Математическая викторина "Своя игра"
методическая разработка по математике (10 класс) на тему

Соловьева Ольга Владимировна

Математическая викторина для учащихся 10-11 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon svoya_igra.doc75.5 КБ
Office presentation icon svoyaigra10kl.ppt543.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5»

Сценарий

математической викторины

"Своя игра"

Разработала:

учитель

математики

Соловьева О.В.

Цели мероприятия:

  1. Повышение познавательного интереса к предмету математики.
  2. Способствовать воспитанию "чувства локтя" и дружбы среди учащихся.
  3. Способствовать побуждению каждого учащегося к творческому поиску и размышлениям, раскрытию своего творческого потенциала.
  4. Способствовать развитию кругозора учащихся, математической речи и грамотности.

Викторина, проводится в 11-м классе. В игре принимают участие три команды (от каждого взвода по 5 участников). Каждая команда выбирает себе название. В игре задействованы еще 6 учащихся с этих курсов, которые выступают в роли консультантов. Игра проходит в два этапа: 2-а отборочных тура и финальная игра.

Правила игры:

        Задача каждой команды набрать как можно большее количество баллов. Для этого необходимо правильно ответить на вопросы 2 – х отборочных туров и в финальной игре не только правильно ответить, но и сделать большую ставку на свой ответ.

В отборочных турах каждый вопрос имеет свою стоимость, на обдумывание дается одна минута, отвечает та команда, которая быстрее поднимет руку. Если команда ответила правильно, то она выбирает следующий вопрос. На вопрос – аукцион  право ответа имеет та команда, которая назначит большую сумму, если на счету игроков сумма, меньшая чем стоимость вопроса, то они могут предложить только номинал (стоимость вопроса). На вопрос кот в мешке отвечает та команда, которой отдает это право команда, выбравшая вопрос.

 За каждой командой закреплены по 2 консультанта, они ведут подсчет баллов, если команда отвечает правильно –  баллы прибавляются, если неправильно – вычитаются.

Также за правильностью хода игры наблюдают преподаватели лицея и приглашенные.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютерное оснащение.

Ход игры:

Игра начинается с представления команд и сообщаются правила игры.

Сегодня в игре предлагаются вопросы по следующим темам:

  • Дети
  • Окружность
  • Логика
  • Считаю устно
  • Числа
  • Многоугольники
  • Теоремы
  • Закономерности
  • Бизнес
  • Каркас
  • Шифровки
  • Уравнения
  • Музыка

Итак, начинаем 1 тур, темы которого: дети, окружность, считаю устно и логика. Путем жеребьевки выбирается команда, начинающая игру. Команда ___ выбирайте тему и стоимость вопроса.

                                                        1 тур

Темы

Стоимость вопроса

Дети

100

200

300

400

500

Окружность

100

200

300

400

500

Считаю устно

100

200

300

400

500

Логика

100

200

300

400

500

  1. Дети

100. В доме 12 чашек и 9 блюдечек. Дети разбили половину чашек и 7 блюдечек.  
       Сколько чашек осталось без блюдечек?

        Ответ: 4 чашки.

200. У старшего брата две конфеты, а у младшего 12 конфет. Сколько конфет должен
       отнять старший у младшего, чтобы справедливость восторжествовала, и между
       братьями наступило равенство?

        Ответ: 5 конфет.

300. Когда младенца Кузю поцарапала кошка, он орал 5 минут, когда его укусила оса,  он орал на 3 минуты больше, но когда собственная мать набросилась на него и начала мыть с мылом, Кузя орал в два раза дольше, чем после укуса осы. Мама мыла Кузю 11 минут. Сколько орал уже вымытый Кузя?

        Ответ: 5 минут.

400. Один мальчик охотился в кухне на тараканов и убил пятерых, а ранил в три раза
       больше. Трех тараканов мальчик ранил смертельно и они погибли от ран, а
       остальные тараканы выздоровели, но обиделись на мальчика навсегда и ушли к
       соседям. Сколько тараканов ушло к соседям навсегда?

        Ответ: 12 тараканов.

500. Вопрос – аукцион. Право ответа на этот вопрос имеет та команда, которая назначит большую сумму, если на счету игроков сумма, меньшая чем стоимость вопроса, то они могут предложить только номинал (стоимость вопроса).

