Действия над десятичными дробями
план-конспект урока по математике (5 класс)

ШиловаЛюбовьЮрьевна

Обобщающий урок по теме "Десятичные дроби"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deystviya_nad_desyatichnymi_drobyami.docx36.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Маршальская средняя общеобразовательная школа»

Авторская методическая разработка

учителя математики Шиловой Любовь Юрьевны

Урок-презентация

На тему

«Действия над десятичными дробями»

Сравнение десятичных дробей

Сложение и вычитание десятичных дробей

Округление десятичных дробей

2018

Действия над десятичными дробями

Сравнение десятичных дробей

Сложение и вычитание десятичных дробей

Округление десятичных дробей

В мире много сказок

Грустных и смешных.

И прожить на свете

Нам нельзя без них!

Цели урока.

Образовательные:

Систематизация знаний по темам: «Сравнение, сложение, вычитание, округление десятичных  дробей».  Повторение и закрепление приобретённых знаний.  Умение применять математические знания к решению нестандартных практических задач.

Развивающие:

Расширение кругозора учащихся.  Развитие приёмов умственной деятельности, памяти, внимания, умения сопоставлять, анализировать, делать выводы.  Повышение информационной культуры учащихся, интереса к предмету.  Развитие познавательной активности, положительной мотивации к предмету.  Развивать потребности к самообразованию.

Воспитательные:

Воспитание ответственности, самостоятельности, умения работать в коллективе. Показать математику как интересную науку, превратить занятие в необычный урок, где может проявить себя каждый ученик.  Воспитание уважения друг к другу.

Тип урока:урок обобщения и систематизации полученных знаний.

Формы организации работы на уроке:индивидуальная, групповая.

Ученик должен знать:

Понятие  десятичной дроби.Правила сравнения и округления десятичных дробей, сложения и вычитания десятичных дробей. Технологию решения задач на площадь и периметр.

Ученик должен уметь:

Распознавать, понимать и объяснять десятичные дроби; сравнивать и округлять десятичные дроби; складывать,  вычитать десятичные дроби; решать задачи на площадь и периметр.

Ход урока.

1.Организационный момент. Приветствие.

Вспомним  что такое десятичная  дробь, как сравниваются и округляются десятичные дроби, как нужно складывать, вычитать десятичные  дроби, а также закрепим умения и навыки решения уравнений и  текстовых задач.

2.Устная работа.

(Указать  правильный порядок действий. Отвечают устно и поочереди решают у доски)

Собери правило.Чтобы сравнить две десятичные дроби надо: (слайд 4)

  • отбросив запятую, сравнить получившиеся натуральные числа;
  • уравнять число знаков после запятой.
  • Сравните дроби (слайд 5)43,05   и 43,12

1,6  и  1,539

0,26  и  0,278

8,666  и  8,7

2,301  и  2,3

Собери правило

Чтобы сложить или вычесть десятичные дроби надо:(слайд 6)

  • выполнить действия сложения и вычитания;
  • в ответе запятую поставить после запятой в данных дробях;
  • уравнять число знаков после запятой;
  • записать дроби так, чтобы запятая оказалась после запятой.

Выполните действия ( записано на доске)1,4 + 0,6

-1,7

+1,2

-1,46

+0,96

· 0,5

Расставьте в равенствах запятые(записано  на доске)32 + 1,8=5         

7,36-336=4

63 – 27=60,3

3 + 108=4,08

Заполните фигуры (слайд 7)

Алгоритм округления десятичных дробей (слайд 8)

1.Находим и подчеркиваем заданный разряд, до которого надо округлить.

2. Смотрим на цифру, стоящую после этого разряда:

а) если это 0,1,2,3,4, то отбрасываем цифры после заданного разряда.

б) если это 5,6,7,8,9, то к заданному разряду добавляем 1, а цифры, стоящие после него отбрасываем.

3. Записываем результат.

Округлите  дробь(записано на доске)57,38105

а)до сотых              

б)до десятых      

в)до целых      

г)до десятков

д)до сотен  

е)до тысячных

Физкультминутка для глаз (проводит учитель)

  • Плотно сомкните веки на 5 сек, затем широко откройте их на такое же время, не морща при этом лоб. Повторите 3-4 раза.
  • Сосредоточьте взгляд на отдаленном предмете, затем переведите его на кончик носа. Повторите 4-6 раз.
  • Делайте медленные круговые движения глазами, будто следите за большим колесом, вращающимся 2 раза в одну и 2 раза в другую сторону. Повторите 2-4 раза.
  • Посмотрите на верхний левый угол стены класса, переведите взгляд на кончик носа, а затем на верхний правый угол стены и снова на кончик носа. Повторите 5-6 раз.

3. Проблемное задание(слайд 9)

(для следующей темы «Умножение на десятичную дробь»).

Решите задачу:

Найди площадь  и периметр леса, в котором я живу, если он имеет форму прямоугольника с длиной 18,4км, а шириной на 8,9 км меньше.

 Решение.

1) 18,4-8,9=9,5 (км) –ширина леса;

2) (18,4 +9,5)·2=55,8 (км )–периметр леса.

3)18,4 ·9,5=174,8 (В.км )–площадь леса.

Ответ: 174,8 кв.км,55,8 км

4. Развитие приёмов умственной деятельности, памяти, внимания, умения сопоставлять, анализировать, делать выводы. Устно.( На слайдах 13-14)

Продолжите ряд чисел

  • 0,2; 0,7; 1,2;…;        
  • 1,1; 2,2; 4,4;…;        
  • 2,5; 5; 7,5; 10;… .    

