Технология дифференцированного обучения на уроках математики
учебно-методический материал

Плехова Людмила Анатольевна

Технология дифференцированного обучения 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dif._tehnolog.docx59.48 КБ
Файл tehnologiya_differentsirovannogo_obucheniya.pptx990.11 КБ

Предварительный просмотр:

«Технология дифференцированного обучения на уроках математики» (Слайд  2)

Технологию дифференцированного обучения наши учителя начальной школы применяют уже в первом классе. Получив детей в 5 классе, мы предметники основного и среднего уровня продолжаем работать с применением данной технологии. Знакомясь с новым для себя 5 классом, в начале сентября оперативно проверяю, что из основных знаний и умений, полученных детьми в начальных классах, забыто, какой материал недостаточно в свое время усвоен. Такую проверку провожу в различных формах. Это и контрольный устный счет, и тесты, а также различные письменные проверочные работы. На дом учащимся предварительно даю задание на повторение таблицы умножения, формул пути, площади прямоугольника, периметра прямоугольника, квадрата. Контрольный устный счет провожу в форме диктанта в одном или двух вариантах. Учащиеся получают бланк для записи ответов, диктую задания, а учащиеся вписывают в бланк ответ ( если ученик не знает ответа, он ставит прочерк). Диктант №1 направлен на проверку знаний таблицы умножения. Диктант №2 направлен на проверку знаний устного счета в пределах ста.

Проведение тестов ( с выбором ответа) – эффективный способ оперативного контроля знаний детей. Такая работа не занимает много времени на уроке, проверка также выполняется достаточно быстро. Перед проведением теста обязательно объясняю порядок выполнения работы, в частности, как отмечать выбранный ответ. Проводила два теста. С помощью их проверила знания по нахождению неизвестных компонентов, знание формул, порядок действий, зависимость между величинами, вычислительные навыки, т. е. все то, что необходимо при дальнейшем обучении учащихся. После повторения и проведения диктантов, тестов учащимся была предложена письменная проверочная работа на 20 – 25 минут. В неё входило три задания: примеры на вычисления, два уравнения, задача на применение формул площади и периметра прямоугольника.

Анализируя результаты выполнения письменной работы отметила не только характерные для многих учащихся ошибки ( мы их называем – типичные), но и зафиксировала просчеты каждого, чтобы в течении первых месяцев учебного года иметь возможность проводить целенаправленную работу по ликвидации пробелов в знаниях и умениях детей и со всем классом ,и индивидуально. Первое задание направлено на определение порядка действий и деление с нулём в частном, второе – на проверку правил нахождения неизвестных компонентов, третье – на знание формул площади и периметра прямоугольника, а также понятие доли.

   И сейчас я хочу поделиться опытом своей работы по применению дифференцированного обучения.

« К каждому ребёнку следует применять
его собственное мерило, побуждать каждого
к его собственной обязанности и награждать
его собственной заслуженной похвалой»
Джон Рёскин

 В последнее время многое изменилось в образовании. Математика объективно является наиболее сложным школьным предметом, требующим более интенсивной мыслительной работы, более высокого уровня обобщений и абстрагирующей деятельности. Поэтому невозможно добиться усвоения математического материала всеми учащимися на одинаково высоком уровне. Даже ориентировка на "среднего" ученика в обучении математике приводит к снижению успеваемости в классе, к издержкам воспитательного характера у ряда школьников ( потеря интереса к математике, порождение безответственности, нежелание учиться и др.). Нынешнее отношение учащихся к математике характеризуется снижением ее популярности среди школьников.

 Для учащихся слабо осваивающих этот предмет, к снижению интереса ведёт:

  • повышенная требовательность учителя;
  • непосильные задания;
  • отсутствие знаний;
  • серьёзные отставания по предмету.

Как решить данную проблему?

- выяснить причину отставания;

- определить действительный уровень его знаний.

 Мне кажется, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика? Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески; познавали предмет на максимальном для каждого уровне успешности?

Учитель должен помнить, что ребенку необходимо помогать добиваться результата в учебной деятельности, а для этого нужно создавать ситуации успеха. Использование ситуации успеха должно способствовать повышению уровня качества знаний учебного материала, а также помочь учащимся осознать себя полноценной личностью.

Поэтому передо мной встала задача, как организовать учебный процесс, чтобы разные по уровню усвоения учебного материала, темпераменту, физическому здоровью дети овладели едиными стандартами образования и при этом сохранили физическое и психическое здоровье.

Ни один ребенок не приходит в школу неудачником. Он приходит в школу преисполненный желания учиться. Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе и учебным занятиям.

Поэтому необходимо создать условия, при которых ребенок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришел бы к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Он должен получить интересный результат, стимулирующий познание.

