«Обучение умению работать с диаграммами учащихся 5-6 классов»
статья по математике (5, 6 класс) на тему

Сёмина Ксения Александровна

На сегодняшний день мы сталкиваемся с такой проблемой, что современный ребенок, а иногда и взрослый, не умеет работать с диаграммами, а именно правильно считывать с них  информацию и строить их.

Задачи работы –  описать типы  диаграмм; выполнить сравнительный анализ учебников 5-6 классов по теме «Диаграммы», чтобы определить, какие представлены типы диаграмм в учебниках, и как учащиеся работают с ними, а также выполнить сравнительный анализ рабочих программа 5-6 классов, чтобы узнать, сколько отводится уроков на данную тему; разработать  набор задач, направленный на формирование умения работать с диаграммами и  предложить конспекты уроков с их использованием.

Статья представлена в трех частях.

II часть

Автор статьи:

Канатова Ксения Александровна, учитель математики ГБОУ СОШ № 375                

§2. Сравнительный анализ учебников и рабочих программ  5-6 классов по теме «Диаграммы»

§3.Разработанный набор задач

1.1  Констатирующий эксперимент

1.2 Набор задач

III часть

Автор статьи:

Канатова Ксения Александровна, учитель математики ГБОУ СОШ № 375

§4. Конспекты уроков с использованием разработанного набора задач

Конспекты уроков 5 класса

Конспекты уроков 6 класса

Заключение

Список использованной литературы

I часть

Автор статьи:

Канатова Елена Викторовна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 548

§1.Что такое «Диаграмма». Типы диаграмм

§2. Анализ учебников начальной и средней школы по теме «Диаграммы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya._ii_chast.docx440.49 КБ

Предварительный просмотр:

Статья: «Обучение умению работать с диаграммами учащихся  5-6 классов»

Авторы:

Канатова Ксения Александровна, учитель математики ГБОУ СОШ № 375

Канатова Елена Викторовна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 548

Содержание:

I часть

Введение………………………………………………………………….

2 стр.

§1.Что такое «Диаграмма»………………………………………………

Типы диаграмм…………………………………………………………...

§2. Анализ учебников начальной и средней школы по теме «Диаграммы»

II часть

Сравнительный анализ учебников и рабочих программ  5-6 классов по теме «Диаграммы» …………………………………………………………….                            

3 стр.

§3.Разработанный набор задач………………………………………….

11 стр.

1.1 Констатирующий эксперимент……………………………………..

11 стр.

1.2 Набор задач…………………………………………………………...

16 стр.

III часть

§4. Конспекты уроков с использованием разработанного набора задач………………………………………………………………………

Конспекты уроков 5 класса………………………………………….

Конспекты уроков 6 класса………………………………………….

Заключение……………………………………………………………….

Список использованной литературы…………………………………...


Введение

Через глаза человек получает львиную долю информации, и откладывается в голове она лучше. Недаром народ говорит: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Невозможно быстро и качественно обрабатывать большие объемы однотипной информации, представленной в текстовой форме. Такую информацию гораздо удобнее обрабатывать с помощью таблиц, но восприятие громоздких таблиц также оказывается затруднительным для человека. Диаграммы позволяют отобразить данные более наглядно,  облегчить их восприятие, помочь при анализе и сравнении.
В курсе математики тема «Диаграммы» стала одной из актуальных тем. Именно здесь начинается формирование умения работать с информацией, представленной в форме диаграммы, которая широко используется в СМИ, Интернет-ресурсах и т.д. У учащихся формируются представления о приемах сбора необходимых данных и наглядном изображении, что также способствует умению анализировать, сравнивать и делать соответствующие выводы. Необходимость формирования умения работать с диаграммами отмечается в федеральном государственном образовательном стандарте и отражается в ст.11.3 п.8 «…развитие умений извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках …»и п.13 «формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы».

На сегодняшний день мы сталкиваемся с такой проблемой, что современный ребенок, а иногда и взрослый, не умеет работать с диаграммами, а именно правильно считывать с них  информацию и строить их.

Цель работы – разработать  набор задач, направленный на формирование умения работать с диаграммами и  предложить конспекты уроков с их использованием.

