Сценарий конкурсной программы для учащихся 7-8 классов "Увлекательная математика"
методическая разработка по математике (7, 8 класс) на тему

Баранова Ирина Александровна

Конкурсная программа "Увлекательная математика" составлена для учащихся 7-8 класса. Занимательные и творческие конкурсы призваны способствовать развитию познавательного интереса, сообразительности, интеллекта, творчества  учащихся, навыков общения со сверстниками, формированию чувствасолидарности и здорового соперничества, дружеских отношений, умений работать командой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №21

КОНКУРСНАЯ ПРОГРАММА

для учащихся 7-8 классов

Увлекательная математика

Подготовила Баранова И.А.,

учитель высшей квалификационной категории

г. Ковров, 2017г.

Цели:

  1. Расширение знаний и воспитание стремления к их непрерывному совершенствованию;
  2. Развитие познавательного интереса, интеллекта учащихся, сообразительности;
  3. Развитие творчества, самостоятельности в подготовке мероприятия, навыков общения со сверстниками;
  4. Формирование чувства солидарности и здорового соперничества, дружеских отношений, умения работать командой

Форма мероприятия: Конкурсная программа 

Реквизиты:

  • Компьютер, медиапроектор,.
  • Спички, карточки-задания, презентация.

План проведения мероприятия:

I.  Вступительное слово учителя.

II. Конкурсная программа    

    1) «Визитная карточка»

    2) «Разминка»

    3) «Исторический»

    4) «Спортивный»

    5) «Геометрия на спичках»

    6) «Ребусы. Алгебра»

    7) «Математика»

    8) «Аукцион»

    9) «Викторина»

  III. Подведение итогов

Ход мероприятия

(В зале звучит песня «Дважды два – четыре». Музыка В.Шаинского,слова М. Пляцковского)

Ведущий:

         Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы с вами здесь собрались для того, чтобы совершить увлекательное путешествие в страну МАТЕМАТИКА -  в мир ребусов, загадок, шуток, чисел. Все без исключения начинают изучать основы математики уже с первых классов школы, поэтому эта наука нужна всем, особенно сейчас, когда математика проникла во все отрасли знаний. Математика – самая древняя из наук, она была и остается необходимой людям. Слово «математика» греческого происхождения, оно означает «наука», «размышление». Математика помогает нам познавать и совершенствовать тот мир, в котором мы живём. Математика необходима в любой профессии, какую бы вы ни выбрали для себя. Но, кроме того, вы могли заметить: это очень интересная и увлекательная наука.

        Выдающийся французский ученый XVII века Блез Паскаль писал: «Предмет математики столь серьёзен, что не следует упускать ни одной возможности сделать его более занимательным»

         Все вопросы, все задания  которые будут заданы вам сегодня, связаны с математикой. Решая различные задачки и головоломки, вы сможете проверить свои знания на смекалку. Мы постараемся доказать, что математику не зря называют «царицей наук», что ей больше, чем какой-либо другой науке свойственны красота, гармония, изящество и точность.

Вспомним некоторые высказывания великих людей о математике:

  • «А математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит».    М.В.Ломоносов
  • «Математика является самой древней из всех наук, вместе с тем остаётся вечно молодой»   М.Келдыш
  • «Математика дисциплинирует ум, приучает к логическому мышлению»     М.И.Калинин
  • «В математике есть своя красота, как в живописи и поэзии»    Н.Е.Жуковский
  • «Из всех языков мира самый лучший – это искусственный, весьма сжатый язык, язык математики»    Н.И.Лобачевский.

Ведущий: Представляю вам команды игроков. Поприветствуем их! Итак, начинаем конкурсную программу. Дерзайте, играйте и выигрывайте!

1 конкурс «Визитная карточка»

        (Учащиеся представляют свою команду. Нужно озвучить название, девиз, приветствие команды в любой форме)

2 конкурс «Разминка»

        Команды отвечают на заданные  вопросы. Команда получит столько баллов, сколько правильных ответов.

  1. Чему равен 1 пуд? (16 кг)
  2. На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (50)
  3. Если в 12 часов ночи идет дождь, то можно ли ожидать, что через 72 часа будет солнечная погода?  (Нет, будет ночь)
  4. Может ли оказаться, что  10х<х? ( при х<0)
  5. Гривенник. Сколько это? (10 копеек)
  6. Горело семь свечей. Две свечи погасли. Сколько свечей осталось?