Одним из возможных способов формирования ситуации успеха в учебной деятельности школьника является такая организация работы учителя, в которой учитываются индивидуальные особенности учеников. Наиболее оптимальный результат в данной ситуации даст технология дифференцированного обучения. Педагогическая технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определённую часть учебного процесса.

(Слайд 3) Принцип дифференцированного образовательного процесса как нельзя лучше способствует осуществлению личностного развития учащихся и подтверждает сущность и цели общего среднего образования.

Цель дифференцированного обучения – 

  • создание максимально комфортных условий для выявления задатков, развитие интересов и способностей каждого ученика;
  • удовлетворение познавательных потребностей, совершенствование мыслительной деятельности учащихся, формирование профессиональных качеств.

 Принципы дифференцированного обучения включают самый важный элемент образования – создание психологически комфортных условий. Режим работы по данной технологии позволяет учителю работать со всеми учениками класса, не усредняя уровень знаний обучающихся, позволяя слабому ученику видеть перспективу успеха, а сильному иметь возможность творческого роста. Ученик становится субъектом процесса обучения. Ему отводится активная роль.

Это достигается дифференциацией заданий по объему и сложности, а так же путем реализации различных форм и методов организации деятельности учащихся на уроке, т.е. цель дифференцированного обучения - это оказание психологической и методической помощи учащимся, чтобы они были успешными в учебной деятельности. Достоинство данного способа обучения состоит в том, что в некоторой степени решается проблема неуспеваемости, снимается психологический дискомфорт учеников - это позволяет снизить перегрузки, снимает беспокойство, формирует чувство собственного достоинства учащихся, повышает мотивацию обучения.

(Слайд 4) Уровневая дифференциация выражается в том, что обучение учащихся одного и того же класса в рамках одной программы и учебника проходит на различных уровнях усвоения учебного материала. Определяющим при этом является уровень обязательной подготовки (базовый уровень), который задается образцами типовых задач. На основе этого уровня формируется более высокий уровень овладения материалом - уровень возможностей. Предпринята попытка в разработке образцов задач для итоговых требований к математической подготовки учащихся, претендующих на более продвинутый уровень подготовки.

(Слайд 5) Ряд важных условий для успешного и эффективного осуществления уровневой дифференциации:

1. Выделенные уровни усвоения материала и обязательные результаты обучения должны быть открыты для учащихся.

2. В обучении должна быть обеспечена последовательность в продвижении ученика по уровням.

3. Добровольность в выборе уровня усвоения и отчётности.

4. Содержание контроля и оценка должны отражать принятый уровневый подход.

   Уровневая дифференциация может осуществляться в разной форме. В качестве одной из основных предлагается формирование мобильных групп, деление на которые происходит на основе критерия достижения уровня обязательной подготовки.

Уровневая дифференциация предполагает, что каждый ученик класса должен услышать изучаемый программный материал в полном объёме, увидеть образцы учебной математической деятельности. При этом одни учащиеся воспримут и усвоят учебный материал, предложенный учителем или изложенный в книге, а другие усвоят из него только то, что предусматривается обязательными результатами в качестве минимума. Каждый ученик имеет право добровольно выбрать уровень усвоения и отчетности в результатах своего учебного труда по каждой конкретной теме (разделу), а возможно и курсу в целом. Задачей учителя является обеспечение поступательного движения учащихся к более высокому уровню знаний и умений.

Профильная дифференциация  (или дифференциация по содержанию) предполагает обучение разных групп школьников по программам, отличающимся глубиной изложения материала, объёмов сведений и даже номенклатурой рассматриваемых вопросов.

(Слайд 6) В качестве основного пути осуществления дифференциации обучения предлагается формирование групп. Деление на группы осуществляется, прежде всего, на основе критерия достижения уровня обязательной подготовки.

Чаще всего выделяются три группы учащихся.

Учащиеся первой группы имеют пробелы в знаниях программного материала, самостоятельно могут сделать задания в один–два шага, выполнение более сложных заданий начинают со слепых проб, не умеют вести целенаправленный поиск пути выполнения упражнения. В этой группе могут быть учащиеся, имеющие пробелы в знаниях и отставание в развитии вследствие частых пропусков уроков по болезни, в силу систематической плохой подготовки к урокам.

Учащиеся второй группы имеют достаточные знания программного материала, могут применить их при решении стандартных заданий. Затрудняются при переходе к выполнению упражнений нового типа; не справляются самостоятельно с решением сложных (нетиповых) заданий.

Третью группу составляют учащиеся, которые могут сводить сложное задание к цепочке простых действий, самостоятельно освоить новый материал, находить несколько способов для выполнения задания.

Знание уровня сформированности у школьников умений и навыков помогает учителю в подготовке к уроку, позволяет заранее спланировать все виды дифференцированных воздействий, подобрать соответствующие задания и продумать формы помощи для каждой группы учащихся, ориентируясь на зону ближайшего развития.