       Коле и Толе купили по 5 пирожных. Коля съел свои за 6 минут и стал сходить с ума от зависти глядя, как Толя ест каждое пирожное по 4 минуты. Долго ли будет сходить с ума от  зависти Коля? Ответ: 14 минут.

  1. Окружность

100. В древности такого термина не было. Его ввел в 17 веке французский математик
       Франсуа Виет, в переводе с латинского он означает «спица колеса». Что это?
       
Ответ: радиус.

200. Эта точка находится на пересечении биссектрис треугольника?

        Ответ: центр вписанной окружности.

300. Чтоб окружность верно счесть

        Надо только постараться

        И запомнить все как есть:

        Три – четырнадцать – пятнадцать –

        Девяносто два и шесть.

        О чем речь?

        Ответ: число π.

400. Как расположить эти окружности, чтобы они назывались концентрическими?  
     
Ответ: совместить центры.

500. Кот в мешке. Отвечает та команда, которой отдает это право команда, выбравшая вопрос.Это слово в переводе с греческого означает «измерение треугольников»

       Ответ: тригонометрия.

  1. Считаю устно

100.  

        Ответ: .

200.  

        Ответ: 5.

300.  

        Ответ: 1.

400.  2sin15°·sin75°

         Ответ: .

500. Вопрос – аукцион. Право ответа на этот вопрос имеет та команда, которая назначит большую сумму, если на счету игроков сумма, меньшая чем стоимость вопроса, то они могут предложить только номинал (стоимость вопроса).

8·125·52      

Ответ: 52000.

  1. Логика

100. Груша тяжелее чем яблоко, а яблоко тяжелее персика. Что тяжелее груша или  
       персик?    
Ответ: груша.

200. Если бы завтрашний день был вчерашним, то до воскресенья осталось бы столько
       дней, сколько прошло от воскресенья до вчерашнего дня. Какой же сегодня день?

        Ответ: среда.

300. Найдите лишнюю фигуру:

     Ответ: 4, остальные получаются вращением.

400. Два мальчика играли на гитарах, а один на балалайке. На чем играл Юра, если
      Миша с Петей и Петя с Юрой играли на разных инструментах.

       Ответ: Юра играл на гитаре.

500. Кот в мешке. Отвечает та команда, которой отдает это право команда выбравшая
вопрос. Слово, которым обозначается это понятие, в переводе с греческого означает «натянутая тетива»

        Ответ: гипотенуза.

Консультанты объявите, пожалуйста, результаты 1 – го тура. Если у наблюдателей нет замечаний,  мы переходим ко второму туру. Темы второго тура: музыка, числа, многоугольники и уравнения.

2 тур

Темы

Стоимость вопроса

Музыка

100

200

300

400

500

Числа

100

200

300

400

500

Многоугольники

100

200

300

400

500

Уравнения  

100

200

300

400

500

  1. Музыка

100. Песня про страшное скопление водяных паров в атмосфере.

        Ответ: «Тучи».

200. Песня о двух агрегатных состояниях воды, одно из которых привело к гибели
       Титаника.

        Ответ:»Айсберг».

300. Вопрос – аукцион 

        Песня о вращении геометрического тела правильной формы, падение которого
       привело бы к краже.

       Ответ: «крутится – вертится шар голубой».

400. Песня о естественном спутнике Земли голубого цвета.

       Ответ: «Голубая луна».

500. Песня, в которой многократно повторяется числительное, соответствующее  
       греческой приставке МЕГА.

       Ответ: «Миллион алых роз».

  1. Числа

100. Эти числа появились в связи с необходимостью подсчета предметов.

        Ответ: натуральные.

200. Что можно сказать о числах, которые оканчиваются нулем или четной цифрой?

        Ответ: четные.

300. «Числа не управляют миром, но показывают, как управляется мир.» Кто автор этих
       строк?

       Ответ: Гете.

400. Мы в отличии от египтян и римлян пользуемся позиционной системой счисления, в которой всего 10 цифр – «ступеньки». Что это за «ступеньки», перечислите их?

       Ответ: разряды числа – единицы, десятки, сотни.

500. В вавилонских табличках это число изображалось в виде сдвоенного угла      
      Индийцы называли его словом «сунья» (пустое), арабы перевели его  
      соответствующим  словом «ас-сыфр».

       Ответ: ноль.

  1. Многоугольники

100. Какой многоугольник называют правильным?

