Из опыта работы
статья по математике (5, 6, 7, 8 класс) на тему

Шепталенко Татьяна Николаевна

 Понятие контрпримера встречается крайне редко в школьных учебниках математики. Из всех школьных учебников, по которым я работала, это понятие встретила только в учебнике Е.А. Бунимовича Математика. Арифметика. Геометрия-5класс.Между тем, считаю, что познакомить и научить детей применять этот прием при опровержении утверждений просто необходимо.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение контрпримеров как способ обоснования ложности утверждения и как средство активизации мыслительной деятельности учащихся.

Из опыта работы учителя математики МБОУ «Лицей №35» г. Майкопа Шепталенко Татьяны Николаевны

Понятие контрпримера встречается крайне редко в школьных учебниках математики. Из всех школьных учебников, по которым я работала, это понятие встретила только в учебнике Е.А. Бунимовича Математика. Арифметика. Геометрия-5класс.

Между тем, считаю, что познакомить и научить детей применять этот прием при опровержении утверждений просто необходимо.

Процесс обучения Алгебре большей частью заключается в том, что учитель показывает ученику методы, приемы, алгоритмы, которые были найдены и обобщены известными математиками. Эти алгоритмы трудно, почти невозможно найти самостоятельно.  Работа по алгоритму не вызывает больших  проблем и с этим связано то, что учащиеся более успешно осваивают этот предмет. Результаты итоговых работ и экзаменов  по Алгебре значительно выше, чем по Геометрии. Объясняется это тем, что в Геометрии, в отличие от Алгебры, подобных алгоритмов, очень мало.  Поэтому почти каждая задача по Геометрии является нестандартной.

Естественно, здесь у учащихся возникают трудности из-за низкого уровня развития творческой самостоятельности и недостатка опыта применения теоретических знаний, а также слабой теоретической подготовки. Многие дети пытаются вызубрить геометрические факты, не понимая их сути. Это ведет к неизбежным ошибкам при попытках применить эти факты на практике. Часто, не понимая значимости некоторых геометрических высказываний, они пытаются заменить их другими или даже не полностью формулируют. И откровенно не понимают, за что была снижена учителем отметка. Для обоснования недочетов в формулировках геометрических фактов я часто использую контрпример.

Контрпример — пример, опровергающий верность некоторого утверждения.

Построение контрпримера — обычный способ опровержения  гипотез (утверждениий, предполагающих доказательство). Если имеется утверждение типа «Для любого X из множества M выполняется свойство A», то контрпримером для этого утверждения будет: «Существует объект X0 из множества M, для которого свойство A не выполняется».

Иногда найти контрпример очень сложно. Но зачастую это является очень убедительным средством обоснования ложности некоторого утверждения.

Практика моей работы показывает положительный результат приведения контрпримеров при изучении предмета «Геометрия». Кроме этого данный прием позволяет активизировать мыслительную и познавательную активность учащихся.

Так, при изучении раздела «Окружность» по геометрии в 8 классе в учебнике Геометрия 7-9 Л.С. Атанасяна формулируется теорема:

Касательная к окружности перпендикулярна к радиусу,

проведенному в точку касания.

Желая минимизировать количество слов, ученик говорит только

часть формулировки и не уточняет, какой именно радиус!

Это недостаточное утверждение. Ведь радиусов можно провести

из центра окружности множество!!!

Привожу контрпример с помощью чертежа. Анализируем ошибку и аргументируем

         При изучении центральных и вписанных углов даются определения этих понятий.

Опр.1 Угол с вершиной в центре окружности называется центральным углом. (Рис.1)

Опр.2 Угол, вершина которого лежит на окружности, а стороны пересекают окружность,    называется вписанным углом. (Рис.2)

        Пытаясь сформулировать Опр.2  по аналогии с первым, и не понимая необходимости четкой формулировки, ученики часто пишут так: Угол, вершина которого лежит на окружности называется вписанным углом. Сразу же привожу чертеж по тексту формулировки (Рис.3). Вместе с детьми приходим к выводу, что это не то, что нам нужно и делаем акцент на важности полной формулировки определения понятия.        

