Программа и КТП кружка "Занимательная математика"
рабочая программа по математике (5 класс) на тему

Ечкалова Анжелика Владимировна

Программа для 5 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_i_ktp_kruzhka.doc251 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Республика Хакасия

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

муниципального образования г. Саяногорск  

средняя общеобразовательная  школа № 5.

Рассмотрено методическим объединением учителей математики, физики и информатики

Протокол  № 1 от 30.08.2017г.

Руководитель ШМО

 _______________ /А. В. Ечкалова

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по ВР МБОУ СОШ № 5

 _____________ /Е.Ф. Лыскина

УТВЕРЖДЕНО

Приказ № 113 от 01.09.2017г.

Директор МБОУ СОШ № 5

_____________ / О.В. Гришина

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Направление: общеинтеллектуальное 

Кружок «Занимательная математика»        

Среднее общее образование, 5 класс, 34 часа

Срок реализации: 1 год

   

                                                 

                                                                                                Автор - составитель программы:

                                                                                                Ечкалова А. В.., учитель математики

                                                                                               

г. Саяногорск  2017 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Программа кружка «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Программа авторская, разработана учителем математики Ечкаловой А. В.

Рабочая программа составлена на уровень основного общего образования по общеинтеллектуальному  направлению развития личности.

Актуальность программы: являясь дополнением к урочной деятельности внеурочная позволяет сделать обучение более успешным, включить учащихся в активную познавательную деятельность, способствует формированию УУД. Программа даёт возможность углубить знания по отдельным темам, приобрести навыки исследовательской деятельности, выявить и реализовать свои возможности, получить более прочные, дополнительные знания по предмету. Внедрение программы повышает эффективность образовательного процесса и увеличивает мотивацию обучающихся к изучению математики.

Практическая значимость программы: содержание программы предназначено для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Реализация программы рассчитана на один год.  Занятия проводятся 1 раз в неделю (понедельник- 5 «в», среда- 5 «а» класс) по 1 часу.  Общее кол-во часов в год - 34 часа. Работа проводится в форме теоретических и практических занятий.

Программа обучения построена по принципу от «простого к сложному» и углубления теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе обучения.

 Возраст детей которым адресована программа 11- 12 лет.

Программа учитывает особенности обучения детей среднего возраста, их психологические особенности. На каждом занятии органически сочетается изучение нового и повторение пройденного материала. Программа предусматривает итоговые занятия по каждой теме в форме игр, викторин, тестов, контрольных срезов.

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей представлены на конкурсах, олимпиадах, интеллектуальных соревнованиях.

  1. Цель и задачи программы

Целью программы является - создание условий и содействие интеллектуальному развитию детей, способствовать воспитанию интереса учащихся к математике и развитию их творческих способностей, логического мышления, углубления знаний полученных на уроке, и расширение общего кругозора ребенка в процессе рассмотрения различных практических задач и вопросов.

Задачи программы:

Обучающие:

•        углубление и расширение знаний учащихся по математике;

•        привитие интереса учащихся к предмету;

•        активизировать познавательную деятельность;

•        показать универсальность математики и её место среди других наук.

Воспитательные:

•        воспитание культуры личности;

•        воспитание отношения к математике как к части общечеловеческой культуры;

•        воспитание понимания значимости предмета для научно - технического прогресса;

•        воспитание настойчивости, инициативы, чувства ответственности, самодисциплины;

•        выработка умения детей целенаправленно овладеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазам окружающих.

Развивающие:

•        развитие ясности и точности мысли, критичность мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

•        формирование математического кругозора, исследовательских умений учащихся.

  1. Планируемые результаты  реализации  программы

Планируемые результаты  реализации программы внеурочной деятельности кружка «Занимательная математика» в соответствии  с  требованиями  ФГОС, конкретизированные по следующим уровням:

первый – основная функция – познавательная,         умение актуализировать математические знания, определять границы своих знаний при решении задач практического содержания; умение оперировать со знакомой информацией; формировать обобщенный способ действия; моделировать задачу и ее условия, оценивать и корректировать результаты решения задачи.

второй – основная функция – формирование личностного отношения и развития любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека; воспитание чувства справедливости, ответственности; развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

третий – основная функция – деятельностная, определение образовательной цели, выбор пути ее достижения; рефлексия способов и условий действий; самоконтроль и самооценка; критичность;        выполнение текущего контроля и оценки своей деятельности; сравнивание характеристик запланированного и полученного продукта; оценивание результатов своей деятельности на основе заданных критериев, умение самостоятельно строить отдельные индивидуальные образовательные маршруты, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, способов взаимодействия; контроль и оценка своей деятельности, обращение по необходимости за помощью к сверстникам и взрослым; формирование умения коллективного взаимодействия.

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей  проходит через участие их в конкурсах, олимпиадах, интеллектуальных соревнованиях, создании портфолио.

  1. Содержание курса кружка внеурочной деятельности

Программа состоит из нескольких тематических разделов, которые взаимосвязаны между собой.

Тематическое планирование

№ п/п

Название разделов и тем

Формы проведения

Формы организации

теоретические

практические

1

Математика – царица наук. Занимательные задачи.

