Рабочая программа по математике для 5 класса
рабочая программа по математике (5 класс) на тему

Аннотация к рабочей программе по математике для 5 класса

Рабочая  программа по математике для 5 класса составлена на основе:

·      Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014)  «Об образовании в Российской Федерации»;

·      Закона Республики Татарстан от 22 июля 2013 г. N 68-ЗРТ «Об образовании»;

·      Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования  (Приказ МО и Н РФ от 17 декабря 2010 года №1897);

·      Основной образовательной программы основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения   «Нусинская основная общеобразовательная школа»  Арского муниципального района Республики Татарстан  (Приказ №116 от 28 августа 2015 года)

·      Федерального перечня учебников рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,  среднего общего образования   (Приказ МО и Н РФ от 31 марта 2014г. №253; Приказ  МО и Н РФ от 8 июня 2015 г. № 576 «О внесении изменений в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом МО и Н РФ от 31 марта 2014 г. №253»)

·      Учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Нусинская основная общеобразовательная школа»  Арского муниципального района Республики Татарстан  на 2017 – 2018 учебный год (Приказ № 157 от 29.08.2017)

        Изучение математики в 5 классе направлено на достижение следующей цели:

· овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования; интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей; систематическое развитие понятия числа.

Количество часов в 5 классе – 175 часов, по 5 часов в неделю. Промежуточная аттестация:  1  ч

Скачать:


Предварительный просмотр:

      «Рассмотрено»

    Руководитель МО

   _________/Григорьева Л.И./

    Протокол №  ___

от “ ___ ” ____________  2017 г.

          «Согласовано»

  Заместитель руководителя

по УВР МБОУ «Нусинская ООШ»

________/Сафиуллина  Г.К./

  “___” __________  2017 г.

  «Утверждаю»

       Директор МБОУ «Нусинская    ООШ»

     ________/Бадертдинов В.Х./

            Приказ  № ______

         от “___” _________        2017 г.

Рабочая программа

по математике для 5 класса

учителя первой квалификационной категории

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Нусинская основная общеобразовательная школа»

Арского муниципального района Республики Татарстан

Абдуллиной Эльмиры Валерьевны

Рассмотрено на заседании

 педагогического совета

(Протокол № _______

от  «____» __________2017 г.)

2017-2018 учебный год

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Изучение математики в 5 классе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития в предметном направлении:

  • овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания, представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура, уравнение) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
  • умение  работать  с  математическим  текстом  (анализировать,  извлекать  необходимую информацию),  грамотно  применять  математическую  терминологию  и  символику, использовать различные языки математики;
  •  умение  приводить  классификации,  логические  обоснования,  доказательства  математических утверждений;
  • развитие  представлений  о  числе, овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
  • овладение  символьным  языкам  алгебры,  приемами  решения  уравнений,  аппарат  уравнений для решения задач;
  •  овладение  основными  способами  представления  и  анализа  статистических  данных;  
  •  овладение  геометрическим  языком,  умение  использовать  его  для  описания  предметов окружающего  мира,  развитие  пространственных  представлений, приобретение навыков геометрических построений;
  • умения  измерять  длины  отрезков,  величины  углов,  использовать  формулы  для  нахождения периметров, площади прямоугольника; умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
    Предметные результаты освоения программы:

Ученик  научится в 5 классе  (для использования в повседневной жизни и обеспечения возможности успешного продолжения образования на базовом уровне)

Числа

  • Оперировать на базовом уровне понятиями: натуральное число,  обыкновенная дробь, десятичная дробь, смешанное число;
  • использовать свойства чисел и правила действий с натуральными числами, десятичными и обыкновенными дробями при выполнении вычислений;
  • выполнять округление натуральных чисел и десятичных дробей в соответствии с правилами;
  • сравнивать десятичные дроби.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • оценивать результаты вычислений при решении практических задач;
  • выполнять сравнение чисел в реальных ситуациях;
  • составлять числовые выражения при решении практических задач и задач из других учебных предметов.

Статистика и теория вероятностей

  • Представлять данные в виде таблиц, диаграмм,
  • читать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы.

Текстовые задачи

  • Решать несложные сюжетные задачи разных типов на все арифметические действия;
  • строить модель условия задачи (в виде таблицы, схемы, рисунка), в которой даны значения двух из трёх взаимосвязанных величин, с целью поиска решения задачи;
  • осуществлять способ поиска решения задачи, в котором рассуждение строится от условия к требованию или от требования к условию;
  • составлять план решения задачи;
  • выделять этапы решения задачи;
  • интерпретировать вычислительные результаты в задаче, исследовать полученное решение задачи;
  • знать различие скоростей объекта в стоячей воде, против течения и по течению реки;
  • решать задачи на нахождение части числа и числа по его части;
  • решать задачи разных типов (на работу, на покупки, на движение), связывающих три величины, выделять эти величины и отношения между ними;
  • находить процент от числа, число по проценту от него, находить процентное отношение двух чисел, находить процентное снижение или процентное повышение величины;
  • решать несложные логические задачи методом рассуждений.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • выдвигать гипотезы о возможных предельных значениях искомых величин в задаче (делать прикидку)

Наглядная геометрия

Геометрические фигуры

  • Оперировать на базовом уровне понятиями: фигура, точка, отрезок, прямая, луч, ломаная, угол, многоугольник, треугольник и четырёхугольник, прямоугольник и квадрат, окружность и круг, прямоугольный параллелепипед, куб. Изображать изучаемые фигуры от руки и с помощью линейки и циркуля.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • решать практические задачи с применением простейших свойств фигур.

