Конспект по математике "Пространственная ориентировка: на, под"
план-конспект урока по математике (7 класс) на тему

Конспект по математике учащегося 7 класса школы для детей с ОВЗ "Пространственная ориентировка: на, под"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika.docx26.88 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  урока

(неговорящий, умеренная умственная отсталость)

Тема урока: Пространственная ориентировка: на, под.

Форма проведения урока: индивидуальная.

Цель: Научить определять местоположение предметов в пространстве, по инструкциям, содержащих предлоги «на» и «под».

Задачи: 

Коррекционно-образовательная: Закреплять понимание предлога «на». Учить пониманию значения слова «под», дифференцировать понятия «на» и «под».

Коррекционно-развивающая: Развивать зрительное внимание, пространственную ориентировку, долговременную память.

Коррекционно-воспитывающая: Способствовать воспитанию активности и самостоятельности.

Планируемые результаты

Предметные результаты

Социальные (жизненные) результаты

Личностные результаты

Понимать значения слов: «на» и «под».

Использовать приобретенный навык для решения житейских задач, соответствующих возможностям  ребёнка.

Воспринимать информацию с адекватным её осмыслением.

Тип урока: Формирование новых знаний.

Методы обучения: Объяснительно-демонстрационный, репродуктивный, приёмы проблемного  обучения.

Технологии обучения: уровневой  дифференциации, здоровьесберегающая.

Средства: детский стол; кукольный стол; игрушки крупные и мелкие; наклейки предметных картинок и стола; тетрадь; ручка; фонарик; счетный материал (бусины, квадраты, карандаши, матрёшки) и карточки к нему;

Технические средства: компьютер, для проведения музыкальной физ.минутки «Автобус».

Ход урока:

Этапы урока, задачи этапов урока.

Содержание урока.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Мотивация к деятельности: создание проблемной ситуации.

«Данила, посмотри! У нас с тобой разбросаны игрушки, их нужно разложить по местам. Я тебе помогу, буду говорить куда, что положить. Вот стол. Покажи где стол. Положи куклу НА стол. Поставь машину ПОД стол». При затруднениях учитель сам подаёт машину ученику.

«Не знаешь куда поставить? На уроке мы с тобой узнаем, что обозначают слова «на» и «под», научимся  их  различать».

«Садись за стол».

Стоит напротив стола и разбросанных игрушек. По просьбе учителя показывает стол, кладёт куклу на стол, но поставить машину под стол, затрудняется.

Садится за парту, по просьбе учителя.

2

Актуализация знаний: закрепление ранее пройденного материала. 

Устный  счёт

  1. «Один - много». Перед ребёнком выкладывается карточка, на которой разделены 2 зоны, на одной изображён 1 карандаш, на другой – много карандашей. «Посмотри! Один карандаш, кладём вот сюда! Это много карандашей, кладём вот сюда!», демонстрация действий ребёнку, затем учитель убирает материал и предлагает ребёнку выполнить задание самостоятельно: «Это один! Куда положишь? Это много, куда нужно положить?» Аналогичная работа проводится с карточками, на который изображены матрёшки, ёлочки, грибы, кубики.
  2. Соотнесение числа с количеством от 1 до 3. Ребёнку предлагаются карточки, на которых изображены круги и соответствующая цифра (1,2,3). Ребёнку методом наложения, необходимо соотнести количество: «Посмотри, один!»  учитель берёт 1 деталь счётного материала. «Кладём один!» - накладывает деталь на изображённый круг на карточке. Аналогичная работа проводится с количеством 2 и 3.

Берет по инструкции учителя по одному или много предметов и кладет на соответствующие зоны на карточках.

Выкладывает количества 1, 2, 3.

Гимнастика  для  глаз «Фонарик»

Учитель привлекает внимание ребёнка на луч фонарика на столе. Выполняет различные движения по кругу, угловые и пр. Ребёнку необходимо следить глазами за световым пятном.

«Лучик света поиграй, от меня ты убегай. Я сижу и смотрю. Стой! Тебя я догоню!»

Слушает педагога и следит глазами за световым пятном.

Актуализация   знаний

Закрепление знаний о понятии «НА». «Данил, положи подушку на диван. Положи книгу на подоконник. Положи ручку на стол. Положи платок на стул. Положи мяч на пол» и т.д.

Кладёт предметы на указанные  места.

Пальчиковая гимнастика.

Минутка чистописания.

В тетради обвести контур стола по точкам. «Посмотри! Это стол. Его плохо видно, нужно соединить точки! Давай попробуем, я тебе помогу! Возьми карандаш правильно….».

Соединяет точки изображенного стола.

3

Организация познавательной деятельности: дифференцировать понятия «НА» и «ПОД».