Работа этих групп может проходить в рамках обычных уроков. Их можно также временно выделить для отдельных занятий.

Дифференцированный подход к учащимся осуществляю на всех этапах урока. Ознакомление учащихся с уровнями усвоения материала позволяет им рассчитывать свои силы, в ходе изучения темы они могут самостоятельно и осознанно оценить свои знания и возможности.

    Приведу пример дифференцированной самостоятельной работы по алгебре, в которой учащимся трех групп предлагаются разные задания.

1. Методика дифференцированной работы на уроке:
1 этап. Учёт знаний на уроке. Опрос

(Слайд 7)- При письменном опросе используются карточки с заданиями различной сложности или тесты трёх уровней: можно использовать кроссворды, ребусы различной степени сложности;

-  При устной проверке знаний первыми отвечают «слабые» и «средние» учащиеся; «сильные» исправляют или дополняют. Часто для этого даю задания учащимся 3 группы, найти дополнительные сведения по тому или иному вопросу (элементы исследовательской деятельности), или даю материал для сообщения каких-то интересных сведений, в качестве дополнения ответов детей.

(Слайд 8) Тесты при письменном опросе:                                                                                               Для учащихся 1 группы:                                                                                                                   Упростить выражение: 7а(а-в)-3(в+а)2 .

1. 4а2+ав-3в2;

2. 4а2-ав-3в2;

3. 10 а213ав-3в2;

4. 4а2-3в2.

Для учащихся 2 группы:

Найдите значение выражения наиболее рациональным способом:

 (6а-1)(6а+1)-(12а-5)(3а+1) при а=0,2

(Слайд 9) Для учащихся 3 группы:

Вычислить значение выражения:  

(Слайд 10) 2 этап. Организация базового повторения.

Планируемый для повторения материал записывается на доске.

Задания каждой группе предлагаются разные.

Участникам 1 группы:

Определите степень многочлена:   7х2у5-6х6+8х5. Выберите из данных ответов верный:

1) 5.          2) 6.          3)  7.           4)   8.

Участникам 2 группы:

Вычислите значение выражения:    20012-19992;   5992.

Запишите формулы сокращённого умножения, которые были использованы вами при выполнении задания.

(Слайд 11) Участникам 3 группы:

На что делится значение выражения m(m-4)-(m+3)(m-4)

При всех целых m?

Сформулируйте правила, используемые в данной задаче.

(Слайд 12) 3 этап. Изучение нового материала.  При объяснении нового материала ставлю проблемные вопросы, стараюсь, чтобы на них отвечали сильные дети, детям 1 и 2 групп предлагаю ответить на вопросы известные из раннее изученного, при чем слабых прошу повторить за сильными. Детей из 1 группы иногда прошу подготовить самосто-ятельно некоторые вопросы нового материала и самим рассказать об этом одноклас-сникам, при этом они готовят наглядные пособия (рисунки, таблицы, схемы и т. д.).

- Сильным предлагается ответить на проблемные вопросы, опираясь на известные им определения, формулировки правил и т. д.

 - Учащимся «средней» и «слабой» групп предлагается ответить на вопросы из ранее изученного материала. Причём «слабые» повторяют за «средними».

(Слайд 13) 4 этап. Закрепление нового материала.  

При закреплении нового материала дифференцирую вопросы на закрепление. Для детей 3 группы сразу же предлагаю выполнить практическое задание. Для детей 2 группы предлагаю работу с учебником. Со слабыми детьми повторяю основные моменты, останавливаясь подробно на каждом. Часто при закреплении нового материала провожу самостоятельные работы. Количество заданий, а также время для их выполнения для разных групп даю различное. Сильным детям сообщаю цель задания, а средним и слабым – задания описываю более подробно. Со временем задания во всех группах усложняю, что способствует развитию мыслительной деятельности.

Если материал сложный, то формирую пары, куда входит один из учеников 1или 2 групп и 3, и провожу работу в парах сменного состава. Вначале материал проговаривает сильный ученик своему партнеру, второй слушает его и поправляет, затем материал проговаривает слабый учащийся, сильный его контролирует и поправляет.

При закреплении материала, с целью выработки навыков решения практических задач для учащихся, подбираю задания с постепенно увеличивающейся степенью трудности.

Осуществляю дифференциацию и при проведении практических работ. Использую взаимопомощь, когда дети сильные помогают справиться с практическим заданием слабым.

Участники 1 группы снова и снова возвращаются к основным моментам, останавливаясь подробно на каждом.

Участники 2 группы сосредотачиваются на заданиях, требующих хорошего понимания основных положений темы.

Участники 3 группы переходят к практическим заданиям, где необходимо размышлять.                            5 этап. Контроль знаний. (проведение самостоятельных и контрольных работ с дифференцированными  заданиями, а в конце года итоговое контрольное тестирование по трём уровням).

