ОТКРЫТЫЙ УРОК МАТЕМАТИКИ «Экология в математических расчетах» 9 класс
презентация к уроку по математике (9 класс) по теме

Фёдорова Ольга Петровна

ОТКРЫТЫЙ УРОК МАТЕМАТИКИ

«Экология в математических расчетах». Презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novaya_papka.rar2.25 МБ

Предварительный просмотр:

МКОУ      СЕМЕНО_АЛЕКСАНДРОВСКАЯ СОШ

ОТКРЫТЫЙ УРОК МАТЕМАТИКИ

«Экология в математических расчетах»

                                                                             Подготовила и провела

                                                                             учитель 1 категории

                                                                            Фёдорова О.П.

2017 у.г.

 Слайд 1

Сегодня наш урок посвящен подготовке учащихся к успешной сдаче экзамена по математике. Для успешного прохождения итоговой аттестации необходимо набрать в сумме не менее 8 баллов, из них не менее 4 баллов по модулю «Алгебра»; не менее 2 баллов по модулю «Геометрия» и 2 баллов по модулю «Реальная математика».

 С заданиями первых двух модулей мы с вами встречались, а что представляют задания модуля «Реальная математика»?  Каково их направление, в чем их важность? Приведите примеры  таких задач. В какой форме могут быть сформулированы  их условия?

- Все это правильно, цель задач модуля «Реальная математика» -это умение применять знание математических законов и формул в практической жизни и в смежных дисциплинах.

Попробуем и мы определить сферу применения  своих знаний.

(слайд со звуком 2-9  или просмотр фильма)

-Как  вы думаете, какова тематика наших задач?

- Это связь природы и  деятельность человека. Тема нашего урока «Экология в математических расчетах» (слайд 10)

Экология –слово греческое и в переводе обозначает «наука о жилище». «Жилище» всего человечества – это конечно же планета Земля

Итак, начнем разминку на внимательность

-------------------------------------------------------------------

-Сколько планет насчитывает Солнечная система?

-Перечислите планеты Солнечной системы

-Самая большая по величине планета С.системы (юпитер)

-Назовите самую маленькую планету С.с (Меркурий)

Молодцы! Продолжим нашу разминку  с помощью решения задач. Солнечная система  насчитывает 8 планет и 63 их спутника.

Расстояния между планетами, расстояние до Солнца, размеры планет, радиусы траектории и скорость  движения все эти характеристики настолько велики, что эти величины принято записывать с помощью степени, при чем в стандартном виде.

-Что называют стандартным видом числа? (запись числа в виде а*10п, где 1≤a <10, п- целое число.)

Слайд№1

Прочитайте числа, запишите их в стандартном виде.

Назовите порядок этих чисел

52 000 000

40,44

0,00281

Задача №1

  • Среднее расстояние от Солнца до Венеры 109*107 км, а расстояние от Солнца до Земли 15*108 км. Какая планета находится дальше от Солнца и на сколько? (1 мин на решение в тетради и обсуждение решения, затем проверка на доске)
  • Решение.  
  • 150*107-109*107=41*107 (км)
  • Ответ; Земля, на41*107 км

- Расстояние от Солнца до Венеры ненамного больше, чем расстояние от Земли до Солнца, с т. зрения космических расстояний- почти одинаковое, однако разница в климате планет поистине драматична. На нашей прекрасной соседке в сотни раз жарче, местный год длится в сотни раз дольше, а облака проливаются кислотными дождями. Разве это не повод для сохранения нашей планеты с её уникальностью.

Продолжим рассматривать нашу планету и удивляться  уникальности Земли.  Так, чем же отличается наша планета от других планет С.с.У нашей планеты есть атмосфера. Возникает вопрос – какова масса атмосферы Земли?

(слайд12)

Задача №2

Масса Земли 6*1024 кг, а масса её атмосферы 5*1018 кг. Во сколько раз   масса Земли больше массы атмосферы? (решение в тетради и проверка на доске)

Решение

(6*1024): (5*1018) =1,2*106 кг

Ответ:  в 1,2*106 кг больше

---------------------------------------------------------------------------

││этап  «Вопросы и ответы»

Атмосфера Земли – это смесь газов азота, углекислого газа, кислорода, гелия, водорода и т.д. (слайд 13)

 Какие  вопросы можно задать учащимся  по этой диаграмме?

