Сценарий урока "Среднее арифметическое". Самоанализ урока
методическая разработка по математике (5 класс) на тему

Васильченко Надежда Степановна

В сценарии описан урок математики в 5 классе по ФГОС и его самоанализ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_uroka.doc71.5 КБ
Microsoft Office document icon samoanaliz_uroka.doc27.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                           

Тема  «Среднее арифметическое»   5 класс.

Цели для ученика: 1)Узнать, что такое среднее арифметическое, вывести правило нахождения среднего арифметического. 2)Научиться давать адекватную оценку своей работы на уроке.

Цели для учителя:

Предметные. 1) Сформировать понятие среднего арифметического чисел и сформулировать соответствующее правило; 2) Научить учащихся находить среднее арифметическое нескольких чисел.

Метапредметные1) Учить определять цель учебной деятельности (совместно с учителем). 2) Формировать навыки составления схемы действий, работы по составленному алгоритму. 3) Учить организовывать учебное взаимодействие в группе.

Личностные. 1) Формировать устойчивый и широкий интерес к способам решения познавательных задач, положительное отношение к урокам математики. 2) Учить давать адекватную оценку результатов своей учебной деятельности.

 Опорные понятия, термины: слагаемые, сумма, деление                                                                              

        Новые понятия: среднее арифметическое, статистика.

Тип урока: открытие новых знаний и первичное закрепление.                                                          

Форма урока:  составление проекта                                                                                            

 Форма  контроля: индивидуальная.  Самостоятельная работа.

Планируемые образовательные результаты

предметные

метапредметные

личностные

регулятивные

познавательные

коммуникативные

Знать: определение понятия  «среднее арифметическое нескольких чисел»

Понимать: как найти среднее арифметическое нескольких чисел

Уметь: решать несложные задачи по нахождению среднего арифметического

Постановка учебной задачи на базе изученного и ещё неизвестного учащимся.

 Выбор, понятие и сохранение учебной цели и задачи.

 Составление плана, осуществление самоконтроля и самооценки, осознание качества и уровня усвоения нового материала.

Приёмы саморегуляции.

Сравнение, обобщение, конкретизация, анализ;

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; умение поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям; умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Умение формулировать собственное мнение и позицию.

Осознанное построение речевых высказываний.

Восприятие выступлений учащихся.

Участие в обсуждении содержания материала.

Взаимоконтроль, взаимопроверка в паре и группе.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками- определение цели, функций участников, способов взаимодействия.

Рефлексия собственной деятельности.

Действие смыслообразования, то есть установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Технологическая карта урока

Этап урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Форма обучения

Результативность

1.

Мотивация к учебной деятельности

Создание доброжелательной  атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха

Приветственное слово учителя Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку;

Слайд1

Приветствие учащихся

Фронтальная

П.УУД. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания Р.УУД. Прогнозирование своей деятельности.

 К.УУД. Умение слушать и вступать в диалог.

 Л.УУД. Умение выделять нравственный аспект поведения.

2.

3.

Актуализация знаний и пробное учебное действие

Создание проблемной ситуации

Новые знания нам будет очень трудно осваивать без умения быстро и верно считать, поэтому, как всегда, начнем урок с устного счета:Слайд2,3

 

- Ребята, а познакомиться с новой темой нам поможет задача о горошинах: Нужно определить при помощи линейки размер горошины

Подумайте как можно определить размер одной горошины если у вас 10 горошин и линейка?

Подводит учеников к методу решения.

Какое значение размера горошины мы получили?

 - А что еще может быть средним?  Придумайте несколько словосочетаний со словом «средний».

- А что «среднее» в математике можно найти?

- Назовите тему урока.  Правильно будет «Среднее арифметическое нескольких чисел». Запишите тему урока.Слай 4

- Что вы знаете о среднем арифметическом нескольких чисел? - Что вы хотите узнать? - Это и будет цель нашего урока Слайд 5

Учащиеся решают примеры устно

Высказывают предложения

Выполняют измерение

Среднее

Ответы учащихся -.