Определение интересов, склонностей учащихся, анкетирование. Решение занимательных задач.

1

2

Как люди научились считать, из истории счета. Интересные приемы устного счёта.

Выполнение заданий презентации «Как люди научились считать». Устный счёт, математический диктант

1

3

Готовимся к олимпиаде. Решение олимпиадных задач.

Решение олимпиадных задач.

1

4

Готовимся к олимпиаде. Решение олимпиадных задач.

Решение олимпиадных задач.

1

5

Внутришкольная олимпиада по математике.

Решение олимпиадных задач.

1

6

Внутришкольная олимпиада по математике.

Решение олимпиадных задач.

1

7

Участие в городском конкурсе для учащихся 5-6 классов

Решение конкурсных задач.

1

8

Участие в городском конкурсе для учащихся 5-6 классов

Решение конкурсных задач.

1

9

Математические горки. Типичные ошибки в олимпиадных и конкурсных задачах.

Решение олимпиадных и конкурсных задач с указанием типичных ошибок.

1

10

Упражнения с многозначными числами

Выполнение заданий с многозначными числами

1

11

Учимся отгадывать ребусы.

Решение математических ребусов

1

12

Числа-великаны. Коллективный счёт.

Приемы счета

1

13

Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными

Решение задач

1

14

Загадки- смекалки. Обратные задачи.

Решение задач

1

15

Загадки- смекалки. Обратные задачи.

Решение задач

1

16

Практикум «Подумай и реши».

Решение задач на установление причиноследственных отношений

1

17

Практикум «Подумай и реши».

Решение задач на установле-ние причиноследственных отношений

1

18

Решение нестандартных задач

Решение задач

1

19

Решение нестандартных задач

Решение задач

1

20

Логические задачи

Решение задач

1

21

Логические задачи

Решение задач

1

22

Задачи по теории вероятности

Решение вероятностных задач

1

23

Задачи по теории вероятности

Решение вероятностных задач

1

24

Задачи международной игры «Кенгуру» прошлых лет

Решение конкурсных задач.

1

25

Решение задач международной игры «Кенгуру»

Решение конкурсных задач.

1

26

Решение задач международной игры «Кенгуру»

Решение конкурсных задач.

1

27

Задачи с многовариантными решениями

Решение задач

1

28

Задачи с многовариантными решениями

Решение задач

1

29

Игра «У кого какая цифра?»

Математические фокусы

Математические фокусы

1

30

Игра «У кого какая цифра?»

Математические фокусы

Математические фокусы

1

31

Математический КВН

Командный конкурс в форме КВН

1

32

Математический КВН

Командный конкурс в форме КВН

1

33

«Газета любознательных» Конкурс

Конкурс на лучшую матема-тическую газету (по группам)

1

34

«Газета любознательных» Конкурс

Конкурс на лучшую матема-тическую газету (по группам)

1

Итого

34

  1. Список литературы

Используемая для  разработки программы и организации образовательного процесса:

  1. .Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996.
  2. Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995.  
  3. Белякова О. И. Занятия математического кружка.– Волгоград: Учитель, 2008.
  4. Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002.
  5. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002.
  6. Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004.
  7. Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004.
  8. Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995
  9. Г.И. Григорьева «Подготовка школьников к олимпиадам по математике»,  5-6 классы.М.: «Глобус» 2009.
  10. Н.Е. Кордина «Виват, математика!», 5 класс, Волгоград, 2010.
  11. О.С. Шейнина «Занятия школьного кружка», 5-6 классы, Москва, «ИздательствоНЦ Энас», 2007.

 Рекомендуемая для детей и родителей:

1. Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004.

2. Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995

3. Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражне-ния для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996.

Календарно - тематическое   планирование кружка «Занимательная математика»

на 2017-18 учебный год, 5 «в» класс

занятия

Дата проведения

Тема занятия

Количество часов

Форма

проведения

план

факт

теория

практика

1

4. 09

Математика – царица наук. Занимательные задачи.

1

1

2

11.09

Как люди научились считать, из истории счета. Интересные приемы устного счёта.

1

1

3

18.09

Готовимся к олимпиаде. Решение олимпиадных задач.

1

1

4

25.09

Готовимся к олимпиаде. Решение олимпиадных задач.

1

1

5

27. 09

Внутришкольная олимпиада по математике.

1

1

6

27. 09

Внутришкольная олимпиада по математике.

1

1

7

12. 10

Участие в городском конкурсе для учащихся 5-6 классов

1

1

8

12. 10

Участие в городском конкурсе для учащихся 5-6 классов

1

1

9

1. 11

Математические горки. Типичные ошибки в олимпиадных и конкурсных задачах.

1

1

10

13.11

Упражнения с многозначными числами

1

1

11

20.11

Учимся отгадывать ребусы.

1

1

12

27.11

Числа-великаны. Коллективный счёт.

1

1

13

4.12

Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными

1

1

14

11.12

Загадки- смекалки. Обратные задачи.

1

1

15

18.12

Загадки- смекалки. Обратные задачи.