      (две, остальные сгорели)

  1. Как называются простые числа, разность которых равна 2? (числа-близнецы)
  2. Чему равно произведение всех цифр? (0)
  3. Чему равна сумма целых чисел от  -100 до 101? (101)
  4. Какой знак нужно поставить между 5 и 6, чтобы получилось число больше 5, но меньше 6? (запятую)

3 конкурс « Исторический »

Ведущий: Без прошлого нет настоящего и будущего. Посмотрим,  как наши игроки знают историю, связанную с математикой.

Перед вами портреты великих людей: Льва Николаевича Толстого, Михаила Васильевича Ломоносова и Александра Сергеевича Пушкина.

Ответить на вопрос и поднять табличку с нужным номером.

1 задание

  1. Кто из них является автором учебника для детей под названием «Арифметика»?

(№ 1.  Л.Н.Толстой   (Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой проявлял особый интерес к математике и её преподаванию, много лет преподавал начала математики в основанной им же Яснополянской школе и написал оригинальный учебник «Арифметики».)

2) Кто из этих знаменитых людей сделал интересное и меткое «арифметическое» сравнение, что человек подобен дроби, числитель которой есть то, что человек представляет собой, а знаменатель – то, что он думает о себе. Чем большего мнения о себе человек, тем больше знаменатель, а значит, тем меньше дробь.  (№ 1.  Л.Н.Толстой)

3) Кому принадлежат слова: «Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии»? (№ 3  А.С.Пушкин)

4) По чьему проекту в 1755 году был организован Московский университет, носящий ныне его имя?                                                                                                                                       (№ 2.  М.В.Ломоносов)

2 задание

Перед вами портреты древнегреческих учёных, живших в VI – III вв. до н.э.

1) Кто из этих учёных участвовал в атлетических состязаниях и на олимпийских играх был дважды увенчан лавровым венком за победу в кулачном бою?                                                   № 1. Пифагор

2) Много интересного рассказывают про этого учёного. Вот, например, один случай. Учёный, наблюдая звёзды, упал в колодец, а стоявшая рядом женщина посмеялась над ним, сказав: «Хочет знать, что делается на небе, а что у него под ногами, не видит».         № 3. Фалес

3) Кто из этих учёных помогал защищать свой город Сиракузы от римлян и при этом погиб? Легенда гласит: когда римлянин занёс меч над учёным, тот не просил пощады, а лишь воскликнул: «Не трогай мои чертежи!» В миг гибели учёный решал геометрическую задачу.   № 2. Архимед

4) Кому из них принадлежат слова: «Числа правят миром».                 № 1. Пифагор

5) Кто из этих учёных сформулировал следующие теоремы:                                                                                    Вертикальные углы равны. В равнобедренном треугольнике углы при основании равны.                                                                                 Диаметр делит круг пополам и другие.     № 3. Фалес

3 задание

        Эти учёные жили в разные эпохи, но их объединяет то, что каждый из них пытался доказать аксиому параллельных прямых:  через точку, не лежащую на данной прямой, можно провести на плоскости не более одной прямой, параллельной данной.

1) Я думаю, что сначала жил Гаусс, затем Евклид и уже потом Лобачевский. Согласны ли вы с этим утверждением?    № 1–2 поменять местами.                                                                                                   (В IV веке до нашей эры жил Евклид, затем в VII – VIII вв. жил Гаусс, его более молодым современником был Лобачевский).

2) Кому из этих учёных принадлежат слова: «Математика – царица наук, арифметика – царица математики».   № 1. К.Ф.Гаусс

3) Кто из них уже в 24  летнем возрасте был профессором университета.

№ 3. Н.И.Лобачевский

4 конкурс «Спортивный»                                                                                                          Ведущий: Устали? Проведём физкультминутку.

Веретено

Участники конкурса делятся на команды. Одному из участников каждой команды на пояс наматывают длинную ленту. По сигналу ведущего конкурс начинается. К участнику с лентой подходит следующий и начинает перематывать ленту на себя, каждый из них при этом крутится вокруг своей оси. После того, как лента полностью перемотана, подходит следующий участник, и перемотка начинается снова. Побеждает та команда, которая быстрее перемотает ленту на всех участниках.

5 конкурс «Геометрия на спичках»

1. Из 7 спичек сложить 3 равносторонних треугольника.

2. Из 10 спичек построен дом. Переложить две спички так, чтобы дом повернулся другой стороной.

6 конкурс  «Ребусы. Алгебра».

Каждой команде предлагаются карточки, на которых изображены ребусы. Время на выполнение задания 3 минуты.

7 конкурс  «Математика»

Командам предлагаются два задания..

1 задание: Разгадать числовой ребус, где одинаковые буквы – это одинаковые цифры.

