Конспект урока "Сложение чисел с разными знаками" в 6 классе
план-конспект урока по математике (6 класс) на тему

Мавлютова Екатерина Игоревна

Тема урока:  «Сложение  чисел с разными знаками»

( продолжительность урока 45 мин)

 

Предмет:                      математика

Авторы учебника:     Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, и др.

Класс:                          6

Учитель:                      Мавлютова Е.И.

 Цель урока:

формирование  навыка сложения отрицательных чисел и чисел с разными знаками.

 

Задачи урока:   сформировать  навыки сложения чисел с разными знаками.

 

Образовательные задачи урока (формирование познавательных УУД):

  • познакомить учащихся с правилом сложения отрицательных чисел
  • тренировать способность к использованию выведенного алгоритма;
  • организовать деятельность учащихся по приобретению необходимых умений и навыков;
  • повторить и закрепить;

Воспитательные задачи урока (формирование коммуникативных и личностных УУД):

  • содействовать развитию познавательного интереса учащихся к предмету;
  • прививать учащимся навыки организации самостоятельной работы;
  • умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.

Развивающие задачи урока: (формирование регулятивных УУД)

  • развивать умения учащихся анализировать, делать выводы, определять взаимосвязь и логическую последовательность мыслей;
  • развивать умения слушать и исправлять речь своих товарищей;

тренировать способность к рефлексии собственной деятельности и деятельности своих товарищей.

Тип урока Урок первичного предъявления новых знаний.

Формы работы учащихся: Фронтальная, в парах, групповая, индивидуальная

Оборудование: компьютер, раздаточный материал для лабораторно- практической работы, листы самооценки, проектор, компьютер.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока:  «Сложение  чисел с разными знаками»

( продолжительность урока 45 мин)

Предмет:                         математика

Авторы учебника:         Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, и др.

Класс:                        6

Учитель:                         Мавлютова Е.И.

 Цель урока:

формирование  навыка сложения отрицательных чисел и чисел с разными знаками.

Задачи урока:   сформировать  навыки сложения чисел с разными знаками.

 

Образовательные задачи урока (формирование познавательных УУД):

  • познакомить учащихся с правилом сложения отрицательных чисел
  • тренировать способность к использованию выведенного алгоритма;
  • организовать деятельность учащихся по приобретению необходимых умений и навыков;
  • повторить и закрепить;

Воспитательные задачи урока (формирование коммуникативных и личностных УУД):

  • содействовать развитию познавательного интереса учащихся к предмету;
  • прививать учащимся навыки организации самостоятельной работы;
  • умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.

Развивающие задачи урока: (формирование регулятивных УУД)

  • развивать умения учащихся анализировать, делать выводы, определять взаимосвязь и логическую последовательность мыслей;
  • развивать умения слушать и исправлять речь своих товарищей;

тренировать способность к рефлексии собственной деятельности и деятельности своих товарищей.

Тип урока Урок первичного предъявления новых знаний.

Формы работы учащихся: Фронтальная, в парах, групповая, индивидуальная

Оборудование: компьютер, раздаточный материал для лабораторно- практической работы, листы самооценки, проектор, компьютер.

Технологическая карта

Этап урока

Деятельность учителя

Планируемая деятельность учащихся

Развиваемые (формируемые) учебные действия

предметные

универсальные

1.Организационный.

Приветствие учащихся; проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания; инструктаж по работе с листом самооценки.

Аутотренинг.

Знакомство с листом самооценки, уточнение критериев оценки.

Настраиваются на рабочий лад.

Л: умение выделять нравственный аспект поведения

Р:  способность к рефлексии собственной деятельности и деятельности товарищей.

К:  осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

2.Мотивационный

Актуализация знаний

Фронтальная работа.

Предлагает  ответить на поставленные вопросы, на устном счете повторить материал по теме «Положительные и отрицательные числа». Подготовить учащихся к изучению  новой темы.  После проведения проверки  результатов, учащимся предлагается выдвинуть предположение о теме урока, о цели урока.

   Выполняют задания устного счета (взаимодействуют с учителем во время устного счета).

 Выдвигают предположение о теме урока. Контролируют правильность ответов, информации, выработка собственного отношения к изученному материалу.

Записывают тему урока

.Повторить модуль числа, положительные и отрицательные числа, сравнение, сложение отрицательных чисел.

Л: развитие мотивов учебной деятельности.

Р: целеполагание.

К: слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания. 

П:  самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Выделять существенную информацию, выдвигать гипотезы и осуществлять актуализацию личного жизненного опыта                                      

3. Планирование действий по достижению цели.

