Комбинаторика. Исследовательская работа учащегося. НПК -2016
опыты и эксперименты по математике (6 класс)

Имехенова Людмила Юрьевна

Цель данной работы: изучение методов решения комбинаторных задач и их применения при решении занимательных задач,головоломок и математических фокусов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kombinatorika.docx298.41 КБ

Предварительный просмотр:

Оглавление

Введение        3

Глава 1.История комбинаторики        4

Древние времена        4

Средневековье        5

Новое время        5

Первые ученые        6

Глава 2. Методы решения комбинаторных задач        8

Перебор возможных вариантов        8

Дерево возможных вариантов        8

Составление таблиц        10

Правило умножения        11

Глава 3. Применение приемов  комбинаторики в фокусах        12

Фокус первый        12

Фокус второй        13

Заключение        14

Список литературы        15


Введение

Тема этой работы выбрана мной неслучайно. Раньше я даже не знала, что существует такой раздел математики – комбинаторика. Но в один из вечеров моя бабушка показала мне старый карточный фокус: разложила карты на 10 пар, попросила меня посмотреть одну пару. После этого она разложила карты рядами, я указала, в каких рядах лежали выбранные мной карты, и она их безошибочно определила.

Я никак не могла понять, каким образом работает этот фокус, ведь она даже не видела, какую именно пару карт я смотрела! После многочисленных просьб бабушка объяснила мне суть фокуса. Позже я узнала, что в его основе лежит комбинаторный метод решения задач, и всерьез заинтересовалась этой темой.

В настоящее время  комбинаторика и теория вероятностей завоевала очень серьезное место в науке и прикладной деятельности. Ее идеи, методы и результаты не только используются, но и буквально пронизывают все естественные и технические науки, экономику, планирование и организацию производства.

Расчет вероятностей во многих случаях приводит к комбинаторным задачам. Поэтому в последние годы необычайно возросла роль комбинаторных  методов не только в самой математике, но и  в ее многочисленных приложениях: физике, химии, биологии и др.

Роль комбинаторики коренным образом изменилась  с появлением компьютеров, поэтому важно как можно раньше начинать знакомство с комбинаторными задачами.

Цель данной работы: изучение методов решения комбинаторных задач и их применения при решении занимательных задач,головоломок и математических фокусов.

Для достижения цели были поставлены задачи:

  1. Ознакомиться с  теоретическим материалом по данной проблеме.
  2. Отработать   полученные теоретические знания  при решении задач.
  3. Изучить  наиболее интересные и увлекательные фокусы и занимательные задачи, основанные на методах комбинаторики.

Работа состоит из введения, в котором определены цели и задачи исследования, основной части, включающей в себя три главы, раскрывающих содержание исследования, и заключения, в котором представлены выводы по теме.

В работе были использованы труды  Я.И. Перельмана,  В.С. Лютикаса, М.Б.Гельфанда, В.С. Павловичаи других авторов. В ходе исследования также были проведены многочисленные эксперименты по разгадыванию математических фокусов с использованием комбинаторики с участием ребят 5г класса.

Данная работа  призвана  повысить интерес учащихся к изучению математики.


Глава 1.История комбинаторики

История комбинаторики освещает развитие комбинаторики. Начав с анализа головоломок и азартных игр, комбинаторика оказалась исключительно полезной для решения практических задач почти во всех разделах математики. Кроме того комбинаторные методы оказались полезными в статистике, генетике, лингвистике и многих других науках.

Древние времена

Комбинаторные мотивы можно заметить в символике китайской «Книги Перемен» (V век до н.э.) По мнению ее авторов все в мире комбинируется из различных сочетаний мужского и женского начал, а так же восьми стихий: земля, горы, вода, ветер, гроза, огонь, облака и небо. На картинке представленагексаграмма из «Книги Перемен».

Описание: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/7/75/Iching-hexagram-37.svg/160px-Iching-hexagram-37.svg.png

Историки отмечают также комбинаторные проблемы в руководствах по игре в Го и других играх.

