Математическая игра "Своя игра"
методическая разработка по математике (6 класс) на тему

Надузьева Светлана Владимировна

В специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида обучаются дети с нарушением интеллекта. Многим детям особенно трудно дается усвоение программного материала по математике. Практика показывает, что если у детей появляется интерес к предмету, то и значительно повышается их познавательные способности. С целью развития интереса к предмету математики, повышения познавательной активности и познавательных возможностей учащихся является использование математических игр во внеурочное время. Актуальность   определяется тем, что использование математических  игр связанно с развитием познавательных интересов у школьников с нарушением интеллекта Игры активизирует познавательный интерес и познавательные способности учащихся. Появление у учащихся интереса к обучению в значительной степени повышает  прочность их знаний, умений и навыков, содействует коррекции внимания, мышления и других психических процессов. Поэтому учитель должен найти такие методы и примеры, которые смогли бы увлечь детей, сделать процесс обучения интересным.  Получение знаний на математических играх дает возможность приблизить учащихся к реальной жизни, помогает больше узнать о математике как науке, о людях ее создавших, обогащает детей социальными знаниями и умениями.

Прежде чем использовать игру во внеурочное время  необходимо учитывать психологические особенности детей этого возраста и то, какие виды игр наиболее приемлемы для этого возраста.

База исследования: БОУ «Чебоксарская общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1 Минобразования Чувашии».В специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида обучаются дети с нарушением интеллекта. Многим детям особенно трудно дается усвоение программного материала по математике. Практика показывает, что если у детей появляется интерес к предмету, то и значительно повышается их познавательные способности. С целью развития интереса к предмету математики, повышения познавательной активности и познавательных возможностей учащихся является использование математических игр во внеурочное время. Актуальность   определяется тем, что использование математических  игр связанно с развитием познавательных интересов у школьников с нарушением интеллекта Игры активизирует познавательный интерес и познавательные способности учащихся. Появление у учащихся интереса к обучению в значительной степени повышает  прочность их знаний, умений и навыков, содействует коррекции внимания, мышления и других психических процессов. Поэтому учитель должен найти такие методы и примеры, которые смогли бы увлечь детей, сделать процесс обучения интересным.  Получение знаний на математических играх дает возможность приблизить учащихся к реальной жизни, помогает больше узнать о математике как науке, о людях ее создавших, обогащает детей социальными знаниями и умениями.

Прежде чем использовать игру во внеурочное время  необходимо учитывать психологические особенности детей этого возраста и то, какие виды игр наиболее приемлемы для этого возраста.

База исследования: БОУ «Чебоксарская общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1 Минобразования Чувашии».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svoya_igra.docx30.99 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуальная игра

«Своя игра»

Номинация: интеллектуальные игры в урочной и внеурочной деятельности

Выполнил: учитель математики БОУ «Чебоксарская общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1 Минобразования Чувашии»

Надузьева Светлана Владимировна

Чебоксары 2016

Пояснительная записка

В специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида обучаются дети с нарушением интеллекта. Многим детям особенно трудно дается усвоение программного материала по математике. Практика показывает, что если у детей появляется интерес к предмету, то и значительно повышается их познавательные способности. С целью развития интереса к предмету математики, повышения познавательной активности и познавательных возможностей учащихся является использование математических игр во внеурочное время. Актуальность   определяется тем, что использование математических  игр связанно с развитием познавательных интересов у школьников с нарушением интеллекта Игры активизирует познавательный интерес и познавательные способности учащихся. Появление у учащихся интереса к обучению в значительной степени повышает  прочность их знаний, умений и навыков, содействует коррекции внимания, мышления и других психических процессов. Поэтому учитель должен найти такие методы и примеры, которые смогли бы увлечь детей, сделать процесс обучения интересным.  Получение знаний на математических играх дает возможность приблизить учащихся к реальной жизни, помогает больше узнать о математике как науке, о людях ее создавших, обогащает детей социальными знаниями и умениями.

Прежде чем использовать игру во внеурочное время  необходимо учитывать психологические особенности детей этого возраста и то, какие виды игр наиболее приемлемы для этого возраста.

База исследования: БОУ «Чебоксарская общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1 Минобразования Чувашии».  

