Конспект урока по математике для обучающихся 4 класса специальных (коррекционных) школ VIII вида.
план-конспект урока по математике по теме

Понькина Ирина Николаевна

Клнспект урока по математике для обучающихся 4 класса специальных (коррекционных) школ VIII вида "Табличное умножение и деление чисел"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema.docx81.77 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Табличное умножение и деление чисел.

«Морское путешествие».

Тип  урока: закрепление изучаемого материала.

Цели  урока:

Образовательная:  закрепить  знания табличных  способов  умножения  и  деления.

Развивающая:  развивать вычислительные навыки,  мыслительную деятельность при решении  задач;

Формировать  коммуникативные  компетенции  через работу в паре, группе, фронтальной беседе.

Воспитательная:

- воспитывать самостоятельность, чувство коллективизма, учить сопереживать;

-воспитание  положительных  мотиваций  к  урокам  математики.

Метод: словесный, наглядный, практический.

Средства  обучения:  мультимедийная  презентация;  индивидуальные  карточки  для  4  группы;  смайлики:  «веселый», «грустный»;  2  кораблика  с  заданиями;  2  дощечки; цифры, буквы для слова «морское»;  цифры, буквы  для  слова  «молодцы»;  цветные  картинки  для  физминутки;  Карточка  с  задачей;  7  звёзд  с  числами;  рабочие  тетради;  чертёж  на  подсчёт  геометрических  фигур;  карточки  для  снятия  напряжения  с  мышц  глаз  и  шеи;  карточки  для  игры  рыбаки  и  рыбки.  

                                          Ход  урока.

I .Организационный  момент.

Учитель:

Прозвенел звонок для нас.

 Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда.

Мы начнём урок, друзья.

Ученики:

 Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие.

Захотели вновь прийти!

Учитель:

Руки?              НА МЕСТЕ

Ноги?              НА МЕСТЕ

Локти?              У КРАЯ

 Спина?           ПРЯМАЯ

Психологический настрой.

(Звучит спокойная музыка, дети стоят около своих мест)

Слайд  1.

Солнце  на  небе  проснулось,
Нам, ребята, улыбнулось.
Глазки тихо закрываем,
Руки к небу поднимаем.
Лучи солнышка возьмём
И  к сердечку поднесём.

-А сейчас, потрите ладошки. Вы почувствовали тепло?  (Да)

Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте его. Пусть на уроке вам будет также тепло и уютно.

- А теперь за работу!

II. Сообщение темы и целей урока.

Слайд  2.

Речевая зарядка.

Ученики:

Таблица   умножения.

Достойна  уважения.

Она  всегда  во всём права,

Чтоб  не случилось  в  мире

А  всё  же  будет  дважды  два

По-прежнему  четыре.

Учитель:  

-- Ребята,  сегодня  у  нас  необычный  урок.   Я  приглашаю  Вас

 в  удивительное  путешествие, где  нас  ждут  приключения.  В  пути  мы  повторим  табличные  случаи  умножения  и  деления, будем  решать  задачи, чертить  геометрические  фигуры.   А  вот  в какое путешествие мы с вами отправимся, сможем узнать после того как выполним задание.

На  доске  запись:

           (морское) ______________   путешествие

III.   Устные  вычисления.  

 -В этом нам поможет  устный  счёт.

Слайд  3.

Посмотрите  на  слайд.  Здесь  вы  видите  математические  выражения.  Давайте  найдём  значение  каждого  из  них.

35 + 4 =

88 – 6=

45 + 7=

80  - 2=

57 + 3=

100 – 6=

39 + 9 =

Дети  говорят  ответы  и  на  доске  получается  ряд  чисел (переставляет карточки – учитель):

     39

       82

      52

      78

      60

      94

      48

      е

        о

       к

       р

       с

       м

       о

-Вы  заметили,  что  внизу  каждого  числа  есть  буква.  Расставьте  числа  в  порядке  возрастания,  и  мы  узнаем,  название  нашего  путешествия.  

МОРСКОЕ

Слайд  4.

- И так, вы готовы? Мы отправляемся в морское путешествие.

«7  футов  под  килем – счастливого  пути,  как  говорят  настоящие  моряки».

IV. Тема  урока.

Учитель:

-Какие  качества  мы  возьмём  с  собой  в  путь?

(Дети  называют,  учитель  вывешивает  на  доску  полоски  бумаги,  на  которых  записаны  названные  качества)

Слайд  5.

На  доске:

Смелость                          Ум                           Выносливость

- Каждый  моряк  должен  уметь  работать  с  шифровками.    Вы должны  расшифровать  запись.

Слайды: 6 – 13.

На  наборном  полотне.

