Технологическая карта урока "Сложение и вычитание десятичных дробей"
план-конспект урока по математике (5 класс)

Баранова Наталья Юрьевна

Тема «Сложение и вычитание десятичных дробей» рассматривается в разделе «Дробные числа». Данный урок является первым  уроком темы: «Сложение и вычитание десятичных дробей».

В связи с тем, что на момент изучения арифметики десятичных дробей у учащихся уже сформированы навыки вычислений с обыкновенными дробями возникает возможность провести уроки по данной теме в форме самостоятельного открытия детьми новых правил. Алгоритмы действий с десятичными дробями выводятся учащимися как частные случаи соответствующих алгоритмов действий с обыкновенными дробями.

По этой же причине учащиеся более осознанно воспринимают правила действий с десятичными дробями. Так, при сложении (вычитании) десятичных дробей учащиеся, зная, что при сложении смешанных чисел отдельно складываются целые и отдельно дробные части, понимают, почему десятичные дроби записываются указанным в алгоритме способом и могут объяснить, почему в ответе «запятая» оказывается «под запятыми».

Задания для формирования умения применять построенный алгоритм сложение и вычитания десятичных дробей очень разнообразны: игровые, требующие перебора вариантов, расширяющие кругозор учащихся и пр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл baranova_n.yu_._konspekt_uroka.docx196.35 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предмет: математика

Класс: 5

Учебник: «Математика 5 класс» Н.Я Виленкин, В.И. Жохов.

Тема урока: «Сложение и вычитание десятичных дробей»

Цели урока:

  • Образовательные: закрепление умений складывать, вычитать смешанные числа; изучение новой темы «Сложение и вычитание десятичных дробей».
  • Развивающие: развивать логическое мышление, смысловую память, произвольное внимание, самостоятельность; способствовать развитию обобщения.
  • Воспитательные: прививать аккуратность в оформлении заданий, воспитывать у учащихся культуру общения, умение работать в группах, уверенность в себе.

Методы: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, поисковый.

Принципы обучения: научность, доступность, наглядность, сознательность, системность.

Оборудование: доска, ноутбук, проектор, экран, показ презентации, раздаточный материал - карточки с заданиями.

Длительность урока: 45 минут.

Место урока в учебном плане: тема «Сложение и вычитание десятичных дробей» рассматривается в разделе «Дробные числа». Данный урок является первым  уроком темы: «Сложение и вычитание десятичных дробей».

В связи с тем, что на момент изучения арифметики десятичных дробей у учащихся уже сформированы навыки вычислений с обыкновенными дробями возникает возможность провести уроки по данной теме в форме самостоятельного открытия детьми новых правил. Алгоритмы действий с десятичными дробями выводятся учащимися как частные случаи соответствующих алгоритмов действий с обыкновенными дробями.

По этой же причине учащиеся более осознанно воспринимают правила действий с десятичными дробями. Так, при сложении (вычитании) десятичных дробей учащиеся, зная, что при сложении смешанных чисел отдельно складываются целые и отдельно дробные части, понимают, почему десятичные дроби записываются указанным в алгоритме способом и могут объяснить, почему в ответе «запятая» оказывается «под запятыми».

Задания для формирования умения применять построенный алгоритм сложение и вычитания десятичных дробей очень разнообразны: игровые, требующие перебора вариантов, расширяющие кругозор учащихся и пр.

Кроме того, что данный вид заданий помогает активизировать их деятельность на уроке в конце учебного года, эти игры предполагают взаимодействие учащихся друг с другом и могут стать средством для формирования коммуникативных УУД.

Сюжетное содержание текстовых задач, связанное, как правило, с жизнью семьи, класса, школы, событиями в стране, городе или селе, знакомит детей с разными сторонами окружающей действительности; способствует их духовно-нравственному развитию и воспитанию: формирует чувство гордости за свою Родину, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру, природе, духовным ценностям; развивает интерес к занятиям в различных кружках и спортивных секциях; формирует установку на здоровый образ жизни.

        


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Вводная часть (5 минут)

1

Организационный момент.

Цель – включить обучающихся в учебную деятельность, определить содержательные рамки урока, создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Приветствует учеников, контролирует подготовку рабочих мест.

Озвучивает тему и цель урока

Эпиграф: Пусть каждый день и каждый час

       Вам новое добудет.

                         Пусть добрым будет ум у вас,

                                  А сердце умным будет.

С. Я. Маршак.

- Ребята, сегодня на уроке вы будете настоящими исследователями и откроете новые знания.

- В какой большой теме мы сейчас с вами работаем?

- Вспомним план, по которой идет изучение любой темы.

- Что из перечисленного мы уже изучили?

- К какому шагу приступим на этом уроке?

- Какие действия мы всегда изучаем первыми?

- Попробуйте сами сформулировать тему урока.

- Запишите в тетради тему урока.

Приветствует учителя, проверяют подготовку рабочих мест.

Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои предположения.

- Десятичные дроби

  • Определение
  • Свойства
  • Сравнение
  • Арифметические действия

- Определение, свойства, сравнение десятичных дробей.

- К арифметическим действиям.

