Сценарий урока математики в 5 классе по теме: «Уравнения».
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему

Кузнецова Наталия Алексеевна

конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_uroka_matematiki_v_5_klasse_po_teme.docx20.07 КБ

Предварительный просмотр:

 Сценарий  урока математики в 5 классе по теме: «Уравнения».

Разработчик:

Кузнецова Н. А. учитель математики и физики МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» г. Болхова Орловской области

Педагогические  цели: организовать учебную деятельность учащихся, направленную на освоение учащимися определения и значения понятия «уравнение», его отличительных признаков, на освоение учащимися определения и значения понятия «корень уравнения», его отличительных признаков, алгоритмов решения уравнения, а также на формирование умений находить уравнение среди других математических объектов, подводить решение конкретного   уравнения  под алгоритм решения уравнения, на формирование умений находить  участников алгоритма среди других,  умения решать задачи с помощью уранения.

Развивающий эффект: способствовать формированию опыта постановки учебных целей под руководством учителя на конкретном примере темы «Уравнение».

Воспитательный эффект: способствовать развитию самостоятельности учащихся в осуществлении свой учебной деятельности, в освоении опыта постановки учебных целей под руководством учителя.

Учебные цели: освоить определение и значение понятия  «уравнение», его отличительных признаков от других функций,  определение и значение понятия «корень уравнения», его отличительных признаков, алгоритма решения уравнения ,  сформировать умение находить уравнение  среди других математических объектов, подводить решение конкретного уравнения под алгоритм решения уравнений , умение находить участников алгоритма при рещении конкретного уравнения,  приобрести умение решать задачи с помощью уравнения.

Средства контроля.

 Поставленные цели можно считать достигнутыми, если ученик сможет правильно ответить на вопросы:

  1. Что называется уравнением?
  2. Какие признаки отличают его  от других?
  3. Что такое корень уравнения?
  4. Назови все шаги алгоритма решения уравнения.

И выполнить правильно задания:

  1. Выбери  среди данных математических объектов те, которые являются уравнениями.
  2. Составь сам уравнение.
  3. Реши уравнение, используя алгоритм.

1.Организационный момент.

Готовность к уроку.

Отчет консультантов.(проверка наличия и правильности выполнения домашнего задания).

Собрать и раздать тетради.(на перемене)

  1. Сценарий занятия (постановка учебной цели)

Действия учителя

Действия ученика

На доске вы видите изображения знака равно и растение. Как вы думаете, зачем я  обратила ваше внимание на это?

Мы изучаем уравнения и корни уравнения.

Правильно, молодцы. Итак,  тема нашего урока?

Уравнение. Записывают число, классная работа, тема

А вы знаете, что такое уравнение?

Да, дают определение

А кто сам может составить уравнение?

Составляют

Можете ли вы дать точное определение корня уравнения?

Да, дают определение

А можете ли вы решать уравнения?

Да, можем.

Какие правила для этого нужно знать?

Чтобы найти неизвестное слагаемое…, уменьшаемое…., вычитаемое…. хором

Мы все знаем, а как вы думаете, что мы будем изучать сегодня?

Решать более сложные уравнения и решать задачи

 

Правильно, молодцы. Чтобы решать уравнения и задачи надо что?

Знать алгоритм решения уравнений и задач

Какое новое знание нужно освоить на этом уроке?

Знание алгоритма решения уравнений и задач

А если вы освоите эти знания, то какие умения вы сможете приобрести на основе этих знаний?

Умение решать уравнения и задачи.

 

Попробуйте сформулировать цели вашей учебной деятельности на сегодняшнем уроке, пользуясь категориями «знания» и «умения».

Целями моей учебной деятельности будут:

Используя правила и алгоритм, научиться решать уравнения и задачи

В каком случае мы будем считать, что цели, поставленные нами, достигнуты? Как мы сможем это проверить?

Если я смогу решить более сложное уравнение и задачу с помощью уравнения

  1. Актуализация опорных знаний

Решить тест, используя полученные на прошлом занятия знания и умения

На листках отметить и обвести кружком букву – правильный ответ  в каждом из предложеннных заданий

Подписать фамилию и обменяйтесь и проверьте друг друга, укажите число правильных ответов с вашей точки зрения карандашом работаем, подпись проверявшего, сдать листы

Внимание правильный ответ: 1.б,в,д 2.а 3.б 4.б

У кого все правильные ответы, поднимите две руки вверх, у кого 3 правильных, поднимите 1 руку, у кого 2 правильных, встаньте, у кого 1 правильный, встаньте, у кого нет правильных, встаньте.

Я увидела картину Спасибо.

  1. Объяснение нового материала

Запишем уравнение 248-(у+123)=24

1 способ. Здесь три подчеркнутых объекта. Как вы думаете, о каком действии пойдет речь (вычитание), назовите героев вычитания (уменьшаемое, вычитаемое, разность)  уменьшаемое 248, вычитаемое у+123, разность 24.