МАНБОЦ        ВАРПО             ОКК            ТАНПИКА

(боцман)        (повар)           (кок)           (капитан)

-Какие  слова  зашифрованы?

(Дети: боцман, повар,  кок,  капитан. По мере отгадывания, учитель выставляет  карточки  со  словами)

Слайд  14.

-Кто  такой боцман?   

(Боцман – это  помощник  капитана.  Он  отвечает  за  порядок  на  корабле,  командует  матросами.

 -Кто  такой  капитан?

(Капитан – офицерское  звание  в  армии,  во  флоте. Капитан  корабля  при  помощи  своих  помощников  ведёт  судно  по  мировому океану.

Слово  капитана   на  корабле – закон.)       

-Кто такой кок?

(Кок – это корабельный  повар)

-Какое  слово  лишнее?

(Повар)

-Почему? (Повар  и  кок – одно  и  то  же)

Слайд  15.

Слайд  16.

-Путешествовать  мы  будем  на  двух  кораблях.

А  это  значит,  у  нас  будет  две  команды.  1 ряд – первая  команда,

2 ряд – 2 команда.   Выбираем  капитанов.

-Назовите  капитанов.

1. Испытание  для  команд.  (работа  в  группах)

-Прочитать внимательно задачу, записать решение.

(Дети  получают  карточки  с  изображением  корабликов,  на  них – задачи, решают командой на планшете).

Задание для 1-ой  команды.

  1.  мальчика  поймали  по  5  рыбок.  Сколько  рыбок  поймали  мальчики?

Задание  для  2-ой  команды.

В  3  лодки  сели  по  5  человек  в  каждую.  Сколько  человек  сели  в  лодки? (Капитаны выставляют планшеты на доску,  читают  задачу,  проходит  проверка)

(Работают 2, 3, 4 группы)

  1. Решение примеров.

Слайд   17.

-А  теперь  мы  обратимся  к  звёздам,  ведь  каждый  матрос  должен  уметь  ориентироваться  по  звёздам.

На  доске  звёзды  с  цифрами.

18   12    24   16    10   15   20

-Какие числа надо перемножить, чтобы  получить  произведение  чисел 18  и  т.д.

4  группа – Афонина,  Проскуряков,  Кармацкий – решают  самостоятельно примеры  по  карточкам  на  умножение;

Данилюк  С. –раскрашивает картинку,  соотносит  цвет  с  цифрой   (карточка  №1);

Иванова  К. –обводит показы  (карточка  №1)

Слайд  18.           Звучит  «Шум  моря».

-Рассвело.  Нам  пора  отправляться  в  путь.

V .Пальчиковая   гимнастика.

Лодочка.

 Две ладошки прижму,

И по морю поплыву.

(Прижать друг к другу обе ладошки, при этом не соединяя большие пальцы) Две ладошки, друзья,

 - Это лодочка моя.

(Делать волнообразные движения руками - "лодочка плывёт")

 Паруса подниму,

 (У соединенных вместе рук в форме "лодочки" поднять вверх большие пальцы)

Синим морем поплыву.

 (Продолжить волнообразные движения руками - "лодочкой")

А по бурным волнам

 Плывут рыбки тут и там.

(Полностью соединить друг с другом две ладошки для имитации рыбок и снова волнообразные движения - "рыбки плывут")

Слайд  19.

VI. Чистописание.

-На  каждом  корабле  ведут  бортовой  журнал,  в  который  записывают  всё,  что  произошло  за  время  путешествия.  Ваша  тетрадь  на  время  всего  урока  превращается  в  бортовой  журнал,  который  будете  вести  вы. Открываем  наши  бортовые  журналы,  пропишите  образцы  цифр  и  запишите  число.

4  группа – Иванова  К.,  Данилюк  С. – обводят цифры  (карточки  №2)

1.Геометрический  материал.

а) «Задача  на  смекалку».

(Задача  на  подсчёт  количества  фигур)

-Сколько прямоугольников  на  чертеже?

Ответ: 6 прямоугольников.

Задание: Сколько  квадратов  на  чертеже?

Ответ: 3  квадрата.

б)  Дайте  определение  прямоугольнику.

Прямоугольник – это четырёхугольник, у которого противоположные  стороны  равны, все  углы  прямые.

в)  Постройте  прямоугольник  со  сторонами  45  мм  и  30  мм.

4 группа:  

Афонина Е., Проскуряков В.- выполняют  задание  по  заданным  точкам;

Кармацкий  П. – построить  прямоугольник со  сторонами  4 см  и  3  см:

Иванова  К.,  Данилюк  С. – обвести  по  точкам (карточки  №3)

VII.Физкульминутка  (для  снятия  напряжения  с  мышц  глаз  и  шеи).