Измерения и вычисления

  • выполнять измерение длин, расстояний, величин углов, с помощью инструментов для измерений длин и углов;
  • вычислять площади прямоугольников.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях, площади прямоугольников;
  • выполнять простейшие построения и измерения на местности, необходимые в реальной жизни.

История математики

  • описывать отдельные выдающиеся результаты, полученные в ходе развития математики как науки;
  • знать примеры математических открытий и их авторов, в связи с отечественной и всемирной историей.

Множество

Оперировать на базовом уровнепонятиями: множество, элемент множества, подмножество, принадлежность;

  • задавать множества перечислением их элементов;
  • находить пересечение, объединение, подмножество в простейших ситуациях

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • распознавать логически некорректные высказывания

Ученик получит возможность научиться в 5 классе (для обеспечения возможности успешного продолжения образования на базовом и углублённом уровнях)

Числа

  • Оперировать понятиями: натуральное число, множество натуральных чисел, обыкновенная дробь, десятичная дробь, смешанное число;
  • понимать и объяснять смысл позиционной записи натурального числа;
  • выполнять вычисления, в том числе с использованием приёмов рациональных вычислений, обосновывать алгоритмы выполнения действий;
  • выполнять округление рациональных чисел с заданной точностью;
  • упорядочивать числа, записанные в виде обыкновенных и десятичных дробей;

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • применять правила приближенных вычислений при решении практических задач и решении задач других учебных предметов;
  • выполнять сравнение результатов вычислений при решении практических задач, в том числе приближенных вычислений;
  • составлять числовые выражения и оценивать их значения при решении практических задач и задач из других учебных предметов.

Уравнения и неравенства

  • Оперировать понятиями: равенство, числовое равенство, уравнение, корень уравнения, решение уравнения, числовое неравенство.

Статистика и теория вероятностей

  • Оперировать понятиями: столбчатые и круговые диаграммы, таблицы данных, среднее арифметическое,
  • извлекать, информацию, представленную в таблицах, на диаграммах;
  • составлять таблицы, строить диаграммы на основе данных.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию, представленную в таблицах и на диаграммах, отражающую свойства и характеристики реальных процессов и явлений.

Текстовые задачи

  • Решать простые и сложные задачи разных типов, а также задачи повышенной трудности;
  • использовать разные краткие записи как модели текстов сложных задач для построения поисковой схемы и решения задач;
  • знать и применять оба способа поиска решения задач (от требования к условию и от условия к требованию);
  • моделировать рассуждения при поиске решения задач с помощью граф-схемы;
  • выделять этапы решения задачи и содержание каждого этапа;
  • интерпретировать вычислительные результаты в задаче, исследовать полученное решение задачи;
  • анализировать всевозможные ситуации взаимного расположения двух объектов и изменение их характеристик при совместном движении (скорость, время, расстояние) при решении задач на движение двух объектов как в одном, так и в противоположных направлениях;
  • исследовать всевозможные ситуации при решении задач на движение по реке, рассматривать разные системы отсчёта;
  • решать разнообразные задачи «на части»,
  • решать и обосновывать свое решение задач (выделять математическую основу) на нахождение части числа и числа по его части на основе конкретного смысла дроби;
  • осознавать и объяснять идентичность задач разных типов, связывающих три величины (на работу, на покупки, на движение); выделять эти величины и отношения между ними, применять их при решении задач, конструировать собственные задачи указанных типов.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • выделять при решении задач характеристики рассматриваемой в задаче ситуации, отличные от реальных, конструировать новые ситуации с учётом этих характеристик, в частности, при решении задач на концентрации, учитывать плотность вещества;
  • решать и конструировать задачи на основе рассмотрения реальных ситуаций, в которых не требуется точный вычислительный результат;
  • решать задачи на движение по реке, рассматривая разные системы отсчета.

Наглядная геометрия

Геометрические фигуры

  • Извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах;
  • изображать изучаемые фигуры от руки и с помощью компьютерных инструментов.