                                 Ответ: 1,7; 8,8; 12,5.

Логические задачи

  • Исключите лишнее слово:рбьод, резоток, чул, мапряя

Ответ: дробь

Найдите  недостающее число:

1,5                    2,3                           10,2                 2,8

 

                     1,2                                                     2,5

 

Ответ: 10,2+2,5+2,8 = 15,5

5. Итог урока. Выставление оценок.

Рефлексия.Я устал. Мне скучно. Мне понравилось. Я удивлён.

6. Домашнее задание: № 1265 г,  № 1266 в,г,  № 1297.

Литература:

1. Учебник  «Математика 5» под редакцией Н.Я. Виленкин , 2010г

2. Дидактические  материалы 5 класс, под редакцией А.С. Чесноков, 2010г.

3. Интернет-ресурсы

Самоанализ урока

«Действия над десятичными дробями» в 5 классе.

Сравнение десятичных дробей

Сложение и вычитание десятичных дробей

Округление десятичных дробей

Планируя свой урок, я учитывала психологические особенности детей, данного возраста

Урок «Действия над десятичными дробями» обобщающий перед контрольной работой

В мире много сказок

Грустных и смешных.

И прожить на свете

Нам нельзя без них!

Цели урока.

Образовательные:

Систематизация знаний по темам: «Сравнение, сложение, вычитание, округление десятичных  дробей».  Повторение и закрепление приобретённых знаний.  Умение применять математические знания к решению нестандартных практических задач.

Развивающие:

Расширение кругозора учащихся.  Развитие приёмов умственной деятельности, памяти, внимания, умения сопоставлять, анализировать, делать выводы.  Повышение информационной культуры учащихся, интереса к предмету.  Развитие познавательной активности, положительной мотивации к предмету.  Развивать потребности к самообразованию.

Воспитательные:

Воспитание ответственности, самостоятельности, умения работать в коллективе. Показать математику как интересную науку, превратить занятие в необычный урок, где может проявить себя каждый ученик.  Воспитание уважения друг к другу.

Тип урока:урок обобщения и систематизации полученных знаний.

Формы организации работы на уроке:индивидуальная, групповая.

Ученик должен знать:

Понятие  десятичной дроби.Правила сравнения и округления десятичных дробей, сложения и вычитания десятичных дробей. Технологию решения задач на площадь и периметр.

Ученик должен уметь:

Распознавать, понимать и объяснять десятичные дроби; сравнивать и округлять десятичные дроби; складывать,  вычитать десятичные дроби; решать задачи на площадь и периметр.

Структура урока:

1.Организационный момент. Приветствие. Установка психологического контакта с классом.

2.Актуализация знаний.Устная работа. Повторение пройденного материала,необходимого для написания контрольной работы, для изучения новой темы(отвечают устно«Собери правило»  ). Используется презентация, фронтальный опрос.

3. Закрепление материала. Учащиеся по желанию  решают у доски предложенные задания на закрепление изученных правил: это решить устно, найти ошибку, решить задачу, в которой проблема для изучения следующих тем.

4. Итог урока. Развитие приёмов умственной деятельности, памяти, внимания, умения сопоставлять, анализировать, делать выводы: продолжи ряд чисел …, найди лишнее слово, недостающее число.

5. Домашнее задание с пояснением.

6. Рефлексия.  Я устал. Мне скучно. Мне понравилось. Я удивлён.

7. Здоровьесбережение.Физкультминутка для глаз  (перед решением задачи)

Я считаю, что поставленные цели достигнуты. Урок был не перегружен. Время было распределено рационально.

Главным на уроке было повторить  и закрепить изученные правила сравнения, сложения, вычитания и округления десятичных дробей.

На уроке использованы:

а) методы организации и осуществления учебной деятельности:

  • словесные – беседа, диалог (позволяет создать особую эмоциональную атмосферу),
  • наглядные ( презентация с необходимыми иллюстрациями),

б) методы стимулирования познавательной деятельности ( найди лишнее слово,  недостающее слово, продолжи ряд чисел),

в) формы работы – групповая , - индивидуальная.

В процессе обучения реализованы следующие дидактические принципы: доступности, наглядности, последовательности.

Хочется отметить работоспособность учащихся на уроке, дети справились со всеми заданиями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока в специальной коррекционной школе VIII вида по теме "Действия с десятичными дробями" 8 класс

Проект урока математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида, оценен на кусхах повышения квалификации в ПАПО г.Москва 2010 год...

Разработка урока "Действия с десятичными дробями" 5 класс

Разработка урока "Действия с десятичными дробями" 5 класс...

Интегрированный урок (математика + экология) по теме «Все действия с десятичными дробями», 6 класс.

Обидно, зайдя в красивый лес, увидеть кучу мусора, который кому-то лень было довезти до свалки, «плачущие» берёзы после сбора сока, последствия страшных лесных пожаров. Всё это дело рук человече...

Действия с десятичными дробями. Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей на двузначное число. План-конспект урока по математике для 9 класса VIII вида

Цель: учить выполнять элементарные расчеты платежей за коммунальные услуги, используя арифметические задачи    практического содержания по теме.Задачи:Образовательная: тренировать, учит...

Открытый урок по математике "Путешествие в страну "Дроби". Действия с десятичными дробями".

Образовательные: обобщение и систематизация знаний и умений о десятичных дробях; закрепление и усовершенствование навыков действий с десятичными дробямиКоррекционно-развивающие: развитие интереса к пр...