Для достижения цели необходимо было решить ряд определенных задач:

1. Описать типы  диаграмм на основании предложенной литературы.

2. Выполнить сравнительный анализ учебников 5-6 классов по теме «Диаграммы», чтобы определить, какие представлены типы диаграмм в учебниках, и как учащиеся работают с ними, а также выполнить сравнительный анализ рабочих программа 5-6 классов, чтобы узнать, сколько отводится уроков на данную тему.

3. Разработать  набор задач, направленный на развитие умения работать с диаграммами.

4. Предложить  конспекты уроков с использованием разработанных наборов задач по теме «Диаграммы».

Данная работа состоит из введения, четырех  параграфов, заключения, списка литературы.


II часть. Таблица 1.

Сравнительный анализ учебников 5-6 классов по теме  «Диаграммы»

Виленкин Н.Я
Жохов В.И
Чесноков А.С
Шварцбурд С.И
«Математика 5 класс»

2011 год

Дорофеев Г.В.

Шарыгин И.Ф.

Суворова С.Б
«Математика 5 класс»
2013 год

Муравин Г.К.
Муравина О.В.
«Математика 5 класс»

2012 год

Зубарева И.И.
Мордкович А.Г.
«Математика 5 класс»

2012 год

В главе 2 «Дробные числа». В параграфе 8 «Инструменты для вычислений и измерений» в пункте 43 «Круговые диаграммы»
Начало параграфа начинается с  задачи:
Магнитный железняк содержит 70% чистого железа, а остальная часть руды - пустая порода. Чтобы наглядно изобразить это положение, начертим круг и закрасим 70% его площади, а 30% площади оставим не закрашенными.
Решение  Так как в круге 360° , то надо найти 30% от 360°. Для этого делим 360° на 100 и частное умножаем на 30°. Получаем: 360°:100*30=108°. Значит надо провести два радиуса под углом 108 градусов и закрасить часть круга вне этого угла. Получаем рисунок 184 (стр. 257) Его называют диаграммой.
Иногда для построения круговой диаграммы приходиться разбивать круг на много частей. Составим круговую диаграмму площадей океанов. Тихий –179 млн км ^2
Атлантический -93 млн км ^2
Индийский -75 млн км ^2

Северный Ледовитый – 13млн км ^2
рисунок 185 (стр. 257)
Сложив площади океанов, получаем:  179+93+75+13=360, то 1 млн.
 изображается на диаграмме одним градусом. Значит, в круге проводим радиусы ОА, ОВ, ОС и ОD так, чтобы АОВ= 179°, ВОС= 93°, СОD= 75°, DОА= 13°.
Получаем круговую диаграмму.
Типовые задачи
*Известно, что 3/8 массы льняного семени составляет масло. Постройте круговую диаграмму содержания масла в льняном семени.
*Вода занимает 0,7 всей поверхности земного шара. Постройте круговую диаграмму распределения воды и суши на земной поверхности.
*В классе 36 учеников. По математике за четверть «5» получили 8 человек, «4»-12, остальные – «3».Постройте круговую диаграмму.
кол-во задач 7

11.2Чтение и построение диаграмм
Параграф начинается с разбора задачи:
Пятиклассникам поручили выяснить, какая погода преобладала в начале октября. В течение двух недель они проводили наблюдения и делали записи. Ребята подсчитали число облачных, дождливых и ясных дней в отдельности и изобразили полученные данные в виде
столбчатой диаграммы.
Для этого они построили прямой угол.

На горизонтальной стороне указали погоду, а на вертикальной, выбрав единицу измерения, отметили число дней и построили три столбика.
При построении столбчатых диаграмм можно выбрать любую ширину столбиков и любое расстояние между ними. Однако все столбики должны быть одинаковой ширины и расположены на равном расстоянии один от другого.
Типовые задания по этому параграфу:
*Используя диаграмму, ответьте на вопросы:
а)В каком месяце в селе родилось больше всего детей?
б)Сколько детей родилось за первую половину года?
в)Сколько детей родилось за весь год?

Кол-во задач:5

В пятом классе дети не знакомятся с диаграммами.

В пятом классе дети не знакомятся с диаграммами.

