Главные вкладки

    Формирование ключевых компетентностей обучающихся на уроках математики
    методическая разработка по теме

    Ершова Любовь Германовна

    предложены методы работы по формированию  ключевых компетентностей обучающихся на уроках математики

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon выступление по слайдам118 КБ
    Office presentation icon презентация1.8 МБ

    Предварительный просмотр:

    Выступление на педсовете 29.11.2010.

    Ершова Л.Г.

    учитель математики

    МАОУ СОШ № 1

    г. Кунгур

    Слайд 1.

    Формирование ключевых компетентностей обучающихся

    на уроках математики

    Предмет математики настолько серьёзен,

    что полезно не упускать случая,

    делать его немного занимательным!

    Б. Паскаль 

    Слайд 2.

    Выпускник школы должен быть личностью, обладающей индивидуальностью, способной к непрерывному образованию, к гибкому изменению способов своей образовательной, профессиональной и социальной деятельности, умеющей работать с другими и над собой, причем работать не по стереотипу, а с учетом меняющихся условий, требований и т.д. В своём выступлении я хочу поделится опытом моей работы над этой проблемой.

    Цель педагогической деятельности: формирование у выпускников средней школы умений, способностей и компетенций, необходимых как для продолжения образования, так и использования их в практической повседневной деятельности.

    Любому человеку необходимо быть эффективным, конкурентоспособным работником, быть творческим, самостоятельным, ответственным, коммуникабельным человеком, способным решать проблемы личные и коллектива. Ему должна быть присуща потребность к познанию нового, умение находить и отбирать нужную информацию.

    Все эти качества можно успешно формировать в школе, используя компетентностный подход в обучении любому предмету, в том числе и математике.

    Слайд 3.

    В процессе обучения ставлю следующие цели своей деятельности:

    1. овладение конкретными математическими знаниями учащихся;
    2. интеллектуальное развитие учащихся, формирование логического мышления;
    3. развитие индивидуальных способностей учащихся к решению задач;
    4. как можно шире вовлечь учащихся в самостоятельную творческую работу;
    5. подготовка к социализации личности через формирование ключевых компетенций.

    Слайд 4.

    Под ключевыми компетенциями применительно к школьному образованию понимается способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем. Выделяются три ключевые компетентности: компетентность разрешения проблем, информационную и коммуникативную компетентности.

    Важно отличать ключевые компетентности как результат образования от других результатов образования, в частности, от традиционных знаний, умений и навыков. Принципиальным отличием компетентностей является то, что они как результат образования формируются и проявляются в деятельности. Следовательно, чтобы убедиться, что учащийся освоил тот или иной аспект компетентности на требуемом уровне, следует дать обучаемому задание, выполнить которое можно только осуществив определенную деятельность. Для помощи учащимся разработаны рекомендации «Учимся решать задачи», «Учимся сравнивать», «Учимся работать с информацией», «Учимся доказывать», «Учимся задавать вопросы», «Учимся выделять главное» и др.), повышающих учебную мотивацию, создающих условия для опробования себя в меняющихся условиях, дающих возможность соотносить своё мнение с разными точками зрения.

    Математическая компетентность – способность «распознавать проблемы, которые могут быть решены с помощью математики, извлекать нужную для ответа информацию из графиков и схем, при этом отсеивая избыточные данные». Если знание не может быть применено – его нет.

    Слайд 5.

    У учащихся формируются ключевые компетенции – универсальная целостная система знаний, умений, навыков, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности.

    Под ключевыми понимаются компетенции, необходимые для жизнедеятельности человека и связанные с его успехом в профессиональной деятельности в быстроизменяющемся обществе.

    Слайд 6.

    Формирование ключевых компетентностей – это:

    1. способность делать что-то хорошо или эффективно; это способность соблюдать установленный стандарт, применяемый в каком-либо виде деятельности;
    2. способность отдельной личности правильно оценить сложившуюся ситуацию и принять в связи с этим соответствующее решение, позволяющее достигнуть практического или иного значимого результата.

    Слайд 7.

    Конструирование компетентностно-ориентированного задания подчинено определенным требованиям:

    Структура компетентностно-ориентированного задания:

    Стимул погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение.

    Задачная формулировка точно указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания.

    Источник информации содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания.

    Бланк для выполнения задания задает структуру предъявления учащимся результата своей деятельности по выполнению задания.

    Слайд 8.

    Инструмент проверки:

    ответ – перечень вероятных верных и частично верных ответов для задания открытого типа с заданной структурой ответа

    ключ – эталон результата выполнения учащимся задания закрытого типа

    наблюдения – способ детализации критериев оценки процесса деятельности учащегося по выполнению задания.

