножения натуральных чисел.
ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ: умножение натуральных чисел можно выполнять рациональными способами.
Для достижения поставленных задач нами использовались следующие методы исследования: анализ литературы по теме «Умножение натуральных чисел», изучение литературы по истории математики и вычисления.
2
1. ПРИЕМЫ БЫСТРОГО УМНОЖЕНИЯ
НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ
Прием быстрого умножения на 5 (50). Чтобы умножить число на 5 (50), надо разделить его на 2 и умножить на 10 (100).
Например,
446∙5=446:2∙10=2230,
4672∙50=46672:2∙100=233600.
Прием быстрого умножения на 25 (250). Чтобы умножить число на 25 (250), надо умножить его на 100 (1000) и разделить его на 4.
Например,
88∙25=8800:4=2200,
24∙250=24000:4=6000.
Прием быстрого умножения на 125. Чтобы умножить число на 125, надо умножить его на 1000 и разделить его на 8.
Например,
384∙125=384000:8=48000.
Прием быстрого умножения на 9 (99 или 999). Чтобы умножить число на 9 (99 или 999), надо умножить его на 10 (100 или 1000) и вычесть из произведения заданное число.
Например,
254∙9=254∙(10-1)=2540-254=2286,
324∙99=254∙(100-1)=32400-324=32076,
546∙999=546∙(1000-1)=546000-546=545 454.
Прием быстрого умножения на 11. При умножении двухзначного числа на 11 возможны два случая.
1. Сумма цифр числа, умножаемого на 11, меньше 10. В этом случае надо между ними вставить их сумму:
17 ·11=1 (1+7)7=187; | 81·11=8(8+1)=891. |
2. Сумма цифр числа, умножаемого на 11, больше 9. В этом случае надо между ними вставить количество единиц в сумме цифр данного числа, а первую цифру множимого числа увеличить на 1:
28·11=(2+1)08=308; 94·11=(9+1)34+1034.
Прием быстрого возведения в квадрат чисел, оканчивающихся на
5. Чтобы возвести в квадрат число, оканчивающееся на 5, надо, отбросив 5,
3
перемножить оставшееся число десятков на следующее по порядку число и к результату приписать 25.
Например, чтобы 395 умножить на 395, надо умножить 39 на 40, а это 1560, и приписать справа 25, т.е. 395·395=156025.
Прием быстрого возведения в квадрат трехзначных чисел,
оканчивающихся на 25. Для получения квадрата трехзначного числа (например, 325) надо:
1) пишем в конце 625;
2) число сотен (30 умножаем на 5, у полученного числа (15) последнюю цифру (5) пишем впереди числа 625, а первую цифру (1) запоминаем;
3) число сотен данного числа (3) возводим в квадрат (3·3=9) и прибавляем ту цифру, которую только что запомнили (9+1), а полученный результат (10) пишем впереди написанных нами чисел :
105 625.
Прием быстрого возведения в квадрат числа пятого и шестого десятков.
Чтобы возвести в квадрат число пятого десятка (41, 42, .., 49), надо к числу единиц прибавить 15, затем к полученной сумме приписать квадрат дополнения числа единиц до 10 (если этот квадрат – однозначное число, то перед ним приписывается 0).
Например, 432=(15+3)∙100+72=1849,
482=(15+8)∙100+22=2304.
Еще проще возвести в квадрат число шестого десятка (51, 52, .., 59). Для этого надо к числу единиц прибавить 25 и к этой сумме приписать квадрат числа единиц.
Например, 542=(25+4)∙100+42=2916,
572=(25+7)∙100+72=3249.
Прием быстрого возведения в квадрат двузначных чисел. Этот прием основан на следующих преобразованиях:
а2=а2-в2+в2=(а-в)∙(а+в)+в2.
Например, 272=(27-3)∙(27+3)+32=24∙30+9=729.
4
2. ИЗ ИСТОРИИ МАТЕМАТИКИ. СТАРИННЫЕ ПРИЕМЫ УМНОЖЕНИЯ
Действия умножения да и деления в старину были особенно сложны и трудны. Об этом люди даже сложили поговорки. «Умножение – мое мучение, а с делением – беда». «Трудное дело деление», - гласила старинная итальянская поговорка. Тогда не существовало еще, как теперь, одного выработанного практикой приема для каждого действия. Напротив, в ходу была одновременно чуть не дюжина различных способов умножения и деления. Приемы, которые применялись в то время, были очень запутанными, твердо запомнить которые часто не в силах был человек средних способностей. В книге В. Беллюстина «Как постепенно дошли люди до настоящей арифметики» (1914 г.) изложено 27 способов умножения. И все эти приемы умножения: «шахматный или органчиком», «загибанием», «по частям или разрыв», «крестиком», «решеткой», «задом наперед», «алмазом» и прочие, а также способы деления, носившие не менее затейливые названия, соперничали друг с другом в громоздкости и сложности. Но среди них можно выбрать ряд таких способов, которые и сегодня можно применять современным школьникам.