Измерения и вычисления

  • выполнять измерение длин, расстояний, величин углов, с помощью инструментов для измерений длин и углов;
  • вычислять площади прямоугольников, квадратов, объёмы прямоугольных параллелепипедов, кубов.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях, площади участков прямоугольной формы, объёмы комнат;
  • выполнять простейшие построения на местности, необходимые в реальной жизни;
  • оценивать размеры реальных объектов окружающего мира.

История математики

  • Характеризовать вклад выдающихся математиков в развитие математики и иных научных областей.

Элементы теории множеств и математической логики

  • Оперироватьпонятиями: множество, характеристики множества, элемент множества, пустое, конечное и бесконечное множество, подмножество, принадлежность,
  • определять принадлежность элемента множеству, объединению и пересечению множеств;

задавать множество с помощью перечисления элементов, словесного описания

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • распознавать логически некорректные высказывания;
  • строить цепочки умозаключений на основе использования правил логики

Предметные результаты изучения должны отражать:

1) формирование представлений о математике как о методе познания действительности, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления:

осознание роли математики в развитии России и мира;

возможность привести примеры из отечественной и всемирной истории математических открытий и их авторов;

2) развитие умений работать с учебным математическим текстом, точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования:оперирование понятиями: множество, элемент множества, подмножество, принадлежность, нахождение пересечения, объединения подмножества в простейших ситуациях; решение сюжетных задач разных типов на все арифметические действия;применение способа поиска решения задачи, в котором рассуждение строится от условия к требованию или от требования к условию;составление плана решения задачи, выделение этапов ее решения, интерпретация вычислительных результатов в задаче, исследование полученного решения задачи;нахождение процента от числа, числа по проценту от него, нахождения процентного отношения двух чисел, нахождения процентного снижения или процентного повышения величины;решение логических задач;

3) развитие представлений о числе; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений:оперирование понятиями: натуральное число, обыкновенная дробь, десятичная дробь, смешанное число;использование свойства чисел и законов арифметических операций с числами при выполнении вычислений;выполнение округления чисел в соответствии с правилами;сравнение чисел;

4) овладение символьным языком алгебры, приемами выполнения тождественных преобразований выражений, решения уравнений; умения моделировать реальные ситуации на языке алгебры, исследовать построенные модели с использованием аппарата алгебры, интерпретировать полученный результат:выполнение несложных преобразований для вычисления значений числовых выражений;раскрывать скобки, приводить подобные слагаемые;

5) развитие пространственных представлений, изобразительных умений, навыков геометрических построений:оперирование понятиями: фигура, точка, отрезок, прямая, луч, ломаная, угол, многоугольник, треугольник и четырехугольник, прямоугольник и квадрат, окружность и круг, прямоугольный параллелепипед, куб, шар; изображение изучаемых фигур от руки и с помощью линейки и циркуля;выполнение измерения длин, расстояний, величин углов с помощью инструментов для измерений длин и углов;

6) формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей - таблицы, диаграммы.

Изучение математики в 5 классе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития в метапредметном направлении:

  • первоначальные  представления  об  идеях  и  о  методах  математики  как  универсальном  языке науки и техники, средстве моделирования процессов;
  • умение  видеть  математическую  задачу  в  контексте  проблемной  ситуации  в  других дисциплинах, в окружающей жизни;
  • умение  находить  в  различных  источниках  информацию,  необходимую  для  решения математических проблем, представлять ее в понятной форме, принимать решения в условиях неполной и избыточной информации;
  •  умение понимать и использовать математические средства наглядности (диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
  • умение  применять  индуктивные  и  дедуктивные  способы  рассуждений,  видеть  различные стратегии решения задач;  понимание  сущности  алгоритмических  предписаний  и  умение  действовать  в  соответствии  с предложенным алгоритмом;
  • умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;  умение  планировать  и  осуществлять  деятельность,  направленную  на  решение  задач исследовательского характера;

Метапредметные результаты освоения программы:

Регулятивные УУД

  1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе.  Обучающийся сможет:
  • выдвигать версии решения проблемы;
  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы;
  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели.
  1. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей. Обучающийся сможет:
  • определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
  • выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать ресурсы для достижения цели;
  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта).
  1. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами. Обучающийся сможет:
  • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
  • сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
  1. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
  • анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
  • оценивать продукт своей деятельности по заданным  критериям в соответствии с целью деятельности;
  • фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
  1. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной деятельности. Обучающийся сможет:
  • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки.

Познавательные УУД

1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы. Обучающийся сможет:

  • подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
  • выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
  • выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
  • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
  • излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи.

2. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

  • обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
  • определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
  • строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
  • переводить информацию из текстового в формализованное представление;

3. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, процессов.

4.  Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:

  • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами;
  • формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска.

Коммуникативные УУД

1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе. Обучающийся сможет:

  • корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения;
  • критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).

2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:

  • представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
  • соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
  • высказывать суждение и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
  • принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
  • использовать наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя.

3. Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ. Обучающийся сможет:

  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
  • использовать компьютерные технологии  для решения учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, докладов, рефератов, создание презентаций;
  • использовать информацию с учетом этических норм.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Изучение математики в 5 классе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития в личностном направлении:

  • умение  ясно,  точно,  грамотно  излагать  свои  мысли  в  устной  и  письменной  речи,  понимать смысл  поставленной  задачи,  выстраивать  аргументацию,  приводить  примеры;
  •  критичность  мышления,  умение  распознавать  логически  некорректные  высказывания, отличать гипотезу от факта;
  • представление  о  математической  науке  как  сфере  человеческой  деятельности,  об  этапах  ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
  • креативность  мышления,  активность  при  решении математических задач;
  • умение контролировать процесс учебной математической деятельности;
  • способность  к  эмоциональному  восприятию  математических  объектов,  задач,  решений, рассуждений;

Личностные результаты освоения программы:

1)  формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

2) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; осознание роли математики в развитии России и мира. Внедрение национально – регионального компонента на уроках возможно при изучении при решении текстовых задач, выполнении проектов.

3) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

4) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.

Содержание учебного предмета

Натуральные числа (47ч.)

Натуральное число, множество натуральных чисел и его свойства, изображение натуральных чисел точками на числовой прямой. Использование свойств натуральных чисел при решении задач. Различие между цифрой и числом. Позиционная запись натурального числа, поместное значение цифры, разряды и классы, соотношение между двумя соседними разрядными единицами, чтение и запись натуральных чисел. Необходимость округления. Правило округления натуральных чисел. Понятие о сравнении чисел, сравнение натуральных чисел друг с другом и с нулём, математическая запись сравнений, способы сравнения чисел. Сложение и вычитание, компоненты сложения и вычитания, связь между ними, нахождение суммы и разности, изменение суммы и разности при изменении компонентов сложения и вычитания. Умножение и деление, компоненты умножения и деления, связь между ними, умножение и сложение в столбик, деление уголком, проверка результата с помощью прикидки и обратного действия. Переместительный и сочетательный законы сложения и умножения, распределительный закон умножения относительно сложения, обоснование алгоритмов выполнения арифметических  действий. Запись числа в виде суммы разрядных слагаемых, порядок выполнения действий в выражениях, содержащих степень, вычисление значений выражений, содержащих степень.

       Числовое выражение и его значение, порядок выполнения действий. Деление с остатком на множестве натуральных чисел, свойства деления с остатком. Практические задачи на деление с остатком.

Элементы алгебры (15ч.)

Использование букв для обозначения чисел, вычисление значения алгебраического выражения, применение алгебраических выражений для записи свойств арифметических действий, преобразование алгебраических выражений. Уравнение, корень уравнения. Нахождение неизвестных компонентов арифметических действий. Формулы.

Дроби(46ч.)

Доля, часть, дробное число, дробь. Дробное число как результат деления. Правильные и неправильные дроби, смешанная дробь (смешанное число). Запись натурального числа в виде дроби с заданным знаменателем, преобразование смешанной дроби в неправильную дробь и наоборот. Сравнение обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями. Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями. Целая и дробная части десятичной дроби. Преобразование десятичных дробей в обыкновенные. Сравнение десятичных дробей. Сложение и вычитание десятичных дробей. Округление десятичных дробей. Умножение и деление десятичных дробей. Преобразование обыкновенных дробей в десятичные дроби. Конечные и бесконечные десятичные дроби.

Проценты (5ч.)

Понятие процента. Вычисление процентов от числа и числа по известному проценту, выражение отношения в процентах. Решение несложных практических задач с процентами.

Статистика и теория вероятностей (7ч.)

Среднее арифметическое двух чисел. Изображение среднего арифметического двух чисел на числовой прямой. Решение практических задач с применением среднего арифметического. Среднее арифметическое нескольких чисел. Столбчатые и круговые диаграммы. Извлечение информации из диаграмм. Изображение диаграмм по числовым данным.

Текстовые задачи (23ч.)

Решение текстовых задач арифметическим способом. Использование таблиц, схем, чертежей, других средств представления данных при решении задачи. Задачи на движение, работу и покупки. Единицы измерений: длины, площади, объёма, массы, времени, скорости. Зависимости между единицами измерения каждой величины. Зависимости между величинами: скорость, время, расстояние; производительность, время, работа; цена, количество, стоимость. Решение несложных задач на движение в противоположных направлениях, в одном направлении, движение по реке по течению и против течения. Применение дробей при решении задач. Решение задач на нахождение части числа и числа по его части. Решение задач на проценты и доли. Применение пропорций при решении задач.Решение несложных логических задач. Комбинаторные задачи. Решение логических задач с помощью графов, таблиц. Основные методы решения текстовых задач: арифметический, перебор вариантов.

Наглядная геометрия (22ч.)