Виленкин Н.Я
Жохов В.И
Чесноков А.С
Шварцбурд С.И
«Математика 6 класс»

2011 год

Дорофеев Г.В.

Шарыгин И.Ф.

Суворова С.Б
«Математика 6 класс»

2013 год

Муравин Г.К.
Муравина О.В.
«Математика 6 класс»

2012 год

Зубарева И.И.
Мордкович А.Г.
«Математика 6 класс»

2012 год

В главе 2 «Рациональные числа»
в параграфе 9 «Координаты на плоскости» в пункте «Столбчатые диаграммы»
Параграф начинается с задачи.
В селе 90 домов. Из них 15 - под железной крышей, 45 -  под черепичной и 30 - под шиферной. Число домов каждого вида изображено на круговой диаграмме (рис. 120 стр. 249) По-другому эти числа можно изобразить с помощью столбчатой диаграммы (рис. 121 стр. 249) Для этого нужно нарисовать три столбика, высота которых соответствует количеству домов каждого вида. Пусть высота первого столбика 15 мм, второго - 45 мм, третьего -30 мм. Если бы каждый дом изображался столбиком в 2 мм, то высоты всех трех столбиков на рисунке увеличилась бы в 2 раза.

Типовые задачи:
*В селе 22 двухэтажных дома, а остальные 68 –одноэтажные. Постройте круговую и столбчатую диаграммы (один дом- 2мм)
кол-во задач 4

Глава 1. «Дроби и проценты» в параграфе 5 «Диаграммы, Таблицы»
Столбчатые и круговые диаграммы
Столбчатые диаграммы используются в тех случаях, когда необходимо наглядно сопоставить результаты опроса, продемонстрировать динамику процесса, показать, как изменяются со временем интересующие нас явления т.д. Круговые диаграммы используют в тех случаях, когда нужно представлять соотношения между частями целого.
Пример1. Шестиклассникам был предложен вопрос: «Если в городе одновременно проходят соревнования по пяти видам спорта, то какой бы из них вы хотели бы  посмотреть?»  При этом надо выбрать один вид спорта.
(Показана столбчатая диаграмма, на которой видно, что большинство интересуются хоккеем (40%) ,фигурным катанием 30% , гимнастикой 15%, борьбой 10%, теннисом 3%).
Пример2.
Дана таблица со значениями, по этой таблице составляется столбчатая диаграмма.
Пример3. Разбор круговой диаграммы.
Типовые задания:
*На столбчатой диаграмме показано, сколько билетов продано в кассе театра за пять дней
а)В какой день было продано больше всего билетов?
ж)Сколько примерно билетов было продано за 5 дней.
Кол-во задач: 8 задач

Глава 4. Формулы и уравнения. Параграф 24 «Диаграммы»
Параграф начинается с задачи:
(ТАБЛИЦА)
В трех шестых классах проводилась контрольная работа. Результаты этой работы написаны в таблице.
(Изображена таблица)
Из таблицы можно получить информацию о том, сколько учеников в том или ином классе получили, например, отметку «5» . Однако для сравнения успехов трех классов нужно знать, какую часть всего класса составляют ученики, имеющую ту или иную отметку. Такую информацию выражают в процентах.
Найдем число учащихся 6А: 2+10+11+7=30. Примем это число за 100% и найдем, какой процент учеников получили «5»: 7/30 *100= 23.3%

(проценты изучены учащимися еще в 5 классе)
(КРУГОВАЯ ДИАГРАММА)
Для повышения наглядности информацию об оценках можно выразить в виде круговой диаграммы. На этой диаграмме площадь каждого из секторов составляет указанное в нем число процентов от площади всего круга. Для построения круговой диаграммы нужно найти углы ее секторов. Сумма величин всех углов составляет 360 °. Поэтому на одного ученика 6 «А» приходится: 360°:30=12°
Отметку «5» получили 7 учеников, значит, угол соответствующего сектора  12° *7= 84° .Этот угол строится с помощью транспортира.
(СТОЛБЧАТЫЕ ДИАГРАММЫ)

Результаты выполнения контрольной работы 6 «А» представлены таблицей, можно оформить в виде столбчатой диаграммы. Принцип построения столбчатой диаграммы аналогичен построению системы координат на плоскости. В столбчатой диаграмме на оси абсцисс указаны отметки, а на оси координат – процент школьников, получивших их.
Типовые задания:

