"Формирование ключевых компетентностей учащихся на уроках математики"
методическая разработка по теме

Казакова Татьяна Александровна

       Важно отличать ключевые компетентности как результат образования от других результатов образования, в частности, от традиционных знаний, умений и навыков. Принципиальным отличием компетентностей является то, что они как результат образования формируются и проявляются в деятельности. Следовательно, чтобы убедиться, что учащийся освоил тот или иной аспект компетентности на требуемом уровне, следует дать обучаемому задание, выполнить которое можно только осуществив определенную деятельность. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

2015г.   Выступление на МО в школе.

Формирование ключевых компетентностей учащихся на уроках математики.

Формирование у учащихся ключевых компетентностей – одна из основных задач современного образования.

Компетенция – готовность субъекта эффективно соорганизовывать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели.

Внутренние ресурсы: знания, умения, навыки, способы деятельности психологические особенности, ценности и т.д.

Внешние ресурсы: информация, люди, группы, организации и т.д.

       Важно отличать ключевые компетентности как результат образования от других результатов образования, в частности, от традиционных знаний, умений и навыков. Принципиальным отличием компетентностей является то, что они как результат образования формируются и проявляются в деятельности. Следовательно, чтобы убедиться, что учащийся освоил тот или иной аспект компетентности на требуемом уровне, следует дать обучаемому задание, выполнить которое можно только осуществив определенную деятельность.

Т.е. компетентностный подход – это подход, реализующий деятельностный характер образования.Как при обучении математики сформировать ключевые компетенции?

Появление нового результата образования поставило учителя перед необходимостью использования деятельностных технологий, методов и приемов работы с учащимся на уроке и во внеурочное время, среди них проблемное и проектное обучение.

Типы проблемных ситуаций, используемых на уроках:

  • ситуация неожиданности;
  • ситуация конфликта;
  • ситуация несоответствия;
  • ситуация неопределенности;
  • ситуация предположения;
  • ситуация выбора.

Важнейшим видом учебной деятельности при обучении учащихся математике является решение задач. Причем, основное внимание направлено на развитие способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях.

Поэтому одним из путей формирования ключевых компетентностей является использование на уроках специальных компетентностно-ориентированных задач. Если на уроках математики систематически использовать компетентностно-ориентированные задачи , то это будет способствовать формированию ключевых компетенций учащихся, повысится математическая грамотность учащихся.

“Под математической грамотностью понимается способность учащихся:

– распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности, которые могут быть решены средствами математики;

– формулировать эти проблемы на языке математики;

– решать эти проблемы, используя математические знания и методы;

– анализировать использованные методы решения;

– интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;

– формулировать и записывать окончательные результаты решения поставленной проблемы”.

На уроках математики необходимо формировать такие компетенции:

  • информационная;
  • коммуникативная;
  • исследовательская;
  • готовность к самообразованию.

Для формирования информационной компетентности можно использовать задачи содержащие информацию, представленную в различной форме (таблицах, диаграммах, графиках и т.д.).

Для формирования коммуникативной компетентности можно использовать групповую форму организации познавательной деятельности учащихся на уроках. Например: Каждой группе предлагается решить задачу предложенным способом и доказать правильность своего решения оставшимся группам.

Для формирования исследовательской компетентности учащимся можно предложить задания, в которых необходимо исследовать все возможные варианты и сделать определенный вывод.

Для формирования готовности к самообразованию учащимся необходимо предлагать самостоятельно изучить некоторый теоретический материал, составить задачу , формировать умения работать самостоятельно с различными источниками информации, а именно:

– использовать доклады, короткие сообщения учащихся по теме;

– работать со справочниками;

– использовать Интернет-ресурсы;

– подготавливать презентации.

При решении компетентностно-ориентированных задач основное внимание должно уделяться формированию способностей учащихся использовать математические знания в разнообразных ситуациях, требующих для своего решения различных подходов, размышлений и интуиции. Содержание заданий желательно связывать с традиционными разделами или темами, составляющими основу программ обучения.

Для применения на уроке компетентностно-ориентированных заданий могут быть использованы следующие дополнительные возможности изучаемого материала:

– прикладной характер содержания темы;

– содержание, включающее в себя оценку явлений и событий;

– местный материал;

– содержание программы, связанное с событиями, явлениями, объектами, доступными непосредственному восприятию школьника (в том числе в учебных ситуациях);

– содержание программы, связанное с формированием учебных умений и навыков;

– содержание учебного материала, которое может найти применение в воспитательной (внеучебной) деятельности.

Компетентностно-ориентированные задания могут использоваться на уроках различных типов: изучения нового материала, закрепления знаний, комплексного применения знаний, обобщения и систематизации знаний, урок контроля, оценки и коррекции.

