Задачи на признаки делимости
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему

Данный конспект поможет систематизировать знания на основе решения задач, показывает значимость признаков делимости в решениях задач ОГЭ и ЕГЭ, поможет развитию мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_matematiki_v_5_klasse.docx23.86 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока математики в 5 классе

по теме

«Задачи на признаки делимости с элементами логики»

                                                                                         Подготовила:

                                                                                                     учитель математики

                                                                                                          Мирзамагомедова З.М.

Цели:

•показать значимость режима дня школьника, биоритмов человека на примере задач на признаки делимости.

Задачи:

  • Образовательные:

•повторить признаки делимости чисел.

  • Развивающие:

•познакомить учащихся  биологическими ритмами человека и учащихся в частности, а также с периодами изменения работоспособности.

  • Воспитательные:

•показать способы повышения работоспособности и профилактику утомления.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний на основе решения задач.

Вид урока: интегрированный, с использованием элементов здоровьесберегающих технологий.

Методы обучения: словесные, наглядные, деятельностные.

Форма организации познавательной деятельности: коллективная.

Используемые педагогические технологии:

• технологии личностно-ориентированного обучения

• технологии дифференцированного подхода в обучении

• технологии критического мышления

• технологии развивающего обучения

• игровые технологии

• икт

• здоровье сберегающие технологии

Оборудование: рабочая тетрадь, компьютер, мультимедийный проигрыватель, экран, презентация к уроку.

                                       Ход урока:

1.        Организационный момент.

1.        Вступительное слово учителя.

Сегодня мы с вами используем полученные знания для составления режима дня, что позволит вам достичь максимальной работоспособности и повысить сопротивляемость организма утомлению.

1.        Решение задач.

Задача 1. Период врабатывания и сохранения работоспособности у школьников начинается около 8 ч утра и заканчивается к 13 ч 30 мин. Сколько уроков, протяженностью в 45 мин, и перемен, протяженностью в 10 мин, может выдерживать школьник?

(Ответ: 6 уроков.)

Задача 2. Период вечерней работоспособности длится с 18 до 21 ч вечера. Успеет ли ученик 6 класса сделать уроки, если на математику ему требуется 70 мин, на русский язык — 50 мин, на английский — 35 мин, а на литературу, историю и природоведение он тратить время не собирается. При этом сел он делать уроки в 18.30.

(Ответ: он не уложится в срок на 5 мин).

Задача 3. Пользуясь графиком изменения работоспособности в течение суток, найдите истинные высказывания. Из соответствующих им цифр составьте наибольшее и наименьшее возможное натуральное число (каждая цифра входит в запись числа один раз).

1.        — Подъём работоспособности начинается в 8 ч.

2.        — Утомление длится с 12 до 14ч.

3.        — Вечером работоспособность выше, чем утром.

4.        — Наибольшая работоспособность с 10 до 12 часов утра.

5.        — Работоспособность резко падает в 21 ч.

6.        — В 19ч работоспособность низкая.

7.        — Наивысшая работоспособность в день в 17 часов дня.

8.        — Низшая работоспособность в 15 ч.

9.        — В день у человека два периода утомления.

10.        — Начинать уроки надо в 7 ч утра.

(Ответ: наибольшее натуральное число — 7430,  наименьшее натуральное число — 3047).

Задача 4. Учебный год состоит из 9 месяцев. Каникулы и праздники

отнимают месяц. Полноценно ученик работает только вторник, среду  и четверг. Выясните, сколько дней за учебный год ученик проработал  полноценно.

(Ответ: 105 дней).

Задача 5. Пользуясь графиком работоспособности в течение рабочей недели, найдите истинные высказывания. Из чисел, соответствующих  правильным ответам, составьте а) числа, кратные 2, б) числа, кратные 5. Сколько получилось чисел?

Работоспособность (усл. ед.)

      Пн.              Вт.               Ср                Чт.               Пт.                Сб.

0— Самая высокая работоспособность в понедельник.

1— Работоспособность в среду ниже работоспособности в четверг.

2— Работоспособность во вторник и четверг одинакова.

3— Самый непродуктивный день — понедельник.

4— Работоспособность заметно снижается в пятницу.

5— Самая высокая работоспособность в среду.

6— Всю неделю работоспособность одинаковая.

(Ответ: а)542, 524, 254, 452; 6)425,245).

