Роль внеклассной работы в развитии творческой деятельности обучающихся.
статья по математике (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Збраилова Татьяна Викторовна
Внеклассная работа по математике позволяет закрепить знания по предмету, повысить качество успеваемости, активизировать умственную и творческую деятельность учащихся, сформировать интерес к изучению математики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Роль внеклассной работы в развитии творческой деятельности обучающихся.

...Мы получим реальную отдачу, если учиться

в школе будет увлекательно и интересно.

Д. Медведев.

    Одним из направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» является выявление и поддержка одаренных детей: «Необходимо развивать творческую среду для выявления особо одарённых ребят в каждой общеобразовательной школе». Наряду с уроком – основной формой учебного процесса – в школе все большее значение приобретает внеклассная работа по математике, которая способствует глубокому и прочному овладению изучаемым материалом, повышению математической культуры, привитию навыков самостоятельной работы, развивает интерес к изучению математики и творческие способности школьников.  Внеурочные занятия с учащимися приносят большую пользу и самому учителю. Чтобы успешно проводить внеклассную работу, учителю приходится постоянно расширять свои познания по математике, следить за новостями математической науки.
     Замечу, что изменились формы организации внеклассной работы по математике: практически исчезли
клубы веселых математиков, общества юных математиков, слеты юных математиков, внеклассное чтение и другие. В то же время появляется много новых популярных как у учителей, так и учащихся новых форм внеклассной и внешкольной работы по математике: математические бои, регаты, турниры, карусели, нестандартные олимпиады, международный конкурс — игра "Кенгуру — математика для всех” и др. Все новые формы невозможно представить без внедрения в него ИКТ. Преимущества новых форм очевидны и бесспорны: это и овладение учащимися навыками современного учебного труда, в том числе и исследовательской деятельности, формирование умений самостоятельно получать самую разнообразную информацию и значительно большего объёма, возможность получить невозможную ранее коммуникацию, получить независимую и объективную оценку своим математическим способностям и т. д., что создаёт дополнительные условия для развития ученика.

Занимаясь внеурочной работой по предмету, я считаю основной целью внеклассной работы - приобщение учащихся к исследовательской деятельности, совершенствование навыков научно-исследовательских умений и навыков, формирование умения выстраивать индивидуальную траекторию своего образования. Понимаю, что всё это способствует успешной социализации учащихся в обществе, формированию мотивированной компетентной личности, способной быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся информационном пространстве.  

ИКТ во внеурочной деятельности применяю по следующим направлениям:

по предмету:

  1. Проведение внеклассных мероприятий по математике.
  2. Участие в сетевых конкурсах и олимпиадах.
  3. Поиск в интернете информации для проектов по математике.
  4. Поиск в интернете информации для исследовательских работ.

Использование проектной технологии во внеклассной работе позволило систематизировать работу и выделить три условных этапа -  циклограмму проекта:

1. Поисковый этап. Постановка проблемы, поиск путей решения проблемы, планирование работы, определение продукта и критериев, по которым можно оценить результат, выбор оптимальных вариантов. Определяются временные рамки.

2. Технологический этап. Получение продукта проекта. Сбор информации, её обработка, исследование, оформление продукта, используя ИКТ.

3. Презентация продукта. Выбор формы презентации, создание портфолио проекта, защита проекта, самооценка, анализ результатов. Я хочу рассказать и о дистанционных формах работы. В настоящее время дистанционная форма обучения очень востребована: ученики участвуют в дистанционных конкурсах: Интернет – карусель, Интернет -  викторины и некоторых других.  Совместная работа учащихся позволила тем ребятам, которые не владеют такими умениями научиться, а тем, кто владеет – продолжать их развитие и искать новые творческие подходы для реализации поставленных целей. Каждый раз, создавая свои работы, ребята продолжают познавать новое, приобретают новые знания и совершенствуют  умения. Всё это позволяет увлечь ребёнка, способствует его увлечению учением. Поскольку без должного внимания учёба для таких ребят становится скучной и неинтересной.

Необходимость использования информационных технологий во внеклассной работе диктует время. При непрерывно возрастающих возможностях доступа к мировой информации с помощью систем телекоммуникаций для меня, как и для  других учителей актуальной задачей является не только научить детей информационно-компьютерным технологиям, но и научить их самостоятельной работе с информационными ресурсами.   Для формирования успешности в этом роде деятельности  мы организовываем участие учеников в Интернет-конкурсах , Интернет-проектах; это участие в международной игре «Кенгуру», математической олимпиаде «Олимпус», Всероссийской математической олимпиаде.  Благодаря такой работе в нашей практике наблюдается положительная динамика заинтересованности обучающихся в посещении внеклассных мероприятий по предмету, растет интерес детей к знаниям, расширяется кругозор учащихся, развиваются коммуникативные, интеллектуально-познавательные и творческие способности

 Одним из путей повышения интереса к изучению школьного курса математики является хорошо организованная внеклассная работа. Тематические предметные недели способствуют развитию личностных качеств учащихся, сближают учителя и ученика.

Учить размышлять, видеть путь решения задачи, упорно добиваться результата, развивать любознательность  и интерес к основам  наук  призваны  предметные  недели  в  школе, т.к. кружковая работа из года в год сокращается из-за отсутствия финансирования. По праву это не только самая массовая  форма внеклассной работы, но и самая отработанная по организации и разнообразная по проведению. И в каждой школе, конечно же, есть своя копилка, свой багаж, опыт проведения таких мероприятий.

 И поэтому мне хотелось бы остановиться на проведении Недели математики в нашей школе.

