Статья "Развитие речи школьников на уроках математики"
статья по математике на тему

В статье рассказывается о развитии речи школьников на уроках математики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_rech.docx21.85 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи школьников на уроках математики

Поречная Ирина Викторовна

учитель математики

МКОУ «Суджанская СОШ№2»

 Суджанского района 

Специфика  математики  такова,  что  она,  по  сравнению  с  другими  предметными  областями,  вносит  существенный  вклад  в развитие  интеллекта,  мышления  школьника. Развитие  мышления  самым  непосредственным  образом  связано  с  развитием  речи  обучаемого.  Ведь  только  человеку  свойственно  мыслить  и  передавать  свои  мысли  посредством  речи. На уроках математики школьники учатся рассуждать, доказывать, находить рациональные пути выполнения заданий, делать соответствующие выводы. Общепризнанно, что «математика – самый короткий путь к самостоятельному мышлению», «математика ум в порядок приводит» как отмечал Михаил Васильевич Ломоносов.        

Математика в отличие от большинства других преподаваемых в школе дисциплин, имеет предметом своего изучения не непосредственно вещи, составляющие окружающий нас внешний мир, а количественные отношения и пространственные формы, свойственные этим вещам.

В   Федеральном  государственном  стандарте  основного  общего образования говорится  о  том,  что метапредметные   результаты  освоения отражают «умение осознанно использовать речевые средства  в  соответствии  с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и  потребностей;  планирования  и  регуляции  своей  деятельности;  владение  устной  и  письменной  речью,  монологической контекстной  речью».  

Овладение  школьниками  математическими  знаниями  и  умениями  зависит от  формирования  у  учащихся  умений  выражать  последовательность  решений  упражнений,  объяснять  учебный  материал.  Отсюда,  можно выделить еще одну важную задачу обучения математике -   развитие  коммуникативной  компетентности  учащихся,  а  именно,  математической  речи.

Учитель, поставивший своей целью решить проблему развития речи учащихся, сам должен показывать её образцы. Речь учащихся на уроках математики должна быть подчинена тем общим законам, которые они изучали на уроках русского языка. Для того, чтобы обеспечить правильное употребление учащимися математических терминов, обозначающих понятия, каждый из них должен не только сообщаться, но и изучаться его происхождение, раскрыт его научный смысл, примеры, иллюстрации. Поверхностное усвоение понятия является в дальнейшем основной причиной его неправильного употребления учащимися. Допускается  много  ошибок  в  написании  и  произношении  математических  терминов. Для  владения  грамотной  математической  речью,  должна вестись  систематическая  работа,  начиная  с  младших  классов.  

Дополнительный материал о терминах, математических понятиях, можно найти в учебниках под рубрикой «Это интересно». Большое внимание на уроках нужно уделять историческому материалу, который всегда интересен ученикам.

«Устный счет» - это не просто вычисления. В современных программах содержание устных упражнений весьма разнообразно и велико, за счет введения алгебраического и геометрического материала, большого внимания к свойствам действий над числами и величинами.

В сочетании с другими формами работы, он позволяет создать условия, при которых активизируются различные виды деятельности учащихся: мышление, речь, моторика. Как обязательный этап урока должен проводиться на уроках математики во всех классах.

Устный счет на уроках математики может быть представлен разнообразными формами работы с классом. Это арифметический и графический диктанты, математическое лото, ребусы, кроссворды, тесты, беседы, опрос, разминка, “круговые” примеры и многое другое. В комплекс упражнений может входить алгебраический и геометрический материал, решение простых задач и задач на смекалку.

Для того, чтобы приучить учащихся мыслить самостоятельно, привить им твёрдую привычку надеяться в разрешении возникающих затруднений на собственные силы и разум, необходимо заставить их пройти через определённые трудности. Как можно чаще должны задаваться проблемные вопросы. Они вызывают у учащихся определенные творческие усилия, заставляют излагать собственное мнение, формулировать выводы, строить гипотезы и проверять их в диалоге с оппонентами. Чем меньше времени на уроке объясняет и спрашивает учитель, тем  больше говорят учащиеся, тем успешнее усваивается учебный материал и развивается речь учащихся.

Работа в малых группах решает  вопросы формирования коммуникативной компетентности. Группы могут быть созданы учениками в зависимости от преследуемых целей. Один из возможных приемов – отработка нового материала. Группа получает задания, решения сдаются устно. Если группа считает, что готова отвечать, то к ним подходит учитель или консультант, который называет представителя группы, который будет устно презентовать решение группы. То есть, решение задач докладывает не тот, кто его получил, а тот, на кого укажет учитель. Если решение кем-нибудь получено, он должен суметь объяснить его всем членам своей группы.