(Слайд 14)                          Подбор заданий.
Тема: « Преобразование целых выражений»
Для учащихся 1 группы:

1. Упростить  выражение:

а) 2с(1+с)-(с+2)(с+4); б)  (у+2)2-2у(у+2);  в) 30х+3(х-5)2;   г) (в2+3в)22(в-1)(в+1)+2в(3-2в2).

Для учащихся 2 группы:

а) 4а-а2;   б)  ах2+2ах+а2; в)   ;  г)  4+а2-в-в2.

2. Докажите, что выражение с2-2с+12 может принимать только положительные значения.

(Слайд 15)  Для учащихся 3 группы:

1. Докажите, что при любом целом n значение выражения   (2n-3)2-(4n-1)(n+6)  кратно 5.

2. Чему равно значение выражения   a(a+2)+c(c-2a)-2a  при а-с=7?

3. Найдите наименьшее значение выражения 4х2-4х+11.

Однообразие любой работы снижает интерес к ней. В школьном курсе математики встречаются темы, изучение которых требует решения большого количества однотипных заданий, без чего нельзя выработать устойчивые умения. Поэтому важно отойти от привычного представления материала.

А вот примеры двух дифференцированных работ, задания которых сопровождаются указаниями по их выполнению (при этом у всех групп примеры или задачи одни и те же).

(Слайд 16)              Тема: «Признаки равенства треугольников»

Для учащихся 1 группы:

Внутри равностороннего треугольника АВС взята точка М такая, что АМ=МВ. Докажите, что луч СМ-биссектриса угла АСВ.

№п/п

Утверждение

Обоснование

1

Рассмотрим ∆АМС и ∆ВМС: АМ=ВМ

По условию

2

АС=ВС

∙ ∙ ∙

3

∙ ∙ ∙

общая

4

∆АМС и ∆ВМС

По ∙ ∙ ∙признаку равенства треугольников

5

∙ ∙ ∙

6

∙ ∙ ∙

По определению биссектрисы угла

(Слайд 17)  Для учащихся 2 группы:

Внутри равностороннего треугольника АВС взята точка М такая, что АМ=МВ. Докажите, что луч СМ-биссектриса угла АСВ.

Указание: Покажите, что:

  1. АС=ВС;

  2. ∆АМС и ∆ВМС

  3.

Для учащихся 3 группы:

Внутри равностороннего треугольника АВС взята точка М такая, что АМ=МВ. Докажите, что луч СМ-биссектриса угла АСВ.

(Слайд 18)   5 этап. Дифференцированная домашняя работа.

Первой группе на дом предлагаются задания, точно соответствующие обязательным результатам. Второй группе такие же задания и плюс более сложные задачи и упражнения из учебника. Для третьей группы задания из учебника дополняются задачами из различных пособий. При определении объема работы следует исходить из средней нормы времени, затрачиваемого на приготовление задания, дня недели, загруженность школьников другими предметами.

Детей 3 группы, учу работать с дополнительной литературой, выполнять дополнительные задания творческого характера, а также провести небольшие исследования. Эти дети часто выступают с дополнительными сообщениями, докладами. Средним и слабым тоже предлагаю выступить, но для подготовки даю литературу или указываю источник. Для преодоления пробелов в знаниях детям 1 и 2 групп даю небольшие дополнительные упражнения.

Первой группе

Предлагаются задания, соответствующие обязательным результатам обучения.

Второй группе

Такое же задание, плюс одна более сложная задача.

Третьей группе

Задание из учебника, дополненное задачами из различных пособий.

Применение технологии дифференцированного обучения на уроке математики позволяет:

- предотвратить пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся;

- повысить качество знаний;

- более рационально использовать время каждого учащегося;

- вовлечь каждого ученика в активную умственную деятельность;

- развить способности и интересы детей.

Такие элементы дифференцированного подхода активизируют стремление детей к знаниям. Ученики чувствуют себя ответственными за процесс обучения, приучаются к самоорганизации учебного труда. Дифференцированная форма учебной деятельности учащихся предусматривает их самостоятельную работу по дифференцированным заданиям. Дифференцированное задание должно быть построено с учетом особенностей группы учащихся, объединенной “одинаковым” уровнем знаний и умений по теме, разделу и уровнем их освоения.