Проведение предметных недель в нашей школе стало традицией. Неделя математики проходит в январе каждого учебного года. В подготовке участвуют все учителя математики и инициативная группа из учеников, проявляющих повышенный интерес к математике. Примерно за 2 недели продумывается план проведения мероприятий, степень заинтересованности учеников школы. При составлении плана мероприятий учитываются возрастные и психологические особенности развития учеников. В течение недели проводятся математические КВНы, конкурсы, викторины, математические бои, регаты, математическая печать, математическая ярмарка. Неделя заканчивается общешкольным математическим вечером, на котором подводятся итоги, награждаются победители, выпускается стендовый доклад. Неделя дает возможность учителям математики во внеурочное время привлечь учащихся к занятиям в игровой и занимательной форме, помочь раскрыть таланты, предоставить новые возможности для самореализации каждого ученика. Организация недели математики предусматривает максимальное участие самих школьников в подготовке и проведении всех мероприятий. Необходимо также иметь в виду, что внеклассные занятия, имеющие целью развитие разносторонних математических интересов и способностей учащихся, по сравнению с уроками дают больше возможностей для учета индивидуальных особенностей детей.      

Каждый год мы стараемся внести новую идею организации предметной недели. Этому способствует дружная команда математиков-единомышленников, которая не знает возрастных границ.


Молодость и энергия молодых плюс опыт и профессионализм учителей с большим стажем – вот залог успеха всей внеклассной работы в нашей школе.

 Мы стремимся  построить  неделю  так, чтобы  она  запомнилась  ученикам,  чтобы  им  хотелось продолжения  этой  недели.  Главным  положительным  моментом  недели  математики  для  нас  является  то,  что во  время  недели  могут  раскрыть свои  способности ученики, не сумевшие проявить себя в силу разных причин на обычных школьных  уроках.

Предмет математики настолько серьёзен,
что полезно не упускать случаев делать его немного занимательным”
.

Б. Паскаль

Внеклассная работа по математике позволяет закрепить знания по предмету, повысить качество успеваемости, активизировать умственную и творческую деятельность учащихся, сформировать интерес к изучению математики. Кроссворды, материалы, выходящие за рамки школьной программы, развивают смекалку, расширяют кругозор.

Существенным условием повышения эффективности обучения математике является  постепенное и систематическое включение учащихся в самостоятельную познавательную деятельность.

        Внеклассная работа дополняет обязательную учебную работу по математике и способствует более глубокому усвоению материала. В тоже время внеклассная работа может значительно повышает интерес учащихся к предмету, ведь, как известно, основной из причин плохой успеваемости является слабый интерес (а иногда и отсутствие всякого интереса) к математике. Внеклассные занятия развивают логическое мышление, пространственное воображение, смекалку, формируют интерес к математике у самого широкого круга школьников, побуждают их к активной творческой деятельности, способствуют развитию навыков общения, сплачивают детский коллектив, делая его настоящей командой.

Список использованных ресурсов:

  1. Акимова, С. А. Занимательная математика: серия «Нескучный  учебник» / С. А. Акимова. – Санкт-Петербург: Тригон, 1997.
  2. Балк М.Б.Математика после уроков . Пособие для учителей.-М., Просвещение.1971.
  3.  Депман, И.Я. За  страницами  учебника  математики: учеб. пособие для школьников /  И.Я. Депман, Н.Я. Виленкин – М.;2004
  4.  Никольская, И.Л. Учимся  рассуждать  и  доказывать: учеб. пособие для школьников / И.Л. Никольская, Е.Е.Семёнов – М.;2003
  5. Перельман, Я.И. Живая  математика /  Я.И. Перельман – М.;1986
  6. Фарков, А.В. Внеклассная работа по математике. 5-11 классы.учеб. пособие для школьников и учителей .М.;  Айрис-пресс, 2007.
  7.      «Математика  в  школе»,  подшивка  журналов;
  8. «Математика», газета -  приложение к газете «Первое сентября»;
  9. http://www.tomget.info 
  10. http://pedsovet.su 
  11. http://festival.1september.ru 
  12. http://nic-snail.ru
  13. school. msu.ru - учебно- консультационный сайт для учащихся и преподавателей средних школ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья"Роль игровых технологий в развитии творческих способностей обучающихся."

В статье показана роль игровой деятельности для развития творческих способностей обучающихся...

Опыт внеклассной работы по развитию творческих способностей обучающихся

Развитие творческих способностей обучающихся рассматривается как одно из приоритетных направлений в педагогике., потому что  современному обществу нужен человек, самостоятельно критически мыслящи...

Обобщение опыта работы. Изостудия МБОУ ДОД ДДК (из опыта работы по развитию творческой активности обучающихся)

Данные материалы адресованы тем, кто работает с детьми в образовательных организациях реализующих общеразвивающие программы в области развития декоративно-прикладного творчества, а также всем, кто инт...

сообщение "Проектная деятельность как направление работы по развитию творческих способностей обучающихся"

Данный материал можно использовать учителям при подготовке к докладу "Проектная деятельность в школе"....

Проектная деятельность - как направление работы по развитию творческих способностей обучающихся на уроках математики

Статья по теме " Проектная деятельность- как направление работы по развитию творческих способностей обучающихся на уроках математики" по может учителю математики подготовиться к выступлению ...

Презентация "Роль внеклассной работы в развитии интеллектуальных и творческих способностей детей"

В данной презентации представлены некоторые аспекты внеклассной работы по русскому языку и литературе....

Выступление на тему: Проектная деятельность как направление работы по развитию творческих способностей обучающихся

Метод проектов не является новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в филос...