*Используя данные таблицы,  найдите,  сколько процентов учеников:
1)6»А» класса получили «2», «3», «4».
2) 6»Б» класса получили «3», «4». «5»
3) 6»В» класса получили «2», «3», «4», « 5».
* Используя транспортир, постройте круговые диаграммы результатов (первой таблицы), которые показали на контрольной работе ученики
1) 6 «Б»
2) 6 «В»
Кол-во заданий: 16

Глава 4 «Математика вокруг нас» параграф 34 «Диаграммы»

Параграф начинается с таблицы.
В таблицы приведены данные по основным расходам на одного человека в месяц.

Так же данные можно использовать в виде диаграммы. Диаграммы используют тогда, когда какую-либо информацию хотят представить наглядно. На рисунках 106-109 информация  о распределении расходов дана в виде различных диаграмм (столбчатая диаграмма, линейная, конусная, цилиндрическая). На рисунках 111,112 (круговая диаграмма и объемно круговая диаграмма) также изображены диаграммы. Но на них та же информация о распределении расходов представлена немного иначе. Постарайтесь объяснить, в чем основное отличие диаграмм, изображенных на этих рисунках?

Диаграмма – это еще один вид математической модели. Она даёт наглядное представление о соотношении размеров тех или иных величин. Так, например, если известно, что какие – то величины в одном случае относятся как 1: 2, а в другом - как 1: 10, то, чтобы представить себе реальное соотношение этих величин, надо иметь хорошее воображение. А если та же информация дана наглядно, в виде диаграммы, то представлять ничего не надо, так как уже все видно из рисунка: на диаграмме размеры геометрических фигур (чаще всего площади) даются в том же отношении, в котором соответствующие им величины находятся в действительности.

На круговой диаграмме

не указаны размеры расходов по каждой статье, но показано, сколько процентов от общей суммы расходов приходится на каждую из них. Каждой статье соответствует определенная доля круга. Площадь этой доли составляет столько процентов круга, сколько процентов составляет соответствующая статья расходов от всей суммы расходов.
На объемно круговой диаграмме не содержится никаких числовых данных. Все информация, которая здесь дается, - это примерное представление о соотношениях между суммами расходов по статьям семейного бюджета.
Также существуют  диаграммы, изображенные в виде ломанной, такую ломанную называют  графиком, а диаграмму графической.
Типичные задания:

*Дана таблица результатов контрольной работы по математике, составьте круговую диаграмму.
*Дана круговая (столбчатая) диаграмма

Ответьте на вопросы.
Кол-во задач:7 задач 

*В таблице указаны, какие типовые задачи есть в учебниках и их количество, как начинается параграф: с задачи или с объяснения. В каком классе учащиеся изучают только «Столбчатые диаграммы» или «Круговые диаграммы», а в каком все типы диаграмм.


              Сравнительный анализ рабочих программ по математики 5-6 классов

Рабочая программа по математики 5 класс

Учебник

Тема

Кол-во часов

Основная цель изучения

Виленкин Н.Я.

Круговые диаграммы

1 ч

Научиться строить круговые диаграммы по данным задачи.

Круговые диаграммы

1 ч

Построение и чтение диаграмм.

Дорофеев Г.В.

Представление данных в виде диаграмм

1 ч

Познакомиться с такими видами диаграмм, как столбчатые и круговые диаграммы. Анализировать готовые диаграммы; сравнивать между собой представленные на диаграммах данные, характеризующие некоторое реальное явление или процесс, выполнять вычисления по данным диаграммы.

Чтение и построение диаграмм

1 ч

Строить в несложных случаях простые столбчатые диаграммы

На тему «Диаграммы» в учебниках «Математика. 5 класс» Виленкина Н.Я.,   «Математика. 5 класс»  Дорофеева Г.В. отводится 2 часа.

Рабочая программа по математике 6 класс

Учебник

Тема

Кол-во часов

Основная цель изучения

Виленкин Н.Я

Столбчатые диаграммы

1 ч

В чем отличие столбчатой диаграммы от круговой. Дать представление о столбчатых диаграммах, научиться извлекать и анализировать информацию, представленную в виде диаграммы.