В соответствии с группами при организации дифференцированных форм учебной деятельности разрабатываю варианты дифференцированных заданий. При этом можно использовать два вида дифференцированной формы учебной деятельности: групповую дифференцированную и индивидуальную дифференцированную работу учащихся. В первом случае учащиеся одной группы выполняют свое дифференцированное задание коллективно (по 3–4 человека), во втором – индивидуально. При групповой форме деятельности на уроке организуется отчет каждой группы, а при индивидуальной форме проверяется и оценивается работа каждого ученика

Применение дифференцированного обучения помогает учителю достичь следующих целей:                                                                                                                                                                              Для первой группы: 

  • Пробудить интерес к предмету путем использования заданий базового уровня, позволяющих работать в соответствии с их индивидуальными особенностями;
  • Ликвидировать пробелы в знаниях и умениях;
  • Сформировать умения осуществлять самостоятельную деятельность по образцу.                Для второй группы: 
  • Развивать устойчивый интерес к предмету;
  • Закрепить и повторить имеющиеся знания и способы действия;
  • Актуализировать имеющиеся знания для успешного изучения нового материала;
  • Сформировать умения самостоятельно работать над заданием;
  • Развивать интеллектуальные умений учащихся                                                                             Для третьей группы: 
  • Развивать обобщенный интерес к предмету;
  • Сформировать новые способы действия, умения выполнять задания повышенной сложности;

Я стараюсь на своих уроках заложить у учеников основы познавательной деятельности. Развиваю умение над предметных способов деятельности, включающие анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, преобразование объяснения в зависимости от цели, построение цепи рассуждений из как можно большего числа звеньев, рефлексию своей познавательной деятельности.  Анализ данных показывает, что успеваемость может меняться в зависимости от сложности темы и сложившейся ситуации на момент проверки, но в целом видна положительная динамика повышения качества обучения.

Результативность опыта ЕГЭ – 2015-2016: из 12 учащихся, сдавших базовый уровень,  12 человек получили оценки «4» и «5», что составило 100% качества знаний. В 2014-2015 году выпускники 9-ых классов успешно прошли государственную аттестацию –без двоек, из 42 учащихся получили оценку «4» - 18 человек, что составило 43% качества знаний.    Проведенное исследование показывает, что использование дифференцированного подхода к обучению на моих уроках повышает качество знаний учащихся в двух исследуемых классах и дает хороший результат. . Согласно «Концепции модернизации российского образования» осуществлен переход старшей ступени обучения на профильное обучение, которое обеспечивает полноценное образование старшеклассников в соответствии с учетом их индивидуальностей и склонностей. Предмет Математика в старшей школе может быть представлен тремя уровнями: базовом, расширенном и углубленном. Согласно Правилам приема в общеобразовательное учреждение конкурсного отбора в старшую школу не существует, поэтому учащиеся, придя в 10 класс, выбирают данный предмет, не зная до конца своих способностей по предмету. И зачастую, спустя определенное время, понимают, что данный уровень освоить не могут. Одним из важных условий, обеспечивающих правильное самоопределение учащихся в отношении выбора профиля обучения является предпрофильная подготовка учащихся 9 классов. Главная задача учителя сегодня – не набить головы учеников информацией, которая якобы понадобится им в дальнейшей жизни, а научить их добывать нужную информацию самостоятельно, научить их осознанному чтению учебной литературы. Для того чтобы они могли самостоятельно читать учебник, нужно, чтобы учебник был написан в первую очередь для них, для учеников, а не для учителя. Не секрет, что большинство школьных  учебников по математике начиная с 1968 года писались для учителя, потому-то дети их и не читали. И только в последние годы ситуация начинает меняться к лучшему: многие новые авторские коллективы стараются ориентироваться в первую очередь на учащихся. В наше время владение хотя бы азами математического языка — непременный атрибут культурного человека.

 Итак, дифференцированное обучение – наиболее трудный вид работы. Он требует от учителя вдумчивой, кропотливой работы, творческой подготовки к урокам, хорошего знания своих учеников. Этот метод обучения требует последовательности и систематизации. Только на основе этих факторов можно добиться положительных результатов в усвоении программного материала, достигнуть высокой эффективности работы над формированием познавательной деятельности учащихся с различными индивидуальными возможностями, развитие их творческой активности и самостоятельности.

И в заключение хочется отметить, ребенок приходит в школу преисполненный желания учиться. Если ребенок теряет интерес к учебе, в этом нужно винить не только семью, но и школу, и ее методы обучения.

Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого, можно сделать вывод: успех в учебе – завтрашний успех в жизни.

 

  (Слайд 1)  Как уже сказала Инна Юрьевна, технологию дифференцирован-ного обучения наши учителя начальной школы применяют уже в первом классе. Получив детей в 5 классе, мы предметники основного и среднего уровня продолжаем работать,  применяя данную технологию. Я считаю, что не только ученик должен быть готов к обучению в основной школе, но и  учитель основной школы – к обучению ребёнка на данном этапе.