- Со сложения и вычитания

 - Сложение и вычитание десятичных дробей.

Личностные: самоопределение, смыслообразование.

Регулятивные: планирование,  целеполагание, волевая саморегуляция.

Познавательные: анализ, сравнение, самостоятельное выделение и формулирование познавательной деятельности, цели.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения.

2

Актуализация знаний.

Цель – актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала: сравнение десятичных дробей, перевод десятичной дроби в смешанное число и наоборот, сложение и вычитание смешанных чисел.

Формулирует задание. Создаёт эмоциональный настрой на выполнение заданий.

- Начнем с устной работы

Задание 1(заранее написано на доске и закрыто боковыми досками)

Задание 2 (математический диктант)

-Запишите в тетради десятичные дроби: а) три целых семь десятых; б) две целых шестьсот пятьдесят одна  тысячная.

- Сравните эти дроби.

-Запишите данные десятичные дроби в виде смешанных чисел.

-Выполните сложение и вычитание получившихся смешанных чисел.

-Проверим получившиеся результаты.

-Сформулируйте правило сложения и вычитания смешанных чисел.

Выполняют задание. Называют правило, на которое опирались при выполнении данного задания.

Основная часть урока  (25 минут)

3

Изучение нового материала.

Цель – организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия (алгоритма), устраняющего причину выявленного затруднения.

Задание 3

Выполните действия:

1) 13,6 + 5,14

2) 4,002 – 1,5

– Можем ли мы выполнить это задание?

– Как это можно сделать?

Выполните задание и запишите ответ в виде десятичной дроби. На выполнение задания 3 мин.

- Ребята, посмотрите,  сколько времени у нас ушло всего на два примера. А если нам нужно будет решить большую работу?

- Подходит нам такой метод?

- Какой известный метод позволяет быстрее производить вычисления над большими числами?

- Можно попробовать применить его к десятичным дробям?

Попробуйте еще раз выполнить действия, не переводя в  смешанные числа.

Обсуждение результатов

- Откройте учебник на с.191.

- Найдите и прочитайте алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей.

- Расскажите алгоритм друг другу.

- Вместе составим схему ориентировочных действий (алгоритм)

Задание 4.(на доске выполняет 1 ученик пошагово: сначала читает этап правила, потом записывает)

4,5 +  3,789= ?

  1. Уравнять количество знаков после запятой.
  2. Записать их друг под другом, чтобы запятая была под запятой.
  3. Выполнить сложение (вычитание), не обращая

внимания на запятую

  1. Поставить в ответе запятую под запятой

           

- Наверное, да.

- Представить дроби виде обыкновенных дробей.

- Времени уходит много, потому что долго переводить из десятичной дроби в обыкновенную и обратно

- Нет

- В столбик.

 

 -Да, т.к. их записи похожи

Работа в парах

Называют правила, которыми  будут пользоваться при выполнении данного задания.

Выполняют действие в тетради.

Работа с учебником: находят в тексте понятия, читают и запоминают правило, читают и проговаривают его друг другу вслух.

Составляют схему действий.

Комментируют выполнение задания.

Личностные: самоопределение, смыслообразование.

Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Познавательные: анализ, синтез, обобщение, аналогия, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, проблема выбора эффективного способа решения, создание способа решения проблемы.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументирование  своего мнения, учебное сотрудничество со сверстниками.

4

Динамическая пауза

Цель - путем проведения игры, снять физическую и эмоциональную усталость обучающихся.

Учитель читает:

Быстро встали, улыбнулись,

Выше-выше подтянулись.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали, сели, встали,

И на месте побежали.

Выполняют упражнения

Активизация условий, способствующих созданию здоровьесберегающей среды в школе посредством физминуток

5

Закрепление. Формирование практических навыков решения задач.

Цель – организовать усвоение детьми нового способа действия решения заданий с их проговариванием во внешней речи.

- Выполним задания у доски и в тетрадях с пошаговым комментарием. 

№ 1211

- Прочитайте условие задачи. Перескажите.

- Составим модель задачи на доске и в тетради.

- Решим задачу с комментированием (по алгоритму).

На пальто – 3,2 м                                       На пальто – 320 см

На костюм – 2,63 м                                    На костюм – 263 см

     3,2 0                                                                      320

     2,63                                                                       263

     5,83 (м) ткани израсходовали всего.                 583 (см) ткани израсходовали

Ответ: 5,83 м                                                        Ответ: 583 см

№ 1213 (а,б,г)

(три ученика решают у доски, остальные в тетради, потом проверяем)

- Прочитайте задание.

- Выполните сложение десятичных дробей по алгоритму.

А) 0,769 + 42,389

Б) 5,8 + 22,191

Г) 8,9021 + 0,68

№ 1214 (г,д,е)

(три ученика решают у доски, остальные в тетради, потом проверяем)

- Прочитайте задание.

- Выполните вычитание десятичных дробей по алгоритму.

Г) 11, 1 – 2,8

Д) 88,252 – 4,69

Е) 6,6 – 5,99

Задание 5. (устно)

- Ребята, посмотрите на таблицу, которая весит на доске.