Глазами  «построить» треугольник,  квадрат,  круг.

Головой  «написать»  слово  «айсберг».

(продолжение)

Слайд  20.

-Вот  мы  и  в  открытом  море. Но,  что  это?

 Перед  вами  айсберги.  Что  такое  айсберги? 

Сообщение ученика.

(Айсберги –  очень  большие  плавающие  куски  льда  в  океане  или  в  море.  Как  правило,  айсберги  откалываются  от  ледников. Некоторые  айсберги  имеют  огромные  размеры. Над  водой  возвышается  лишь  часть  айсберга,  а  остальная  находится  под  водой,  поэтому  айсберги  очень  опасны  для  судов.  Некоторые  арктические  айсберги  достигают  800  метров  в  высоту).

Слайд  21.

2.Решение  примеров.

http://www.crayola.ca/~/media/Crayola/Coloring%20Page/coloring_pages/697.gif?mh=198&mw=158                                        http://www.crayola.ca/~/media/Crayola/Coloring%20Page/coloring_pages/697.gif?mh=198&mw=158

15 : 3 =      25 : 5 =                                             4 : 2 =             20 : 5 =

10 : 2 =      16 : 4 =                                            18 : 3 =           12 : 4 =              

9 : 3 =        18 : 6 =                                            20 : 2 =           12 : 6 =

 -Примеры  решаем  в  бортовых  журналах  по  кораблям.  Проверка по кораблям.

(После  записи  ответов  происходит  взаимопроверка:  экипаж  1-го  корабля  проверяет  задание  у  экипажа  2-го  корабля.  Экипаж  2-го  корабля  проверяет  у  экипажа  1-го  корабля).

4  группа: Кармацкий  П. – решает   вместе  со всеми, опираясь  на  табличку;

Афонина  Е.,  Проскуряков  В. – решают  примеры по индивидуальным   карточкам ( решают  примеры на сложение и вычитание в пределах 20);

Иванова  К.,  Данилюк  С. – обводят  и раскрашивают  кораблики  (карточка  №4)

VIII.  Физкультминутка.

Слайд  22.

-Настало  время  отдохнуть.  Мы  совершим  экскурсию  в  подводный  мир.  И  выполним  подводную  физминутку. Наденем  акваланги  и  отправимся  в  путь.  Все  готовы?  Погружаемся  в  воду.  

(Учитель  показывает  карточки:  8  рыбок  из  зелёной  бумаги,  6  крабиков,  9 – рыбок – петушков,  дети  выполняют  упражнение  и  хором  считают  вырезанные  фигурки:  раз,  два,  …)

Слайд  23.

На  носочки  встали –до  медуз  достали.

Сколько  сделаем  наклонов – столько  рыбок  здесь  зелёных.

Приседаем  столько  раз,  сколько  крабиков  у  нас.

Столько  сделаем  прыжков – столько  рыбок-петушков.

-Закончилась  наша  подводная  экскурсия.  Поднимаемся  на  корабль,  снимаем  акваланги.

IX. Тема  урока  (продолжение).

  1.  Составление  и  решение  задачи  по  краткой  записи.

-отправляемся  дальше.  А  кто  это  плещется,  ныряет  там  впереди,  выпускает  фонтан  воды?

Слайд  24.

-Да  это  же киты.  

 

http://sundekor.ru/wp-content/uploads/media/%D0%9E%D0%B1%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B8-%D0%BC%D0%BE%D1%80%D0%B5%D0%B8%CC%86/image6.jpeg

–Что  вы  знаете  о  ките?

 (Синий  кит -  самое  крупное  животное  на  Земле.  Тело  кита  длиной  до  33 м  и  весит  около  150 т.  Что значит 150 тонн? Это  примерно  столько, сколько  весят  26  самых  больших  слонов).

А  кто  это  невдалеке  от  них?

Слайд  25.

http://avatarko.su/images/cms/thumbs/cec1d75c7c55b0819d1cb6e32b1fe585cac66095/delfin26_160_224.jpg

Сообщение ученика.

Дельфины – очень  добрые,  дружелюбные и любопытные  животные. Они  всегда  улыбаются.   Дельфины,  много  раз  помогали  тонущим  людям  спастись.

4  группа: Иванова  К.,  Данилюк  С. – обводят  и  раскрашивают  кораблик  (карточка  №5)

Учитель:

 -Рассмотрите  их  внимательно  в  бинокль  и  составьте  задачу  по  краткой  записи  на  доске:

Киты – 5

Дельфины - ?  в  3  раза  больше      - ?  морских  животных

(Во  время  путешествия   мы  встретили  5  китов. А  дельфинов,  которые  нас  догоняли в  3  раза  больше.  Сколько  морских  животных  встретилось  нам  в  пути?)