 (Слайд 2)  И сейчас я хочу поделиться опытом своей работы по применению технологии дифференцированного обучения. Режим работы по данной технологии позволяет нам работать со всеми учениками класса, позволяя слабому ученику видеть перспективу успеха, а сильному иметь возможность творческого роста.                                                                                                          (Слайд3)  Достоинство данного способа обучения состоит в том, что в некоторой степени решается проблема неуспеваемости, снимается психологический дискомфорт учеников - это позволяет снизить перегрузки, снимает беспокойство, формирует чувство собственного достоинства учащихся, повышает мотивацию обучения.

Знакомясь с новым для себя 5 классом, в начале сентября оперативно проверяю, что из основных знаний и умений, полученных детьми в начальных классах, забыто, какой материал недостаточно в свое время усвоен. Такую проверку провожу в различных формах. Это и контрольный устный счет, и тесты, а также различные письменные проверочные работы. На дом учащимся предварительно даю задание на повторение таблицы умножения, формул пути, площади прямоугольника, периметра прямоугольника, квадрата.                                                                                                  Огромный поток информации, который обрушивается на детей с раннего возраста – мозг пытается защититься, и забывание начинает доминировать над запоминанием. В результате таких изменений дети хуже, чем в предыдущие годы, выполняют вычисления, хуже решают задачи.                                                                                    Навыки устных вычислений – важнейший «камень» в фундаменте математической подготовки школьников. Любой учитель хорошо знает: как только дети начинают достаточно считать, они сразу  же с большей охотой работают на уроках, значительно лучше начинают решать задачи.

(Слайд 4) Каждый ученик имеет право добровольно выбрать уровень усвоения и отчетности в результатах своего учебного труда по каждой конкретной теме (разделу), а возможно и курсу в целом.                                             (Слайд 5)   Задачей учителя является обеспечение поступательного движения учащихся к более высокому уровню знаний и умений.                                           (Слайд 6)  В качестве основного пути осуществления дифференциации обучения предлагается формирование групп. Чаще всего выделяются три группы учащихся.

В этой группе могут быть учащиеся, имеющие пробелы в знаниях и отставание в развитии вследствие частых пропусков уроков по болезни, в силу систематической плохой подготовки к урокам.

Учащиеся второй группы имеют достаточные знания программного материала, могут применить их при решении стандартных заданий. Затрудняются при переходе к выполнению упражнений нового типа; не справляются самостоятельно с решением сложных (нетиповых) заданий.

Третью группу составляют учащиеся, которые могут сводить сложное задание к цепочке простых действий, самостоятельно освоить новый материал, находить несколько способов для выполнения задания.                                     (Слайд 7) Дифференцированный подход к учащимся осуществляю на всех этапах урока. Приведу пример дифференцированной самостоятельной работы по алгебре, в которой учащимся трех групп предлагаются разные задания.

- При письменном опросе используются карточки с заданиями различной сложности или тесты трёх уровней: можно использовать кроссворды, ребусы различной степени сложности;

-  При устной проверке знаний первыми отвечают «слабые» и «средние» учащиеся; «сильные» исправляют или дополняют. Даю задания учащимся 3 группы найти дополнительные сведения.

(Слайд 8) Тесты при письменном опросе:   Для 1группы  - выбрать вариант ответа. Для 2 группы – найти значение выражения рациональным способом.

(Слайд 9) Для 3 группы – используя более сложные формулы, вычислить.

(Слайд 12)   Однообразие любой работы снижает интерес к ней. В школьном курсе математики встречаются темы, изучение которых требует решения большого количества однотипных заданий, без чего нельзя выработать устойчивые умения. Поэтому важно отойти от привычного представления материала.                                                                                                                                     При объяснении нового материала ставлю проблемные вопросы, стараюсь, чтобы на них отвечали сильные дети, детям 1 и 2 групп предлагаю ответить на вопросы известные из раннее изученного, при чем слабых прошу повторить за сильными. Детей из 3 группы иногда прошу подготовить самостоятельно некоторые вопросы нового материала и самим рассказать об этом одноклас-сникам, при этом они готовят наглядные пособия (рисунки, таблицы, схемы и т. д.).

 (Слайд 13) При закреплении нового материала дифференцирую вопросы на закрепление. Для детей 3 группы сразу же предлагаю выполнить практическое задание. Для детей 2 группы предлагаю работу с учебником. Со слабыми детьми повторяю основные моменты, останавливаясь подробно на каждом. Часто при закреплении нового материала провожу самостоятельные работы. Количество заданий, а также время для их выполнения для разных групп даю различное. Сильным детям сообщаю цель задания, а средним и слабым – задания описываю более подробно. Со временем задания во всех группах усложняю, что способствует развитию мыслительной деятельности.

Если материал сложный, то формирую пары, куда входит один из учеников 1или 2 групп и 3, и провожу работу в парах сменного состава. Вначале материал проговаривает сильный ученик своему партнеру, второй слушает его и поправляет, затем материал проговаривает слабый учащийся, сильный его контролирует и поправляет.