         Ответ: все стороны и углы равны.

200. Вопрос – аукцион

        Квадрат и ромб имеют одинаковые стороны. Площадь какой фигуры больше?

        Ответ: квадрата.

300. Название этого четырехугольника происходит от греческого слова, в переводе на
       русский означающее «столик», от него так же произошло слово – «трапеза».

       Ответ: трапеция.

400. Термин греческого происхождения, означающий в древности вращающееся тело – веретено, юлу. О какой фигуре идет речь?

       Ответ: ромб.

500. Найдите сумму всех углов в выпуклом семиугольнике.        Ответ: 900°.

  1. Уравнения

100. Так называют квадратное уравнение, если в нем коэффициенты b и (или) c равны
       нулю.

         Ответ: неполное квадратное уравнение.

200. Бутылка с пробкой стоит 11 рублей. Бутылка на 10 рублей дороже пробки. Сколько
       стоит пробка?

        Ответ: 50 копеек.

300. Кот в мешке.

        Это название происходит от двух латинских слов «дважды» и «секу», буквально
       «рассекающиеся на две части». О чем идет речь?

       Ответ: биссектриса.

400. Этот способ решения уравнения не всегда дает точные значения корней и требует
       чертежных навыков от решающего.

       Ответ: графический.

500. Найдите корни уравнения:

         

       Ответ: корней нет.

Консультанты объявите, пожалуйста, результаты 2 – го тура. Есть ли замечания у наблюдателей?

Команда, набравшая меньшее количество баллов, выбывает из игры, таким образом, в финальный тур выходят команды _____.

Финальный  тур

Темы финальной игры: шифровки, теоремы, каркас, закономерность, бизнес. Команды по очереди исключают по две не нравившиеся темы, начинает та команда, у которой большее количество баллов.

Свой ответ команда записывает на листе бумаги и ниже пишет свою ставку.

  1. шифровки

Расшифруйте слова и назовите лишнее:

бку

лопсотькс

атчок

ямаяпр

Ответ: куб.

  1. теоремы

Прокл в своем комментарии к «Началам» Евклида пишет относительно одной теоремы следующее: «Если слушать тех, кто любит повторять древние легенды, то придется сказать, что эта теорема восходит к Пифагору. Рассказывают, что в честь этого открытия он принес в жертву быка». Сформулируйте теорему, о которой идет речь.

       Ответ: теорема Пифагора – квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.  

 

  1. каркас

Дан кусок проволоки, длиной 120 см. Какое наименьшее число раз придется ломать проволоку, чтобы изготовить каркас куба с ребром 10 см?

       Ответ: 4 раза.

  1. бизнес

Вася печет пирожки и продает их на рынке. В первый день он продал 100 пирожков по цене 1 рубль за один пирожок. На следующий день он снизил цену на 10 % и продал 110 пирожков. В какой день он заработал больше и на сколько?

       Ответ: в первый на 1 рубль.

  1. закономерность

Найдите закономерность и закончите числовой ряд:

0, 3, 8, 15, ?

       Ответ: 24, числа возрастают на 3, 5, 7, 9.

Консультанты соберите листы с ответами команд.

Ответ команды _______, ставка ___.

Ответ команды _______, ставка ___.

Правильный ответ: ___.

Подводим итоги игры, для награждения победителей слово предоставляется Марковой Ольге Николаевне. Команды, занявшие 1-е и 2-е места, награждаются почетными грамотами.

Еще раз поздравляем победителей и благодарим всех за внимание!..


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Своя игра математическая викторина 11 класс

Слайд 2

Цели математической викторины: Повышение познавательного интереса к предмету математики. Способствовать воспитанию "чувства локтя" и дружбы среди учащихся. Способствовать побуждению каждого учащегося к творческому поиску и размышлениям, раскрытию своего творческого потенциала. Способствовать развитию кругозора учащихся, математической речи и грамотности.

Слайд 3

Правила игры: В игре принимают участие 3 команды по 5 человек. Задача каждой команды набрать как можно большее количество баллов. Для этого необходимо правильно ответить на вопросы 2 – х отборочных туров и в финальной игре не только правильно ответить, но и сделать большую ставку на свой ответ. В отборочных турах каждый вопрос имеет свою стоимость, на обдумывание дается одна минута, отвечает та команда, которая быстрее поднимет руку. Если команда ответила правильно, то она выбирает следующий вопрос. На вопрос – аукцион право ответа имеет та команда, которая назначит большую сумму, если на счету игроков сумма, меньшая чем стоимость вопроса, то они могут предложить только номинал (стоимость вопроса). На вопрос кот в мешке отвечает та команда, которой отдает это право команда, выбравшая вопрос. За каждой командой закреплены по 2 консультанта, они ведут подсчет баллов, если команда отвечает правильно – баллы прибавляются, если неправильно – вычитаются.