- Вразброс даны части алгоритма по сложению и вычитанию десятичных дробей. Работая в парах в течение 30 секунд восстановите алгоритм по шагам.

Алгоритм

  1. Выполнить сложение (вычитание), не обращая внимания на запятую
  2. Уравнять количество знаков после запятой.
  3. Поставить в ответе запятую под запятой
  4. Записать их друг под другом, чтобы запятая была под запятой.

Ответ: 2, 4, 1, 3

Применим его на практике еще раз, но при решении уравнений: № 1238 (а,б,г)

Работа с учебником. Ученики по одному выходят и комментируют решение у доски, остальные работают в тетради.

Воспроизводят своими словами правила, действуют по алгоритму.

Работа в парах по восстановлению алгоритма.

Личностные: осознание ответственности за общее дело

Познавательные: выполнение действий по алгоритму, построение логической цепи рассуждений, анализ, обобщение, подведение под понятие.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, использование речевых средств для решения коммуникативных задач.

6

Самостоятельная работа. Самопроверка.

Цель – организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия

Ребята, сейчас каждый проверит сам себя, насколько он сам понял алгоритм сложения и вычитания и может его применить. У вас на партах лежат карточки с таблицами. Посмотрите.

- Какое задание необходимо выполнить?

- Заполните таблицы самостоятельно.

Ответы на слайде

- У кого возникли затруднения при выполнении задания?

- В каком месте?

- Кто правильно выполнил задание?

- Оцените себя.

Самооценка:Во время работы учителем задаются вопросы: «Как сейчас работаешь?», «Что учитываешь?», «Как можешь себя проверить?»

После работы: «Трудными ли были задания?», «В чем его трудность?», «Успешно ли ты с ним справился?», «Для чего надо выполнять такие упражнения?»

Кто быстро справится – задания на смекалку (слайды)

  • расставьте запятые так, чтобы получились верные равенства:

            32 +18 = 5; 48 + 22 = 7;  3 + 108 = 408; 1 + 308 = 408;

           736 – 336 = 4; 57 – 4 = 17.

  • Восстановите пропущенные цифры:

    6*7,5*           *,**1            3,**5           3,7*02

      3*,*6           0,125            *,62*           *,*3**

    729,47            0,876           7,004           1,8194

Осуществляют взаимопроверку.

Проверяют задания друг у друга по парте, отмечают правильно решенные примеры, исправляют допущенные ошибки. Осуществляют самооценку.

- Данные задания позволяют применить свои знания на практике, в различных жизненных ситуациях.

Регулятивные: контроль, коррекция, самооценка

Познавательные: анализ, синтез, аналогия, выполнение действий по алгоритму.

7

Домашнее задание.

Цель – обсудить и записать домашнее задание.

Выучить алгоритм, № 1255 (1 столбик), 1256 (1 столбик),

1260

Записывают домашнее задание.

Итог урока (рефлексивно-оценочная) (5 мин)

Цель – организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.

Организует подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников

- Удалось ли вам решить проблему урока?

- Какие знания, полученные ранее, позволили открыть новое?

- Проанализируйте свою работу (+ или - )

(раздаются карточки рефлексии)

  1. Мне понятно, как складывать десятичные дроби ________________________
  2. Я смогу применить алгоритм сложения десятичных дробей ______________
  3. Мне понятно, как вычитать десятичные дроби __________________________
  4. Я смогу применить алгоритм вычитания десятичных дробей ______________

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: аргументация своего мнения

Источники, используемые при подготовке к уроку

  1. Виленкин Н.Я., Жохов В.И. « Математика 5 класс»/ М.:  Мнемозина,2014.
  2. Полтавская Г.Б. «Математика  5 класс: математические диктанты, самостоятельные работы, тесты»/Волгоград: Учитель,2012.
  3. Чаплыгина И.Б. «Математика  5 класс: технологические карты уроков» / Волгоград: Учитель,2014.
  4. Лебединцева Е.А., Беленкова Е.Ю. «Математика 5 класс. Задания для обучения и развития учащихся»/ М.:  Интеллект-Центр,2013
  5. Захарова Г.А. «Математика  5 класс: экспресс – диагностика»/ М.:  Экзамен,2014
  6. Жохов В.И. « Математический тренажер 5 класс»/ М.:  Мнемозина,2011
  7. Минаева С.С. «Вычисляем без ошибок. Работы с самопроверкой для учащихся 5 – 6 классов»/ М.:  Экзамен,2014
  8. http://festival.1september.ru
  9. http://nsportal.ru
  10. http://www.school-collection.edu.ru

        



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики "Деление десятичных дробей на натуральное число"

Создана технологическая карта урока математики "Деление десятичных дробей на натуральное число" для 5 класса по учебнику Виленкина Н Я для работы в соответствии с ФГОС . Данный урок-  к...

Технологическая карта "Умножение и деление десятичных дробей на 10,100,1000.."

ТК "Умножение и деление десятичных дробей на 10,100,1000..", 5 класс....

Технологическая карта урока: Действия с десятичными дробями.

         Требования ФГОС к урокам предусматривают самостоятедьную деятельность обучающихся.            Учитель во время проведения совреме...