Счет по пальцам широко применялся в старину. Использовали его и для умножения. Вот как умножали древние римляне на пальцах числа, содержащиеся между 5 и 10.
Пусть требуется умножить 6 на 7. Считаем на пальцах левой руки, согнутой в кулак, до 6, разгибая по одному пальцу, а на правой то же до 7. Два каких-то разогнутых пальца правой руки кладем на разогнутый палец левой. Всего 3 разогнутых пальца, это – 3 десятка – 30. Остальные 4 (согнутых пальца левой руки) перемножаются на 3 (согнутых пальца правой), получаем 12. Итак, 30+12=42.
Аналогично:
6·8=(1+3) 10+4·2=48,
6·9=(1+4) 10+4·1=54.
Пальцевой счет был широко распространен в практической жизни и в средние века. Ирландский ученый монах Беда Достопочтенный(673-735), написавший книгу «О счете времени», посвятил целую главу счету на пальцах.
Вот как производилось, например, умножение 13 на 14.
5
1) Известно, что 10·10=100.
2) Откладывают (загибают) на одной руке 3, на другой – 4 пальца.
3) 3+4=7, это – десятки, т.е. 7·10=70.
4) 3·4=12.
5) Тогда 13·14=10·10+7·10+3·4=182.
Интересный прием умножения и деления содержится в египетских папирусах. Он сводится к последовательному удваиванию и сложению. Иногда применялось умножение на 10 и сложение.
Приведем пример. Надо умножить 15·13.
Решение. Составляем два столбца, во главе первого стоит 1, а второго – множимое 15. Эти числа последовательно удваиваются до тех пор, пока в первом станет возможным, суммируя некоторые из его членов, получить в сумме множитель 13. Сумма соответствующих чисел второго столбца и дает произведение 195.
'1 | '15 |
2 | 30 |
'4 | '60 |
'8 | '120 |
________ | |
13 | 195 |
Деление сводится к умножению в обратном направлении:
195:15=(15+60+120):15=1+4+8=13.
К староегипетскому близок так называемый «русский крестьянский способ умножения», применявшийся
крестьянами в дореволюционной деревне. Этот способ не требовал знания всей таблицы умножения. Он основан на последовательной замене произведения двух сомножителей, при котором один из них повторно удваивается, а другой раздваивается до единицы.
Перемножим числа 987 и 1998

Рис.1 этим способом.
6
Напишем одно из чисел слева, а второе – справа на одной строчке. Левое число будем делить на 2, а правое – умножать на 2 и результаты записывать в столбик.
Если при делении возникает остаток (т.е. делимое окажется нечетным числом), то он отбрасывается. Умножение и деление на 2 продолжаем до тех пор, пока слева не останется 1. Затем вычеркиваем те строчки столбиков, в которых слева стоят четные числа. Теперь сложим оставшиеся числа в правом столбце – получим 1 972 026. Это и есть произведение перемножаемых чисел.
Данный способ дает верный результат потому, что он непосредственно связан с представлением одного из сомножителей, а именно первого, в двоичной системе счисления.
За тысячелетия развития математики было придумано множество способов умножения чисел. Итальянский математик Лука Пачолли в своем
трактате «Сумма знаний по арифметике, отношениям и пропорциональности» (1494 г.) приводит восемь способов умножения. Один из них носит название «ревность, или решетчатое умножение».
Сначала рисуется прямоугольник, разделенный на квадраты, причем размеры сторон прямоугольника соответствуют числу десятичных знаков у множимого и множителя. Затем квадратные клетки делятся на диагонали, и «…получается картинка, похожая на решетчатые ставни – жалюзи, - пишет Пачолли. - Такие ставни вешались на окна венецианских домов, мешая уличным прохожим видеть сидящих у окон дам и монахинь».
Перемножим этим способом числа 1998 и 987. Для этого запишем вверху таблицы число 987, а слева – 1998, как показано на рис.
Теперь в каждый квадратик впишем произведение цифр – сомножителей, расположенных в одной строке и в одном столбце с этим квадратиком. Десятки располагаются в нижнем треугольнике, а единицы – в верхнем. После того, как все треугольники заполнены, цифры в них складываются вдоль каждой диагонали. Результаты записываются справа и снизу от таблицы – получается 1 972 026.