Средняя температура, среднее образование средняя цена, среднее ухо, средняя

заработная плата и т.д.- Среднее чисел - Среднее чисел Записывают тему урока. Ничего. Что это такое?

- Как найти среднее арифметическое не- скольких чисел? Для чего применяется среднее арифметическое?-

Фронтальная

П.УУД. Поиск и выделение необходимой информации Р.УУД Выделение и осознание того, что уже пройдено. Постановка цели учебной задачи, синтез .

К.УУД Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Л.УУД Слушать и вступать в диалог.

4.

Выявление места и причины затруднения

Выявление места и причины затруднения, фиксация новой   учеб- ной задачи

Что же такое среднее арифметическое нескольких чисел? Чтобы правильно сформулировать определение среднего арифметического нескольких чисел,   Слайд 6,7,8

 решим задачу. (задача 1 стр. 226) - Составьте план решения задачи. - А почему вы делили на 3, ведь этого числа не было в условии задачи. Что означает это число?

- Вывод: мы нашли среднее арифметическое трёх чисел.

Проговорите алгоритм нахождения среднего арифметического чисел. Работа над определением «среднего арифметического».

 -Сформулируйте определение «среднего арифметического чисел». Откройте учебник на  с.226, найдите определение «среднего арифметического». Прочитайте.  Закройте ладошкой это определение и расскажите его сами себе.

- Теперь расскажите это определение друг другу.  Определение нужно запомнить!

Слайд 9,10

читают задачу, один – вслух.

- Найти количество всех пирожков и раз- делить на 3 - 3 мальчика, Миша, Коля, Петя - мы нашли сумму пирожков у мальчиков и разделили на количество детей

- Читают: один вслух, остальные - про себя.

- Рассказывают себе.  Рассказывают друг другу по очереди.

Фронтальная, парная

П .УУД. Поиск и выделение необходимой информации. Р.УУД Структурирование знаний. Анализ объектов.

 К.УУД  Целеполагание, выдвижение гипотез.

 Л.УУД Умение слушать и вступать в диалог.

5.

Построение проекта выхода из затруднения

Поиск решения учебной задачи

Слайд 11

Учащиеся, используя алгоритм, находят средний балл участников, проговаривая порядок выполнения действий.

Фронтальная

П .УУД. Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Р.УУД Анализ объектов и синтез Планирование своей деятельности  для решения поставленной задачи и контроль полученного результата .

К.УУД Умение слушать и вступать в диалог.

 Л.УУД Коллективное обсуждение проблем (при необходимости) Ориентация в межличностных отношениях.

6.

Реализация построенного проекта

Построение ориентированного способа действия

Ребята, а вы знаете, что фигурист победил в соревнованиях не случайно – он каждое утро делал зарядку. Давайте и мы немного позанимаемся физкультурой.

Слайд 12

 - Задание на внимание.  Найдите среднее арифметическое  трех чисел, названных в стихотворении последними.

Учащиеся поднимаются с мест, повторяют действия за учителем.

«5», т.к. (4+5+6) : 3 = 5

7.

Первичное закрепление  с проговариванием во внешней речи

Первичный   контроль  за правильностью выполнения способа действия

Слайд 13,14

Слово учителя о профессии статистика.

Иногда мы любим помечать. В будущем кто-нибудь из вас захочет стать статистиком. Это специалист, занимающийся сбором и обработкой информации. Эти данные используются государственными учреждения ми для разработки планов. Например, статистики выяснили, что за последние 5 лет в России средняя продолжительность жизни увеличилась на 3 года. Еще среднее арифметическое можно применить в метеорологии. Например, в результате столетнего наблюдения за погодой и измерений температуры выяснилось, что самая высокая средняя температура воздуха в Анучино  была в 1937 г. и составила +360 .

Учащиеся решают задачу, один ученик решает задачу у доски, остальные в тетрадях.

П.УУД. Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи

Р.УУД. Контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция.

 К.УУД Умение слушать и вступать в диалог.

 Л.УУД Интегрироваться в группу профессиональное самоопределение.