В каком из героев есть неизвестное ( в вычитаемом). У нас сегодня красивый мишка, он будет играть различные роли. Сейчас у него роль вычитаемое. Как найти неизвестное вычитаемое (необходимо из уменьшаемого вычесть разность хором)

у+123=248-24

у+123=224

А сейчас какое действие (сложенпие) Что неизвестно?(слагаемое)Такие уравнения мы умеем решать и мишка пускай отдохнет.

Как найти неизвестное слагаемое? (хором)

у=224-123

у=101

Ответ: у=101

2способ. 248-(у+123)=24

На прошлых уроках мы изучали свойства сложения и вычитания.

Что мы делали с выражениями (упрощали) Какое свойство здесь применить? (свойство вычитания из числа суммы) Сформулировать.

(248-123)-у=24

125-у=24

Что неизвестно? (вычитаемое)

У=125-24

У=101

Ответ: у=101

№375 стр 61

Проверим, насколько вам понятен материал.

а)(х+98)+14=169

х+98=169-14

х+98=155

х=155-98

х=57

Ответ:х=57

2способ х+(98+14)=169

х+112=169

х=169-112

х=57

Ответ:х=57

б)(35+у)-15=31

35+у=31+15

35+у=46

у=46-35

у=11

Ответ:у=11                   или

(35-15)+у=31

20+у=31

у=31-20

у=11

Ответ:у=11

Ребята, кто сможет описать последовательность действий решения уравнения 1 способом

Если затруднения раздать карточки алгоритм.

  1. Закрепление материала.

№376(а;б;в)  стр 61 самостоятельно любым способом, какой выберите. У доски три ученика

а)(х+15)-8=17

х=10

б)(24+х)-21=10

х=7

в)(45-у)+18=58

у=5

Проверяем, при необходимости выставляем отметки.

Отдохнем и послушаем историю про то, кто впервые ввел термин уравнение. (ученик)

А где еще можно использовать уравнения ( при решении задач)

Сейчас вы - начальники спортивного лагеря, ваша задача- составить  уравнение и решить его

№373 г) стр 61

Пусть х человек ушли в поход, тогда в лагере осталось 322-х человек, что составляет 275.

322-х=275

х=47

Ответ: 47 человек  ушли в поход.

  1. Домашнее задание

П10 №396(понять обязательно всем) №№397(в) (понять обязательно всем, кто понимает материал) №389 (попробуйте решить)

  1. Пподведение итогов  возвращаем учащихся к поставленным целям

Действия учителя

Действия ученика

Вспомним, ребята, какие цели вы ставили, удалось ли вам их достичь? Давайте проверим.

Ученики отвечают на поставленные вопросы.

Ответьте на вопросы:

Как решать более сложные уравнения?(алгоритм)

Как решать задачи с помощью уравнений?

Объясни, почему шаги алгоритма выполняется в такой последовательности, почему их нельзя менять?

Выполните  задания:

Начать решать уравнение №376(г;д;е), описать последовательность действий.

Решить задачу, составив уравнение: У кота 17 рыбок, 15 из них он съел.Сколько осталось?

Составь сам задачу и реши ее с помощью уравнения (если останется время)

Рефлексия.

Урок подошел к концу. Дети, кто все понял и разобрался, урок понравился, встаньте и похлопайте в ладоши. Кто разобрался не совсем хорошо, встаньте и покачайте руками. Кто ничего не понял, встаньте и покачайте головой и руками.

Спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока математики в 5-м классе по теме "Уравнения. Решение задач с помощью уравнений"

в данной работе изложен материал,который может быть полезен при проведении открытого урока....

конспект урока математики для 5 класса по теме "Уравнения. Решение задач с помощью уравнений"

Разработка урока по учебнику Виленкина с использованием разноуровневых карточек с заданиями...

урок математики , 5 класс на тему "Уравнения"

Цели урока:повторить основные компоненты действий, ввести понятие уравнения, формировать умение решать уравнения;Совершенствовать вычислительные навыки учащихся; Воспитывать ответственное отношен...

Урок математики в 5 классе по теме "Уравнение и его корни. Решение уравнений"

Методическая разработа  к уроку математики в 5 классе....

Конспект урока по математике в 5 классе по теме «Уравнения. Решение задач с помощью уравнений.»

Цели урока: создание условий для систематизации знаний по теме «Решение уравнений»:образовательная - закрепить практические умения учащихся составлять уравнения к задачам и решать их с помощью правил ...

Конспект урока математика 5 класс по теме "Уравнения"

Конспект урока урока математика 5 класс по теме "Уравнения"...

Конспект урока математики 6 класс по теме:"Уравнения"

Первый урок по теме "Уравнения" по учебнику Мерзляк А.Г., ПолонскийВ.П., Якир М.С....