Фигуры в окружающем мире. Наглядные представления о фигурах на плоскости: прямая, отрезок, луч, угол, ломаная, многоугольник, окружность, круг. Четырехугольник, прямоугольник, квадрат. Треугольник, виды треугольников. Правильные многоугольники. Изображение основных геометрических фигур. Взаимное расположение двух прямых. Длина отрезка, ломаной. Единицы измерения длины. Построение отрезка заданной длины. Виды углов. Градусная мера угла. Измерение и построение углов с помощью транспортира.Периметр многоугольника. Понятие площади фигуры; единицы измерения площади. Площадь прямоугольника, квадрата. Приближенное измерение площади фигур на клетчатой бумаге. Равновеликие фигуры.Наглядные представления о пространственных фигурах: куб, параллелепипед, призма, пирамида. Изображение пространственных фигур. Примеры сечений. Многогранники. Правильные многогранники. Примеры разверток многогранников. Понятие объема; единицы объема. Объем прямоугольного параллелепипеда, куба.Решение практических задач с применением простейших свойств фигур.

История математики (4ч.)

Появление цифр, букв, иероглифов в процессе счёта и распределения продуктов на Древнем Ближнем Востоке. Связь с Неолитической революцией. Рождение шестидесятеричной системы счисления. Появление десятичной записи чисел.Дроби в Вавилоне, Египте, Риме. Открытие десятичных дробей. Старинные системы мер. Десятичные дроби и метрическая система мер.  Л. Магницкий.

Множества (4ч.)

Множество, характеристическое свойство множества, элемент множества, пустое, конечное, бесконечное множество. Подмножество. Отношение принадлежности, включения, равенства. Элементы множества, способы задания множеств, распознавание подмножеств и элементов подмножеств с использованием кругов Эйлера. Пересечение и объединение множеств. Разность множеств, дополнение множества. Интерпретация операций над множествами с помощью кругов Эйлера.

Высказывания(2ч.)

Истинность и ложность высказывания. Сложные и простые высказывания. Операции над высказываниями с использованием логических связок: и, или, не. Условные высказывания (импликации).

   Национально-региональный компонент

   Проведение математических диктантов с  использованием числовых данных из сведений о крае, селе, решение текстовых, жизненно-практических задач, используя практический материал, наиболее ярко иллюстрирующий особенности жизни края, его динамику и перспективы развития.

Календарно-тематическое планирование

УМК (Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика. 5 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных организаций. М.: Мнемозина, 2015.)

Изучаемый раздел,

Количество

Календарные сроки

тема урока

часов

Планируемые

Факти-ческие

сроки

сроки

Глава 1. Натуральные числа

§ 1. Натуральные числа и шкалы

16

Вводное повторение. Чтение и запись натуральных чисел. Различие между цифрой и числом. Арифметические действия с натуральными числами

1

02.09.

Вводное повторение. Порядок выполнения действий при нахождении значения числового выражения

1

04.09.

Вводное повторение. Решение текстовых задач арифметическим способом. Геометрический материал курса начальной школы

1

05.09.

Входная проверочная работа

1

07.09.

Работа над ошибками. Натуральное число, множество натуральных чисел и его свойства. Позиционная запись натурального числа,  разряды и классы, соотношение между двумя соседними разрядными единицами

1

08.09.

Появление цифр, букв, иероглифов в процессе счёта и распределения продуктов на Древнем Ближнем Востоке. Связь с Неолитической революцией. Римская нумерация. Рождение шестидесятеричной системы счисления. Появление десятичной записи чисел

1

09.09.

Фигуры в окружающем мире. Наглядные представления о фигурах на плоскости: отрезок, ломаная. Длина отрезка, ломаной. Единицы измерения длины

1

11.09.

Многоугольники. Четырехугольник, прямоугольник, квадрат. Правильные многоугольники. Изображение основных геометрических фигур. Треугольник, виды треугольников

1

12.09.

Плоскость. Прямая. Луч. Взаимное расположение двух прямых

1

14.09.

Решение несложных логических задач с помощью графов и таблиц

1

15.09.

Шкалы и координаты. Изображение натуральных чисел  точками на координатном луче. Единицы измерения массы

1

16.09.

Практические задачи на шкалы и координаты. Способы сравнения чисел Сравнение чисел на координатном луче. Математическая запись сравнений

1

18.09.

Сравнение натуральных чисел друг с другом и нулем.  Неравенства. Сравнение многозначных чисел. Двойные неравенства

1

19.09.

 Сравнение отрезков. Построение отрезка заданной длины

1

21.09.

Контрольная работа №1 по теме «Натуральные числа и шкалы»

1

22.09.

Работа над ошибками. Старинные системы мер измерения отрезков и массы

1

23.09.

§ 2. Сложение и вычитание натуральных чисел

21

Сложение натуральных чисел и его свойства. Компоненты сложения, связь между ними. Сложение на координатном луче. Сложение в столбик

1

25.09.