В тестах по математике ОГЭ-9 класс задание №20 представляет собой анализ геометрических высказываний. Для успешного решения этих заданий важно не только хорошо знать теорию, но и уметь подбирать контрпримеры.

Примеры из банка задач и способы рассуждений.

  1. Любая биссектриса равнобедренного треугольника является его медианой. (неверно, только биссектриса, проведенная к основанию)
  2. Если площади фигур равны, то равны и сами фигуры. (здесь наглядно применить контрпример: прямоугольник со сторонами 8 и 2, квадрат, со стороной 4. Их площади равны, сами фигуры – нет.)
  3. Площадь трапеции равна произведению суммы оснований на высоту.(неверно. в этом случае надо знать формулу)
  4. Смежные углы равны. (неверно, контрпример в виде чертежа)
  5. Любые две прямые имеют ровно одну общую точку.( неверно, т.к. прямые могут быть параллельны и не иметь общих точек)
  6. Если угол равен 108°, то вертикальный с ним равен 108°.(верно, свойство вертикальных углов надо знать)
  7. Если угол равен 120°, то смежный с ним равен 120°.( надо знать свойство, что сумма смежных углов = 180 градусов. 120+120≠180, значит утверждение неверно)
  8. Диагонали параллелограмма равны. (нет такого свойства параллелограмма. контрпример на чертеже)
  9. В тупоугольном треугольнике все углы тупые. (надо знать  понятие тупоугольного треугольника)
  10. Через любую точку проходит не более одной прямой (неверно,  прямых можно провести множество)

Хочется отметить, что подобрать контрпример получается успешнее тогда, когда  больше опыт  и шире кругозор учащихся. Поэтому развивать этот навык надо  с младшего школьного возраста и систематически. Кроме того, можно включать этот прием в устную работу в начале урока для актуализации знаний или в конце урока для проверки усвоения нового материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ Л.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 ________________________________________ Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языка Из опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т.М. Пахновой д

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМЛ.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языкаИз опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т....

Обобщение педагогического опыта работы воспитателя Бабенковой П.И. Тема опыта "Развитие эстетической культуры обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через внеурочную деятельность".

Главная цель всей работы по развитию эстетической культуры  -  приобщение обучающихся к искусству, воспитание потребности у  детей  с  ограниченными  возможностями  ...

Индивидуальные целевые прогулки логопеда с детьми, как средство установления эмоционального контакта, накопления и закрепления сенсорного опыта (фрагмент опыта работы)

Данная статья является фрагментом опыта работы на тему : "Развитие восприятия и речи у детей с органическим поражением ЦНС в условиях дома ребенка". В ней идет речь о такой инновационной форме работы ...

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ ГИМНАЗИИ №24 ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ КРАСАВИНОЙ ЕЛЕНЫ ПАВЛОВНЫ. ТЕМА ОПЫТА «МОНИТОРИНГ КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА».

В последние годы многие крупные эксперименты, проводимые в сфере образования, в области психологии и дидактики, направлены на перестройку и совершенствование существующей образовательной системы с цел...

Обобщение опыта работы. Тема опыта: «Применение логопедического массажа как одного из актуальных методов современной логопедии с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей-логопатов».

 Свой опыт  я построила таким образом, что он представляет собой обобщённую систему работы по применению элементов, а так же  полных курсов логопедического массажа на индивидуаль...

Обобщение опыта работы. Изостудия МБОУ ДОД ДДК (из опыта работы по развитию творческой активности обучающихся)

Данные материалы адресованы тем, кто работает с детьми в образовательных организациях реализующих общеразвивающие программы в области развития декоративно-прикладного творчества, а также всем, кто инт...

Обобщение опыта работы по теме "Система работы учителя по подготовке к ГИА по информатике. Из опыта работы"

В статье обобщен опыт работы учителя по подготовке учеников к ЕГЭ по информатике. Рассматриваются особенности структуры КИМ, проблемы подготовки и пути их решения...