На уроках изучения нового материала с помощью компетентностно-ориентированной задачи можно создать условия для формирования понятий, вывода и усвоения формул.

Формировать компетентности учеников можно на разных этапах урока

Этапы урока

Цель
Результативность

Виды деятельности

Проверка домашнего задания

Цель: активировать умственную деятельность учеников, развивать критическое мышление, учить оценивать знания учеников

Результативность: формирование познавательной компетентности

1. Рецензирование ответов

(домашнего задания)

Цель: развивать самостоятельность мышления, формировать гибкость и точность мысли, развивать внимание и память

Результативность: формирование самообразовательной компетентности

2. Математический диктант, тест, с/р

(по страницам домашнего задания с ограничением времени решения)

Изучение нового материала

Цель: учить исследовательской работе

Результативность: формирование исследовательской компетентности

Доказательство теорем

Вывод формул, правил

Цель: учить краткой рациональной записи, отрабатывать умение делать выводы и обобщения

Результативность: формирование информационной компетентности

Проблемная лекция с использованием приобретенной учениками информации

Цель: учить оперировать знаниями, развивать гибкость использования знаний

Результативность: формирование исследовательской, самообразовательной, компетентностей

Экспериментальная работа

Практическая работа

Закрепление, тренировка, отрабатывание умений и навыков

Цель: изучить свойства, правила…

Результативность: формирование познавательной компетентности

С/ р частично-поискового, исследовательского характера;

Компетентностно-ориентированные задания

Цель: закрепить знания; разработать правила (алгоритмы) запоминания

Результативность: формирование компетентности саморазвития

Исследование различных видов памяти

Цель: закрепить умение решать задачи и примеры, формировать умения проверять, слушать, думать

Результативность: формирование познавательной компетентности

Решение задач, примеров с комментированием, индивидуальная работа с самопроверкой, игровые формы, КСО

Цель: развивать личную позицию учеников, опираясь на их знание темы

Результативность: формирование интеллектуально– познавательной компетентности

Решение задач несколькими способами

Цель: обучать работе с информацией; закрепить знание текста, понимание темы

Результативность: формирование коммуникативной и познавательной компетентностей

Работа с учебником

(учебная практическая работа)

Творческая работа

Цель: показать на основе изученного материала умение учеников создавать проекты

Результативность: формирование исследовательской компетентности

Создание проектов

Цель: учить учеников на основе своих знаний находить решения задач прикладного характера

Результативность: формирование самообразовательной, информационной, коммуникативной компетентностей

Компетентностно-ориентированные задания

Контроль

Цель: учить детей воображению и умению абстрагироваться

Результативность: формирование самообразовательной, исследовательской компетентности

Создание рекламы (презентации) изучаемой темы урока, синквейна, работа в группах со взаимной оценкой

Цель: учить детей, опираясь на полученные знания, самостоятельно работать

Результативность: формирование самообразовательной ,социальной компетентности

Разноуровневая с/р с (взаимопроверка, самопровекрка, контроль учителя);

Домашнее задание

Цель: проверить усвоение материала урока, формировать умение подбирать примеры

Результативность: формирование самообразовательной компетентности

Составить вопросы, задачи и примеры по теме урока

Цель: проверить знания учеников согласно их уровню подготовки

Результативность: формирование интеллектуально– познавательной компетентности

Разноуровневые задачи;

Задачи исследовательского характера

Творческие задания

Таким образом, применение деятельностных форм организации обучения можно считать одним из основных путей формирования ключевых компетентностей учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых компетентностей обучающихся на уроках математики

предложены методы работы по формированию  ключевых компетентностей обучающихся на уроках математики...

Формирование ключевых компетентностей учеников на уроках математики

Компетентностно-ориентированный подход – один из новых концептуальных ориентиров, направлений развития содержания.Приобретение жизненно важных компетентностей дает человеку возможность ориентиро...

Формирование ключевых компетентностей учащихся на уроках географии

теоретический материал, подготовленный на основе анализа практической деятельности на уроках...

Формирование ключевых компетентностей учащихся на уроках стереометрии через использование учебно-дидактических циклов.

Традиционно курс геометрии относят к сложным школьным курсам. Одной из причин является то, что из-за отсутствия достаточного количества времени, отводимого на изучение геометрии, у учащихся возникает ...

Особенности формирования ключевых компетентностей учащихся на уроках технологии через проектную деятельность.

Статья из опыта моей работы, которая раскрывает возможности  применения метода творческих проектов на уроках технологии для формирования ключевых компетентностей учащихся....

Статья "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ В 8 - 9 КЛАССАХ"

Предлагаемая мною работа посвящена особенностям применения технологии развития критического мышления на уроках географии. Над данной темой я работала на протяжении 5 лет. результатами своей работы хоч...