1

1

16

25.12

Практикум «Подумай и реши».

1

1

17

15.01

Практикум «Подумай и реши».

1

1

18

22.01

Решение нестандартных задач

1

1

19

29.01

Решение нестандартных задач

1

1

20

5.02

Логические задачи

1

1

21

12.02

Логические задачи

1

1

22

19.02

Задачи по теории вероятности

1

1

23

26.02

Задачи по теории вероятности

1

1

24

5. 03

Задачи международной игры «Кенгуру» прошлых лет

1

1

25

15. 03

Решение задач международной игры «Кенгуру»

1

1

26

15. 03

Решение задач международной игры «Кенгуру»

1

1

27

30. 03

Задачи с многовариантными решениями

1

1

28

9.04

Задачи с многовариантными решениями

1

1

29

16.04

Игра «У кого какая цифра?»

Математические фокусы

1

1

30

23.04

Игра «У кого какая цифра?»

Математические фокусы

1

1

31

30.04

Математический КВН

1

1

32

30.04

Математический КВН

1

1

33

14.05

«Газета любознательных» Конкурс

1

1

34

14.05

«Газета любознательных» Конкурс

1

1

Итого

34

Календарно - тематическое   планирование кружка «Занимательная математика»

на 2017-18 учебный год, 5 «а» класс

занятия

Дата проведения

Тема занятия

Количество часов

Форма

проведения

план

факт

теория

практика

1

6. 09

Математика – царица наук. Занимательные задачи.

1

1

2

13.09

Как люди научились считать, из истории счета. Интересные приемы устного счёта.

1

1

3

20.09

Готовимся к олимпиаде. Решение олимпиадных задач.

1

1

4

22.09

Готовимся к олимпиаде. Решение олимпиадных задач.

1

1

5

26. 09

Внутришкольная олимпиада по математике.

1

1

6

26. 09

Внутришкольная олимпиада по математике.

1

1

7

12. 10

Участие в городском конкурсе для учащихся 5-6 классов

1

1

8

12. 10

Участие в городском конкурсе для учащихся 5-6 классов

1

1

9

8. 11

Математические горки. Типичные ошибки в олимпиадных и конкурсных задачах.

1

1

10

15.11

Упражнения с многозначными числами

1

1

11

22.11

Учимся отгадывать ребусы.

1

1

12

29.11

Числа-великаны. Коллективный счёт.

1

1

13

6.12

Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными

1

1

14

13.12

Загадки- смекалки. Обратные задачи.

1

1

15

20.12

Загадки- смекалки. Обратные задачи.

1

1

16

27.12

Практикум «Подумай и реши».

1

1

17

17.01

Практикум «Подумай и реши».

1

1

18

24.01

Решение нестандартных задач

1

1

19

31.01

Решение нестандартных задач

1

1

20

7.02

Логические задачи

1

1

21

14.02

Логические задачи

1

1

22

21.02

Задачи по теории вероятности

1

1

23

28.02

Задачи по теории вероятности

1

1

24

7. 03

Задачи международной игры «Кенгуру» прошлых лет

1

1

25

14. 03

Решение задач международной игры «Кенгуру»

1

1

26

14. 03

Решение задач международной игры «Кенгуру»

1

1

27

28. 03

Задачи с многовариантными решениями

1

1

28

11.04

Задачи с многовариантными решениями

1

1

29

18.04

Игра «У кого какая цифра?»

Математические фокусы

1

1

30

25.04

Игра «У кого какая цифра?»

Математические фокусы

1

1

31

2.05

Математический КВН

1

1

32

2.05

Математический КВН

1

1

33

16.05

«Газета любознательных» Конкурс

1

1

34

16.05

«Газета любознательных» Конкурс

1

1

Итого

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по математике "Практикум по математике" 10 класс

Программа и календарно-тематическое планирование элективного курса для учащихся 10 класса...

Программа элективного курса по математике "Избранные вопросы математики" 9 класс

Программа и календарно-тематическое планирование элективного курса для учащихся 9 класса...

Рабочая программа элективного курса по математике "Математика в твоей профессии"

Рабочая программа элективного курса «Математика в твоей профессии» для учащихся 9 классов предпрофильных классов общеобразовательных школ составлена учителем математики первой квалификационной к...

Рабочая программа учебного курса по математике "Математика в архитектуре"

Рабочая программа курса "Математика в архитектуре" составлена в соответствии с требованиями к составлению рабочих программ. Курс расчитан на учащихся 11 класса, проявляющих интерес к математике и жела...

Рабочая программа элективного курса по математике в 9 классе "Избранные вопросы математики"

Цели элективного курса: подготовить учащихся к сдаче ГИА в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами. ...

Рабочая программа элективного курса по математике в 9 классе "Избранные вопросы математики"

Цели элективного курса: подготовить учащихся к сдаче ГИА в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами. ...

Авторская программа элективного курса по математике Практикум по математике: математика в задачах

Элективный курс "Математика в задачах" рассчитан на учащихся 11 классов общеобразовательных классов, имеющих слабую математическую подготовку при решении задач. ...