Система заданий для решения проблемной ситуации, открытие нового знания:

  1. Знакомство с понятием «ПОД». «Посмотри, это собака. Поставь собаку НА коробку. Умница! Посмотри, вот собака ПОД коробкой. Давай вместе спрячем собаку ПОД коробку!» учитель просит ребёнка спрятать собаку под коробку, пока действие не будет выполняться самостоятельно, без помощи взрослого.
  2. Проговаривание предлогов «НА» и «ПОД».  Учитель  ставит собаку на коробку и просит повторить: «Посмотри  на меня. Повтори «НА». Умница, собака НА коробке. Повтори  ПОД. Отлично получается, ты стараешься. Собака ПОД коробкой» - прячет собаку под коробку.
  3. Чередуются инструкции с предлогами «на», «под». «Будь внимательным. Поставь собаку НА коробку. А теперь поставь ПОД коробку». Инструкции чередуются до самостоятельных действий ребёнка по инструкции.

Прячет игрушку под коробку с помощью и самостоятельно.

Повторяет за учителем слог НА и ПО-Д.

Ставит собаку на или под коробку, по инструкции учителя.

Физкультурная пауза «Автобус» (музыкальная, посредством  ИКТ): 

«Колёса у автобуса крутятся, крутятся, крутятся!» «Колёса у автобуса крутятся, целый день!» - круговые движения кистями рук).

«А,  дворники в автобусе – вжик, вжик, вжик. Вжик, вжик, вжик. Вжик, вжик, вжик.

 А,  дворники в автобусе – вжик, вжик, вжик. Целый  день!» - имитируем  дворники.

«А двери в автобусе – хлоп, хлоп, хлоп! Хлоп, хлоп, хлоп! Хлоп, хлоп, хлоп!

А двери в автобусе – хлоп, хлоп, хлоп! Целый день!» - закрываем и открываем ладонями  лицо.

«А монетки в автобусе – дзинь, дзинь, дзинь. Дзинь, дзинь, дзинь. Дзинь, дзинь, дзинь.

 А монетки в автобусе – дзинь, дзинь, дзинь. Целый  день!» (имитируем  бросание монет).

«А сигнал у автобуса – би, би, би. Би, би, би. Би, би, би.  А сигнал у автобуса – би, би, би. Целый  день!» (имитируем нажимание ладошкой  на сигнал).

«А бензин в бензобаке – хлюп, хлюп, хлюп! Хлюп, хлюп, хлюп! Хлюп, хлюп, хлюп!

А бензин в бензобаке – хлюп, хлюп, хлюп! Целый  день!» - имитируем наливание бензина в бензобак). Машем рукой «пока».

Выполняет  круговые  движения  руками.

Выполняет  движения  руками  в стороны: вправо-влево.

Закрывает  и  открывает  ладонями  лицо.

Имитирует  руками  бросание  монет.

Имитирует  нажимание  ладошкой  на  сигнал.

Имитирует  наливание  бензина  в  бензобак.

Закрепление знаний и включение в систему знаний. Закрепление понятий «НА» и «ПОД».

  1. Игровые действия с предметами. Перед ребёнком кукольный стол. Учитель подает ему по одному предмету и просит их положить по инструкции: «Положи кубик на стол», аналогично с остальными предметами (мячик, яблоко, книжка, машинка, тарелочка, ложку).
  2. Работа в тетради. Ребёнку необходимо приклеить наклейки с предметами относительно стола (обведенного по точкам в минутке чистописания) по инструкции учителя: «Возьми наклейку «машина» приклей её под стол!», аналогичные инструкции предлагаются к остальным  наклейкам.

Раскладывает предметы по инструкции учителя с минимальной подсказкой.

Выполняет задание в тетради: приклеивает наклейки «на» или «под» стол.

4

Рефлексия учебной деятельности.

Решение поставленной проблемной ситуации:

«Мы с тобой учились различать слова «на», это вот здесь и «под», это вот здесь», показывает ребёнку местоположение. В начале урока мы не знали, как разложить игрушки, а теперь знаем! Я буду говорить, а ты складывать! Поставь машину ПОД стол. Положи картинку НА стол», выделяя интонацией предлоги. Аналогичная работа проводится с остальными предметами.

«Молодец!», учитель аплодирует ученику. «Ты разложил все игрушки по местам, навёл порядок. Здорово справился! Умница!»

 

Раскладывает по инструкциям педагога разбросанные предметы по местам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного с воспитателем занятия для обучающихся 5 класса по социально-бытовой ориентировке «Сервировка чайного стола»

Основная цель совместной работы учителя и воспитателя по социально-бытовой подготовке учащихся специальной (коррекционной) школы – помочь детям приобрести жизненный опыт, занимаясь разнообразным...

Конспект открытого урока по социально - бытовой ориентировке : "Подарок своими руками. Ветка сирени" 7 класс

Данный урок на тему:" Подарок своими руками. Ветка сирени." для учащихся с ограниченными возможностями здоровья расчитан  на 4 часа в 7 классе. В течение  этих уроков ребята знакомятся...

Конспект урока по социально - бытовой ориентировке "Обувь. Уход за обувью"

Данный конспект поможет учителю СБО провести урок  по теме "Обувь. Уход за обувью" в 5 классе  весело , живо и интересно.  Презентация прилагается....