Главные вкладки

    Урок математики в 5 классе. Разработка к уроку "Треугольник и его виды" (А.Г. Мерзляк) с технологической картой, презентацией и самоанализом
    методическая разработка по математике (5 класс) на тему

    Маленкина Светлана Алексеевна

    Разработка к уроку "Треугольник и его виды" (А.Г. Мерзляк) с технологической картой, презентацией и самоанализом

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема: Треугольник и его виды

    Тип урока: Урок изучения нового материала

    Цели: Предметные: научить учащихся классифицировать треугольники по видам их углов и по количеству равных сторон.

    Личностные: вызвать интерес к изучению темы и желание применить приобретенные знания и умения, формировать умение работать в коллективе и находить согласованные решения.

    Метапредметные: формировать умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать.

    Планируемые результаты: учащиеся научатся классифицировать треугольники по видам их углов и по количеству равных сторон и изображать треугольники.

    Основный понятия: треугольник, остроугольный треугольник, прямоугольный треугольник, тупоугольный треугольник, равнобедренный треугольник, равносторонний треугольник, разносторонний треугольник, периметр треугольника.

    Оборудование: презентация, транспортир, линейка, карточки с заданиями, вырезанные из цветной бумаги треугольники разных видов, размеров;

    таблички-треугольники для заполнения схем (приложение 3), магниты.

    Оформление доски:

    1.Заготовки для схем (приложение 1)

    2.С обратной стороны доски - таблица (приложение 2)

    Методы и формы организации обучения: работа в группах, практическая работа, фронтальная работа, индивидуальная работа.

    Ход урока

    1. Организационный этап

    Необычен день у нас
    И гостями полон класс
    Что гостям сказать нам надо? - (видеть вас мы очень рады)

    Приветствие, проверка подготовленности к уроку, организация внимания детей.

    Включаются в деловой ритм урока. Желают соседу по парте удачи, жмут руки.

    Пожелайте друг другу удачного урока.

    2. Актуализация знаний

    - Что такое угол?

    - Какие виды углов вы знаете? Слайд №1

    - Слайд №2

    - Что такое многоугольник?

    - Какой из многоугольников имеет меньшее количество углов и сторон? –треугольник. - Самым простым многоугольником является треугольник. Но простым не значит не интересным.

    3. Введение в тему урока

    Слайд №3

    - Что такое треугольник? –это геометрическая фигура, которая имеет 3 угла и 3 стороны. У треугольника 3 вершины, 3 стороны, 3 угла.

    -Что умеете находить в треугольнике? - мы умеем измерять стороны и вычислять периметр треугольника.

    В тетрадях записывают число, классная работа.

    Начертите произвольный треугольник. Назовите его. Вычислите его периметр.

    - Все ли треугольники одинаковые?

    - Чем они отличаются? –цветом

    -Да, действительно, здесь вы и у меня видите треугольники нескольких цветов. Но разве цвет является признаком геометрических фигур? (Нет!) Значит, такой вариант нам не подходит.

    - Как еще можно попробовать? -(По размеру, потому, что здесь есть большие и маленькие треугольники).

    - Действительно, здесь представлены треугольники разных размеров, но существует ли граница между большими и маленькими величинами? 

    -Выходит, мы с вами пока не можем, не знаем, по каким признакам их можно классифицировать?

    - Кто догадался, какая тема нашего урока? (Треугольник и его виды). Запишите тему урока в тетради. (Открыть тему урока на доске).

    Цель урока: научиться различать треугольники.

    4. Изучение нового материала

    Итак, наша задача — выяснить, по каким видам можно различать треугольники. Об этом мы узнаем, изучив материал учебника.

    - Откройте страницу учебника 90, читаем до примера 1

    Ответы на вопросы стр.92. Слайд №4-виды треугольников

    Работаем фронтально.

    -Классификация по количеству равных сторон. Какой треугольник называется равнобедренным:

    Ответ. Если две стороны треугольника равны, то его называют равнобедренным.

    -Какой треугольник называется равносторонним:

    Ответ. Если три стороны треугольника равны, то его называют равносторонним.

    -Какой треугольник называется разносторонним:

    Ответ. Треугольник, у которого три стороны имеют различную длину, называют разносторонним треугольником.

    -Классификация по виду углов. Какой треугольник называется остроугольным:

    Ответ. Если все углы треугольника острые, то его называют остроугольным треугольником.

    -Какой треугольник называется прямоугольным:

    Ответ. Если один из углов треугольника прямой, то его называют прямоугольным треугольником.

    -Какой треугольник называется тупоугольным:

    Ответ. Если один из углов треугольника тупой, то его называют тупоугольным треугольником.

    5. Практическая работа

    - Сегодня на уроке вы будете исследовать виды треугольников и учиться их классифицировать.  Любому треугольнику можно присвоить два названия (по одному согласно каждой из этих классификаций).

    - 1. С помощью линейки и транспортира исследуйте желтый треугольник. Обвести в тетрадь фигуру. Работаем в парах. Я предлагаю одному измерять углы, а другому стороны. И записать в тетрадь рядом с треугольником вывод (2 слова)

    Вывод: треугольник разносторонний, остроугольный.