М * А = Т – Е = М : А = Т : И = К – А

(м=2, а=1, т=8, е=6, и=4, к=3 )

2 задание: Из слова «математика» составить как можно больше слов. На выполнение  задания отводится 2 минуты

8 конкурс. «Викторина»

Известно ли вам, что математика – очень веселая наука? Ведь ее можно увидеть во всем, что нас окружает.  Математическая викторина «О математике с улыбкой» убедит вас в этом!

Вопросы:

  1. Что является «нулем» на карте железных дорог России? (Москва: по железным дорогам России все расстояния считаются от Москвы, кроме Октябрьской железной дороги, где отсчет идет от Санкт-Петербурга.)
  2. В каком европейском городе находится памятник нулю? (В центре Будапешта, столицы Венгрии. Это точка, от которой отсчитываются расстояния в Венгрии.)
  3. Названия многих русских городов произошли от числительных: Семипалатинск, Семилуки, Пятигорск. А в честь какого числа был назван город Тюмень? (Тюмень, от тюркского слова «тумен» – 10 000.)
  4. Какой город России назван «в честь» знака математической операции? (Минусинск, Красноярский край.)
  5. Какая цифра широко известна в мировой политике – да еще с эпитетом «большая»? («Большая восьмерка» – неформальный клуб президентов восьми государств: США, Великобритании, Франции, Германии, Италии, Японии, Канады, России.)
  6. Над каким предприятием можно увидеть вывеску с надписью «СТО»? (Над станцией технического обслуживания.)
  7. Что отличает один поезд от другого с точки зрения математика? (Номер.)
  8. Что есть у каждого слова, растения и уравнения? (Корень.)
  9. Какую формулу прославили Фанхио, Лауда, Сенна, Прост, Шумахер? (Автогонки «Формула–1».)
  10. Эмблемой какого автомобиля являются четыре кольца? («Ауди».)
  11. Какие геометрические фигуры дружат с солнцем? (Лучи.)
  12. Какая геометрическая фигура нужна для наказания детей? (Угол.)

Ведущий: Внимание, 9 конкурс. Проведем аукцион математических терминов, начинающихся с буквы «п». Побеждает тот, кто последним назовет слово.  (Прямая, пропорция, прямоугольник, площадь, плюс, параллелепипед, плоскость, пирамида, подобие, произведение и т.д.)  

Ведущий: 

        Пока жюри подводит итоги, проведём аукцион пословиц и поговорок, в которых присутствуют числа. Всем, кто назовёт пословицу или поговорку, вручается жетон.

(Примерные ответы детей)

  • Одна голова хорошо, а две - лучше.
  • Один в поле не воин.
  • Хвастуну цена – три копейки.
  • У семи нянек дитя без глазу.
  • Семь раз отмерь – один раз отрежь.
  • На седьмом небе от счастья.
  • Семеро одного не ждут.
  • Лук от семи недуг.
  • Сам не дерусь, семерых не боюсь.
  • Семь верст до небес и все лесом.
  • Семи пядей во лбу.
  • Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
  • Один за всех и все за одного и т.д.

Ведущий: Наш конкурс подошёл к концу. Подведём итоги игры. Награждение.

Пусть наш конкурс послужит для вас стартовой площадкой для увлекательных путешествий в мир Математики. Математическое путешествие – это поход в неизвестность, но мы постараемся разыскать тот самый путь, от которого вы будете испытывать удовольствие. Пытаясь решать задачи разными способами, находя для себя новые пути, вы научитесь лучше решать задачи – не только математические, но и все, которые ставит жизнь.

8 класс  №1

гипербола.png

8 класс №2

дискриминант.png

8 класс №3

уравнение.png

7 класс №1

медиана.png

7 класс №2

степень.png

7 класс №3

уравнение.png


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Слово «математика» греческого происхождения, оно означает «наука», «размышление». «Предмет математики столь серьёзен, что не следует упускать ни одной возможности сделать его более занимательным» Блез Паскаль

Слайд 3

Вспомним некоторые высказывания великих людей о математике: «А математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит». М.В.Ломоносов «Математика дисциплинирует ум, приучает к логическому мышлению» М.И.Калинин «В математике есть своя красота, как в живописи и поэзии» Н.Е.Жуковский «Из всех языков мира самый лучший – это искусственный, весьма сжатый язык, язык математики» Н.И.Лобачевский.

Слайд 4

«Визитная карточка»

Слайд 5

Конкурс «Разминка» 1. Чему равен 1 пуд? 2. На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? 3. Если в 12 часов ночи идет дождь, то можно ли ожидать, что через 72 часа будет солнечная погода? 4. Может ли оказаться, что 10х< х ?