Задача 6. Ученик 6 класса Антон Казеинов в пятницу, субботу и  воскресенье сидит вечером у телевизора до 23 ч. Потом он засыпает  сидя. Сколько дней в году Антон не растет?

(Ответ: 156 дней).

Задача 7. Ребенку 10 лет необходимо спать не меньше 10 ч в сутки, если он встает в 7 ч утра, а ложится в 22 ч, сколько часов он недосыпает в течение рабочей недели? А если в субботу он посмотрит фильм до 23.30,  то, до какого времени ему надо спать в воскресенье?

(Ответ: 6 ч; до 15.30).

Физкультминутка.

«Солнышко».

     Закройте глаза, вытяните руки. Представьте, что на ладошках у вас лежат маленькие солнышки. Через пальчики, как лучики солнышка, идёт тепло по всей руке. Руки успокоились, отдыхают. Переключаем внимание на ноги. Солнечные лучики согревают стопы, пальцы ног. Усталость проходит, мышцы отдыхают. Представьте живот как  шарик или мячик. На вдохе мячик слегка поднимается, на выдохе опускается. Дыхание успокаивается, становится плавным, равномерным. Улыбнитесь друг другу, скажите добрые слова.

Задача 8. Определите координаты точек координатного угла и расшифруйте названия биоритмологических групп.

(10,9)        (7,3)        (1,4)        (3,7)        (1,4)        (3,7)        (9,6)        (3,7)        (11,4)

ж        а        в        о        р        о        н        о        к

(13,6)        (3,7)        (7,0)        (7,8)        (5,6)        (4,11)

г        о        л        у        б        ь

(14,2)        (3,7)        (1,4)        (7,3)

с        о        в        а

Слово учителя. Презентация 1.

Задача 9. В 6 классе "голубей" в 3 раза меньше, чем "жаворонков", и на 3 меньше, чем "сов". Сколько учащихся в классе, если "сов" в нем 8 человек?

(Ответ: 5 "голубей", 15 "жаворонков", 28 учеников).

Задача 10. Уровень шума, который не препятствует нормальной работе, в два раза меньше уровня шума, создающегося громкими разговорами в классе. А уровень шума громкого разговора в два раза меньше шума, производимого гоночной машиной. Определите, какой уровень шума должен быть в классе, если машина производит шум в 124 дб?

(Ответ: 31 дб).

Слово учителя. Презентация 2.

Интенсивность шума измеряется при помощи давления. Сила, уравновешенность, подвижность нервных процессов изменяются тем больше, чем больше шум. Реакция на шум выражается в повышенной возбудимости, снижении работоспособности.

Задача 11. Уровень шума метро в 1,5 раза выше шума громкого разговора и уже опасен для здоровья. Учащийся, слушающий плеер в метро, испытывает давление на органы слуха на 10 дб больше, чем шум метро. На сколько, шум плеера тише шума вертолета, если вертолет шумит на 110 дб, а громкий разговор имеет уровень шума в 60 дб?

(Ответ: на 10 дб).

Слово учителя.

Постоянно слушая музыку через наушники, человек постепенно глохнет и повышает уровень громкости незаметно сам для себя.

Задача 12.  Найдите истинные высказывания. Из соответствующих им букв составьте название медицинского термина. Что он обозначает?

К — 8 делитель 68,

У — 3 делитель 15,

Р — 16 делитель 4,

Т — 24 делитель 72,

О — 1 делитель х,

Е — 70 кратное 21,

М — 12 кратное 6,

Д — 6 кратное 24,

Л — 60 кратное 15,

В — 2 кратное 48,

Е — х кратное х,

Н — с кратное 1,

И — 3 делитель 7050,

С — 13 655 делитель 5,

Е — 15 делитель 75.

(Ответ: утомление — возникающее вследствие работы временное ухудшение состояния организма человека, чувство усталости).

Слово учителя. Презентация 3.

Задача 14. С помощью признаков делимости на 2, 3, 5 и признаков делимости суммы и разности найдите истинные высказывания. Из букв, соответствующих истинным высказываниям, составьте слово. Что оно обозначает?

С — 67009 не кратно 10,

О — 100 является делителем 6230,

Т — 264 000 — 780 делится на 10,

М — 53 622 кратно 3,

Р —92-35000-4 кратно 1000,

Е — 367+24 не делится на 2,

С —31-23-105 делится на 5,

А — 5 не является делителем 23 780,

С — 200 не кратно 400.