Сложение натуральных чисел и его свойства. Переместительный и сочетательный   законы сложения

1

26.09.

Сложение натуральных чисел и его свойства. Периметр многоугольника

1

28.09.

Решение текстовых задач арифметическим способом  на сложение натуральных чисел. Проверка результата с помощью прикидки

1

29.09.

Компоненты вычитания, связь между ними. Вычитание на координатном луче. Проверка результата с помощью обратного действия

1

30.09.

 Вычитание суммы из числа и  числа из суммы Изменение суммы и разности при изменение компонентов сложения и вычитания

1

02.10.

Решение геометрических задач на сложение и вычитание натуральных чисел. Использование чертежей

1

03.10.

Решение комбинаторных задач перебором вариантов. Составление графов, использование схем при решении задач

1

05.10.

Контрольная работа №2 по теме "Свойства сложения и вычитания»

1

06.10.

Работа над ошибками. Решение примеров и задач по теме «Свойства сложения и вычитания»

1

07.10.

Числовые и буквенные выражения. Использование букв для

обозначения чисел. Вычисление значения алгебраического выражения

1

09.10.

Решение текстовых задач на буквенные записи свойств сложения и вычитания

1

10.10.

Применение алгебраических выражений для записи свойств арифметических действий

1

12.10.

Буквенная запись свойств сложения и вычитания. Преобразование алгебраических выражений

1

13.10.

Задачи на составление буквенных выражений. Числовое значение буквенного выражения

1

14.10.

Уравнения. Корень уравнения, проверка корней уравнения. Уравнения. Нахождение неизвестных компонентов арифметических действий

1

16.10.

Решение текстовых задач на покупки. Зависимость между величинами: цена ,количество и стоимость

1

17.10.

Решение текстовых задач на движение с помощью уравнений. Зависимость между величинами: скорость, время, расстояние

1

19.10.

Решение текстовых задач на производительность с помощью уравнений. Зависимость между величинами: производительность, время и работа

1

20.10.

Контрольная работа №3 по теме «Числовые и буквенные выражения. Уравнения»

1

21.10.

Работа над ошибками. Решение примеров и задач по теме «Числовые и буквенные выражения»

1

23.10.

§ 3. Умножение и деление натуральных чисел

20

Определение умножения, компоненты умножения, связь между ними. Умножение в столбик. Проверка результата с помощью прикидки

1

24.10.

Умножение натуральных чисел и его свойства. Переместительное, сочетательное свойства умножения, особые случаи умножения

1

26.10.

Умножение натуральных чисел и его свойства. Решение примеров. Решение текстовых задач на умножение

1

27.10.

Деление, компоненты деления, связь между ними, деление уголком. Проверка результата с помощью прикидки и обратного действия

1

28.10.

Деление. Свойства деления. Особые случаи

1

07.11.

Вычисление значений числовых и буквенных выражений с делением

1

09.11.

Арифметические действия с натуральными числами. Деление

1

10.11.

Деление с остатком. Свойства деления с остатком, компоненты деления с остатком. Нахождение делимого при делении с остатком

1

11.11.

Практические задачи на деление с остатком

1

13.11.

 Контрольная работа №4 по теме «Умножение и деление натуральных чисел»

1

14.11

Работа над ошибками. Решение примеров и задач по теме «Умножение и деление натуральных чисел»

1

16.11.

Упрощение выражений. Распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания. Применение свойств умножения при упрощении выражений

1

17.11.

Упрощение выражений. Решение уравнений и задач с помощью уравнений

1

18.11.

Решение задач с помощью уравнений

1

20.11.

Порядок выполнения действий. Обоснование алгоритмов выполнения арифметических действий

1

21.11.

Числовое выражение и его значение. Нахождение значения числовых выражений

1

23.11.

Степень числа. Квадрат и куб числа

1

24.11.

Вычисление значений выражений, содержащих степень. Запись числа в виде суммы разрядных слагаемых

1

25.11.

Контрольная работа №5 по теме «Упрощение выражений. Порядок выполнения действий»

1

27.11.

Работа над ошибками. Решение примеров и задач по теме «Упрощение выражений»

1

28.11.

§ 4. Площади и объёмы

20

Формулы. Зависимость между величинами: скорость, время, расстояние

1

30.11.

Решение задач на движение в противоположных направлениях, в одном направлении, движение по реке по течению и против течения

1

01.12.

Формулы. Зависимость между величинами: производительность, время, работа

1

02.12.

Формулы. Зависимость между величинами: цена, количество, стоимость

1

04.12.

Решение задач на производительность с помощью формул

1

05.12.

Понятие площади фигуры. Формула площади прямоугольника, квадрата

1

07.12.

Приближенное измерение площади фигуры на клетчатой бумаги.  Равновеликие фигуры

1

08.12.

Формула периметра прямоугольника, квадрата,  треугольника,  правильного многоугольника

1

09.12.

Единицы измерения площадей. Зависимости между единицами измерения каждой величины: площади

1

11.12.