    Каждая составляющая компетентностно-ориентированного задания подчинена тому, что это задание должно организовать деятельность учащегося, а не воспроизведение им информации или отдельных действий.

    Слайд 9.

    Рассмотрим ключевые компетентности и как их можно сформировать на уроках математики.

    Слайд 10.

    1. Ценностно-смысловая компетенция включает постановку ученика в ситуацию самоопределения, т.е. мы должны в течение учебного процесса выявить математически способных учеников и помочь им в ситуации самоопределения. Это готовность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.

    Слайд .11

    1. На каком-либо конкретном занятии учащиеся самостоятельно изучают отдельные параграфы учебника и составляют краткий конспект этого параграфа. В 5-м классе на уроках выдаю опорные конспекты, а, начиная с 6-го, учащиеся сами составляют их.

    Перед учащимися ставится задача – пересказать или пояснить прочитанное: выделить, обозначить, подвести итог, подчеркнуть, перечислить, произнести.…В итоге учащиеся не только более глубоко понимают изучаемый материал, но и учатся выбирать главное, обосновывать его важность не только для других, но и, самое главное, для себя.

    1. Подходит проведение предметной олимпиады, которая включает в себя нестандартные задания, требующие применения учеником именно предметной логики, а не материала из школьного курса.
    2. В этом виде компетенции можно говорить и о профориентации, именно в школьные годы мы способствуем выбору детьми той сферы, которая им наиболее интересна – это либо гуманитарная сфера, либо сфера точных наук. Некоторые из задач подобного рода требуют не только знания математики и арифметики, но и практической смекалки, умения ориентироваться в конкретной обстановке. Вот некоторые из них

    Задачи из практики работы в швейной мастерской.

    1. Проем в окне имеет высоту 2 м 26 см и ширину 1 м 48 см. Сколько потребуется ткани шириной 85 см для занавески, закрывающей весь проем окна, если на подшивку одного конца занавески требуется 2 см, на продольный шов по 1 см от полосы и на закрытие стен по краям проема 10 см?
    2. Окружность груди 96 см для построения чертежа выкройки необходимо найти чему равна четверть полуокружности груди.

    Задачи, связанные с элементарным строительством.

    1. Сколько погонных метров линолеума шириной 2 м потребуется для покрытия пола длиной 5 м и шириной 8 м?

    Задачи из практики работы в саду, огороде, поле.

    У помидор «Грунтовые грибовские» первые плоды созревают на 110 день после посева. Когда были посеяны помидоры, если первые зрелые плоды были 20 августа?

    Слайд 12.

    1. Общекультурная компетенция подразумевает, что непосредственно на уроках математики мы должны знакомить учеников с общественной моралью и традициями. Т.е. учителю необходимо внедрять такие приёмы работы на уроке, которые не отвлекали бы урок от основного содержание, но при этом были бы с подтекстом, благодаря которому ученики несознательно усваивали бы общекультурные компетенции.

    Слайд 13.

    1. Организация групповой или самостоятельной индивидуальной работы с символическим текстом, в которой необходимо переводить текст с обычного языка на математический, с геометрического – на язык векторов, а также переводить модель, заданную одним способом, в иную модель (пример словесная в математическую). Например, при решении текстовой задачи с помощью уравнения, учащиеся должны осуществить четыре этапа математического моделирования (учебник под редакцией А.Г. мордковича)..
    2. Для формирования грамотной, логически верной речи можно использовать составление математического словаря, написание математического диктанта, выполнение заданий, направленных на грамотное написание, произношение и употребление имен числительных, математических терминов.
    3. В качестве дополнительного материала может использоваться написание сказок, фантастических историй, рассказов на заданные темы.
    4. При решении текстовых задач в условии могут быть умышленно пропущены числа. Предлагается выбрать из записанных на доске чисел те, которыми могла быть выражена данная величина (скорость, цена, масса).

    Слайд 14.

    1. Учебно-познавательная компетенция представляет собой совокупность учебных ситуаций, в которых ученик выступает как субъект и как объект процесса обучения одновременно, т.е. в данном случае речь идёт о самообучении. Соответственно реализация компетентностного подхода в части учебно-познавательной компетенции подразумевает использование учителем приёмов, способствующих обучению и развитию у учеников способности к самообразованию, т.е. готовность обучающегося к самостоятельной познавательной деятельности: целеполаганию, планированию, анализу, рефлексии, самооценке учебно-познавательной деятельности, умению отличать факты от домыслов, владению измерительными навыками, использованию вероятностных, статистических и иных методов познания.

    Слайд 15.