(Ответ: стресс)

Слово учителя.

   Стресс — состояние повышенного нервного напряжения, вызванное каким-либо сильным раздражителем.

Задача 15. Найди НОД и НОК чисел и, подставив их в таблицу, узнай, каким образом можно преодолевать утомление и стресс.

НОД (25,15)- С,        НОД (27,36)-А,

НОД (22,99) —М,        НОК (8,15) —Д,

НОД(141,142) —Е,        НОК (14,16) —О,

НОД (18,72) —И,        НОК (25,15) —Я,

НОД (48,16) —В,        НОК (22,33) —Т,

НОД (14,18) —Н,        НОК (24,48) —Л.

НОК(11,12) —Ь,

5        11        1        2        9

с        м        е        н        а

16        18        120        9

в        и        д        а

120        1        75        66        1        48        132        2        112        5        66        18

д        е        я        т        е        л        ь        н        о        с        т        и

1.        Подведение итогов урока.

 

Рефлексия.

"Выбери утверждение".

        * все понял, могу помочь другим;                * запомню надолго;

        * все понял;                                        * однообразный урок;

        * могу, но нужна помощь;                        * неинтересный урок;

        * ничего не понял;                                * скучный день;

        * интересный урок;                                        * урок праздник;

            * хороший урок;                                    * отличный урок;                                

Ощущал себя:

* хорошо;

* уверенно;

* смело;

* гордо;

* комфортно;

* глупо;

* неуверенно;

* испуганно;

* сердито;

* грустно.

1.        Домашнее задание: определить свой тип.

Для этого утром измерить пульс и частоту дыхания за минуту. Если на один вдох — выдох приходится 5—6 ударов пульса, то вы "жаворонок", если 4 удара пульса или меньше — вы "сова". Между "жаворонками" и "совами" располагаются "голуби".

Литература:

1.        Математика 5, И. Я. Виленкин и др., М: «Мнемозина», 2009.

2.        Педагогика и психология здоровья. М.: Академия, 2003.

3.        Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных    

учреждений. Руководство для работников системы общего образования.- М.:  

Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004.

1.        Школьный психолог// №38 (324), 8 – 15 октября 2004.

2.        «Школа 2000…». Математика для каждого: технология, дидактика, мониторинг//

Под ред. Г. В. Дорофеева, И. Д. Чечель.- М.: «Школа 2000..», 2002.

1.        Алимова Т. М. Здоровье: Сборник заданий по математике на тему здоровья. 5 – 9

классы. – М.: 2003.

1.        Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЦОР "Делимость. Признаки делимости"

Презентация по теме "Делимость. Признаки делимости"...

Разработка обобщающего урока по математике для 5-го класса по теме "Делимость чисел. Простые и составные числа. Признаки делимости", с применением ИКТ

Обобщающий урок по теме "Делимость чисел. Простые и составные числа.Признаки делимости", 5 класс по учебнику Л.Г. Петерсон . Конспект + презентация + игра "Абака"....

Конспект урока математики в 5 классе на тему: "Задачи на признаки делимости с элементами логики, графики, на основе знаний о периодах работоспособности учащихся" 2 часа.

В разработке представлен материал для проведения урока математики в 5 классе, который можно использовать в работе с разными УМК....

Делимость чисел. Признаки делимости чисел.

Данный материал предназначен для учащихся 7-ых классов,имеет большую практическую значимость для решения олимпиадных и конкурсных задач....

Делимость чисел. Признаки делимости чисел.

Данный материал предназначен для учащихся 7-ых классов,имеет большую практическую значимость для решения олимпиадных и конкурсных задач....

Делимость чисел. Признаки делимости. НОД и НОК чисел.

Делимость чисел. Признаки делимости. НОД и НОК чисел....

Технологическая карта урока математики в 5 классе. (Учебник математики для 5 класса. С.М. Никольский, М.К. Потапов, и др.) Тема урока «Признаки делимости. Делимость на 10, 2, 5.»

Технологическая карта урока математики в 5 классе. (Учебник математики для 5 класса. С.М. Никольский, М.К. Потапов, и др.)Тема урока «Признаки делимости. Делимость на 10, 2, 5.»...