 (Запись    решения  задачи  в  бортовых  журналах  и  на  доске)

4  группа: Кармацкий  П.,  Афонина  Е., Проскуряков  П. – списывают  задачу  с доски.

Слайд  26.

-Отправляемся  дальше.  Что  же  у нас   впереди?

Это  необитаемый  остров.  Возможно,  что  именно  на  таком  острове  когда – то  проживал  Робинзон  Крузо.

-Итак,  мы  добрались  до  острова,  где  зарыт  клад.

Отдохнём  немного,  порыбачим, а  потом  возможно  и  найдём  клад.

Решение  примеров  на  умножение.

Слайд  27.

Проходит  игра: «Рыбаки  и  рыбки».

Учитель  показывает  рыбку  с  примером  и  называет  ответ.  Если  ответ  правильный,  то  дети  хлопают,  если  ответ  неправильный,  то  топают.

4  группа:  принимает  участие  в  игре.

-Из  рыбы,  которую  поймала  ваша  команда,    кок  сварит  отличную  уху  для  всех.

Слайд  28.

-А  вот  и  долгожданный  клад, давайте  посмотрим,  что внутри.

(Учитель из сундучка  достаёт фотографии детей).

-Ну  что  же  нам  пора  возвращаться  обратно.  

Слайд  29.

-Внимание!  За  бортом  бутылка!  Что  в  ней?

-Да  это  же  бутылка  с  посланием.  Давайте  выловим  её  и  посмотрим,  что  там  внутри.

_ И так,  задание от капитана  Врунгеля

  Учитель  достаёт  послание  из  бутылки).

Слайд  30.

-Решите  примеры, найдите  неизвестный множитель.

множитель

    2

 

     

     3

    2

     

множитель

      3

   2

      5

   

     2

произведение

   10

    12

  18

     15

   18

    16

    14

(ученик  решает  пример  переворачивает  карточку  с  ответом: 5, 4, 9, 3, 6, 8,7)

- Увеличьте  каждое  число  в  2  раза.

10– м;  8–о; 18 – л; 6 – о; 12 – д;  16 – ц; 14 – ы.

(На  доске  разбросаны числа,  ученик  находит  правильный  ответ  переворачивает  карточку  и  на  обратной  стороне  составляет  слово  «молодцы»)

Слайд  31.

X. Подведение  итогов.

Слайд  32.

-Вот  и  подошло  к  концу  наше  путешествие. Пора  возвращаться  домой.  Вы  замечательно  справились  со  всеми  заданиями,  работали  хорошо.

 В  этом  путешествии  вы  проявили  себя  как  мужественные, смелые,  смекалистые  и  неунывающие  люди.  

-Что  вам  больше  всего  понравилось  на  уроке?

-Какие  задания   для  вас были  лёгкие?

-Какие   сложные?

XI. Рефлексия.

(В начале  урока,  учитель раздаёт каждому  ученику  смайлики: «весёлый», «грустный»)  

-Ребята,  у вас на партах лежат смайлики: весёлый и грустный. Покажите смайлик, который соответствует вашему настроению.

-А теперь давайте улыбнёмся и тем самым поблагодарим друг друга за хорошую работу.

Слайд  33.

Спасибо всем за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока географии в 9-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме «Германия (Федеративная Республика Германия)»

Данный материал предназначен для проведения уроков географии в 9-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида...

Конспект урока русского языка во 2 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме: Свистящие и шипящие согласные

В игровой форме во время урока  ведется закрепление понятий "Свистящие и шипящие согласные".Цель и задачи урока:• Закреплять понятия «свистящие» и «шипящие» согласные звуки. • Упражнять в ум...

Конспект урока русского языка в 3 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме: Предлоги.

Открытый урок в игровой форме по сказке КолобокТема: «Предлоги»  (3-й урок).Тип урока: Закрепление полученных знаний. Тема урока: Выделение предлогов в тексте и речи.Цель: Формирование...

КОНСПЕКТ урока развития речи в 3 классе специальной коррекционной школы VIII вида тема: «Бурый медведь»

Цель: Уточнение и расширение представлений детей о буром медведе.Задачи:1.  Отработка  умения  составлять  связное  высказывание  описательного  и  повествовате...

Конспект урока чтения для учащихся 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида "Басня И.А.Крылова "Кукушка и петух""

Конспект урока чтения для учащихся 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида "Басня И.А.Крылова "Кукушка и петух""...

Конспект урока русского языка в 6 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме "Имена существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа".

Урок русского языка в 6 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме "Имена существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа" является одним из уроков ...