    В 10 классе при обобщении темы «Свойства функции» даю учащимся следующее творческое задание: надо перевести на язык математических закономерностей пословицы и поговорки. Например, Чем дальше в лес, тем больше дров – возрастание функции; Каши маслом не испортишь – неубывающая функция и др.

    Особенно эффективно данный вид компетентности развивается при решении нестандартных, занимательных, исторических задач, задач-фокусов, а так же при проблемном способе изложения новой темы: учитель создает такую ситуацию, чтобы проблема опиралась на личный опыт ребенка. Например, при изучении начального геометрического материала (длина окружности, периметр и площадь прямоугольника, объем прямоугольного параллелепипеда) можно дать следующую задачу:

    1. Задача на нахождение периметра прямоугольника. Например: купец Порфирий заказал кузнецу Даниле сделать чугунную ограду вокруг своей усадьбы, которая имеет форму прямоугольника. Сколько метров ограды надо будет изготовить Даниле, если длина усадьбы 50 метров, а ширина – 20 метров?

    Слайд 16.

    1. Информационная компетенция – это готовность обучающегося самостоятельно работать с информацией различных источников, искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.

    Слайд 17.

    Для развития данного вида ключевых компетентностей целесообразно использовать следующие приемы.

    1. Решение расчетных задач на движении и стоимость. За одну – две недели до урока-практикума учащимся выдается карточка с указанием набора данных, необходимых для урока. Дети собирают данные, используя доступные им источники. Данные адаптируются учителем при подготовке к уроку.
    2. При изучении новых терминов учащиеся, пользуясь толковым словарем, дают различные определения математического понятия, например: в математике модуль – это…, в строительстве модуль – это…,  в космонавтике модуль – это…(работа со СМИ).
    3. Очень полезно проведение уроков-семинаров и уроков-конференций, при подготовке к которым учащиеся самостоятельно готовят свои доклады, они не только ищут нужную информацию, но и преобразуют ее нужным образом.
    4. Ученикам могут быть предложены задания подобного типа: «С помощью Интернета или других ресурсов найдите и распечатайте таблицу длин, весов древности, с переводом этих значений на современную таблицу мер и длин» и т.п.
    5. Для развития данного вида компетентности можно предложить учащимся практико-ориентированные задачи – задания с практическим содержанием, ориентирующие учащихся на математические исследования явлений реального мира.

    Задача. Определите по карте расстояние, которое будет пройдено автобусом от г. Кирова до г. Сочи. Используя свойство пропорции, рассчитать количество бензина, которое будет затрачено на дорогу туда и обратно, если известно, что на 100 км требуется 8 литров.

    В 5 классе при изучении натуральных чисел предлагаю им задания следующего содержания: «Заполните пропуски в тексте подходящими числовыми значениями» Для выполнения данного задания предполагается планирование информационного поиска, извлечение первичной информации, осуществление первичной обработки информации.

    Слайд 18.

    1. Коммуникативная компетенция подразумевает под собой владение учеником средствами коммуникации. Необходимо, чтобы ученик на уроках общался с одноклассниками, умел истолковать для них материал, иными словами совершенствование навыков работы в группе, умение работать на результат, доказывать собственное мнение, вести диалог. Т.е. создание коммуникационных приёмов на уроках математики подготавливает ученика к реализации себя в социуме.

    Этот вид компетенции не является новой в школьной системе обучения, т.к. ее реализация подразумевает использование различных коллективных (коммуникативных) приемов работы (таких, как дискуссия, групповая работа, парная работа и др.). Данные приемы активно используются в современной школе и им посвящено множество исследований.

    Слайд 19.

    1. Работа в группах, например: рассказать соседу по парте правило, определение, выслушать ответ, правильное определение обсудить в группе.

    Преимущества групповой формы:

    1. Учащиеся учатся сами видеть проблемы и находить способы их решения.
    2. У учащихся формируется своя точка зрения, они учатся отстаивать своё мнение.
    3. Каждый понимает, что успех группы зависит не только от запоминания готовых сведений, данных в учебнике, но и от способности самостоятельно приобретать новые знания и умения применять их в конкретных заданиях.
    4. Дети учатся общаться между собой, с учителями, овладевают коммуникативными умениями.
    5. Развивается чувство товарищества, взаимопомощи
    1. Сдача различных устных зачетов, проведение уроков-семинаров, уроков-конференций, уроков-диспутов.

    Главным при реализации данной компетенции является соблюдение принципа полезности проводимой работы. 

    Слайд 20.