Другой способ называется «маленький замок». Сначала, как мы и привыкли, одно число записывается под другим, но затем цифры верхнего
7
числа поочередно умножаются на нижнее число, причем начинают с цифры старшего разряда и каждый раз добавляют нужное число нулей.

Рис. 2

Рис. 3
8
Добравшись после утомительных трудов до желанного конца арифметических действий, наши предшественники считали необходимым непременно проверить полученный результат. Любимым приемом проверки был так называемый «способ девятки». Заметим, что в некоторых иностранных учебниках этот прием встречается и сейчас.
Проверка девяткой основана на «правиле остатков», гласящем: остаток от деления суммы на какое – либо число равен сумме остатков от деления каждого слагаемого на то же число. Точно такой же остаток произведения равен произведению остатков множителей. С другой стороны, известно также, что при делении числа на 9 получается тот же остаток, что и при делении на 9 суммы цифр этого числа. Например, 758 при делении на 9 дает остаток 2, и то же получается в остатке от деления (7+5+8) на 9.
Покажем на примере, в чем он состоит.
Пусть требуется проверить правильность сложения следующего столбца:
38 932……….7
+ 1 096……….7
4 710 043……….1
589 106……….2
5 339 177……….8
Составляем в уме сумму цифр каждого слагаемого, причем в получающихся попутно двузначных числах также складываем цифры (делается это в самом процессе сложения цифр), пока в конечном результате не получим однозначное число. Результаты эти (остатки от деления на 9) записываем, как показано на примере, рядом с соответствующими слагаемыми. Складываем все остатки (7+7+1+2=17; 1+7=8), -получаем 8.
Такова же должна быть сумма цифр итога (5 339 177), если действие выполнено верно: 5+3+3+9+1+7+7, после всех упрощений, равно 8.
Проверка вычитания выполняется точно так же.
9
3. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ФОКУСЫ
МГНОВЕННОЕ УМНОЖЕНИЕ ТРЕХЗНАЧНОГО ЧИСЛА НА 999.
Можно мгновенно умножить любое трехзначное число на 999.
Например, 573·999=572427.
Разгадка фокуса. В результате умножения получается шестизначное произведение: первые три цифры его есть умножаемое число, только уменьшенное на единицу, а остальные три цифры (кроме последней) – «дополнения» первых до 9. Стоит лишь взглянуть на следующую строку, чтобы понять происхождение этой особенности:
573·999= 573·(1000-1)= 573000-573 =572427.
ЧИСЛО ШЕХЕРЕЗАДЫ. Напишите на бумажке (не показывая) трехзначное число, а затем припишите еще раз то же самое число. Полученное шестизначное число разделите сами (или предложите любому другому) разделить, не показывая, без остатка на 7. Результат деления еще раз разделите сами (или передав другому ученику) без остатка на 11, а затем на 13. После троекратного деления должно получиться загаданное число.
Разгадка фокуса. Вспомним, что приписать к трехзначному числу его само – значит, умножить его на 1001 – число Шехерезады. Но 1001=7·11·13.
а в результате деления последовательно на эти три числа оно должно снова дать полученное число.
Замечание 1. Другой вариант этого же фокуса можно предложить в следующем виде. Напишите на бумажке (не показывая) трехзначное число, а затем припишите еще раз то же самое число. Полученное шестизначное число разделите сами (или предложите любому другому) разделить, не показывая, без остатка на 11, потом на задуманное число и на 13. В итоге должно получиться 7.
Замечание 2. Аналогичный фокус необычного отгадывания можно
предложить и с числом 10 101: 10 101= 3·7·13·37. Тогда возможны разнообразные сочетания вариант множителей и получаются несколько фокусов.
Замечание 3. Аналогичный фокус можно предложить и с числом
10 001.10 101= 73·137.
Замечание 4. Аналогичный фокус можно предложить и с числом 111111= 111 ·1001=3·37·7·11·13. Тогда снова возможны разнообразные сочетания вариант множителей и получаются несколько фокусов.
10
4. ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ УМНОЖЕНИЕ
Приведем примеры удивительных произведений.
11·11=121
111·111=12321
1111·1111=1234321
11111·11111=123454321
………
111111111·111111111=12345678987654321
1∙9+2=11
12∙9+3=111
123∙9+4=1111
1234∙9+5=11111
123456∙9+6=111111
9∙9+7=88
98∙9+6=888
987∙9+5=8888
9876∙9+4=88888
98765∙9+3=888888
987654∙9+2=8888888
9876543∙9+1=88888888
98765432∙9+0=888888888
1∙8+1=9
12∙8+2=98
123∙8+3=987
1234∙8+4=9876
12345∙8+5=98765
123456∙8+6=987654
1234567∙8+7=9876543
12345678∙8+8=98765432
123456789∙8+9=987654321
11
5. ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАЧИ
Задача 1. Сколько нулей стоит в конце произведения всех натуральных чисел от 10 до 25?