Описание: https://encrypted-tbn3.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcReliPM42f2UbD0mCk0jwtXsUUQIz8d98nXX653QwZVX34mTk0a
Описание: https://encrypted-tbn2.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcTy9FGgzb6f9glYVfJLNfR3QuemZAEnnCNtJtgmfQcKjvyxBKG52Q

Большой интерес математиков многих стран с древних времен неизменно вызывали магические квадраты.Это квадратные таблицы из целых чисел, в которых сумма во всех столбцах, строках и двух главных диагоналях равна одному и тому же числу.

Магический квадрат-древнекитайского происхождения. Согласно легенде, во времена правления императора Ю (около 2200 г. до н.э.) из вод реки Хуанхэ всплыла священная черепаха, на панцире которой  были начертаны таинственные  иероглифы и эти знаки известны под названием ло-шу и равносильны магическому квадрату. Позже о магических квадратах узнали в Индии, а затем в Японии где в 16 веке магическим квадратам была посвящена обширная литература. Европейцев с магическими квадратами познакомил в 15 веке византийский писатель Мосхопулос.

На рисунке древний и современный магические квадраты.

Описание: C:\Users\Ludmila\Desktop\1001543_4659_004.gif
Описание: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/7/7e/Albrecht_D%C3%BCrer_-_Melencolia_I_%28detail%29.jpg/220px-Albrecht_D%C3%BCrer_-_Melencolia_I_%28detail%29.jpg

Классическая задача комбинаторики: «сколько есть способов извлечь m элементов из N возможных» упоминается еще в сутрах древней Индии – начиная примерно с V века до н.э.

Античные греки также рассматривали отдельные комбинаторные задачи, хотя систематическое изложение ими этих вопросов, если оно конечно существовало, до нас не дошло. Хрисипп (III век до н.э.) и Гриппарх (IIвек до н.э.) подсчитывали, сколько следствий можно получить из 10 аксиом. Какие-то комбинаторные правила пифагорейцы, вероятно, использовали при построении своей теории чисел и нумерологии (совершенные числа, фигурные числа, пифагоровы тройки и др.)

Средневековье

В XII веке индийский математик Бхаскара в своем труде «Лилавати» подробно исследовал задачи, связанные с перестановками и сочетаниями, включая перестановки с повторениями.

В западной Европе ряд глубоких открытий в области комбинаторики сделали два еврейских исследователя: Авраам ибн Эзра (XII век) и Леви бен Гершом (XIVвек). Они подсчитывали число размещений с перестановками в огласовках имени Бога.

Несколько комбинаторных задач содержит «Книга абака». Например, он поставил  задачунайти наименьшее число гирь, достаточное для взвешивания любого товара весом от 1 до 40 фунтов.

Новое время

ДжероламоКардано написал математическое исследование игры в кости, опубликованное посмертно. Теорией этой игры занимались также Тарталья и Галилей.  В историю зарождавшейся теории вероятностей вошла переписка заядлого игрока шевалье  дэ Мерэ с Пьером Ферма и Блезом Паскалем, где были затронуты несколько тонких комбинаторных вопросов.

Описание: C:\Users\Ludmila\Desktop\igralnye-kosti-nastolnye-igry_20-600x321.jpg
Кроме азартных игр, комбинаторные методы использовались и продолжают использоваться в криптографии – как для разработки шифров, так и для их взлома.
Описание: C:\Users\Ludmila\Desktop\igralnye-kosti-nastolnye-igry_17-600x338.jpg