Объектом исследования является игровая деятельность во внеурочное время  в 5-6 классах.

Практическая значимость  интеллектуальной  игры «Своя игра»  по математике  состоит в том , что учитель сможет использовать  математическую игру как на уроке математики так  и внеклассных мероприятиях. Эта  игра может быть применена педагогами специальных (коррекционных) учреждениях для детей с нарушением интеллекта.

Название: Интеллектуальная игра  «Своя игра»

Краткая аннотация. Разработка представляет собой внеклассное мероприятие, которое проводится среди учащихся 5-6 классов школы. Мероприятие проводится в рамках недели математики. Аналог телевизионной викторины «Своя игра».

Уровень образования школьников. Для участия в игре не требуется углубленных знаний по математике, однако необходим широкий кругозор, знания, полученные на кружках, внеклассных занятиях, общая эрудиция.

Форма учебной работы: внеклассная.

Приобретаемые навыки. В ходе игры учащиеся приобретают навыки общения, навыки поведения в затруднительной ситуации, активизируется долговременная память, активность учащихся, способность переключать внимание с одной области в другую. Повышается эрудиция  игроков.

Особенности роли учителя. Роль учителя заключается в подготовке вопросов игры  и компьютерной презентации по этим вопросам, в подборе участников игры.  Велика роль учителя в эмоциональном настрое детей на игру, который необходим, чтобы мероприятие прошло интересно, задорно, дало положительный эмоциональный заряд учащимся.

Технологические особенности. Для проведения игры необходимо следующее оборудование: компьютер и проектор, компьютерная презентация «Своя игра», карточки с цифрами для подсчета баллов, «смайлики» разных цветов, изготовленные из картона для игроков, призы.

Организация работы

Организация подготовки к игре. Необходимо подготовить  25 вопросов из разных тем  по  математике. Вопросы разделить на пять  уровней  сложности: стоимостью 10, 20 и 30, 40,50. баллов. Внести составленные вопросы в  компьютерную презентацию. Участники игры выбираются заранее по желанию. Всего 8 игроков. Подсчет баллов игроков производит учитель

Цель игры: Привитие интереса к математике как элементу общечеловеческой культуры; популяризации среди учащихся занимательных задач, развитие познавательного интереса.

Задачи игры:

Образовательные:

Формировать умение концентрировать внимание, соотносить усвоенные знания с воспринимаемым материалом

Развивающие:

Развивать внимание, сообразительность, находчивость, мышление, наблюдательность, любознательность.

Воспитательные:

Воспитывать умение работать в команде, ответственность, целеустремленность.

Способствовать формированию положительной мотивации учения.

Время игры: 40 мин

Планируемые результаты:

- закрепить умение решать задачи изученных видов;

-оценивать свои достижения;

-коммуникабельность.

Ход игры:

Современный мир не может без  математики.  Математика нужна всем людям на земле. Без математики человек не сможет решать, мерить и считать. Невозможно построить дом, сосчитать деньги в кармане, измерить расстояние. Если бы человек не знал математику, он бы не смог изобрести автомобиль и другую технику или компьютерную программу. Первое условие, которое надлежит выполнять в математике, – это быть точным, второе – быть ясным и, насколько можно, простым. Наша игра сегодня пройдет под девизом: «Дорогу осилит идущий, а математику - мыслящий».

Игровое поле представляет собой таблицу, где вы видите графы «Математика в литературе», «Горы Мозгодром», «Геометрическая поляна», «Озеро Смекалкино», «Город Мастеров». В каждом столбике по 5 заданий. Каждая команда по очереди выбирает задание, назвав столбик и количество баллов. Обдумав задание, отвечает капитан. Если ответ правильный, то команда получает указанное количество баллов. В конце игры баллы суммируются. Выигрывает команда, набравшая большее количество баллов. В категории «Математика в литературе» математические задания связаны с литературой – это пословицы, загадки, вопросы по известным сказкам. «Горы Мозгодром» содержат задания, связанные с логикой, здесь вам предстоит разгадать ребус, найти спрятанные слова, связанные с математикой. На «Геометрической поляне» вам предстоит выполнить геометрические задания. «Озеро Смекалкино» содержит задачи, которые нельзя решить как обычно, нужно искать ответ, проявив смекалку. Задания категории «Город Мастеров» связаны с одной из возможных ваших будущих профессий.