При закреплении материала, с целью выработки навыков решения практических задач для учащихся, подбираю задания с постепенно увеличивающейся степенью трудности.

Осуществляю дифференциацию и при проведении практических работ. Использую взаимопомощь, когда дети сильные помогают справиться с практическим заданием слабым.

(Слайд 18)  Дифференцированная домашняя работа.

Первой группе на дом предлагаются задания, точно соответствующие обязательным результатам. Второй группе такие же задания и плюс более сложные задачи и упражнения из учебника. Для третьей группы задания из учебника дополняются задачами из различных пособий. При определении объема работы следует исходить из средней нормы времени, затрачиваемого на приготовление задания, дня недели, загруженность школьников другими предметами.

Детей 3 группы, учу работать с дополнительной литературой, выполнять дополнительные задания творческого характера, а также провести небольшие исследования. Эти дети часто выступают с дополнительными сообщениями, докладами. Средним и слабым тоже предлагаю выступить, но для подготовки даю литературу или указываю источник. Для преодоления пробелов в знаниях детям 1 и 2 групп даю небольшие дополнительные упражнения.

  Итак, дифференцированное обучение – наиболее трудный вид работы. Он требует от учителя вдумчивой, кропотливой работы, творческой подготовки к урокам, хорошего знания своих учеников. Этот метод обучения требует последовательности и систематизации. Только на основе этих факторов можно добиться положительных результатов в усвоении программного материала.

И в заключение хочется отметить, что ни один ребёнок не приходит в школу неудачником. Он приходит в школу преисполненный желания учиться. Без ощущения успеха у ребёнка пропадает интерес к школе и учебным занятиям. Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого, можно сделать вывод: успех в учебе – завтрашний успех в жизни.

(Слайд 19) Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ «СОШ п. Нивенское» «Технология дифференцированного обучения на уроках математики» Подготовила: учитель математики Плехова Людмила Анатольевна

Слайд 2

Педагогическая технология дифференцированного обучения Представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определённую часть учебного процесса. « К каждому ребёнку следует применять его собственное мерило, побуждать каждого к его собственной обязанности и награждать его собственной заслуженной похвалой» Джон Рёскин

Слайд 3

создание оптимальных условий для выявления задатков, развитие интересов и способностей каждого ученика; удовлетворение познавательных потребностей, совершенствование мыслительной деятельности учащихся, формирование профессиональных качеств. Использование технологии дифференцированного обучения позволяет достичь следующих целей: предотвратить пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся ; повысить качество знаний ; более рационально использовать время каждого учащегося ; вовлечь каждого ученика в активную умственную деятельность; развить способности и интересы детей. Применение технологии дифференцированного обучения на уроке математики позволяет:

Слайд 4

Уровневая дифференциация выражается в том, что обучаясь в одном классе, по одной программе и учебнику, дети могут усваивать материал на различных уровнях. Определяющим при этом является уровень обязательной подготовки. Профильная дифференциация ( или дифференциация по содержанию) предполагает обучение разных групп школьников по программам, отличающимся глубиной изложения материала, объёмов сведений и даже номенклатурой рассматриваемых вопросов. Различают два вида дифференциации:

Слайд 5

1. Выделенные уровни усвоения материала и обязательные результаты обучения должны быть открыты для учащихся. 2. В обучении должна быть обеспечена последовательность в продвижении ученика по уровням. 3. Добровольность в выборе уровня усвоения и отчётности. 4. Содержание контроля и оценка должны отражать принятый уровневый подход. Уровневая дифференциация может осуществляться в разной форме. В качестве одной из основных предлагается формирование мобильных групп, деление на которые происходит на основе критерия достижения уровня обязательной подготовки . Ряд важных условий для успешного и эффективного осуществления уровневой дифференциации:

Слайд 6

класс 2 группа «средние» 3 группа «сильные» 1 группа «слабые»

Слайд 7

- При письменном опросе используются карточки с заданиями различной сложности или тесты трёх уровней: можно использовать кроссворды, ребусы различной степени сложности; - При устной проверке знаний первыми отвечают «слабые» и «средние» учащиеся; «сильные» исправляют или дополняют. Методика дифференцированной работы на уроке: 1 этап. Учёт знаний на уроке.

Слайд 8

Упростить выражение : Для учащихся 2 группы : Найдите значение выражения наиболее рациональным способом: (6а-1)(6а+1)-(12а-5)(3а+1) при а=0,2 Тесты при письменном опросе: Для учащихся 1 группы:

Слайд 9

Вычислить значение выражения: Тесты при письменном опросе: Для учащихся 3 группы:

Слайд 10

Планируемый для повторения материал записывается на доске. Задания каждой группе предлагаются разные. Участникам 1 группы: Определите степень многочлена Выберите из данных ответов верный: 1) 5. 2) 6. 3) 7. 4) 8. Участникам 2 группы : Вычислите значение выражения: Запишите формулы сокращённого умножения, которые были использованы вами при выполнении задания. Методика дифференцированной работы на уроке: 2 этап. Организация базового повторения.