Решение. Предположим, что это произведение разложили на простые множители. Так как нуль на конце произведения образуется при умножении 5 на 2, то нулей будет столько, сколько раз можно выделить это произведение из разложения на простые множители. Для подсчета числа нулей на конце произведения достаточно посчитать количество пятерок в разложении данного произведения на простые множители: их 5 (в числах 10, 15, 20, 25). Значит, произведение будет оканчиваться пятью нулями.
Задача 2. Брат и сестра пишут цифры со старшего разряда по порядку вплоть до младшего. Начинать с нуля нельзя, а остальные числа совершенно произвольные. Если записанное число разделить нацело на 11, то победителем объявляется написавший последнюю цифру, а если не разделится, то победителем будет написавший предпоследнюю цифру. Кто выиграет при правильной игре, если всего должно быть записано 6 цифр.
Решение. Выиграет второй игрок, если каждым своим ходом будет повторять цифру, записанную соперником. В этом случае получается число вида aabbcc , которое всегда делится на 11.
![]()
Задача 3. Во сколько раз увеличится двузначное число, если справа приписать такое же число. Ответ. В 101 раз.
Задача 4. Сравните дроби | 23232323 | и | 23 | . Ответ. Равны. |
| |
| 55 |
|
| |||
55555555 |
|
|
|
| ||
Задача 5. Докажите, что число, записанное шестью одинаковыми цифрами, делится на 3, 7, 11, 13 и 37.
Решение. àààààà = 111111 · а=3·7·11·13·37 а.
![]()
Задача 6. Восстановите запись:
6*
х
**
+ **
**_
**6
Решение. Учитываем, что при умножении двузначного числа, начинающегося с цифры 6, на однозначное, двузначное получается только в том случае, когда однозначный множитель равен 1. Получается, что каждая цифра второго множителя равна 1.
12
ВЫВОДЫ
1. В книгах по истории математики нами найдены интересные способы умножения чисел различных народов и эпох, которые и сегодня можно применять современным школьникам.
2. Приемы быстрого умножения могут помочь ученикам, как на уроках математики, так и в повседневной жизни.
3. Приемы быстрого умножения лежат и в основе удивительных математических фокусов.
4. Приемы быстрого умножения являются не только основой занимательных задач, но и необходимы при решении задач серьезных
(олимпиадных, повышенного уровня сложности и т.д.).
13
ЛИТЕРАТУРА
1. Депман И.Я. , Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5-6 классов. М.: Просвещение, 1999.
2. Депман И.Я. История арифметики. М.: Просвещение, 1965.
3. Балк М.Б., Балк Г.Т. Математика после уроков. М.: Просвещение,1971.
4. Глейзер Г.И. История математики в школе. 4-6 кл. М.: Просвещение,
1981
5. Энциклопедия для детей. т.11. Математика. /Глав.ред.Т.,И. Аксенова. «Аванта +» , 1998.
Тема "Занимательное умножение"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 206.52 КБ |
Предварительный просмотр:
ВВЕДЕНИЕ
Мало кто из учащихся задумывается, что современные способы выполнения арифметических действий не всегда были так просты и удобны, легко и быстро приводили к результату. Наши предки использовали гораздо более громоздкие и медленные приемы. И если бы школьник XXI века мог перенестись на несколько веков назад, он поразил бы наших предков быстротой и безошибочностью своих арифметических выкладок.
При решении ряда задач по математике бывает необходимо быстро умножить большие числа, встречающиеся в этих задачах. Мы уже знакомились с несколькими приемами более рационального сложения чисел, основанном на их свойствах. Но есть и способы быстрого умножения чисел. Кроме того, изучая книги для дополнительного чтения по математике, мы узнали, что математические закономерности могут быть и занимательными (существуют математические фокусы), и даже красивыми. Многие интересные и полезные в современных условиях способы умножения содержатся в работах по истории математики.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ: выделить приемы умножения чисел, которые не изучаются в школьном курсе, но могут помочь учащимся при решении математических задач.
ЗАДАЧИ РАБОТЫ: изучить литературу по теме «Умножение чисел»; выявить полезные приемы умножения чисел из работ по истории математики, которые могут быть применены современными школьниками; собрать из математической литературы приемы быстрого умножения; привести примеры математических фокусов и красивых закономерностей умножения.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: действия умножения натуральных чисел.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: приемы рационального умножения натуральных чисел.
ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ: умножение натуральных чисел можно выполнять рациональными способами.
Для достижения поставленных задач нами использовались следующие методы исследования: анализ литературы по теме «Умножение натуральных чисел», изучение литературы по истории математики и вычисления.
2
- ПРИЕМЫ БЫСТРОГО УМНОЖЕНИЯ
НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ
Прием быстрого умножения на 5 (50). Чтобы умножить число на 5 (50), надо разделить его на 2 и умножить на 10 (100).
Например,
446∙5=446:2∙10=2230,
4672∙50=46672:2∙100=233600.
Прием быстрого умножения на 25 (250). Чтобы умножить число на 25 (250), надо умножить его на 100 (1000) и разделить его на 4.
Например,
88∙25=8800:4=2200,
24∙250=24000:4=6000.
Прием быстрого умножения на 125. Чтобы умножить число на 125, надо умножить его на 1000 и разделить его на 8.
Например,
384∙125=384000:8=48000.
Прием быстрого умножения на 9 (99 или 999). Чтобы умножить число на 9 (99 или 999), надо умножить его на 10 (100 или 1000) и вычесть из произведения заданное число.
Например,
254∙9=254∙(10-1)=2540-254=2286,
324∙99=254∙(100-1)=32400-324=32076,
546∙999=546∙(1000-1)=546000-546=545 454.
Прием быстрого умножения на 11. При умножении двухзначного числа на 11 возможны два случая.
- Сумма цифр числа, умножаемого на 11, меньше 10. В этом случае надо между ними вставить их сумму:
17 ·11=1 (1+7)7=187; | 81·11=8(8+1)=891. |
- Сумма цифр числа, умножаемого на 11, больше 9. В этом случае надо между ними вставить количество единиц в сумме цифр данного числа, а первую цифру множимого числа увеличить на 1:
28·11=(2+1)08=308; 94·11=(9+1)34+1034.
Прием быстрого возведения в квадрат чисел, оканчивающихся на
- Чтобы возвести в квадрат число, оканчивающееся на 5, надо, отбросив 5,
3
перемножить оставшееся число десятков на следующее по порядку число и к результату приписать 25.
Например, чтобы 395 умножить на 395, надо умножить 39 на 40, а это 1560, и приписать справа 25, т.е. 395·395=156025.
Прием быстрого возведения в квадрат трехзначных чисел,
оканчивающихся на 25. Для получения квадрата трехзначного числа (например, 325) надо:
- пишем в конце 625;
- число сотен (30 умножаем на 5, у полученного числа (15) последнюю цифру (5) пишем впереди числа 625, а первую цифру (1) запоминаем;
- число сотен данного числа (3) возводим в квадрат (3·3=9) и прибавляем ту цифру, которую только что запомнили (9+1), а полученный результат (10) пишем впереди написанных нами чисел :
105 625.
Прием быстрого возведения в квадрат числа пятого и шестого десятков.
Чтобы возвести в квадрат число пятого десятка (41, 42, .., 49), надо к числу единиц прибавить 15, затем к полученной сумме приписать квадрат дополнения числа единиц до 10 (если этот квадрат – однозначное число, то перед ним приписывается 0).
Например, 432=(15+3)∙100+72=1849,
482=(15+8)∙100+22=2304.
Еще проще возвести в квадрат число шестого десятка (51, 52, .., 59). Для этого надо к числу единиц прибавить 25 и к этой сумме приписать квадрат числа единиц.
Например, 542=(25+4)∙100+42=2916,
572=(25+7)∙100+72=3249.
Прием быстрого возведения в квадрат двузначных чисел. Этот прием основан на следующих преобразованиях:
а2=а2-в2+в2=(а-в)∙(а+в)+в2.
Например, 272=(27-3)∙(27+3)+32=24∙30+9=729.
4
- ИЗ ИСТОРИИ МАТЕМАТИКИ. СТАРИННЫЕ ПРИЕМЫ УМНОЖЕНИЯ
Действия умножения да и деления в старину были особенно сложны и трудны. Об этом люди даже сложили поговорки. «Умножение – мое мучение, а с делением – беда». «Трудное дело деление», - гласила старинная итальянская поговорка. Тогда не существовало еще, как теперь, одного выработанного практикой приема для каждого действия. Напротив, в ходу была одновременно чуть не дюжина различных способов умножения и деления. Приемы, которые применялись в то время, были очень запутанными, твердо запомнить которые часто не в силах был человек средних способностей. В книге В. Беллюстина «Как постепенно дошли люди до настоящей арифметики» (1914 г.) изложено 27 способов умножения. И все эти приемы умножения: «шахматный или органчиком», «загибанием», «по частям или разрыв», «крестиком», «решеткой», «задом наперед», «алмазом» и прочие, а также способы деления, носившие не менее затейливые названия, соперничали друг с другом в громоздкости и сложности. Но среди них можно выбрать ряд таких способов, которые и сегодня можно применять современным школьникам.