    1. Социально-трудовая компетенция – владение знаниями и опытом в гражданско-общественной деятельности (выполнение, роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении. Т.е. данная компетенция подразумевает овладение детьми теми предметными знаниями, умениями и навыками, которые они будут использовать непосредственно в своей дальнейшей жизнедеятельности. Т.е. данная компетентность подразумевает овладение детьми теми предметными знаниями, умениями и навыками, которые они будут использовать непосредственно в своей дальнейшей жизнедеятельности.

    Слайд 21.

    Развитию способствуют следующие приемы: контрольные работы, тесты по усовершенствованию устного счета. Причем задания можно давать социально-трудового характера, которые будут вводить ребенка в нестандартную, но бытовую ситуацию. Например, вычисление суммы покупок в магазине, до того момента, как подойти к кассе.

    Приведем примеры арифметических задач по развитию социально-трудовой компетенции.

    1. Бригада рыбаков получила от двух банков ссуду на приобретение холодильного оборудования в размере 250 000 р.: от одного – под 5%, а от другого под 7% годовых. Всего за год рыбаки должны уплатить 15 500 р. процентных денег. Сколько денег взято у каждого банка?

    Слайд 22.

    1.  Компетенция личностного самосовершенствования. Эта компетенция подразумевает овладение учеником теми способами деятельности, которые пригодятся ему в определенной современной жизненной ситуации. К ней относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, внутренняя культура, основы безопасности жизнедеятельности. Т.е. как и в случае с общекультурной компетенцией необходимо на подсознательном уровне сообщать ученику информацию, которая может потребоваться ему в его дальнейшей жизни. Но отличие этих двух компетенций в том, что первая направлена на функционирование личности в социуме, а вторая направлена как на самосовершенствование личности, так и на совершенствование личностью социума.

    Слайд 23.

    С целью реализации данной компетенции, на уроках решать задач с «лишними данными».

    1. Известно, что опаздывать неприлично. Люся, заметила идущий на остановку автобус в 180 метрах позади себя. Чтобы не опоздать, она побежала и через 12 секунд прибежала на остановку одновременно с автобусом. С какой скоростью пришлось бежать Люсе, если известно, что автобус движется со скоростью 19 м/сек?

    Слайд 24.

    Таким образом, в педагогической литературе выделяют 7 ключевых компетенций учащихся, которые необходимо формировать в течение всего периода обучения в школе.

    Слайд 25. (примеры опорных конспектов по математике).

    Слайд 26 – 31.

    Сейчас приведу еще несколько примеров на формирование компетенций ученика.

    Слайд 32. 

    Процесс использования компетентностно-ориентированных заданий может быть выстроен различными способами, но при этом должны выдерживаться требования к формированию компетентности разрешения проблем, то есть наличия следующих аспектов:

    1. Идентификация (определение) проблемы
    2. Целеполагание и планирование деятельности
    3. Применение технологий и инструкций
    4. Планирование ресурсов
    5. Оценка деятельности
    6. Оценка результата (продукта) деятельности
    7. Оценка собственного продвижения (рефлексия)

    и коммуникативной компетентности, то есть наличия следующих аспектов:

    1. Письменная коммуникация
    2. Публичное выступление
    3. Диалог
    4. Продуктивная групповая коммуникация.

    Слайд 33. 

    Компетентностный подход в образовании предполагает освоение учащимися различного рода умений, позволяющих и в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни.

    Слайд 34. 

    И помните, Блез Паскаль сказал истинную правду: “Предмет математики настолько серьёзен, что полезно не упускать случая, делать его немного занимательным!”

    Слайд 35. 

    Спасибо за внимание!


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация "Использование ИКТ-технологий как условие формирования ключевых компетенций обучающихся на уроках математики"

    Работа была представлена на Областной научно-практической конференции  "Развитие коммуникационных компетентностей обучающихся в условиях введения ...

    Формирование ключевых компетентностей учеников на уроках математики

    Компетентностно-ориентированный подход – один из новых концептуальных ориентиров, направлений развития содержания.Приобретение жизненно важных компетентностей дает человеку возможность ориентиро...

    Формирование ключевых компетентностей обучающихся через проектную деятельность на уроках русского языка и литературы

    В последнее время в системе образования  стали привычными понятия « ключевые компетентности , проектная деятельность, метод проектов» , и каждый педагог...

    "Формирование ключевых компетентностей учащихся на уроках математики"

         Важно отличать ключевые компетентности как результат образования от других результатов образования, в частности, от традиционных знаний, умений и навыков. Принципиальным отл...

    Мастер-класс: «Мини-проекты на уроках естественного цикла как средство формирования ключевых компетентностей обучающихся»

    Мастер-класс учителя географии и биологии, который демонстрирует методы использования мини-проектов на уроке и во внеурочной деятельности....