  • Определите по диаграмме количество, каких газов занимает более 50 % земной атмосферы?
  • Перечислите названия газов по возрастанию с учетом   их содержания в атмосфере Земли
  • В каких пределах находится содержание кислорода?

1)5-15%                   3)30-50%

2)15-25%                 4)60-80%

Вспомним слова И.С.Тургенева «Человека не может не занимать природа, он связан с ней тысячью неразрывными нитями, он сын её»

Жизнь есть на планете Земля и человек- это одна из разновидностей жизни на этой планете. Для его существования необходимы –воздух, вода, свет и т.д.

Задача №4 (слайд 15). А знаете ли вы, что

За сутки взрослый человек поглощает 0,012т воздуха. Какая масса(кг) этого воздуха потребуется   семье из 5 человек, чтобы прожить неделю?

                         Решение.

0,012*5*7=0,42 (т)=420 кг

Ответ: 420 кг

Задача №5 (слайд 15)

Всё живое на планете не может обойтись без воды. Вода входит в состав любого организма. Вот и организм человека состоит из воды, она составляет 2/3 от массы его тела. Какова масса вашего тела и масса воды в теле.

Все приведенные выше факты указывают на то, что человек не может существовать автономно, без природы. Природа, как любящая  мать, не перестаёт заботиться о своем ребенке.

Задача №6

В 1м3 содержится около 420 микробов. Как вы думаете, какой вопрос может задать человек, увлеченный  математикой, услышав эту информацию?

-какое количество микробов  содержится в этом кабинете?

- какое количество микробов приходится на каждого здесь присутствующего?

Решение.

Объем кабинета:6*8*3=144 м3,

144*420=60480(шт.)

60480: 16=318 (микробов) приходится на 1 человека, присутствующего  в этом кабинете

│││этап.  Самостоятельная работа

Задача1

Какие меры нам надо предпринять, чтобы не заболеть?

А как заботиться о нас природа?

 Конечно, деревья способствуют очищению воздуха от пыли и загрязнений. Рассмотрим с вами следующую таблицу

Виды леса

Количество пыли, удержанной за 1 год 1 га леса

лиственный лес

68 т

еловый лес

32т

сосновый бор

37т

заросли дубравы

54т

 В Семёно-Александровском лесничестве  числится около 5000 га сосны и около 1000га  лиственного леса.

- Какое количество пыли может поглотить лес нашего лесничества за 1 год?

37*5000+68*1000=185000+68000=253000(т) пыли

А учитывая, что продолжительность жизни сосны в среднем 200 лет, то  у нас появляется надежда дышать чистым воздухом.

Доказано, что за свою жизнь 1 человек расходует  около 100м3 древесины. В народном хозяйстве древесина используется очень широко. На сегодняшний день из древесины изготавливают более 20 тысяч видов изделий. Много надежд возлагалось на химию и развитие индустрии, но лес остается по-прежнему незаменимым материалом. Приведите примеры применения древесины.

А так ли мы бережно относимся к нашему лесному богатству?

Займемся подсчетами.

Задача № 2

 В нашей  школе ежедневно в мусорном ведре остается около 1,5 кг бумаги. А если быть более точным 1620г. Сколько бумаги в среднем выбрасывает каждый ученик нашей школы, если у нас обучается 180 человек.

Задача №3

 Сколько бумаги выбрасывает школа за 1 учебный год, в котором 210 учебных дней?

1620:180=9(г)выбрасывает 1 ученик.

1620*210= 35640 (г) выбрасывает школа за год

Задача №4

А знаете ли вы, что на производство 1т бумаги вырубается 12 взрослых деревьев. Сколько деревьев могли бы сэкономить  ученики нашей школы, если бы они не тратили  напрасно  бумагу?

1т=1000000г --------- 12деревьев

35640г ------------------? деревьев

3564*12:1 000  000=3,6 дерева

Ответ: 4 дерева

Задача №5

На производство 1т бумаги расходуется 250т воды. Это в 12,5 раз больше, чем на производство 1т стали. Сколько тонн воды расходуется на производство1т стали?