Слайд 4

1-й тур Темы: Дети Окружность Считаю устно Логика 2-й тур Темы: Музыка Числа Многоугольники Уравнения Финальная игра Шифровки Теоремы Каркас Закономерность Бизнес

Слайд 5

1 тур

Слайд 6

Дети Окружность Считаю устно Логика 100 200 300 400 500 100 200 300 400 500 100 200 300 400 500 100 200 300 400 500 2 тур

Слайд 7

В доме 12 чашек и 9 блюдечек. Дети разбили половину чашек и 7 блюдечек. Сколько чашек осталось без блюдечек?

Слайд 8

У старшего брата 2 конфеты, а у младшего 12 конфет. Сколько конфет должен отнять старший у младшего, чтобы справедливость восторжествовала, и между братьями наступило равенство.

Слайд 9

Когда младенца Кузю поцарапала кошка, он орал 5 мин, когда его укусила оса, он орал на 3мин больше, но когда собственная мать набросилась на него и начала мыть с мылом Кузя орал в 2 раза дольше, чем после укуса осы. Мама мыла Кузю 11 минут. Сколько минут орал уже вымытый Кузя?

Слайд 10

Один мальчик охотился в кухне на тараканов и убил пятерых, а ранил в три раза больше. Трех тараканов мальчик ранил смертельно и они погибли от ран, а остальные тараканы выздоровели, но обиделись на мальчика и навсегда ушли к соседям. Сколько тараканов ушло к соседям навсегда?

Слайд 11

Вопрос - аукцион

Слайд 12

Коле и Толе купили по 5 пирожных. Коля съел свои за 6 минут и стал сходить с ума от зависти глядя, как Толя ест каждое пирожное по 4 минуты. Долго ли будет сходить с ума от зависти Коля?

Слайд 13

В древности такого термина не было. Его ввел в 17 веке французский математик Франсуа Виет, в переводе с латинского он означает «спица колеса». Что это?

Слайд 14

Эта точка находится на пересечении биссектрис углов треугольника.

Слайд 15

Чтоб окружность верно счесть Надо только постараться И запомнить все как есть: Три – четырнадцать – пятнадцать – девяносто два и шесть.

Слайд 16

Как расположить эти две окружности, чтобы они назывались концентрическими?

Слайд 17

К от в мешке

Слайд 21

2 sin 15°· sin 75°

Слайд 22

Вопрос - аукцион

Слайд 23

8 · 125 · 52

Слайд 24

Груша тяжелее, чем яблоко, а яблоко тяжелее персика. Что тяжелее груша или персик?

Слайд 25

Если бы завтравшний день был вчерашним, то до воскресенья осталось бы столько дней, сколько дней прошло от воскресенья до вчерашнего дня. Какой же сегодня день?

Слайд 26

Найдите лишнюю фигуру: 1 2 3 4 5

Слайд 27

Два мальчика играли на гитарах, а один на балалайке. На чем играл Юра, если Миша с Петей и Петя с Юрой играли на разных инструментах.

Слайд 28

Кот в мешке

Слайд 29

2 тур

Слайд 30

Музыка Числа Многоугольники Уравнения 100 200 300 400 500 100 200 300 400 500 100 200 300 400 500 100 200 300 400 500 Финальный тур

Слайд 31

Песня про страшное скопление водяных паров в атмосфере.

Слайд 32

Песня о двух агрегатных состояниях воды, одно из которых привело к гибели Титаника.

Слайд 33

Вопрос – аукцион

Слайд 34

Песня о вращении геометрического тела правильной формы, падение которого привело бы к краже.

Слайд 35

Песня о естественном спутнике Земли голубого цвета.

Слайд 36

Песня, в которой многократно повторяется числительное, соответствующее греческой приставке МЕГА.

Слайд 37

Эти числа появились в связи с необходимостью подсчета предметов.