Столбчатые диаграммы

1 ч

Научиться строить столбчатые диаграммы по данным задачи.

Дорофеев Г.В.

Столбчатые диаграммы

1 ч

Основные виды диаграмм. Узнать алгоритм построение столбчатых диаграмм. Чтение столбчатых диаграмм.

Круговые диаграммы

1 ч

Узнать алгоритм построения круговых диаграмм. Чтение круговых диаграмм.

Столбчатые и круговые диаграммы

1 ч

Построение диаграмм.

Муравин Г.К.

Круговая диаграмма

1 ч

Уметь читать круговые диаграммы.

Построение круговых диаграмм.

1 ч

Уметь строить круговые диаграммы.

Столбчатые диаграммы

1 ч

Уметь строить столбчатые диаграммы.

Применение диаграмм.

1 ч

Уметь строить диаграммы по условию задачи.

Зубарева И.И.

Диаграммы  и чтение диаграмм

2 ч

Познакомиться с понятием диаграммы, основными видами диаграмм, научиться сравнивать и анализировать информацию, представленную в виде диаграммы

Круговая, столбчатая, графическая, графическая накопительная диаграммы

1 ч

Научиться строить столбчатые, круговые,  графические,  графически накопительные диаграммы по данным таблиц

Анализ информации, поданной в виде диаграммы

1 ч

Систематизировать навыки и умения учащихся по теме «Диаграммы».


На тему «Диаграммы» в учебниках «Математика. 6 класс»  Виленкина Н.Я. , «Математика. 6 класс»     Дорофеева Г.В. отводится  2 часа, в учебниках Муравина Г.К.   и  Зубарева И.И.  - 4 часа.

Таким образом, за два года изучения темы «Диаграммы» в четырех  разных учебниках  отводится всего лишь 4 часа.


  • Тема «Диаграммы» в учебниках Виленкина Н.Я. разбита на два года:

В 5-ом классе, в главе 2 «Дробные числа», § 8 «Инструменты для вычислений и измерений» в пункте 43 «Круговые диаграммы» знакомятся с круговыми диаграммами (количество задач 7).

 В 6-ом классе, в главе 2 «Рациональные числа», § 9 «Координаты на плоскости» в пункте «Столбчатые диаграммы» знакомятся со столбчатыми диаграммами (количество задач 4).

Есть задачи, где нужно прочесть диаграмму и по этим данным заполнить таблицу, а есть такие, где даны данные, и нужно по ним построить  круговую или столбчатую диаграммы. За два года учащиеся решают по теме «Диаграммы» 11 задач.

  • Тема «Диаграммы» в учебниках Дорофеева Г.В. разбита на два года.

В 5-ом классе, в главе 11«Таблица и диаграммы:11.1»,в § « Чтение и составление диаграмм» учащиеся знакомятся лишь со столбчатыми диаграммами (количество задач 5) .

 В 6-том классе, в главе 1 «Дроби и проценты», в § 5 «Диаграммы, Таблицы»  повторяют столбчатые диаграммы и знакомятся с круговыми диаграммами (количество задач 8). Задачи направлены на построение круговой или столбчатой диаграммы по таблице, или наоборот, нужно заполнить таблицу, считывая с диаграммы информацию. За два года учащиеся решают по теме «Диаграммы» 11 задач.

  • Тема «Диаграммы» в учебнике Муравина Г.К.  и Муравиной О.В.  появляется лишь в 6-ом классе в главе 4 «Формулы и уравнения», § 24 «Диаграммы». Учащиеся изучают круговые диаграммы (количество задач 7), а затем столбчатые диаграммы (3 задачи).

Задачи аналогичны заданиям  в предыдущих учебниках.

За год обучения учащиеся решают по тебе «Диаграммы» 16 задач.

  • Тема «Диаграммы» в учебнике Зубарева И.И. и Мордкович А.Г. появляется лишь в 6-ом классе в главе 4 «Математика вокруг нас»,§ 34 «Диаграммы». Учащиеся сразу знакомятся с круговой диаграммой и столбчатой, а после решают задачи. Всего задач в этом параграфе 7.