Счет по пальцам широко применялся в старину. Использовали его и для умножения. Вот как умножали древние римляне на пальцах числа, содержащиеся между 5 и 10.
Пусть требуется умножить 6 на 7. Считаем на пальцах левой руки, согнутой в кулак, до 6, разгибая по одному пальцу, а на правой то же до 7. Два каких-то разогнутых пальца правой руки кладем на разогнутый палец левой. Всего 3 разогнутых пальца, это – 3 десятка – 30. Остальные 4 (согнутых пальца левой руки) перемножаются на 3 (согнутых пальца правой), получаем 12. Итак, 30+12=42.
Аналогично:
6·8=(1+3) 10+4·2=48,
6·9=(1+4) 10+4·1=54.
Пальцевой счет был широко распространен в практической жизни и в средние века. Ирландский ученый монах Беда Достопочтенный(673-735), написавший книгу «О счете времени», посвятил целую главу счету на пальцах.
Вот как производилось, например, умножение 13 на 14.
5
- Известно, что 10·10=100.
- Откладывают (загибают) на одной руке 3, на другой – 4 пальца.
- 3+4=7, это – десятки, т.е. 7·10=70.
- 3·4=12.
- Тогда 13·14=10·10+7·10+3·4=182.
Интересный прием умножения и деления содержится в египетских папирусах. Он сводится к последовательному удваиванию и сложению. Иногда применялось умножение на 10 и сложение.
Приведем пример. Надо умножить 15·13.
Решение. Составляем два столбца, во главе первого стоит 1, а второго – множимое 15. Эти числа последовательно удваиваются до тех пор, пока в первом станет возможным, суммируя некоторые из его членов, получить в сумме множитель 13. Сумма соответствующих чисел второго столбца и дает произведение 195.
'1 | '15 |
2 | 30 |
'4 | '60 |
'8 | '120 |
________ | |
13 | 195 |
Деление сводится к умножению в обратном направлении:
195:15=(15+60+120):15=1+4+8=13.
- староегипетскому близок так называемый «русский крестьянский способ умножения», применявшийся
крестьянами в дореволюционной деревне. Этот способ не требовал знания всей таблицы умножения. Он основан на последовательной замене произведения двух сомножителей, при котором один из них повторно удваивается, а другой раздваивается до единицы.
Перемножим числа 987 и 1998
Рис.1 этим способом.
6
Напишем одно из чисел слева, а второе – справа на одной строчке. Левое число будем делить на 2, а правое – умножать на 2 и результаты записывать в столбик.
Если при делении возникает остаток (т.е. делимое окажется нечетным числом), то он отбрасывается. Умножение и деление на 2 продолжаем до тех пор, пока слева не останется 1. Затем вычеркиваем те строчки столбиков, в которых слева стоят четные числа. Теперь сложим оставшиеся числа в правом столбце – получим 1 972 026. Это и есть произведение перемножаемых чисел.
Данный способ дает верный результат потому, что он непосредственно связан с представлением одного из сомножителей, а именно первого, в двоичной системе счисления.
За тысячелетия развития математики было придумано множество способов умножения чисел. Итальянский математик Лука Пачолли в своем
трактате «Сумма знаний по арифметике, отношениям и пропорциональности» (1494 г.) приводит восемь способов умножения. Один из них носит название «ревность, или решетчатое умножение».
Сначала рисуется прямоугольник, разделенный на квадраты, причем размеры сторон прямоугольника соответствуют числу десятичных знаков у множимого и множителя. Затем квадратные клетки делятся на диагонали, и «…получается картинка, похожая на решетчатые ставни – жалюзи, - пишет Пачолли. - Такие ставни вешались на окна венецианских домов, мешая уличным прохожим видеть сидящих у окон дам и монахинь».
Перемножим этим способом числа 1998 и 987. Для этого запишем вверху таблицы число 987, а слева – 1998, как показано на рис.
Теперь в каждый квадратик впишем произведение цифр – сомножителей, расположенных в одной строке и в одном столбце с этим квадратиком. Десятки располагаются в нижнем треугольнике, а единицы – в верхнем. После того, как все треугольники заполнены, цифры в них складываются вдоль каждой диагонали. Результаты записываются справа и снизу от таблицы – получается 1 972 026.