Первые ученые

Термин  «комбинаторика» был введен в математический обиход знаменитым Лейбницем. Готфрид Вильгельм Лейбниц (1.07.1646 – 14.11.1716) – всемирно известный немецкий ученый, занимался философией, математикой, физикой, организовал Берлинскую академию наук и стал ее первым президентом. В математике он вместе с И.Ньютоном разделяет честь создателя дифференциального и интегрального исчисления. В 1666 году Лейбниц опубликовал «Рассуждения о комбинаторном искусстве». В своем сочинении Лейбниц, вводя специальные символы, термины для подмножеств и операций над ними находит все k – сочетания из n элементов, выводит свойства сочетаний, строит таблицы сочетаний, после чего рассуждает о приложениях комбинаторики к логике, арифметике, проблемам стихосложения и др. В течение всей своей жизни Лейбниц многократно возвращался к идеям комбинаторного искусства. Комбинаторику он понимал весьма широко, именно, как составляющую любого исследования, любого творческого акта, предполагающего сначала анализ (расчленение целого на части), а затем синтез (соединение частей в целое). Мечтой Лейбница, оставшейся, увы, неосуществленной, оставалось построение общей комбинаторной теории. Комбинаторике Лейбниц предрекал блестящее будущее, широкое применение. Описание: C:\Users\Ludmila\Desktop\скачанные файлы.jpg

В XVIII веке к решению комбинаторных задач обращались выдающиеся математики. Так, Леонард Эйлер рассматривал задачи о разбиении чисел, о паросочетаниях, о циклических расстановках, о построении магических латинских квадратов. В 1713 году было опубликовано сочинение Я. Бернулли «Искусство предположений», в котором с достаточной полнотой были изложены известные к тому времени комбинаторные факты. «Искусство предположений» появились после смерти автора, и не было автором завершено. Сочинение состояло из 4 частей, комбинаторике была посвящена вторая часть, в которой содержаться формулы.

Для вывода формул автор использовал наиболее простые и наглядные методы, сопровождая их многочисленными таблицами и примерами. Сочинение Я. Бернулли превзошло работы его предшественников и современников систематичностью, простотой методов, строгостью изложения и в течение XVIII века пользовалось известностью не только как серьезного научного трактата, но и как учебно-справочного издания. В работах Я. Бернулли и Лейбница тщательно изучены свойства сочетаний, размещений, перестановок.

Термин «тактика» ввел в математику английский математик Джеймс Джозеф Сильвестр (1814 – 1897) в 1861 году. Сильвестр определял тактику как раздел математики, изучающей расположение элементов друг относительно друга.

В конце XVII века ученые, принадлежащие комбинаторной школе Гинденбурга, попытались  построить общую комбинаторную теорию, используя бесконечные ряды. Исследователи этой школы изучили большое количество преобразований рядов: умножение, деление, возведение в степень, извлечение корней, обращение рядов, разложение трансцендентных функций.

В XX веке комбинаторика подверглась мощному процессу алгебраизации благодаря работам Дж. КРота (1964), а затем Р.Стенли. Изучение ими частично упорядоченных множеств, свойств функции Мёбиуса, абстрактных свойств линейной зависимости, выявление их роли при решении комбинаторных задач способствовали обогащению комбинаторных методов исследования и дальнейшей интеграции комбинаторики в современную математику.


Глава 2. Методы решения комбинаторных задач

Перебор возможных вариантов

Простые задачи решают обыкновенным полным перебором возможных вариантов без составления различных таблиц и схем.

Задача 1. 
Какие двузначные числа можно составить из цифр 1, 2, 3, 4, 5?

Ответ: 11, 12, 13, 14, 15, 21, 22, 23, 24, 25, 31, 32, 33, 34, 35, 41, 42, 43, 44, 45, 51, 52, 53, 54, 55.

Задача 2. 
В финальном забеге на 100 м участвуют Иванов, Громов и Орлов. Назовите возможные варианты распределения призовых мест.

Ответ:
Вариант1: 1) Иванов, 2) Громов, 3) Орлов.
Вариант2: 1) Иванов, 2) Орлов, 3) Громов.
Вариант3: 1) Орлов, 2) Иванов, 3) Громов.
Вариант4: 1) Орлов, 2) Громов, 3) Иванов.
Вариант5: 1) Громов, 2) Орлов, 3) Иванов.
Вариант6: 1) Громов, 2) Иванов, 3) Орлов.