250:12,5=2500:125=20(т) воды для производства стали

--------------------------------------------------------------------------

Но самое большое бедствие — леса-это пожары(слайд17)

Лес — это совокупность земли, древесной, кустарниковой и травяной растительности,

животных, микроорганизмов и других компонентов окружающей

среды, биологически взаимосвязанных и влияющих друг на друга в своем развитии.

Леса выполняют важнейшие биоэкологические функции: регулируют

и фильтруют водные потоки, предотвращают эрозию почвы, сохраняют и повышают

плодородие земли, обогащают атмосферу кислородом, влияют на формирование

климата и предотвращают загрязнение воздуха

  • «Леса не вспыхнут,— гласит примета, —
  • Коли не будут подожжены…
  • … О Боже!
  • Леса горят под предлогом весны.
  • Леса горят под предлогом лета.
  • Горят... Караул!!! Но не слышно ответа.
  • Сгорают
  • Среди мировой тишины
  • Священные легкие нашей страны,
  • Которыми дышит и вся остальная планета».
  • Новелла Матвеева. Леса горят…

Посмотрите на диаграмму(слайд18)

Какие вопросы можно сформулировать по данной схеме?

-Какое количество леса сгорело за 1999г?

-В каком году выгорело самая  площадь леса?

- определите какое количество площади леса были уничтожены пожаром за период с 2001гпо 2002г

Вывод: разве математика не заставляет задумываться человека о том, что происходит с нами, с окружающей нас природой? Как  это предотвратить?

- наверное, нет. Мы все также беспечно продолжаем жить. Разве человек разумный может поступать так как поступаем мы (слайд19)

И как в фильме- катастрофе сильный ветер   разносит по округе бумагу и упаковки от мороженого, семечек, чипсов, а мы по- прежнему не замечаем урн. Горы стекла, пластмассы, окружают нас повсюду, а мы продолжаем вывозить не нужный нам мусор в лес.

Запишем в тетради «Наш мир также сложен и уязвим, как паутина. Коснись одной паутинки, и дрогнут все остальные. А мы не просто касаемся паутины- мы оставляем в ней зияющие дыры.»

 Рефлексия.

  В заключении я попрошу вас ответить на несколько вопросов;

-Понравился ли вам урок?

- Узнали вы для себя что-либо новое?

- Хотели бы, что вы чтобы уроки всегда такими интересными?

_ Хотели бы вы продолжить разговор по этой теме?

Домашнее задание:

Рассмотрите таблицу. О чем  она может рассказать?

Запишите домашнее задание

Литература:

1.учебник «Алгебра 9» под ред. Н.Я.Виленкина;

2. Интегрированный урок "математика + экология" по теме "Экология в математических расчетах"

Казанцева Лидия Петровна, учитель математики


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка открытого урока математики по теме: "Уравнения" 5 класс

план конспект открытого урока математики 5 класс по теме  :  "Уравнения" + презентация...

Сценарий урока-погружения по теме: «Математические расчеты и исторические задачи в Отечественной войне 1812 года», Посвященного Году Российской истории.

Сценарий урока-погружения по теме:  «Математические расчеты и исторические задачи в Отечественной войне 1812 года», Посвященного Году Российской истории проводился в рамках Ломоно...

Открытый урок математики " Дроби.Сравнение дробей"5 класс

Проблемное обучение на уроках математики...

Урок здоровья " О здоровье математическими расчетами"

Цель урока: Обобщить и систематизировать знания и умения учащихся по выполнению действий над натуральными числами.Задачи:Личностные: развитие умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли, пон...

Урок здоровья " О здоровье математическими расчетами"

Цель урока: Обобщить и систематизировать знания и умения учащихся по выполнению действий над натуральными числами.Задачи:Личностные: развитие умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли, пон...

План-конспект открытого урока по физике по теме «Расчет плотности вещества» 7-й класс

Цели:Образовательная: проверка усвоения понятия плотность вещества; проверка знания обозначений, единиц измерения, формул расчета плотности, массы, объема; отработка формул расчета массы и объема...

Презентация открытого урока по физике по теме «Расчет плотности вещества» 7-й класс

laquo;Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удастся связать воедино разрозненные факты, им наблюдаемые».Д. Хевеши...