Анализ учебников  показал следующие ответы на поставленные вопросы:

1. В средней школе учащиеся изучают всего два типа диаграмм: круговые и столбчатые;

2. Задачи во всех учебниках однотипные и направлены на:

- построение диаграмм (круговой и столбчатой) по данным условиям задачи;

- построение  диаграммы (круговой и столбчатой) по таблице;

- заполнение таблиц или ответы на вопросы, считывая информацию с диаграмм.

3. В начальной школе учащиеся знакомятся с круговыми, столбчатыми и линейными диаграммами, учатся строить линейные диаграммы, а в средней школе они учатся построению круговых и столбчатых диаграмм.

В следующем параграфе будет предложен набор задач, который отличается от типичных задач в учебниках, и который способствует развитию мышления учащихся, а именно умения анализировать условие задачи; сравнивать информацию, представленную на диаграммах; конструировать диаграммы; обобщать информацию, представленную на диаграмме.


§3. Набор задач по теме «Диаграммы»

Анализ учебников  позволил сделать следующие выводы, что задачи, представленные в учебниках, направлены лишь на умения строить диаграммы и отвечать на вопросы по диаграммам.

В данном параграфе я приведу примеры задач на развитие умения:

- анализировать условие задачи и искать нужное решение к ней;

- сравнивать  диаграммы;

- структурировать диаграммы;

-обобщать информацию, представленную на диаграмме.

1.1 Констатирующий эксперимент

В ходе педагогической практики в школе № 308 с углубленным изучением математики мною был проведен констатирующий эксперимент, цель которого определить, как учащиеся 5 – 6 классов умеют работать с диаграммами.

Предложенная работа учащимся.

1. Перечислите типы диаграмм, которые Вам известны.

2. По диаграмме 1 ответьте на вопросы:

  1. Как называется самый крупный алмаз в мире?
  2. Сколько граммов весит алмаз Звезда Сьерра?
  3. Как называется и сколько весит самый маленький из представленных в диаграмме алмазов?
  4. Назовите тип диаграммы.

Диаграмма1.

3. По диаграмме 2 ответьте на вопросы:

  1. Сколько кандидатов участвовало в выборах? 
  2. Сколько % голосов набрал каждый из кандидатов?
  3. Кто из кандидатов имеет меньше всего шансов на победу? 
  4. Назовите тип диаграммы.

Диаграмма 2.

4. По данным круговой  диаграммы 3 постройте столбчатую диаграмму.

Диаграмма3.

Анализ  работ учащихся 5 и 6 классов

  1. Перечислите типы диаграмм, которые Вам известны.

5 класс

6 класс

-8 учащихся ответили: круговая, столбчатая, линейная диаграммы;

-6 учащихся не ответили на вопрос.

-6 учащихся ответили: круговая, столбчатая, линейная диаграммы.
-8 учащихся ответили: круговая, столбчатая, линейная, точечная диаграммы.
-5 учащихся ответили: круговая, столбчатая, пузырьковая, точечная, линейные диаграммы.
-3учащихся не ответили на вопрос.

2.1. Как называется самый крупный алмаз в мире?

- Все учащиеся 5 и 6 классов ответили верно на данный вопрос.

2.2. Сколько граммов весит алмаз Звезда Сьерра?

- Все учащиеся 5 и 6 классов ответили верно на данный вопрос.

2.3. Как называется и сколько весит самый маленький из представленных в диаграмме алмазов?

- Все учащиеся 5 и 6 классов ответили верно на данный вопрос.

2.4. Назовите тип диаграммы.

  1.   Сколько кандидатов участвовало в выборах? 

-Все учащиеся 5 и 6 классов ответили верно на данный вопрос.

3.2 Сколько % голосов набрал каждый из кандидатов?

-Все учащиеся 5 и 6 классов ответили верно на данный вопрос.

3.3 Кто из кандидатов имеет меньше всего шансов на победу? 

-Все учащиеся 5 и 6 классов ответили верно на данный вопрос.

3.4 Назовите тип диаграммы.

-20 учащихся 6 класса ответили круговая, 2 учащихся не ответили на вопрос;

-10 учащихся 5 класса ответили круговая, 4 учащихся не ответили на вопрос.