Задача 3. 
В кружок бального танца записались Петя, Коля, Витя, Олег, Таня, Оля, Наташа, Света. Какие танцевальные пары девочки и мальчика могут образоваться?

Ответ: 
1) Таня - Петя, 2) Таня - Коля, 3) Таня - Витя, 4) Таня - Олег, 5) Оля - Петя, 6) Оля - Коля, 7) Оля - Витя, 8) Оля - Олег, 9) Наташа - Петя, 10) Наташа - Коля, 11) Наташа - Витя, 12) Наташа - Олег, 13) Света - Петя, 14) Света - Коля, 15) Света - Витя, 16) Света - Олег.

Дерево возможных вариантов

Самые разные комбинаторные задачи решаются с помощью составления специальных схем. Внешне такая схема напоминает дерево, отсюда и название метода - дерево возможных вариантов.

Задача 4. 
Какие трехзначные числа можно составить из цифр 0, 2, 4?Решение:построим дерево возможных вариантов, учитывая, что 0 не может быть первой цифрой в числе.
 
Описание: C:\Users\Ludmila\Desktop\derevo_variantov_1.jpg

Ответ: 200, 202, 204, 220, 222, 224, 240, 242, 244, 400, 402, 404, 420, 422, 424, 440, 442, 444.

Задача 5. 
Школьные туристы решили совершить путешествие к горному озеру. Первый этап пути можно преодолеть на поезде или автобусе. Второй этап - на байдарках, велосипедах или пешком. И третий этап пути - пешком или с помощью канатной дороги. Какие возможные варианты путешествия есть у школьных туристов?

Решение. Построим дерево возможных вариантов, обозначив путешествие на поезде П, на автобусе - А, на байдарках - Б, велосипедах - В, пешком - Х, на канатной  дороге.

 Вставить рисунок

Ответ: На рисунке перечислены все 12 возможных вариантов путешествия школьных туристов.

Задача 6. 
Запишите все возможные варианты расписания пяти уроков на день из предметов: математика, русский язык, история, английский язык, физкультура, причем математика должна быть вторым уроком.

Решение. Построим дерево возможных вариантов, обозначив М - математика, Р - русский язык, И - история, А - английский язык, Ф - физкультура.

Описание: C:\Users\Ludmila\Desktop\derevo_variantov_2.jpg

Ответ: Всего 24 возможных варианта:

Р
М
И
А
Ф

Р
М
И
Ф
А

Р
М
А 
И 
Ф

Р
М
А 
Ф
И

Р
М
Ф 
И 
А

Р
М
Ф 
А 
И

И
М
Р 
А 
Ф

И
М
Р 
Ф 
А

И
М
А 
Р 
Ф

И
М
А 
Ф 
Р

И
М
Ф 
Р 
А

И
М
Ф 
А 
Р

А
М
Р 
И 
Ф

А
М
Р 
Ф 
И

А
М
И 
Р 
Ф

А
М
И 
Ф 
Р

А
М
Ф 
Р 
И

А
М
Ф 
И 
Р

Ф
М
Р
И 
А

Ф
М
Р 
А 
И

Ф
М
И 
Р 
А

Ф
М
И 
А 
Р

Ф
М
А 
Р 
И

Ф
М
А 
И 
Р

 

Составление таблиц

Решить комбинаторные задачи можно с помощью таблиц. Они, как и дерево возможных вариантов, наглядно представляют решение таких задач.

Задача 7 
Сколько нечетных двузначных чисел можно составить из цифр 1, 3, 4, 6, 7, 8, 9?

Решение. Составим таблицу: слева первый столбец - первые цифры искомых чисел, вверху первая строка - вторые цифры.