Фронтальная работа.

    Выясняет у учащихся, какие качества необходимы им для достижения цели, как достичь цели, что для этого будем делать?

Предлагает выполнить Лабораторно-практическую работу.

     Перечисляют качества личности: настойчивость, силу воли, дисциплинированность….

     Перечисляют действия, которые нужно предпринять для выполнения поставленных задач. Намечают план работы, с помощью каких средств будут выполнять  намеченный план.

Умение применять знания полученные ранее для изучения нового.

Л: принятие социальной роли обучающегося, смыслообразование.

Р:составление плана и последовательности действий, прогнозирование результата и уровня усвоения материала.

К: умение слушать собеседника, дополнять и уточнять высказанные мнения.

П: умение осознанно строить речевое высказывание.

4. Реализация намеченного (изучение нового материала).

Работа в группах.

Предлагает поработать в парах, выполнить практическую работу; группах.

Выполняют практическую работу. Формулируют правило, работают по учебнику, сравнивают со своей формулировкой, придумывают и разбирают свои примеры. Проговаривают свои предположения, выслушивают варианты одноклассников, делают выводы,

применяют полученные знания на практике.

Умение понимать и формулировать правило сложения чисел с разными знаками с помощью понятия «модуль», применять правило при решении примеров.

Л: независимость и критичность мышления;  развитие навыков сотрудничества.

Р: Контроль правильности ответов информации по учебнику, выработка собственного отношения к изученному материалу обучающихся. Коррекция.

П:Поиск и выделение необходимой информации. К:Слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания. Смысловое чтение

5. Первичное осмысление и закрепление знаний.

Организует работу по составлению алгоритма сложения чисел с разными знаками. Предлагает решить пример, который не смогли решить в начале урока.

Предлагает выполнить задание на нахождение ошибок в решении примеров.

Выполняют задание на нахождение ошибок в решении примеров.

Умение применять правило сложения чисел с разными знаками при проверке решения примеров.

Л:смыслообразование.

Р: тренировать способность к рефлексии собственной деятельности и деятельности своих товарищей.

К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.

П: способность к использованию выведенного алгоритма;

 6. Закрепление изученного.

 Организует отработку навыков сложения чисел с разными знаками №1066 в тетрадях и на доске.

 Предлагает решить самостоятельную работу с последующей самопроверкой. (На интерактивной доске).  Организует воспроизведение и коррекцию опорных знаний обучающихся

Выполняют задание, сравнивают с решением на доске, оценивают свое решение.

Выполняют самостоятельную работу, выполняют самооценку.

Применять правило сложения чисел с разными знаками при решении задач.

Л:уважительное отношение к ошибкам одноклассников, независимость и критичность мышления.

Р: осуществляют самоконтроль процесса выполнения задания, оценивают предложенные варианты решений. Коррекция.

П: сравнивать и обобщать факты, строить логически обоснованное рассуждение, использовать доказательную математическую речь.

К:Слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания.

7. «Творческое применение  знаний».

Работа в парах.

Предлагает найти наиболее удобный способ решения примера в несколько действий на применение правила сложения чисел с разными знаками и отрицательных чисел.

Работают в группах, ищут различные способы решения примера,  осуществляют взаимоконтроль процесса выполнения задания, оценивают предложенные варианты высказываний, выбирают наиболее точный.

Применять правило сложения чисел с разными знаками и отрицательных чисел при решении задач.

Л:принятие социальной роли обучающегося; независимость и критичность мышления; развитие мотивов учебной деятельности, развитие навыков сотрудничества.

Р:принимать и осуществлять учебную задачу

П:сравнивать и анализировать результаты предложенного задания, обосновывать свое мнение

К: слушать собеседника, согласовывать усилия по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, строить понятные для собеседника высказывания.

8. Домашнее задание.

Объясняет и записывает домашнее задание.

Записывают домашнее задание

Знать правило сложения чисел с разными знаками, уметь применять его при решении практических задач.

Л.принятие социальной роли обучающегося

9. Рефлексия.

 Организует обсуждение достижений, ставя заранее подготовленные вопросы.

 Предлагает осуществить самооценку достижений по предложенному алгоритму.

Участвуют в беседе по обсуждению достижений, отвечая на заранее подготовленные вопросы.

Делают выводы, осуществляют самооценку достижений по предложенному алгоритму.

Л: независимость и критичность мышления;

Р: принимать и сохранять учебную цель и задачу, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, планировать будущую деятельность

П: анализировать степень усвоения нового материала К:выслушивают одноклассников, озвучивают своё мнение.