Площадь прямоугольника, квадрата, прямоугольного треугольника. Равновеликие фигуры

1

12.12.

Решение практических задач  с применением  простейших свойств фигур.

1

14.12.

Использование  чертежей   при решении задач

1

15.12.

Наглядные представления о пространственных фигурах: куб, параллелепипед, призма, пирамида

1

16.12.

Изображения пространственных фигур. Многогранники, правильные многогранники. Примеры разверток многогранников

1

18.12.

Площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда. Развертка параллелепипеда

1

19.12.

Понятие объёма. Единицы  измерения объёма. Объем прямоугольного параллелепипеда и объём куба

1

22.12.

Зависимости между единицами измерения объема

1

23.12

Использование таблиц, схем чертежей других средств представления данных при решении текстовых задач  

1

09.01.

Контрольная работа №6 по теме «Площади и объемы»

1

21.12.

Работа над ошибками. Решение задач по теме «Площади и объемы»

1

11.01.

Глава 2. Дробные числа

§ 5. Обыкновенные дроби

22

Наглядное представление о фигурах на плоскости: окружность, круг

1

12.01.

Доля, часть. Обыкновенные дроби. Дроби в Вавилоне, Египте, Риме

1

13.01.

Запись обыкновенных дробей.  Изображение обыкновенных  дробей на координатном луче

1

15.01.

Обыкновенные дроби. Задачи на нахождение части от целого

1

16.01.

Нахождение целого по его части. Решение задачи на нахождение части числа и числа по его части

1

18.01.

Сравнение обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями, в том числе с помощью координатного луча

1

19.01.

 Решение задач по теме «Сравнение дробей»

1

20.01.

Правильные и неправильные дроби

1

22.01.

Сравнение правильных и неправильных дробей

1

22.01.

Контрольная работа №7 по теме  «Доли. Дроби»

1

23.01.

Работа над ошибками. Решение примеров и задач по теме «Дроби»

1

25.01.

Сложение дробей с одинаковыми знаменателями

1

26.01.

Вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

1

27.01.

Вычисление значений выражений на сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

1

29.01.

Дробное число как результат деления. Запись натурального числа в виде дроби с заданным знаменателем

1

30.01.

Смешанные числа. Преобразование смешанной дроби в неправильную дробь и наоборот

1

01.02.

Сложение и вычитание смешанных чисел

1

02.02.

Сложение и вычитание дробных чисел

1

03.02.

Решение задач по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел»

1

05.02.

Вычисление значения дробного выражения

1

06.02.

Контрольная работа №8 по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел»

1

08.02.

Работа над ошибками. Решение примеров и задач по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел»

1

09.02.

§ 6. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей

15

Десятичная запись дробных чисел. Целая и дробная части десятичной дроби

1

10.02.

Открытие десятичных дробей. Старинные системы мер. Десятичные дроби и метрическая система мер.  Л. Магницкий

1

12.02.

Преобразование обыкновенных дробей в десятичные. Конечные и

бесконечные десятичные дроби

1

13.02.

Решение задач по теме “Сравнение десятичных дробей”

1

15.02.

Сравнение десятичных дробей. Двойные неравенства

1

16.02.

Сложение и вычитание десятичных дробей

1

17.02.

Сложение и вычитание десятичных дробей. Нахождение значений числовых выражений

1

19.02.

Решение уравнений  на сложение и вычитание десятичных дробей

1

20.02.

Решение задач  на сложение и вычитание десятичных дробей

1

22.02.

Арифметический способ решения задач на движение, в том числе по реке

1

24.02.

Округление чисел. Необходимость округления. Правило округления натуральных чисел. Округление десятичных дробей

1

26.02.

Прикидка и оценка результатов

1

27.02

Приближенные значения чисел, округление чисел. Решение задач

1

01.03.

Контрольная работа №9 «Сложение и вычитание десятичных дробей»

1

02.03.

Работа над ошибками. Решение примеров и задач по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей»

1

03.03.

§ 7. Умножение и деление десятичных  дробей

22

Умножение десятичных дробей на натуральное число. Умножение десятичной дроби на 10, 100 и т. д.

1

05.03.

Умножение десятичных дробей на натуральное число. Нахождение значений выражений

1

06.03.

Решение задач по теме “Умножение десятичных дробей на натуральные числа”

1

09.03.

Деление десятичных дробей на натуральное число. Деление десятичной дроби на 10, 100 и т. д.

1

10.03.

Деление десятичных дробей на натуральное число. Конечные и бесконечные десятичные дроби

1

12.03.

Решение задач по теме “Деление десятичных дробей на натуральные числа”

1

13.03.

Решение уравнений по теме “Деление десятичных дробей на натуральные числа”

1

15.03.

Контрольная работа №10 по теме «Умножение и деление десятичных  дробей на натуральное число»

1

16.03.