4.Постройте  столбиковую  диаграмму,  отражающую  данные  круговой диаграммы.

Полученный анализ дает нам возможность сделать вывод

Учащиеся 5 класса

Учащиеся 6 класс

          - умеют считывать информацию с круговой и линейчатой диаграммы;

- 80% учащихся не знают правильные названия диаграмм.

- 80% учащихся не смогли построить столбчатую диаграмму.

- умеют считывать информацию с круговой и линейчатой диаграммы;

- не все учащиеся знают правильные названия диаграмм, 46 % путают столбчатую и линейчатую диаграммы;

- 55% учащихся не знают и не умеют правильно строить столбчатую диаграмму.


В ходе констатирующего эксперимента был получен вывод, что большая часть учащихся умеют считывать информацию, правильно отвечают на вопросы по диаграмме, но плохо анализируют условие задачи и не умеют и не знают, как правильно строить столбчатую диаграмму и совершенно не умеют распознавать типы диаграмм.

Рассмотрим учебник Виленкина Н.Я., по которому учатся учащиеся, на которых был проведен эксперимент. Разберем типовые задания, представленные в этом учебнике.

№1706. В классе 36 учеников. По математики за четверть «5» получили 8 человек, «4» - 12, остальные – «3». Постройте круговую диаграмму.

Читая условия задачи, учащийся первым делом должен поставить вопросы:

1.Что требуется от меня в задаче? – Построить круговую диаграмму.

2. Как выглядит круговая диаграмма? – Представляет собой круг, разбитый на части.

3. Как правильно круг разбить на несколько частей?

Сначала следует узнать, сколько градусов одной части соответствует сектор круга? (Одному ученику соответствует сектор круга в 10°, т.е. нужно 360°:36

(количество учащихся). Тогда можно узнать, сколько сектора круга соответствует число успевающих. Получаем ∟АОВ=8*10°=80°- число успевающих учащихся на «5», ∟ВОС=12*10°=120°- число успевающих на «4», ∟СОА=360°-(80°+120°)=160°- число успевающих на «3».

Таким образом, учащийся строит круг и делит его на три угла, равные ∟АОВ =80°,∟ВОС =120° и ∟СОА =160 °.

Решение

№1426. Постройте столбчатую диаграмму, показывающую массы первых десяти космических кораблей серии «Венера». Данные считайте из таблицы.

Название и год запуска

Венера-1

1961

Венера-2

1965

Венера-3

1965

Венера-4

1965

Венера-5

1969

Венера-6

1968

Венера-7

1970

Венера-8

1972

Венера -9

1975

Венера-10

1975

Масса, кг

643,5

963

960

1106

1130

1130

1180

1184

4936

5033

Читая условия задачи, учащийся первым делом должен поставить вопросы:

1.Что требуется от меня в задаче? – Построить столбчатую диаграмму.
         2. Как выглядит столбчатая диаграмма? – Выглядит в виде столбцов (вертикальных отрезков).

3. Как правильно строить столбцы? - Чтобы построить такую столбчатую диаграмму, учащимся необходимо: построить прямой угол и  определить, какие значения принимают вертикальные и горизонтальные оси. Пускай вертикальная ось – это значение массы космического корабля, а горизонтальная –  название космического корабля. Тогда по вертикальной оси выбирается приблизительно шкала, по которой будет определяться масса корабля. Далее от выбранных точек строятся вертикальные столбцы (отрезки), высота которых равна значению соответствующих величин.

Решение

№1430

а) На столбчатой диаграмме показано количество осадков, выпавших за год в Голубой стране. Используя диаграмму, ответь на вопросы.

Чтобы ответить на эти вопросы учащиеся должны знать, что обозначает каждая из осей. Вертикальная ось обозначает  количество осадков в мм, горизонтальная ось - месяцы года. Каждый из столбцов обозначает, сколько осадков выпало в определенный месяц.

1) Сколько осадков выпало в сентябре?

2) Когда выпало самое меньшее количество осадков, а когда — самое большее?

3) В какие месяцы выпало одинаковое количество осадков?

4) Когда выпало 90 мм осадков, а когда — больше 90 мм?

5) Когда выпало меньше 60 мм осадков?