Ход урока: 

Деятельность учителя

Деятельность учеников

I. Организационный этап

 Вступительное слово  учителя:

Здравствуйте ребята. Один мудрец однажды сказал: « Не для школы, а для жизни мы учимся!» А для чего Вы изучаете такую сложную науку как математика?

Проводит инструктаж по работе с листом самооценки: На столах у вас лежат листы самооценки.  Подпишите их. В течение урока вы постарайтесь оценить себя и одного из одноклассников, по критериям, которые указаны в листе самооценки.

  • Высказывания детей.
  • Учащиеся готовы к началу работы, имеют представление о работе с листом самооценки.

2  Актуализация знаний.

Фронтальная работа

  1. Ребята, какие числа мы с вами уже знаем?
    А что такое натуральные числа?

Что такое целые числа?

Проведем разминку: (Презентация)

 а) назовите модуль каждого числа; (А что такое модуль?)

 б) назовите в каждой строчке число, модуль которого больше;

 в) назовите в каждой строчке знак числа, модуль которого больше.

2)Вычислите,  подтверждая действие правилом (на доске)

 -15+ (-23)     -41+(-32)       -2,6+(-8,7)      0+(-12,3)

-6 + 8 ;     10 +(- 14);          -8 +11        -456+ 287

Удобно складывать числа -456 и  287 по координатной прямой?

Как же нам быть в подобных случаях?

Попробуйте сформулировать тему нашего урока? Правильно. Откройте тетради и запишите тему урока «Сложение чисел с разными знаками»

Чем мы будем заниматься на уроке? Значит, какую цель вы определите для себя на данном уроке?

Выставляем в оценочный лист результаты.

  • Положительные, отрицательные., ноль;

дробные, целые.

  • Сравнивать, находить модуль, складывать
  • Отвечают на вопросы.
  • Складывают отрицательные числа, проговаривают правило
  • Складывают с помощью координатной прямой, правило проговорить не могут, последний пример выполнить не могут.

Сделают вывод, что с помощью координатной прямой не все числа удобно складывать

  • Найти правило, которое нам поможет.
  • формулируют тему.
  • Познакомимся с правилом сложения чисел с разными знаками, научимся складывать числа с разными знаками.
  • Записывают тему урока.

3. Планирование действий по достижению цели. Фронтальная работа

Ребята, как легче справиться с какой-то проблемой в одиночку или сообща?  Какими качествами должен обладать ваш товарищ, с которым  вам захотелось бы поработать  над решением проблемы?  как достичь цели, что для этого будем делать?

  • Сообща.
  • Дети перечисляют: умный, добрый, находчивый…
  • Можно найти в учебнике, в интернете,…

4. Изучение нового материала

 Работа в группах

Молодцы.  Сейчас вы будете исследователями и самостоятельно сделаете открытие, выведя правило сложения чисел с разными знаками.

Выполните лабораторно - практическую работу в группах, сделайте вывод, ответив на поставленные вопросы, попробуйте сформулировать правило сложения чисел с разными знаками.

 Проверьте себя по учебнику на стр.180. (обрати внимание на рекомендацию авторов учебника, записанную после правила сложения чисел с разными знаками).

  • Выполняют лабораторно – практическую работу в группах, делают выводы.
  • Сравнивают формулировки,  решают примеры товарищей, оценивают.

      5. Первичное осмысление и закрепление знаний.

1) Давайте поиграем. Будут мальчики играть против девочек. (Презентация)

На экране вы видите примеры. Ваша задача, не решая, определить знак суммы. При чем девочки находят ответы с «+», а мальчики с «-».

Подведем итоги. Заполним наш лист самооценки.

2) Ребята, один учащийся решал примеры и попросил меня проверить, все ли верно он сделал? Вы поможете мне это сделать?  Поработайте в парах.

-12+5=7                      34+(-49)=-15                -11+18=-7                                                      47+(-35)=8                   -53+19=-35                -41+32=-12

Не забывайте про самооценку.

  • Определяют знаки сумм
  • ищут ошибки в примерах, объясняют их
  • Выставляют баллы.

        6. Закрепление полученных знаний.

Работа по учебнику: выполнить № 1066 (а-з) у доски и в тетрадях. (Два человека у доски – по строчкам)

Остальные решают сами, а потом проверяют.

  • Двое учащихся решают у доски
  • Оценивают себя, сравнивая с решением на доске, проводят самооценку.

        7. «Творческое применение  знаний»    

   Работа в парах

Найдите наиболее удобный способ решения. (на доске)

- 4,8 +3,4 +2,6 -7 ⅔ - 3,4 + 4,8 + 2⅔ - 1

  • Выполняют задание в парах.
  • Проводят самооценку.