Каждой команде дается лист с заданием. Найди лишнее слово.

1)Килограмм, центнер, метр, грамм.

2)Умножение, определение, сложение, вычитание

3)Карандаш, линейка, квадрат, циркуль

4)Четыре, восемь, сорок, девять

5)Квадрат, круг, треугольник, ромб

  1. Математика в литературе.

10 – Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать

20 – Сколько лет отслужил Балда у попа? (1 год)

30 – Угадай загадку:

Он двуногий, но хромой,

Чертит лишь ногой одной.

В центр встал второй ногой,

Чтоб не вышел круг кривой. (Циркуль)

40 – Задача в стихах:

3. Как-то милая Мальвина
Считать учила Буратино.
Он решил 103 примера,
Ровно 100 из них неверно.
Сколько правильных примеров?(3)

50 - Назови литературные произведения, в названиях которых содержатся цифры.

  1. Горы Мозгодром.

10 - Найди лишнее слово:

Неделя 

Число 

Минута

Сутки 

Год  (Число, меры времени)

20 – Эстафета: ((63:9+23):5+3)×10+10

30 – Разгадай ребус: с3ж (стриж)

40 – Правильно прочитай цвета

50 – Найди спрятанные слова: отрезок, минус, грамм, сто, вес, куб, градус, конус.

  1. Геометрическая поляна.

10 – Определи на ощупь геометрическое тело из волшебного мешочка

20 – Назвать из каких геометрических фигур состоит клоун на рисунке:Клоун

30 - Крышка стола имеет 4 угла. Один из них отпилили. Сколько углов осталось? 

40 - О какой фигуре идет речь?

Эта геометрическая фигура имеет три стороны и три угла.

50 – Острый угол  рассматривают в лупу, увеличивающую в 4 раза. Какой угол можно будет увидеть? 

  1. Озеро Смекалкино

10 - На картине  Ивана Шишкина «Утро в сосновом бору» три медведя? (Четыре)

20 - Тройка лошадей пробежала 30 км.  Сколько километров пробежала каждая лошадь? (30 км)

30 - Васиного отца зовут Иван Николаевич, а дедушку – Семен Петрович. Какое отчество у Васиной мамы?      (Семеновна)

40 - Два мальчика играли на гитарах, а один на балалайке. На чем играл Юра, если Миша с Петей и Петя с Юрой играли на разных инструментах.      (Юра играет на гитаре)

50 - Парадоксы словесного сложения.

Нет сомнения, что

двести сорок + двести сорок = четыреста восемьдесят

Но верно и то, что

двести сорок + двести сорок = четыреста сорок.

Как же так?           (Во втором случае речь идет о птицах - сороках)

  1. Город Мастеров

10 - Профессия «Садовник»

Для посадки в парк привезли 25 ёлочек, а лип на 20 больше. Сколько лип привезли для посадки?  (45 лип)

20 - Профессия «Изготовитель художественных изделий из дерева». Перерисовать геометрический рисунок.

30 - Профессия «Маляр»

            На стройке работали160 маляров женщин, а мужчин в 4 раза меньше. Сколько всего

маляров работало на стройке? (200 маляров).

40 - Профессия «Столяр»

Столяр изготовил 18 оконных рам, а его ученик в 3 раза меньше. Сколько всего оконных рам  изготовлено?  (24 рамы)

50 - Профессия «Швея»

Для пошива 2 комплектов постельного белья требуется 20м полотна. Сколько полотна потребуется для пошива 4 комплектов?  (40 м)

Вот закончилась игра,

Результат узнать пора.

Кто же лучше всех трудился

И в итоге отличился?