Другой способ называется «маленький замок». Сначала, как мы и привыкли, одно число записывается под другим, но затем цифры верхнего
7
числа поочередно умножаются на нижнее число, причем начинают с цифры старшего разряда и каждый раз добавляют нужное число нулей.
Рис. 2
Рис. 3
8
Добравшись после утомительных трудов до желанного конца арифметических действий, наши предшественники считали необходимым непременно проверить полученный результат. Любимым приемом проверки был так называемый «способ девятки». Заметим, что в некоторых иностранных учебниках этот прием встречается и сейчас.
Проверка девяткой основана на «правиле остатков», гласящем: остаток от деления суммы на какое – либо число равен сумме остатков от деления каждого слагаемого на то же число. Точно такой же остаток произведения равен произведению остатков множителей. С другой стороны, известно также, что при делении числа на 9 получается тот же остаток, что и при делении на 9 суммы цифр этого числа. Например, 758 при делении на 9 дает остаток 2, и то же получается в остатке от деления (7+5+8) на 9.
Покажем на примере, в чем он состоит.
Пусть требуется проверить правильность сложения следующего столбца:
- 932……….7
- 1 096……….7
4 710 043……….1
589 106……….2
5 339 177……….8
Составляем в уме сумму цифр каждого слагаемого, причем в получающихся попутно двузначных числах также складываем цифры (делается это в самом процессе сложения цифр), пока в конечном результате не получим однозначное число. Результаты эти (остатки от деления на 9) записываем, как показано на примере, рядом с соответствующими слагаемыми. Складываем все остатки (7+7+1+2=17; 1+7=8), -получаем 8.
Такова же должна быть сумма цифр итога (5 339 177), если действие выполнено верно: 5+3+3+9+1+7+7, после всех упрощений, равно 8.
Проверка вычитания выполняется точно так же.
9
- МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ФОКУСЫ
МГНОВЕННОЕ УМНОЖЕНИЕ ТРЕХЗНАЧНОГО ЧИСЛА НА 999.
Можно мгновенно умножить любое трехзначное число на 999.
Например, 573·999=572427.
Разгадка фокуса. В результате умножения получается шестизначное произведение: первые три цифры его есть умножаемое число, только уменьшенное на единицу, а остальные три цифры (кроме последней) – «дополнения» первых до 9. Стоит лишь взглянуть на следующую строку, чтобы понять происхождение этой особенности:
573·999= 573·(1000-1)= 573000-573 =572427.
ЧИСЛО ШЕХЕРЕЗАДЫ. Напишите на бумажке (не показывая) трехзначное число, а затем припишите еще раз то же самое число. Полученное шестизначное число разделите сами (или предложите любому другому) разделить, не показывая, без остатка на 7. Результат деления еще раз разделите сами (или передав другому ученику) без остатка на 11, а затем на 13. После троекратного деления должно получиться загаданное число.
Разгадка фокуса. Вспомним, что приписать к трехзначному числу его само – значит, умножить его на 1001 – число Шехерезады. Но 1001=7·11·13.
- в результате деления последовательно на эти три числа оно должно снова дать полученное число.
Замечание 1. Другой вариант этого же фокуса можно предложить в следующем виде. Напишите на бумажке (не показывая) трехзначное число, а затем припишите еще раз то же самое число. Полученное шестизначное число разделите сами (или предложите любому другому) разделить, не показывая, без остатка на 11, потом на задуманное число и на 13. В итоге должно получиться 7.
Замечание 2. Аналогичный фокус необычного отгадывания можно
предложить и с числом 10 101: 10 101= 3·7·13·37. Тогда возможны разнообразные сочетания вариант множителей и получаются несколько фокусов.
Замечание 3. Аналогичный фокус можно предложить и с числом
10 001.10 101= 73·137.
Замечание 4. Аналогичный фокус можно предложить и с числом 111111= 111 ·1001=3·37·7·11·13. Тогда снова возможны разнообразные сочетания вариант множителей и получаются несколько фокусов.
10
- ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ УМНОЖЕНИЕ
Приведем примеры удивительных произведений.
11·11=121
111·111=12321
1111·1111=1234321
11111·11111=123454321
………
111111111·111111111=12345678987654321
1∙9+2=11
12∙9+3=111
123∙9+4=1111
1234∙9+5=11111
123456∙9+6=111111
9∙9+7=88
98∙9+6=888
987∙9+5=8888
9876∙9+4=88888
98765∙9+3=888888
987654∙9+2=8888888
9876543∙9+1=88888888
98765432∙9+0=888888888
1∙8+1=9
12∙8+2=98
123∙8+3=987
1234∙8+4=9876
12345∙8+5=98765
123456∙8+6=987654
1234567∙8+7=9876543
12345678∙8+8=98765432
123456789∙8+9=987654321
11
- ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАЧИ
Задача 1. Сколько нулей стоит в конце произведения всех натуральных чисел от 10 до 25?
