Занятие математического кружка "Осторожно: спички!", 5 класс
методическая разработка по математике (5 класс) на тему

История возникновения спичек, красота и опасность открытого огня, интересные задачи со спичками, компьютерная игра - всё это вы найдёте в методической разработке занятия математического кружка "Осторожно: спички!" для 5 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_kruzhka_ostorozhno_spichki.doc387.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ гимназия № 19 им. Н. З. Поповичевой г. Липецка.

Предмет: математика

Класс : 5

Учитель: Алябьева Елена Анатольевна

Занятие математического кружка

Тема занятия: «Осторожно: спички!».

Цели занятия:

Образовательные:

закрепление и обобщение полученных знаний, включение элементов занимательности интереса в неурочную работу для более успешного усвоения материала

Развивающие:

умение сопоставить и сравнить факты, делать самостоятельные выводы;

развивать творческую самостоятельность учащихся, сообразительность, любознательность, творческое мышление посредством решения нестандартных задач.

Воспитательные:

формирование интереса к предмету; воспитание чувства коллективизма, ответственности за результаты своей работы и учёбы.

Оборудование:

мультимедийная установка, компьютеры, индивидуальные карточки, спички.

План проведения занятия:

  1. Беседа учителя о красоте и опасности огня.
  2. Доклад обучающегося об истории возникновения спичек (Приложение 1).
  3. Решение числовых задач со спичками.
  4. Решение геометрических задач со спичками.
  5. Использование ИКТ для решения задач со спичками.
  6. Итоги занятия. Домашнее задание.

Ход занятия

1. Беседа учителя о красоте и опасности открытого огня (слайд 2).

2. Доклад обучающегося об истории спички (слайд 3). 

История спички

Первые спички появились в конце XVIII века. Это были химические спички, зажигавшиеся при соприкосновении головки из смеси сахара и перхлората калия с серной кислотой. В 1813 году в Вене была зарегистрирована первая в Австро-Венгрии спичечная мануфактура по производству химических спичек. Ко времени начала производства серных спичек (1826 год) английским химиком и аптекарем Джоном Уокером химические спички были уже достаточно широко распространены в Европе. Спички Уокера были длиной в целый ярд. Они упаковывались в оловянные пеналы по 100 штук, к тому же, эти спички имели ужасный запах. Позже начали поступать в продажу спички меньшей величины.

В 1830 году 19-летний французский химик Шарль Сориа изобрёл фосфорные спички, состоявшие из смеси бертолетовой соли, белого фосфора и клея. Эти спички были весьма огнеопасны, поскольку загорались даже от взаимного трения в коробке. В то время ходил английский анекдот, в котором целая спичка говорит другой, полуобгоревшей: «Видишь, чем кончается твоя скверная привычка чесать затылок!» Спички Сориа не имели запаха, однако были вредны для здоровья, поскольку белый фосфор очень ядовит.

В 1855 году шведский химик Йохан Лундстрем нанёс красный фосфор на поверхность наждачной бумаги и заменил им же белый фосфор в составе головки спички. Такие спички уже не приносили вреда здоровью, легко зажигались о заранее приготовленную поверхность и практически не самовоспламенялись.

Йохан Лундстрем патентует первую «шведскую спичку», дошедшую практически до наших дней. В настоящее время спички, изготавливаемые в большинстве европейских стран, не содержат соединений серы и хлора — вместо них используются парафины и бесхлорные окислители.

3. Решение числовых задач со спичками:

- повторить таблицу с римскими цифрами (слайд 4);

- решение задач:

№1. Переместите одну спичку, чтобы равенство стало верным

             (задания на индивидуальных карточках):

Задания:                                                            Ответы:

  1. XI – V = IV
  2. IX + V = IV
  3. L + L = L
  4. VI = IV – II
  5. XIV – V = XX
  6. IX – IX = VI
  7. X = VIII – II

  1. XI – V = VI
  2. X + V = XV
  3. I + IL = L
  4. VI – IV = II
  5. XV + V = XX
  6. IX – II = VII
  7. X = VIII + II

  №2. Задача со слайда 5(решение на слайде 6: перевернуть рисунок на 180º).

  1. Решение геометрических задач со спичками

№1.    «Соревнование кто вперед» (работа в парах) – слайд 7.

Каждый из играющих складывает первую из нарисованных фигур, после чего по команде учителя нужно одной спичкой передвинуть спички первой фигуры (не дотрагиваясь до них пальцами) так, чтобы получить вторую фигуру, затем третью, четвертую и т. д. Выигрывает тот, кто перемещение спичек выполнит быстрее всех, получив при этом последнюю фигуру. О составлении каждой из фигур данной последовательности участники должны сообщать учителю поднятием руки. Учитель после проверки правильности решения дает разрешение на дальнейшее перемещение.

№2. Геометрические задачи с квадратами  и треугольниками (слайды 8-19)

           Задание                                                                    Ответ

                                               

                                                                 

                                                                       

                                                                     

                                             

                                                                   

                                   

№3. Задача  о пирамиде

 Составь из шести спичек четыре равносторонних треугольника, длина каждой стороны которого равна длине спички (ответ на слайде 20).

5. Игра на компьютере

6. Итоги урока, домашнее задание (слайды 21-25)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Химия вокруг нас. Внеклассное занятие: "Ода обыкновенной спичке"

Занятие «Ода обыкновенной спичке» знакомит учащихся с основами технологи­ческих процессов, применяемых для изго­товления спичек; с различными видами и назначением получаемого продукта. В хо­де у...

Занятие математического кружка "Задачи со спичками"

К программе "Занимательная математика"...

Конспект внеклассного занятия "Математический КВН" 5 класс

Интересное внеклассное мероприятие для пятиклассников в форме КВН....

Занятие математического кружка "Фокусы-магия или математический расчёт?", 6 класс

На занятии математического кружка "Фокусы - магия или математический расчёт?" шестиклассники в игровой форме разгадывают секрет математических задач и не только....

Презентация к занятию математического кружка "Осторожно: спички!"

Презентация к занятию математического кружка по теме "Осторожно:спички!", 5 класс...

Внеклассное занятие "Математический ринг" 6 класс

Внеклассное занятие "Математический ринг" 6 класс...

Внеадиторное занятие "Математическая эстафета", 8 класс

сценарий проведения внеаудиторного занятия по математике...