Слайд 11

Участникам 3 группы : На что делится значение выражения m(m-4)-(m+3)(m-4) При всех целых m ? Сформулируйте правила, используемые в данной задаче. Методика дифференцированной работы на уроке: 2 этап . Организация базового повторения.

Слайд 12

- Сильным предлагается ответить на проблемные вопросы, опираясь на известные им определения, формулировки правил и т. д . - Учащимся «средней» и «слабой» групп предлагается ответить на вопросы из ранее изученного материала. Причём «слабые» повторяют за «средними». Методика дифференцированной работы на уроке: 3 этап. Изучение нового материала.

Слайд 13

Участники 1 группы снова и снова возвращаются к основным моментам, останавливаясь подробно на каждом. Участники 2 группы сосредотачиваются на заданиях, требующих хорошего понимания основных положений темы. Участники 3 группы переходят к практическим заданиям, где необходимо размышлять. 5 этап. Контроль знаний. (проведение самостоятельных и контрольных работ) Методика дифференцированной работы на уроке: 4 этап. Закрепление нового материала.

Слайд 14

Упростить выражение: а) 2с(1+с)-(с+2)(с+4); Для учащихся 2 группы: 1. Разложите на множители: 2.Докажите, что выражение Может принимать только положительные значения. Подбор заданий. Тема: « Преобразование целых выражений» Для учащихся 1 группы:

Слайд 15

Докажите, что при любом целом n значение выражения кратно 5. 2. Чему равно значение выражения При а-с=7? 3. Найдите наименьшее значение выражения Подбор заданий. Тема: « Преобразование целых выражений» Для учащихся 3 группы:

Слайд 16

Внутри равностороннего треугольника АВС взята точка М такая, что АМ=МВ. Докажите, что луч СМ-биссектриса угла АСВ. Подбор заданий. Тема: «Признаки равенства треугольников» Для учащихся 1 группы: №п/п Утверждение Обоснование 1 Рассмотрим ∆АМС и ∆ВМС: АМ=ВМ По условию 2 АС=ВС ∙ ∙ ∙ 3 ∙ ∙ ∙ общая 4 ∆АМС и ∆ВМС По ∙ ∙ ∙признаку равенства треугольников 5 ∙ ∙ ∙ 6 ∙ ∙ ∙ По определению биссектрисы угла

Слайд 17

Внутри равностороннего треугольника АВС взята точка М такая, что АМ=МВ. Докажите, что луч СМ-биссектриса угла АСВ. Указание: Покажите, что: 1. АС=ВС; 2. ∆ АМС и ∆ ВМС 3. Для учащихся 3 группы: Внутри равностороннего треугольника АВС взята точка М такая, что АМ=МВ. Докажите, что луч СМ-биссектриса угла АСВ. Подбор заданий. Тема: «Признаки равенства треугольников» Для учащихся 2 группы:

Слайд 18

Первой группе Предлагаются задания, соответствующие обязательным результатам обучения. Второй группе Такое же задание, плюс одна более сложная задача. Третьей группе Задание из учебника, дополненное задачами из различных пособий. Методика дифференцированной работы на уроке: 5 этап. Дифференцированная домашняя работа.

Слайд 19

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференцированное обучение на уроках математики, как личностно-ориентированный подход к процессу обучения и воспитания.

Разработка системы дифференцированных заданий по математике для повышения уровня развития личности учащихся. Функции 7 класс....

Круглый стол на тему "Применение технологии дифференцированного обучения на уроках математики"

Данная тема представляется мне актуальной на сегодняшний день, так как она способствует решению задач, поставленных перед современной школой: повышению уровня обученности и воспитанности, развитию инд...

Технология дифференцированного обучения в преподавании математики.

Проблема дифференцированного подхода не является новой, однако выдвижение и развитие идеи планирования обязательных результатов обучения, стандартов математического образования, позволило подойти к эт...

Доклад "Применение технологии дифференцированного обучения на уроках математики"

Доклад "Применение технологии дифференцированного обучения на уроках математики"...

Выступление на педагогическом совете по теме «Применение технологии дифференцированного обучения на уроках математики»

Цель дифференцированного обучения: создать комфортную среду для обучения и развития личности с учётом индивидуально- психологических особенностей....

Использование технологии дифференцированного обучения на уроках математики при формировании у школьников среднего звена умений решать текстовые задачи

Научить всех детей с разным уровнем обучаемости решать текстовые задачи в одинаковые сроки невозможно. Значит нужен дифференцированный подход....