Решение. Предположим, что это произведение разложили на простые множители. Так как нуль на конце произведения образуется при умножении 5 на 2, то нулей будет столько, сколько раз можно выделить это произведение из разложения на простые множители. Для подсчета числа нулей на конце произведения достаточно посчитать количество пятерок в разложении данного произведения на простые множители: их 5 (в числах 10, 15, 20, 25). Значит, произведение будет оканчиваться пятью нулями.
Задача 2. Брат и сестра пишут цифры со старшего разряда по порядку вплоть до младшего. Начинать с нуля нельзя, а остальные числа совершенно произвольные. Если записанное число разделить нацело на 11, то победителем объявляется написавший последнюю цифру, а если не разделится, то победителем будет написавший предпоследнюю цифру. Кто выиграет при правильной игре, если всего должно быть записано 6 цифр.
Решение. Выиграет второй игрок, если каждым своим ходом будет повторять цифру, записанную соперником. В этом случае получается число вида aabbcc , которое всегда делится на 11.
Задача 3. Во сколько раз увеличится двузначное число, если справа приписать такое же число. Ответ. В 101 раз.
Задача 4. Сравните дроби | 23232323 | и | 23 | . Ответ. Равны. | ||
55 | ||||||
55555555 | ||||||
Задача 5. Докажите, что число, записанное шестью одинаковыми цифрами, делится на 3, 7, 11, 13 и 37.
Решение. àààààà = 111111 · а=3·7·11·13·37 а.
Задача 6. Восстановите запись:
6*
х
**
- **
**_
**6
Решение. Учитываем, что при умножении двузначного числа, начинающегося с цифры 6, на однозначное, двузначное получается только в том случае, когда однозначный множитель равен 1. Получается, что каждая цифра второго множителя равна 1.
12
ВЫВОДЫ
- В книгах по истории математики нами найдены интересные способы умножения чисел различных народов и эпох, которые и сегодня можно применять современным школьникам.
- Приемы быстрого умножения могут помочь ученикам, как на уроках математики, так и в повседневной жизни.
- Приемы быстрого умножения лежат и в основе удивительных математических фокусов.
- Приемы быстрого умножения являются не только основой занимательных задач, но и необходимы при решении задач серьезных
(олимпиадных, повышенного уровня сложности и т.д.).
13
ЛИТЕРАТУРА
- Депман И.Я. , Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5-6 классов. М.: Просвещение, 1999.
- Депман И.Я. История арифметики. М.: Просвещение, 1965.
- Балк М.Б., Балк Г.Т. Математика после уроков. М.: Просвещение,1971.
- Глейзер Г.И. История математики в школе. 4-6 кл. М.: Просвещение,
1981
- Энциклопедия для детей. т.11. Математика. /Глав.ред.Т.,И. Аксенова. «Аванта +» , 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в процесс изучения дисциплин естественно-математического цикла Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в проце
В любой образовательной системе особое место занимает контроль – отслеживание усвоения знаний и мониторинг качества обучения. Внедрение новых образовательных и информационных технологий в учебны...

Исследовательская работа Исследовательская работа на тему: «Метод проектов в моей работе»
в данном материале изложены результаты применения учителем в своей работе одного из методов современных технологий обучения во внеклассной работе - метод проектов...

Исследовательская работа по математике "Способы умножения чисел"
Данная тема актуальна т. к. формирование вычислительных навыков – одна из важных и сложных задач в курсе математики, решение которой осуществляется путём применения в процессе обучения различных задан...

Содержание исследовательской работы или Оглавление исследовательской работы
Содержание исследовательской работы или Оглавление исследовательской работы включает название глав и параграфов, которые точно соответствуют заголовкам в тексте проекта....

Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе. Научно-исследовательская деятельност
Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую ...

Основы научно - исследовательской работы (на примере участия в городском конкурсе исследовательских работ, посвященных 110-летию со Дня Рождения Д.Ф.Устинова)
Данный материал содержит основы научно - исследовательской работы и поможет в написании исследования....

Проектно-исследовательская работа по теме "Китайский способ умножения"
В мире математики есть много интересного и совсем нескучного, как, например, китайский способ умножения. Кроме того, знание этого древнего восточного метода повышает эрудицию. Ведь, не каждый может по...