Слайд 38

Что можно сказать о числах, которые оканчиваются нулем или четной цифрой?

Слайд 39

«Числа не управляют миром, но показывают, как управляется мир.» Кто автор этих строк?

Слайд 40

Мы в отличии от египтян и римлян пользуемся позиционной системой счисления, в которой всего 10 цифр – «ступеньки». Что это за «ступеньки», перечислите их?

Слайд 41

В вавилонских табличках это число изображалось в виде сдвоенного угла . Индийцы называли его словом «сунья» (пустое), арабы перевели его соответствующим словом «ас-сыфр».

Слайд 42

Какой многоугольник называют правильным?

Слайд 43

Вопрос – аукцион

Слайд 44

Квадрат и ромб имеют одинаковые стороны. Площадь какой фигуры больше?

Слайд 45

Название этого четырехугольника происходит от греческого слова, в переводе на русский означающее «столик», от него так же произошло слово – «трапеза».

Слайд 46

Термин греческого происхождения, означающий в древности вращающееся тело – веретено, юлу. О какой фигуре идет речь?

Слайд 47

Найдите сумму всех углов в выпуклом семиугольнике.

Слайд 48

Так называют квадратное уравнение, если в нем коэффициенты b и (или) c равны нулю.

Слайд 49

Бутылка с пробкой стоит 11 рублей. Бутылка на 10 рублей дороже пробки. Сколько стоит пробка?

Слайд 50

Кот в мешке

Слайд 51

Этот способ решения уравнения не всегда дает точные значения корней и требует чертежных навыков от решающего.

Слайд 52

Найдите корни уравнения:

Слайд 53

Финальный тур

Слайд 54

Шифровки Теоремы Каркас Закономерность Бизнес 1. 2. 3. 4. 5.

Слайд 55

Расшифруйте слова и назовите лишнее: б к у л о п с о т ь к с а т ч о к я м а я п р

Слайд 56

Прокл в своем комментарии к «Началам» Евклида пишет относительно одной теоремы следующее: «Если слушать тех, кто любит повторять древние легенды, то придется сказать, что эта теорема восходит к Пифагору. Рассказывают, что в честь этого открытия он принес в жертву быка». Сформулируйте теорему, о которой идет речь.

Слайд 57

Дан кусок проволоки, длиной 120 см. Какое наименьшее число раз придется ломать проволоку, чтобы изготовить каркас куба с ребром 10 см?

Слайд 58

Вася печет пирожки и продает их на рынке. В первый день он продал 100 пирожков по цене 1 рубль за один пирожок. На следующий день он снизил цену на 10  и продал 110 пирожков. В какой день он заработал больше и на сколько?

Слайд 59

Найдите закономерность и закончите числовой ряд: 0, 3, 8, 15, ?

Слайд 60

Спасибо за игру. Поздравляем победителей!

Слайд 61

Математическую викторину разработала и провела преподаватель математики Белгородского областного лицея милиции имени В.В. Бурцева Маркова Ольга Николаевна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по математике "Математические олимпийские игры"

Данная игра включает в себя оригинальные практические задания и задачи на смекалку, которые помогут содержательно организовать досуг учащихся. Это мероприятие можно проводить для учащихся 5-8 классов....

Математический поезд (игра для учеников 5-6 классов)

В данном конспекте представлена игра для учащихся 5 – 6 классов, цель которой позволить учащимся применить свои знания во внеклассном занятии на практике, что положительно скажется на  повышении ...

Физико-математическая бизнес-игра

В настоящее время в условиях развития новой экономики, в которой основным ресурсом становится мобильный и высококвалифицированный человеческий капитал, в России идет становление новой системы образова...

"Веселый математический поезд" игра для учащихся 3-4 классов коррекционной школы

Игра командная в виде путешествия по математическим станциям....

«Учебная математическая командная игра (УМКИ)».

Внеклассное математическое мероприятие для предметной недели. Цель игры: закрепить пройденный материал за курс 8-го класса (предметы алгебра и геометрия), а также укрепить командный дух и сплочен...

Внеклассное мероприятие "Математические олимпийские игры"

В связи с предстоящими олимпийскими играми в Сочи,актуальностью данной темы ,я решила провести это мероприятие...

Внеклассное мероприятие "Математические олимпийские игры"

В связи с предстоящей олимпиадой в Сочи и актуальностью данной темы, я решила провести это мероприятие....