Работа над ошибками. Решение примеров и задач по теме «Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа»

1

17.03.

Умножение десятичных дробей

1

19.03.

Умножение десятичной дроби на 0.1, 0,01, 0,001 и т.д.

1

20.03.

Умножение десятичных дробей.Нахождение значений числовых и  буквенных выражений

1

22.03.

Умножение десятичных дробей. Решение уравнений

1

23.03.

Деление на  десятичную дробь. Правило деления

1

24.03.

Деление на  десятичную дробь. Деление на 0,1; 0,01;. 0,001и т.д.

1

Деление на десятичную дробь. Нахождение значения числового выражения

1

Деление на десятичную дробь. Решение уравнений  и задач

1

Среднее арифметическое двух и нескольких чисел. Определение. Изображение среднего арифметического двухчисел на числовой прямой

1

Среднее арифметическое .Средняя скорость движения

1

Решение практических задач с применением  среднего арифметического

1

Контрольная работа №11 по теме  “Десятичные дроби”

1

Работа над ошибками. Решение примеров и задач по теме «Десятичные дроби»

1

§ 8. Инструменты для вычислений и измерений

26

Микрокалькулятор. Вычисления с помощью микрокалькулятора

1

Понятие процента

1

Выражение отношения в процентах. Перевод дробей  в проценты

1

Вычисление  процентов от числа. Решение несложных задач с

процентами

1

Вычисление числа по известному проценту. Решение несложных задач с процентами

1

Решение несложных практических  задач с процентами

1

Контрольная работа №12 по теме «Проценты»

1

Работа над ошибками. Решение примеров и задач по теме «Проценты»

1

Наглядные представления о фигурах на плоскости: угол. Виды углов. Градусная мера  угла

1

Прямой и развернутый угол.  Чертежный треугольник. Практические задачи на построение углов

1

Измерение углов и построение с помощью транспортира

1

Нахождение градусных мер углов

1

Построение углов. Виды треугольников

1

Круговые диаграммы. Изображение диаграмм по числовым данным

1

Построение круговой диаграммы по таблице

1

Столбчатые диаграммы. Изображение диаграмм по числовым данным. Извлечение информации из диаграмм

1

Контрольная работа №13 по теме «Углы»

1

Работа над ошибками. Решение примеров и задач по теме «Углы»

1

Комбинаторные задачи. Решение логических задач с помощью графов и таблиц

1

Основные методы решения текстовых задач: перебор вариантов

1

Множество, характеристическое свойства множества, элемент множества. Пустое, конечное бесконечное множество. Подмножество

1

Отношение принадлежности, включения, равенства. Элементы множества, способы задания множеств

1

Распознавание подмножеств и элементов подмножеств с использованием кругов Эйлера

1

Пересечение и объединение множеств. Разность множеств, дополнение множеств. Интерпретация операций над множествами с помощью кругов Эйлера

1

Истинность и ложность высказывания. Сложные и простые высказывания. Операции над высказываниями с использованием логических связок: и, или, не.

1

Условные высказывания (импликации). Логические операции над высказываниями

1

Обобщающее повторение курса математики за 5 класс

13

Арифметические действия с натуральными и дробными числами

1

Итоговая работа (контрольная работа)

1

Работа над ошибками. Вычисление значения числового выражения Порядок выполнения действий

1

Вычисление значения числового выражения, содержащего степень

1

Вычисление значения буквенного выражения

1

Упрощение выражений

1

Решение уравнений.

1

Решение задач на движение

1

Решение задач на работу

1

Решение задач на проценты

1

Представление данных в виде таблиц, диаграмм. Решение задач на построение диаграмм

1

Решение геометрических задач

1

Итоговое занятие

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Академия математики» 5 класс. Платное дополнительное образование. Математика

Курс «Академия математики» рассчитан на обучающихся 5 классов.  Задачи, рассматриваемые  в данной программе, играют важную роль в формировании логического мышления и математической культуры  учащихся....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Академия математики» 6 класс. Платное дополнительное образование. Математика

 Курс «Академия математики» рассчитан на обучающихся 6 классов.  Задачи, рассматриваемые  в данной программе, играют важную роль в формировании логического мышления и математической культуры  учащихся...

Рабочая программа по математике 9 класс - программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1) В. В. Воронкова 5 – 9 классы Математика ГИЦ «Владос», 2000г.

Рабочая программа по математике 9 класс - программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1)   В. В. Воронкова 5 – 9 классы Математика ГИЦ «Владос», 20...

Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)

Рабочая программа  составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида,  под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...

Рабочая программа по математике 5 класс (повышенный уровень, 245 часов) по учебнику Дорофеев Г.В., Петерсон Л.Г. Математика 5 класс

Рабочая программа учебного курса по  математике для 5М класса разработана ИОСО РАО, реком. МО РФ.Сб. «Программы для общеобразовательных школ, школ (классов) с углубленным изучением ма...