Описание: C:\Users\Ludmila\Desktop\tablica_1.jpg

Ответ : 28

Задача 8. 
Маша, Оля, Вера, Ира, Андрей, Миша и Игорь готовились стать ведущими на Новогоднем празднике. Назовите возможные варианты, если ведущими могут быть только одна девочка и один мальчик.

Решение. Составим таблицу: слева первый столбец - имена девочек, вверху первая строка - имена мальчиков.

Описание: C:\Users\Ludmila\Desktop\tablica_2.jpg

Ответ: Все возможные варианты перечисляются в строках и столбцах таблицы.

Правило умножения

Этот метод решения комбинаторных задач применяется, когда не требуется перечислять все возможные варианты, а нужно ответить на вопрос - сколько их существует.

Задача 9.
В футбольном турнире участвуют несколько команд. Оказалось, что все они для трусов и футболок использовали белый, красный, синий и зеленый цвета, причем были представлены все возможные варианты. Сколько команд участвовали в турнире?

Решение.
Трусы могут быть белого, красного, синего или зеленого цвета, т.е. существует 4 варианта. Каждый из этих вариантов имеет 4 варианта цвета майки.

4 х 4 = 16.

Ответ: 16 команд.

Задача 10.
6 учеников сдают зачет по математике. Сколькими способами их можно расположить в списке?

Решение.
Первым в списке может оказаться любой из 6 учеников, 
вторым в списке может быть любой из оставшихся 5 учеников,
третьим - любой из оставшихся 4 учеников,
четвертым - любой из оставшихся 3 учеников,
пятым - любой из оставшихся 2 учеников,
шестым - последний 1 ученик.

6 х 5 х 4 х 3 х 2 х 1 = 720.

Ответ: 720 способами.

Задача 12. 
Сколько четных двузначных чисел можно составить из цифр 0, 2, 3, 4, 6, 7?

Решение.
Первой в двузначном числе может быть 5 цифр (цифра 0 не может быть первой в числе), второй в двузначном числе может быть 4 цифры (0, 2, 4, 6, т.к. число должно быть четным). 
5 х 4 = 20.

Ответ: 20 чисел.


Глава 3. Применение приемов  комбинаторики в фокусах

Фокус первый

Троим товарищам во время вашего отсутствия предлагаетсяспрятать в карман карандаш, ключ и перочинный ножик. На стол ставится тарелка с 24 орехами. Вы беретесь отгадать у кого какая вещь.

Процедура  отгадывания проводится так. Возвратившись в комнату после того, как вещи спрятаны, вы начинаете с того, что вручаете участникам орехи. Одному вы даете 1орех, второму-2, третьему – 3. Затем  снова удаляетесь, оставив товарищам следующую инструкцию - каждый берет себе из тарелки определенное количество орехов:

Обладатель карандаша- столько, сколько ему вручено;

Обладатель ключа- вдвое больше, чем ему дали;

Обладатель ножа – вчетверо больше, чем ему дали, прочие орехи остаются на тарелке.

Вернувшись в комнату и посмотрев на оставшиеся орехи, вы точно определяете у кого какая вещь.

Решение:

Пусть имена ваших товарищей, получивших один, два, три ореха, соответственно Владимир, Георгий и Константин. Вещи обозначим буквами карандаш - а, ключ-в, нож-с.

Вещи могут распределиться такими способами

В

Г

К

а

в

с

а

с

в

в

а

с

в

с

а

в

а

в

с

в

а

Рассмотрим теперь, какие остатки соответствуют каждому из этих шести случаев.

ВГК

Число взятых орехов

Итого

Остаток

авс

1+1=2         2+4=6             3+12=15

23

1

асв

1+1=2        2+8=10                  3+6=9

21

3

вас

1+2=3         2+2=4            3+12=15

22

2

вса

1+2=3         2+8=10           3 +3=6

19

5

сав

1+4=5         2+2=4                  3+6=9

18

6

сва

1+4=5         2+4=6        3+3=6

17

7

Вы видите, что остаток орехов во всех случаях различается. Поэтому, зная остаток, вы легко устанавливаете каково распределение вещей.