      8. Домашнее задание.

Запишите д/з:

  1. Готовиться к ООМ
  2. Читать  §33
  3. Выполнить № 1081 (а-е), 1083, 1085

  • Записывают домашнюю работу.

      9. Рефлексия. В течении всего урока вы заполняли лист самооценки, посчитайте количество баллов и выставьте себе отметку за урок, согласно критериям. Соседи тоже вас оценивают. Сравните вашу оценку и оценку товарища. Мне бы хотелось узнать, у кого не совпали оценки.

 Какую цель мы поставили в начале урока? Достигли ли вы цели?

На обратной стороне оценочного листа карта успеха. Давайте её заполним.

  • Самооценка.  Выступают с оценкой одноклассника.
  • Заполняют карту успеха.

Лабораторно-практическая работа

Тема: «Сложение чисел с разными знаками»

Задача: Вывести правило сложения чисел с разными знаками.

Ход работы: начертите координатную прямую.

 С помощью координатной прямой выполните сложение чисел.                                                                                                                                         Заполните таблицу:  

Пример

Сравнить

Знак суммы

Ответ

-5 + 3=

|-5|       |3|

7 + ( -3 )=

|7|         |-3|

-4 + 6 =

|-4|        |6|

-9 +10=

|-9|        |10|

-8 + 3=

|-8|        |3|

 Обратите внимание на знак ответов. Сделайте вывод: при сложении чисел с разными знаками какой знак может получиться?  

________________________________________________________________________________________                                                                  

 С каким из знаков слагаемых совпадает знак ответа?  ___________________________________

 Что можно сказать о модуле этого слагаемого по сравнению с модулем другого слагаемого? Сделайте вывод: при сложении чисел с разными знаками, получается знак числа, модуль которого____________________________              

 Обратите внимание на модуль ответа. Как он связан с модулями слагаемых?

 Сделайте вывод: при сложении чисел с разными знаками модуль ответа равен ________________________________________________.

 Основываясь на полученных выводах, не используя координатную прямую, сложите числа:

 36 +(-33)=

 -92 + 12=

 15 + (-18)=

 -44 +56=

Попробуйте сформулировать правило сложения чисел с разными знаками: Чтобы сложить два числа с разными знаками надо:

 1) из ________ модуля слагаемых ___________________________________;

 2) поставить перед полученным числом ________ того слагаемого, ________ которого ________.

 

Проверьте себя по учебнику на стр.180. (обрати внимание на рекомендацию авторов учебника, записанную после правила сложения чисел с разными знаками).

Лист самооценки

___________________________________________(Ф.И.)

№ п/п

Деятельность учащегося

Критерии самооценки

Самооценка

Оценка одноклас-сника

1.

Разминка

Верно и активно отвечал на вопросы -2 б.

Принимал участие в опросе, но знал ответы не на все вопросы – 1 б.

Не участвовал в опросе – 0 б.

2

Лабораторно - практическая работа

Участвовал в работе группы – 1 б.

Не участвовал в работе группы – 0 б.

3

Игра «Мальчики против девочек»

Все верно – 3 б.

Есть 1-2 ошибки – 2 б.

Верно нашел половину ответов – 1 б.

Верно меньше половины – 0 б.

4

Практикум «Найди ошибку»

Нашел все ошибки – 2 б.

Нашел половину ошибок – 1 б.

Нашел менее половины – 0 б.

5

Выполнение № 1066

Сделал все примеры сам верно- 2 б.

Сделал больше половины сам – 1 б.

Сделал меньше половины сам- 0 б.

6

Работа в парах

Нашел удобный способ решения 1 б.

Не нашел удобного способа решения 0 б.

ИТОГО (баллов):

10-11 баллов – «5»

8-10 баллов – «4»

5-7 баллов – «3»

Менее 4 баллов – «2»                                                                                                                ОТМЕТКА:

Лист самооценки

___________________________________________(Ф.И.)

№ п/п

Деятельность учащегося

Критерии самооценки

Самооценка

Оценка одноклас-сника

1.

Разминка

Верно и активно отвечал на вопросы -2 б.

Принимал участие в опросе, но знал ответы не на все вопросы – 1 б.

Не участвовал в опросе – 0 б.

2

Лабораторно - практическая работа

Участвовал в работе группы – 1 б.

Не участвовал в работе группы – 0 б.

3

Игра «Мальчики против девочек»

Все верно – 3 б.

Есть 1-2 ошибки – 2 б.