    - 2. С помощью линейки и транспортира исследуйте зеленый треугольник. Обвести в тетрадь фигуру.

    Вывод: треугольник разносторонний, прямоугольный.

    - 3. С помощью линейки и транспортира исследуйте оранжевый треугольник. Обвести в тетрадь фигуру.

    Вывод: треугольник равнобедренный, остроугольный.

    -4. С помощью линейки и транспортира исследуйте коричневый треугольник. Обвести в тетрадь фигуру.

    Вывод: треугольник тупоугольный, равнобедренный.

    - 5. С помощью линейки и транспортира исследуйте красный треугольник. Обвести в тетрадь фигуру.

    Вывод: треугольник разносторонний, тупоугольный.

    - 6. С помощью линейки и транспортира исследуйте розовый треугольник. Обвести в тетрадь фигуру.

    Вывод: треугольник прямоугольный, равнобедренный.

    - 7. С помощью линейки и транспортира исследуйте синий треугольник. Обвести в тетрадь фигуру.

    Вывод: треугольник равносторонний, остроугольный.

    - По каким признакам мы сейчас классифицировали треугольники?

    (по количеству равных сторон и по видам углов)

    А давайте попробуем построить такие домики, чтобы одновременно учесть оба названия. Для этого работаем с таблицей на обратной стороне доски (Приложение 3).  «Место жительства» треугольника, определяем вместе, еще раз повторяем его признаки, прикрепляем его в соответствующую ячейку.         

    После заполнения таблицы обращаем внимание, что остались пустые домики (равносторонний прямоугольный и равносторонний тупоугольный) — таких треугольников не существует.

    6. Физминутка

    Рисуй глазами треугольник
    Теперь его переверни вершиной вниз
    И вновь глазами
    Ты по периметру веди.
    Рисуй восьмерку вертикально
    Ты головою не крути,
    А лишь глазами осторожно
    Ты вдоль по линиям веди
    И на бочок ее клади
    Теперь следи горизонтально
    И в центре ты остановись
    Зажмурься крепко, не ленись!
    Глаза открываем мы наконец.
    Зарядка окончилась, ты молодец!

    7. Закрепление

    В учебнике стр. 93 № 341 (найти периметр)

    Решают задачу в тетради с последующей проверкой у доски.

    Найти периметр треугольника со сторонами 15 см, 23 см и 27см. Определить вид треугольника по сторонам. Слайд №5

    Найти периметр треугольника со сторонами 12 см, 15 см и 15 см. Определить вид треугольника по сторонам. Слайд №6

    8. Индивидуальная работа

    - Перед вами тест с заданием «Треугольник и его виды».

    Взаимопроверка.

    Ответы на доске.  Критерии оценивания: 6 правильных ответов-«5», 5 правильных ответов-«4», 4 правильных ответов-«3», менее 4-«2»

    Слайд №7

    9. Рефлексия

    -Назовите тему урока. 

    -Какие цели урока мы поставили в начале урока? -научиться различать треугольники.

     -Достигнуты ли они?

    -Что на уроке у вас хорошо получилось?

    -Над чем ещё надо поработать?

    10. Итог урока

    В листе самооценки поставь себе оценку по пятибалльной шкале. (Пройти по рядам прокомментировать оценки).

    Активно на уроке работали …

    Старались …

    Жду большей активности от …

    Молодцы…

    Хорошо поработали…

    Еще подтянутся и покажут себя на следующем уроке…

    11. Домашнее задание

    стр.90-91; №342, №345, рабочая тетрадь №1 задание 147

    По желанию: Сообщение "Треугольник в нашей жизни", изготовить игрушку «Флексагон».

    Урок окончен. Спасибо!


    Слайд №1-виды углов

    Слайд №2-многоугольники

    Слайд №3-треугольник

    Слайд №4-виды треугольников

    Слайд №5-задача

    Слайд №6-задача

    Слайд №7-ответы на тест

     На доске:

    Число

    Тема урока-скрыто

    Печатные определения у учителя

    Схема классификация треугольников

    Таблица-ее заполняем вместе с детьми

    Решение задач

    д/з

    Приложения:

    Лист с заданиями и самоооценки (приложение 1),

    С обратной стороны доски — таблица (приложение 2),

    Треугольники для практической работы и заполнения схем (приложение 3).


    Вариант №1

    Задача

    Найти периметр треугольника со сторонами 15 см, 23 см и 27см. Определить вид треугольника по сторонам.

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Ответ: _________, ___________________________.

    Тест

    1.Если все углы треугольника острые, то его называют ___________________________треугольником.

    2. Если один из углов треугольника прямой, то его называют __________________________треугольником.

    3.Если один из углов треугольника тупой, то его называют __________________________треугольником.

    4 Треугольник, у которого три стороны имеют различную длину, называют __________________________треугольником.

    5.Если три стороны треугольника равны, то его называют______________________________________ треугольником.

    6. Если две стороны треугольника равны, то его называют ______________________________________треугольником.