Людям, не знакомым с основами комбинаторики, этот фокус может показаться чудом. В то время, как на самом деле – это простой математический расчет. Таким образом, используя комбинаторику, мы можем объяснить многие интересные математические фокусы, а также разрабатывать новые.

Фокус второй

Перед зрителями раскладывается 10 пар карт рубашками вверх. После этого вы предлагаете одному из зрителей взять любую пару, запомнить карты и положить их обратно. При этом вы отворачиваетесь и не видите, какую пару карт смотрели. Далее вы собираете карты в колоду и, не перетасовывая, раскладываете в 4 ряда по 5 карт картинками вверх. Зрителю предлагается показать, в каком ряду или каких рядах лежат эти 2 карты, что он и делает. После этого вы безошибочно определяете эти  две карты.

Суть фокуса в том, чтобы разложить карты в ряды таким образом, чтобы каждая пара карт имела разное расположение. Если представить данные в виде таблицы, получается такая картина:

Номер пары

расположение

1

обе карты в 1 ряду

2

обе во 2 ряду

3

обе в 3 ряду

4

обе в 4 ряду

5

одна в 1 ряду и одна во 2 ряду

6

одна в 1 ряду и одна в 3 ряду

7

одна в 1 ряду и одна в 4 ряду

8  

одна во 2 ряду и одна в 3 ряду

9

одна во 2 ряду и одна в 4 ряду

10

одна в 3 ряду и одна в 4 ряду

Как видим, всего существует 10 комбинаций расположения карт, из них в 4 случаях парные карты располагаются в одном ряду, и в 6 случаях – в разных.  Раскладывая карточные пары, нужно сразу помещать их в нужные позиции. Но сделать это довольно сложно, поэтому был придуман специальный лингвистический код-подсказка, помогающий разложить карты в необходимой последовательности: «наука умеет много гитик».

Н  А  У  К  А

У  М  Е  Е  Т

М Н  О  Г О

Г   И  Т  И К

Фокус состоит в том, чтобы разложить каждую пару карт на одинаковые буквы. То есть первая карта занимает первую позицию в первом ряду, вторая – вторую позицию в третьем, третья – вторую в первом, четвертая – пятую в первом и т.д. И если зритель говорит, что его карты находятся в 1 и 4 рядах, берем карты, соответствующие букве К, то есть 4 номер в первом ряду и 5 – вчетвертом.

Изначально фраза «наука умеет много гитик» предназначалась только для демонстрации данного фокуса, но позже стала элементом лингвистической комбинаторики. Путем долгого перебора было найдено еще несколько подобных фраз, например: «Смуту ведет долом слава», «Дрозды смелые вблизи кусков марабу» (для 30 карт) и другие.

Лингвистическая комбинаторика – это раздел языкознания, изучающий синтагматические связи языковых единиц и их комбинаторных свойств. Сегодня интерес к этому направлению возрастает, что подтверждается новыми теоретическими исследованиями (работы Н.Г. Архиповой, Е.Г. Борисовой, Д.О. Добровольского и других).


Заключение

Многие люди просто не замечают связи математики и фокусов или не считают ее значимой в силу сложившихся на протяжении жизни стереотипов. Одни считают математику и ее законы скучными, не способными заинтересовать людей, другие  - что математика имеет мало практического применения, третьи вообще не имеют желания связывать свою жизнь с математикой. Однако без математики не обойтись ни в одном деле, она окружает нас везде в школе, дома, на работе, в офисе. Мы сами пользуемся плодами технического процесса, но не желаем признавать, что всем этим мы обязаны математике.