6) На сколько меньше осадков выпало в августе, чем в октябре?

7) Сколько осадков выпало за каждое время года? Сколько осадков выпало за весь

год?

Задача

№ 1711 На диаграмме показано содержание питательных веществ в какао, молочном шоколаде, фасоли и сушёных белых грибах. Определите по диаграмме, в каком продукте содержание белков не превышает 30%.

http://sdamgia.ru/get_file?id=3448

1.2 Набор задач

Предложим набор задач, которыми целесообразно дополнить учебники или конспекты уроков.

Были выделены несколько типов задач, направленных на развитие умений:

- анализировать условие задачи и искать нужное решение к ней;

- сравнивать  диаграммы;

- структурировать диаграммы;

-обобщать информацию, представленную на диаграмме.

а). Задачи на сопоставление диаграммы с условием задачи.

1) Посевные площади на Земле распределяются так: пшеница занимает 30%, кукуруза – 16%,ячмень- 11%, рис – 19% и 24% - прочие культуры.

2) Суша занимает - 29% поверхности Земли, а Мировой океан – 71%

3) Земельные угодья на Земле распределяются таким образом: луга и пастбища – 21%, леса – 30%, пашни – 11%, прочие земли – 38%

2. По данным в таблице сопоставьте нужную диаграмму.

Название

Байкал

Онежское озеро

Иссык- Куль

Ладожское озеро

Глубина

1620м

127 м

668м

225

Так же уместен вопрос:

- Какие диаграммы не удовлетворяют условию таблицы и почему?

Решая задачи данного типа, учащиеся анализируют и сопоставляют информацию,  представленную в виде диаграмм, с условием задачи.

2. Задачи на сравнение диаграмм.

Например: Сравните три диаграммы. Что общего между ними?
В чем различия? Сколько человек предпочитают компьютер? Какой из классов предпочитает больше спорт? Какие классы предпочитают одинаково и чтение, и телевизор? Что меньше всего нравится учащимся всех классов? и т.д.

Решая задачи данного типа, учащиеся развивают умение анализировать поставленные вопросы, сравнивать диаграммы и работать с информацией, представленной на разных диаграммах.

Для удобства можно три диаграммы объединить в одну

3. По данным одной диаграммы  построить другую.
По данным круговой диаграммы об успеваемости 8 класса  постройте столбчатую диаграмму (или наоборот).

                    

Решение задач данного типа способствует развитию умений учащихся анализировать диаграммы, считывать с них информацию, а так же способствует развитию конструктивных  навыков, а именно алгоритм построения диаграмм.

4. Выбрать тип диаграммы для построения, который наиболее полно и очевидно раскрывает какие либо свойства элемента.

а) Например:

1. Вода занимает 0,7 всей поверхности земного шара. Постройте диаграмму распределения воды и суши на земле.

2. Известно, что  массы льняного семени содержит масло. Постройте диаграмму содержания масла в льняном семени.

В данном случае учащимся удобно использовать круговую диаграмму, так как именно круговую диаграмму удобно использовать, когда нужно представить соотношения между частями.

б) Например:

Выберите тип диаграммы, наиболее наглядно отражающий имеющуюся информацию, представленную в виде таблицы.

Название

Европа

Азия

Африка

Северная Америка

Южная Америка

Австралия

Антарктида

Площадь

10

44

30

24

18

8

14

В данном случае удобно учащимся использовать столбчатую диаграмму, потому что столбчатые диаграммы применяются в тех случаях, когда нужно сравнивать полученные данные, показать, как меняются при разных условиях  интересующие нас явления.

Данный тип задач направлен на анализ условия задачи и умение выбирать нужный тип диаграммы.

5. Задачи на обобщение данной информации.

Дана таблица, по которой нужно построить диаграмму,  учащимся нужно придумать свои вопросы по этой диаграмме.

Название

Продолжительность жизни

Лошадь

20

Крокодил

40

Индийский слон

70

Верблюд

30

Шимпанзе

64

Данный тип задач позволяет учащимся делать логические выводы, позволяет развивать их коммуникативные способности,  развивает умение анализировать и структурировать.

При написании конспектов к уроку  мы будем пользоваться предложенными  задачами.