    Критерии оценивания:

    6верных ответов-«5», 5верных-«4», 4верных-«3», менее 4-«2»

    ЛИСТ САМООЦЕНКИ

    Практическая работа

    Решение задач

    Тест

    Итоговая оценка

    Вариант №2

    Задача

    Найти периметр треугольника со сторонами 12 см, 15 см и 15 см. Определить вид треугольника по сторонам.

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Ответ: _________, ___________________________.

    Тест

    1. Если один из углов треугольника прямой, то его называют ________________________________треугольником.

    2.Если один из углов треугольника тупой, то его называют ________________________________треугольником.

    3.Если все углы треугольника острые, то его называют _______________________________треугольником.

    4. Если две стороны треугольника равны, то его называют ______________________________треугольником.

    5. Треугольник, у которого три стороны имеют различную длину, называют ______________________________треугольником.

    6.Если три стороны треугольника равны, то его называют_____________________ треугольником.

    Критерии оценивания:

    6верных ответов-«5», 5верных-«4», 4верных-«3», менее 4-«2»

    ЛИСТ САМООЦЕНКИ

    Практическая работа

    Решение задач

    Тест

    Итоговая оценка


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 3

    Треугольники B A C E F D

    Слайд 5

    Задача P=15 см +23 см +27 см=65см Так как у треугольника все стороны имеют различную длину, то этот треугольник разносторонний. Ответ: 65 см, разносторонний. P=1 2см + 15см + 15см=42см Так как у треугольника две стороны имеют одинаковую длину, то этот треугольник равнобедренный. Ответ: 42см , равнобедренный .

    Слайд 6

    Ответы на тест 1 вариант 1. остроугольный 2.прямоугольный 3.тупоугольный 4 .разносторонний 5 .равносторонний 6.равнобедренный 2 вариант 1.прямоугольный 2.тупоугольный 3.остроугольный 4.равнобедренный 5.разносторонний 6.равносторонний

    Слайд 7

    Домашнее задание стр.90-91; №342, № 345, рабочая тетрадь №1 задание 147 По желанию: Сообщение "Треугольник в нашей жизни", изготовить игрушку « Флексагон ».

    Слайд 8

    Спасибо за урок!



    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока

    Тема: Треугольник и его виды

    Тип урока: Урок изучения нового материала

    Цели: Предметные: научить учащихся классифицировать треугольники по видам их углов и по количеству равных сторон.

    Личностные: вызвать интерес к изучению темы и желание применить приобретенные знания и умения, формировать умение работать в коллективе и находить согласованные решения.

    Метапредметные: формировать умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать.

    Планируемые результаты: учащиеся научатся классифицировать треугольники по видам их углов и по количеству равных сторон и изображать треугольники.

    Основный понятия: треугольник, остроугольный треугольник, прямоугольный треугольник, тупоугольный треугольник, равнобедренный треугольник, равносторонний треугольник, разносторонний треугольник, периметр треугольника.

    Организационная структура урока

    Этапы

    проведения

    урока

    Фор-ма

    орга-низа-ции

    УД

    Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

    Учебник

    Рабочая тетрадь № 1

    Дидакти-

    ческие

    материалы

    1. Организационный этап

    2. Актуализация знаний

    3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

    4. Изучение нового мате- риала

    ф

    Теоретический материал § 14 (до примеров)

    5. Практичес-кая работа

    П

    6.Физминутка

    7. Первичное закрепление нового материала

    Ф

    № 343

    И

    № 148, 149

    8. Индивиду-альная работа

    И

    Тест

    9-10. Рефлексия. Итоги урока

    Ф

    Вопросы 1-6

    11. Информация о домашнем задании

    П.14 стр.90-91; №342, №345, рабочая тетрадь №1 задание 147


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    разработка урока математики в 5 классе на тему "Умножение и деление десятичных дробей" с применением технологии творческого развития

    Разработка конспекта урока в 5 классе (по учебнику Виленкина),используется Технология Творческого развития. Подготовлен материал для работы в группах - все примеры задач, которые можно использовать на...

    Урок математики в 5 классе "Сложение натуральных чисел и его свойства"

    Урок изучения нового материала в 5 классе коррекционной школы I-II вида "Сложение натуральных чисел и его свойства" (с презентацией)...

    презентация к уроку математики в 5 классе "Умножение натуральных чисел и его свойства"

    Данная презентация содержит сопровождающий материал к уроку математики в 5 классе " Умножение натуральных чисел и его свойства"...

    Урок математики в 5 классе по теме "Уравнение и его корни. Решение уравнений"

    Методическая разработа  к уроку математики в 5 классе....

    Урок литеартуры в 5 классе:«Х. К. Андерсен и его сказочный мир .Сказка" Снежная королева".».

    Знакомство с датским сказочником Х. К. Андерсеном, его сказочным миром,сказкой « Снежная королева», ее главными героями....

    Самоанализ урока математики в 5 классе по теме "Сложение и вычитание обыкновенных дробей".

    Самоанализ урока обобщения по теме: "Сложение и вычитание обыкновенных дробей"...