На сегодняшний день методы комбинаторики могут быть применены во многих сферах нашей жизни:

1. производство (распределение нескольких видов работ между рабочими);
2. агротехника (размещение посевов на нескольких полях);
3. учебные заведения (составление расписаний);
4. химия (анализ возможных связей между химическими элементами);
5. лингвистика (рассмотрение вариантов комбинаций букв);
6. азартные игры (подсчёт частоты выигрышей);
7. экономика (анализ вариантов купли-продажи акций);
8. криптография (разработка методов шифрования);
9. сфера общественного питания (составление меню);
10. доставка почты (рассмотрение вариантов пересылки);
11. спортивные соревнования (расчёт количества игр между участниками);
12. биология (расшифровка кода ДНК);
13. военное дело (расположение подразделений);
14. астрология (анализ расположения планет и созвездий);

В связи с этим изучение комбинаторики представляет не только академический, но и практический интерес.

В результате выполнения данной работы мы пришли к следующим выводам:

  1. Изучение  комбинаторики представляет огромный интерес у учащихся.
  2. Существует множество способов решения комбинаторных задач, каждый из которых применяется для решения определенного типа задач.
  3. С помощью методов комбинаторики можно решать и создавать новые занимательные математические задачи и фокусы.
  4. Комбинаторика - один из разделов математики, который имеет самое широкое практическое применение во всех отраслях производства и жизни человека.

В дальнейшем  мы предполагаем продолжить работу над изучение признаков делимости чисел и рекомендуем использовать этот материал учителям, учащимся и всем интересующимся математикой.


Список литературы

1. Журнал « Математика в школе»

-№ 1- 1999 г ,стр .54;

-№ 4-  2002 г,  стр 59;

2. Библиотека « Первое сентября»

« Я иду на урок математики», 6 класс, М, « Первое сентября», 2001 г.

3. Я.И. Перельман « Живая математика», М,  «Наука», Главная редакция физико- математической литературы, 1978 г.

4. В.С. Лютикас « Школьнику о теории вероятностей», М., « Просвещение», 1983 г.

5. В.А. Гусев, А.И. Орлов « Внеклассная работа по математике в 6-8 классах», М., « Просвещение», 1984 г.

6. М.Б.Гельфанд, В.С. Павлович « Внеклассная работа по математике», М., « Просвещение», 1965 г.

7. ЗлаткоШпорер « Ох! Эта математика!», М., « Педагогика», 1985 г.

8. И.Ф. Шарыгин, А.В. Шевкин « Математика. Задачи на смекалку», 5-6 класс, М., « Просвещение», 1995 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы над научно-исследовательской работой учащихся по теме «Корневая гласная – самая опасная!»

Пояснительная записка Изучение безударных гласных в корне в школьном курсе русского языка представляется фундаментом, на котором строится все обучение ребенка русской орфографии. Но, как ни парадокса...

Критерии оценки исследовательских работ учащихся на научно-(исследовательской) практической конференции

Оценить работу учащегося не так просто и, более того, очень ответственно....

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ. Актуальность темы «История освоения космоса» среди учащихся среднего и старшего звена школы. 7 класс.

Работу выполнил: Старостов Алексей Дмитриевич, уч-к 7 «Б» класса  , 12 летРуководители: Першина Ольга Владимировна, учитель биологии. Старостов Дмитрий Сергеевич, 35 лет....

Числа вокруг нас (проектно-исследовательская работа учащихся 1 «В» класса МОУ СОШ № 4 на школьную научно-исследовательскую конференцию)

Чтобы заметить огромное влияние математики на личность, достаточно представить себе какие общечеловеческие умения выполняет ученик, изучая математику: доказывает, аргументирует, анализирует, обо...

Межрайонный этап городского конкурса проектных и исследовательских работ обучающихся, 2015-2016 учебный год

Межрайонный этап городского конкурса проектных и исследовательских работ обучающихся, 2015-2016 учебный год...

Исследовательская работа учащихся на уроках биологии при проведении лабораторных работ

Исследовательский путь в обучении - это путь знакомства учащихся с методами научного познания, важное средство формирования у них научного мировоззрения, развития мышления и познавательной самостоятел...