Верно нашел половину ответов – 1 б.

Верно меньше половины – 0 б.

4

Практикум «Найди ошибку»

Нашел все ошибки – 2 б.

Нашел половину ошибок – 1 б.

Нашел менее половины – 0 б.

5

Выполнение № 1066

Сделал все примеры сам верно- 2 б.

Сделал больше половины сам – 1 б.

Сделал меньше половины сам- 0 б.

6

Работа в парах

Нашел удобный способ решения 1 б.

Не нашел удобного способа решения 0 б.

ИТОГО (баллов):

10-11 баллов – «5»

8-10 баллов – «4»

5-7 баллов – «3»

Менее 4 баллов – «2»                                                                                                               ОТМЕТКА:

Карта успеха

Теория

Практика

!!   – Я хорошо знаю правила (решаю примеры практически без ошибок)
!?  – Я не совсем уверен в знаниях (допускаю ошибки)
?? – Мне еще нужно повторить правила (допускаю много ошибок)

Карта успеха

Теория

Практика

!!   – Я хорошо знаю правила (решаю примеры практически без ошибок)
!?  – Я не совсем уверен в знаниях (допускаю ошибки)
?? – Мне еще нужно повторить правила (допускаю много ошибок)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Разминка: сложите отрицательные числа : - 12 + ( -8 ) = - 20 - 7 + ( - 9 ) = - 16 - 5,4 + (- 3,5 )= - 8,9 - 1,68 + ( - 1,68)= - 3,36 - 1, 06 + ( - 3,4) = - 4, 46 - 92 + ( - 108 ) = -200

Слайд 2

Разминка. Вставьте пропущенные числа: -5 + ( - 13 ) = ? ? = - 18 - 3 + ? = - 14 ? = - 11 ( ? ) + ( - 6 ) = - 49 ? = - 43

Слайд 3

Назовите модуль каждого числа - 6 ; - 12 ; 15 4 ; - 8 ; - 9 -2 ; - 6 ; - 8 9 ; -10 ; - 12

Слайд 4

Назовите в каждой строчке число, модуль которого больше: - 6 ; - 12 ; 15 4 ; - 8 ; - 9 -2 ; - 6 ; - 8 9 ; -10 ; - 12

Слайд 5

Назовите в каждой строчке знак числа, модуль которого больше: - 6 ; - 12 ; 15 4 ; - 8 ; - 9 -2 ; - 6 ; - 8 9 ; -10 ; - 12

Слайд 6

а) 16 + (-35) б) - 24 + 14 в) - 46 + 47 г ) 36 + (- 32) д ) -15,1 + 15,1 е ) 0,6 + (-1) ж ) -2 + 2,001 з) 44 + (-39,9) и) - 33 + 33 к) - 58 + 5,8 л ) 630 + (-63) м ) -2,5 + 25 н ) -4,5 + (-1) о ) -3 + 2,999 а, б, е, к, н , о в, г, ж, з , л, м Определите знак суммы, не выполняя вычислений:

Слайд 7

Практикум : «Проверьте себя: найдите ошибку» 1. -12+5=7 2. 47+(-35)=8 3. 34+(-49)=-15 4. 53+(-19) =-35 5. -11+18=-7 6. -41+32=-12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики в 6 классе "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями".

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуальная, групповая, коллективная....

План конспект урока по алгебре 8 класс. "Сложение дробей с разными знаменателями"

План конспект урока по алгебре 8 класс, УМК Мордкович А.Г....

План-конспект урока математики в 6 классе по теме "Сложение отрицательных чисел и чисел с разными знаками"

Урок изучения нового материала.Содержательная основа учебного занятия: 1)опорные знания: понятие координатной прямой, понятие отрицательных иположительных чисел, понятие модуля числа; 2) опорные ...

Конспект урока-практикума в 7 классе на тему: «Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи».

Коспект урока по русскому языку для учащихся 7 класса в нетрадиционной форме....

Конспект урока математики в 6 классе по теме: "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями"

Конспект и презентация к уроку математики в 6 классе по теме: "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями" ...

План-конспект урока математики в 6 классе по теме "Умножение чисел с разными знаками"

Урок построен с учётом индивидуальных особенностей детей. В  классе  выявлены  три  уровня  обучаемости: сильный, средний  и  слабый ( 1, 2  и 3). Но  у...

Конспект урока математики в 6 классе по теме: «Сложение чисел с разными знаками».

Урок математики в 6 классе по теме: «Сложение чисел с разными знаками».Методическая разработка конспекта урока к учебнику "Математика 6" коллектива авторов Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов и др. издательства...