При анализе контрольных работ не все дети успевали исправить свои ошибки на уроке. Теперь я пользуюсь помощью учеников, решивших контрольную работу на пять или четыре, но уже исправивших свои ошибки. Они подходят к ученику, которому требуется помощь, и объясняют, как делается задание, помогают найти ошибки. Т.е. ученики могут объяснять другим, следовательно, понимают сами.

В практике своей работы я использую метод комментирования: ученик с места комментирует решение, учитель записывает его комментарий на доске. Учащиеся слушают, смотрят и пишут. Таким образом, включаются все виды памяти: зрительная, слуховая, моторная. И, самое главное, увеличивается доля разговорной речи на уроке.

В развитие речи учащихся играет роль даже такая мелочь, как умение задать вопрос. Правильно сформулированный и в нужное время заданный вопрос может помочь ученику с большей точностью излагать свои мысли, правильно строить предложения, употреблять только нужные слова и этим достигать необходимой краткости.

Еще  одной  полезной  методикой  является запись правил в виде схем. Она позволяет  точно  определить  форму  вывода,  что  очень  удобно  для  

построения  рассуждений  и  их  анализа.  Важно  рациональное  сочетание  устных  и  письменных  видов  работ,  как  при  изучении  теории,  так  и  при решении  задач.

Особенно большое значение имеет составление так называемых пояснений к решениям текстовых задач. Объяснения, краткая запись, полный и четкий ответ присутствуют на уроках. Записывая объяснения и полные ответы, дети видят все ли найдено, что требовалось найти, учатся правильно формулировать фразы. Также этим достигается понимание того, что делается и для чего это нужно.

  В старших классах по алгебре, а особенно по геометрии, приходится делать много различных выводов при решении задач. И если их не произносить, то многим бывает не понятно, откуда что взялось.

Когда  начинаем изучать геометрию, то там теории больше чем в алгебре. Детям приходится учить и определения, и теоремы, и свойства. Начиная изучать этот курс, учащиеся сразу же сталкиваются с рядом специфических для математики оборотов речи, которыми они должны научиться свободно оперировать, и с самого начала понимать их смысл. Важным умением является сформулировать теорему. В геометрических задачах, нужно многое объяснять.         Ребята учатся не только рассуждать и правильно выражать свои мысли, слушать других, но обращать внимание на главное.  

Поскольку устная и письменная речь взаимосвязаны и умения письменно высказывать свои мысли крайне важны, то целенаправленно обучать грамотному изложению письменных работ. Для этого использую комментированные решения задач, коллективную работу с записью решения задачи на доске, устные упражнения, самостоятельные работы.
Особые навыки необходимы учащимся при составлении планов, тезисов, выступлений с сообщениями, докладами.  Иногда даются задания ученикам составить рассказ или сказку по определенной теме, кроссворд. Дети рассказывают свои сказки и рассказы всем на  уроке, а потом я вывешиваю их на стенд.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что развитию речи детей необходимо уделять внимание на каждом уроке, что в свою очередь

приведет и к развитию мыслительной деятельности, логического мышления, а также познавательной активности. Формы такой работы могут быть различными.

Хочется отметить, что успех в овладении речью – это залог успеха во всём школьном обучении и развитии детей, т.к. через язык, через речь школьник открывает широкий мир науки и жизни. 

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Развитие речи школьников на уроках русского языка"

Главной  задачей в развитии речи школьников является  формирование мотивации к овладению и пользованию разнообразными речевыми средствами и формирование мышления детей.  Это возмо...

Развитие речи школьников на уроках математики

Развитие речи школьников на уроках математики...

Разнообразные виды работ по развитию связной речи школьников на уроке русского языка

В работе представлены виды работ по развитию речи учащихся в коррекционной школе. Работа проводится в системе....

Приемы обучения связной устной и письменной речи школьников на уроках русского языка и литературы

Аннотация: Вся работа по развитию речи в школе опирается на курс грамматики, лексики, фонетики, словообразования, стилистики. Работа по развитию речи учащихся на уроках русского языка и литературы дол...

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА СРЕДСТВАМИ ЛЕКСИЧЕСКОЙ И ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКОЙ СЕМАНТИКИ

Задача развития речи учащихся – одна из первостепенных в школе. Современный этап исторического развития в России характеризуется огромным динамизмом, глобальными противоречиями, радикальным...