Слайд 6

Конкурс «Разминка» 5. Гривенник. Сколько это? 6. Горело семь свечей. Две свечи погасли. Сколько свечей осталось? 7. Как называются простые числа, разность которых равна 2?

Слайд 7

Конкурс «Разминка» 8. Чему равно произведение всех цифр? 9. Чему равна сумма целых чисел от -100 до 101? 10. Какой знак нужно поставить между 5 и 6, чтобы получилось число больше 5, но меньше 6?

Слайд 8

Конкурс «Исторический»

Слайд 9

1 задание

Слайд 10

2 задание

Слайд 11

3 задание

Слайд 12

Конкурс «Геометрия на спичках» 1. Из 7 спичек сложить 3 равносторонних треугольника. 2. Из 10 спичек построить дом. 3. Переложить 2 спички так, чтобы дом повернулся другой стороной. На выполнение каждого задания 1 минута.

Слайд 13

Конкурс «Работа в парах»

Слайд 14

Ребусы. Алгебра. 2011г.

Слайд 15

Гипербола

Слайд 16

Дискриминант

Слайд 17

Медиана

Слайд 18

Степень

Слайд 19

Уравнение

Слайд 20

Конкурс «Математика» 1 задание. Разгадать числовой ребус, где одинаковые буквы – одинаковые цифры. М*А=Т-Е=М:А=Т:И=К-А

Слайд 21

Конкурс «Математика» 2 задание . Из букв слова «МАТЕМАТИКА» составить как можно больше слов. На выполнение задания отводится 2 минуты .

Слайд 22

Математическая викторина «О математике с улыбкой»

Слайд 23

Математическая викторина 1. Что является «нулем» на карте железных дорог России?

Слайд 24

Математическая викторина 2. В каком европейском городе находится памятник нулю?

Слайд 25

Математическая викторина 3. Названия многих русских городов произошли от числительных: Семилуки, Семипалатинск, Пятигорск. А в честь какого числа был назван город Тюмень?

Слайд 26

Математическая викторина 4. Какой город России назван «в честь» знака математической операции?

Слайд 27

Математическая викторина 5. Какая цифра широко известна в мировой политике – да еще с эпитетом «большая»?

Слайд 28

Математическая викторина 6. Над каким предприятием можно увидеть вывеску с надписью «СТО»?

Слайд 29

Математическая викторина 7. Что отличает один поезд от другого с точки зрения математика?

Слайд 30

Математическая викторина 8. Что есть у каждого слова, растения и уравнения?

Слайд 31

Математическая викторина 9. Какие геометрические фигуры дружат с солнцем?

Слайд 32

10. Какую формулу прославили Фанхио , Лауда , Сенна, Прост, Шумахер?

Слайд 33

Математическая викторина 11. Эмблемой какого автомобиля являются четыре кольца?

Слайд 34

Математическая викторина 12. Какая геометрическая фигура нужна для наказания детей?

Слайд 35

Аукцион!!! На букву «П»

Слайд 36

МОЛОДЦЫ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий конкурсной программы "А ну-ка, мальчики!"

23 февраля конкурсы не помешают. Цели: формирование и развитие у учащихся гордости за свою Родину; развитие творческих способностей учащихся; всемерно способствовать укреплению здоровья учащихся, их ф...

Сценарий конкурсной программы «Армейский калейдоскоп», посвящённой Дню Защитника Отечества

Общешкольное мероприятие, посвящённое Дню Защитника Отечества...

Сценарий конкурсной программы "Мистер и мисс 7-а класс"

Мероприятие было проведено в период проведения праздников 23 февраля и 8 марта....

Сценарий конкурсной программы "ДЕНЬ СВЯТОГО ВАЛЕНТИНА" (для учащихся 5 - 9 классов)

Формировать правильное понимание великого чувства любви, взаимоуважению любящих людей друг к другу....

«Золотой квант» сценарий конкурсной программы по физике для учащихся 7 классов

Сценарий проведения конкурсной программы "Золотой квант" для учащихся 7-х классов поможет учителям физики реализовать данный конкурс, а ученикам успешно участвовать в этом конкурсе....

«Золотой квант» сценарий конкурсной программы по физике для учащихся 8 классов

Данный сценарий конкурсной программы по физике "Золотой квант" для учащихся 8-х классов поможет учителю физики и ученикам реализовать этот комплекс заданий по физике, а также раскрыть таланты учеников...

Сценарий конкурсной программы «А ну-ка, девочки!», посвященной Дню 8 марта, для учащихся 5-8 классов.

Формирование личности ребёнка  начинается с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он...