Заключение

Благодаря использованию интеллектуальных игр во внеклассных мероприятиях по математике можно добиться более прочных знаний, умений и навыков. В игре учащиеся незаметно для себя выполняют большое число математических действий, упражнений, тренируются в счете, сравнивают множества и числа, решают задачи. Внимание учащегося приковано к игре, к выполнению игровых целей, а между тем он преодолевает трудности математического характера, переносит имеющиеся знания в новую для него обстановку. Это приобретает особое значение в специальной (коррекционной) школе, где очень трудно обучить детей оперировать имеющимися знаниями в изменившейся обстановке, где трудно длительное время активизировать внимание учащихся на однообразной работе, вызвать их активную деятельность, волевое усилие, настойчивость в достижении цели. Положительные эмоции, которые возникают в процессе игры, активизируют его деятельность, обеспечивают решение задач, которые связаны с развитием произвольного внимания, памяти, ассоциативной деятельности и формированием способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения. Это свидетельствует о корригирующей роли игр. В играх, особенно коллективных, формируются   качества личности учащихся. Они учатся учитывать интересы своих товарищей, сдерживать свои желания. У ученика развивается  чувство ответственности, воспитывается воля и характер.

Наряду с уроком – основной формой учебного процесса все большее значение приобретают внеклассные мероприятия по математике. Способствуя глубокому и прочному овладению изучаемым материалом, повышению математической культуры, развитию логического мышления, привитию навыков самостоятельной работы, внеклассные  мероприятия  по математике развивают интерес к изучению математике и развитию творческих способностей школьников. Взаимосвязь уроков, внеклассных мероприятий по математике является следствием принципа воспитывающего и развивающего обучения.

В качестве  средства развития логического мышления часто используют занимательные задачи, так как они в большинстве случаев содержат сюжет, понятный учащимся на начальных стадиях изучения математики.. Задачи занимательного характера могут служить инструментом для развития логического мышления, математических способностей учащихся и прекрасным способом вызывать у учащихся интерес к изучению математики.

Литература

  1. Гончарова, Л. В. Предметные недели в школе. - Волгоград. 2003.
  2. Степурина, С.Е. Математика. 5-6 классы: тематический и итоговый контроль, внеклассные занятия.- Волгоград: Учитель, 2007.-78 с.
  3. Залялетдинова, Ф.Р. Нестандартные уроки математики в коррекционной школе. -  М.: Вако, 2007. -  122 с.
  4. Капустина, Г.М., Математика учебник для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – 4-е изд./ Г.М.Капустина, М.Н.Перова  . - М.: Просвещение, 2004. -  240 с.
  5. Перова, М.Н., Капустина Г.М. Математика учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида- 10-е изд./. -  М.: Просвещение, 2015. -  224 с.
  6. Степурина, С.Е. Математика.7-8тклассы: тематический и итоговый контроль. – Волгоград: Учитель.2008. - 142 с.
  7. Степурина, С.Е. Математика.5-9 классы: коррекционно-развивающие задания и упражнения. – Волгоград: Учитель, 2009. – 121 с.
  8. Виват, математика! Занимательные задания и упражнения. 5 класс /авт.-сост. Н.Е.Кордина. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2014. – 111 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по математике "Математические олимпийские игры"

Данная игра включает в себя оригинальные практические задания и задачи на смекалку, которые помогут содержательно организовать досуг учащихся. Это мероприятие можно проводить для учащихся 5-8 классов....

Математический поезд (игра для учеников 5-6 классов)

В данном конспекте представлена игра для учащихся 5 – 6 классов, цель которой позволить учащимся применить свои знания во внеклассном занятии на практике, что положительно скажется на  повышении ...

Физико-математическая бизнес-игра

В настоящее время в условиях развития новой экономики, в которой основным ресурсом становится мобильный и высококвалифицированный человеческий капитал, в России идет становление новой системы образова...

"Веселый математический поезд" игра для учащихся 3-4 классов коррекционной школы

Игра командная в виде путешествия по математическим станциям....

«Учебная математическая командная игра (УМКИ)».

Внеклассное математическое мероприятие для предметной недели. Цель игры: закрепить пройденный материал за курс 8-го класса (предметы алгебра и геометрия), а также укрепить командный дух и сплочен...

Внеклассное мероприятие "Математические олимпийские игры"

В связи с предстоящими олимпийскими играми в Сочи,актуальностью данной темы ,я решила провести это мероприятие...

Внеклассное мероприятие "Математические олимпийские игры"

В связи с предстоящей олимпиадой в Сочи и актуальностью данной темы, я решила провести это мероприятие....