8.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Коррекция  отработки способа

-Решение более сложных задач, развивает интерес. № 1505, 1506

Слайд 16,17

Учащиеся самостоятельно выполняют задание. Первые 6 учащихся справившихся с заданием сдают заполненные таблицы на проверку учителю, а остальные сверяют с эталоном на доске.

Парная, индивидуальная

П.УУД. Оценка промежуточных результатов и  саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности .

Р.УУД Управление поведением партнёра.

 К.УУД. Контроль, коррекция, оценка.

Л.УУД Нравственно-этическая ориентация

8.

Включение в систему знаний и повторений

Коррекция отработки способа

Организует самостоятельное выполнение дифференциремых заданий по выбору.

 Учитель:  Я предлагаю вам сегодня побывать в роли статистика и обработать предложенную информацию Задания на карточках двух цветов. Красные (натуральные числа) и зелёные (десятичные дроби)

Каждый выбирает цветовую карточку и

решает самостоятельно. Самопроверка ответов и результат записывается в технологическую карту.

Р.УУД: планирование, прогнозирование, волевая саморегуляция.

9.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Самооценка учебной деятельности, соотношение цели и результата

Учитель: Наш урок подходит к концу. Ваша работа на каждом этапе урока отражалась в диагностических картах. Оцените себя.

Слайд 18

Домашнее задание прочитайте п.38 на стр.226 и решите:

 Базовый уровень: № 1524, 1525; Повышенный уровень: Найти средний ежемесячный расход электроэнергии вашей семьи;

Для умников и умниц: №1523 (двоичная система счисления)Слайд 19

Выставляют оценку и сдают учителю свои диагностические карты

Записывают в задания в дневник

Индивидуальная

КУУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

 П.УУД: рефлексия.

 Л.УУД: смыслообразование



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока

Тип урока: урок открытия новых знаний и способов действий.                    Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационнокоммуникативные технологии.

На уроке были учтены возрастные и психологические особенности обучающихся.                                                                                                                                   В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям. На данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно-исследовательской.

    Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению в деятельность. Помня об этом, я продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приемы активизации учеников.

    На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия.

    Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими.

   Для учащихся была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению. При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.

    Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.

   Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей детей.

   На уроке были реализованы принципы наглядности, научности (дети оперировали научными понятиями), доступности (реализован в подборе материала), принцип связи обучения с жизнью.

Важным моментом также на уроке было соблюдение здоровьесберегающего режима: смена видов деятельности, динамическая пауза, упражнения для снятия нагрузки с глаз.

Общая организация работы на уроке позволила создать в классе рабочую обстановку и рационально распределить время на каждом этапе.

Оценка оптимальности выбранных форм и методов обучения. Их педагогическая целесообразность.

На уроке были использованы следующие формы и методы обучения: словесные (устное сообщение, диалог); наглядные (мультимедийная презентация этапов урока); методы устного и письменного контроля и самоконтроля; практические, проблемно-поисковый метод (как определить размер горошины)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ урока литературы в 6 классе по теме: «Уроки нравственности в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского»

Урок обобщающий. С применением технологий проблемного обучения. развития критического мышления, ИКТ технологий. Прослеживается формирование УУД....

Вариант самоанализа урока учителя предметника, на примере самоанализа урока по географии в 6 классе по теме: Озера. Ледники. Искусственные водоемы.

Данный пример самоанализа поможет учителям предметникам в составлении своего самоанализа по какому-либо предмету. Опираясь на данный легче составить свою модель анализа урока....

Обыкновенные дроби урок по ФГОС (1 урок, А.Г. Мордкович, 5кл, самоанализ урока)

Обыкновенные дроби урок по ФГОС (1 урок, А.Г. Мордкович, 5кл,  самоанализ урока)Конспект урока и презентация...

Современный урок. Типология уроков. Анализ и самоанализ урока.

Изучение сущности и структуры урока приводит, к выводу, что урок является сложным педагогическим объектом. Как и всякие сложные объекты, уроки могут быть разделены на типы по различным признакам. Этим...