Урок"Сравнение обыкновенных дробей"
план-конспект урока по математике (5 класс)

Блинова Елена Геннадьевна

Данный урок относится к категории урока "открытия нового знания», является первым уроком по теме «Сравнение обыкновенных дробей».

Главная методическая цель урока - создание условий для проявления познавательной активности учеников. Для раскрытия нового материала применяется методика проблемного обучения, знания добывают учащиеся самостоятельно, формулируют тему и цель урока, определив границы знания и незнания. На уроке предусмотрено выполнение практической работы в малых группах. Отстаивать свое мнение; прививать интерес к математике, развивать
навык работы в группе); организовать деятельность учащихся, направленную на расширение понятийной базы за счёт освоения правила сравнения обыкновенных дробей.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сравнение дробей40.2 КБ

Предварительный просмотр:

Ф. И. О. учителя: Блинова Е.Г.

Класс: 5 б

Дата проведения:  21. 02. 2019

Предмет: математика

Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучения нового материала. 

Цель: продолжить развитие метапредметных и личностных компетенций учащихся (способности логически мыслить, выделять проблему и искать пути ее решения, приобщать к научному поиску, развивать умение отстаивать свое мнение; прививать интерес к математике, развивать навык работы в группе); организовать деятельность учащихся, направленную на расширение понятийной базы за счёт освоения правила сравнения обыкновенных дробей.

  • Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: обеспечить условия для построения личностных смыслов процесса образования у школьников и реализации этих смыслов в продуктивных формах активности. 
  • Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
  • Регулятивные: способствовать формированию у учащихся способности планировать свою деятельность (составлять план и определять последовательность действий), выбирать способ решения и применять изученные правила. Познавательные: создать условия для формирования у школьников универсальных учебных действий (решать задачи разными способами, пользоваться алгоритмом, структурировать информацию).
  • Коммуникативные: организовать условия для реализации учебного сотрудничества учащихся, в процессе которого приобретается умение конструктивного взаимодействия в группе, ведение диалога, умения сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем.
  • Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: формировать умение у учащихся использовать формулы и алгоритмы осуществления учебной деятельности при сравнении обыкновенных дробей с одинаковыми числителями и с одинаковыми знаменателями.
  • Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, наборы для практической работы (инструкции, шаблоны геометрических фигур, ножницы, цветные карандаши, линейка)

Технологическая карта урока

N

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД  

1

Мотивационно-ориентировочный блок

1.1

Этап мотивации

Учитель проверяет готовность детей к уроку, создаёт условия для   благоприятного психологического настроя на работу. Зачитывает эпиграф урока "Лучший способ изучить что либо-это открыть самому»Д.Пойа

1) Мотивирует учащихся к учебной деятельности, стремится повысить интерес учащихся к познанию, обращается к индивидуальному опыту учащихся, связанному с темой урока. Предлагает построиться по росту.

Включаются в деловой ритм урока.

 

Регулятивные: планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия)

1.2

Этап актуализации проблематизации

Учитель организует эвристическую  беседу, подводит учебную ситуацию к затруднению, возникновению проблемы, побуждает самостоятельную мысль учеников, фиксирует затруднение учащихся в пробном действии Предлагает учащимся ответить на вопросы

Психологически готовятся к ответу на вопросы, определяют собственное незнание относительно образовательного объекта урока, анализируют возникшую проблемную ситуацию

Коммуникативные:постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации)  

Личностные:постановкаи формулирование проблемы, выдвижение гипотез

Познавательные: формулирование познавательной цели,  поиск и выделение информации

 

 

Регулятивные: целеполагание (постановка учебных задачи на основе соотнесения того , что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно)

1.3

Этап целеполагания

Подводит обучающихся к формулированию темы урока, постановки цели урока, уточняет понимание детьми поставленных учебных  задач. Сформулируйте тему урока. Чему мы должны сегодня научиться? Записывает тему .

Выбирают  и принимают учебные задачи, формулируют цель  предстоящей деятельности по преодолению собственного «незнания» Формулируют тему урока "Сравнение обыкновенных дробей" и учебную задачу урока "Научиться сравнивать обыкновенные дроби"

 

2

Организационно - деятельностный блок

2.1

Этап моделирования

Проводит актуализацию опорных знаний и способов действий Предлагает учащимся повторить определение обыкновенной дроби (Что такое обыкновенная дробь? Что показывает числитель дроби, знаменатель дроби?)

Активно сотрудничают с педагогом

 

Учащиеся формулируют определение обыкновенной дроби, вспоминают что показывает числитель дроби и что знаменатель

 

Отвечают на вопросы

Учеников,     опираясь на ранее приобретённые знания и собственный опыт

Регулятивные: Оценивание правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оце

2.2

Этап конструирования

Вовлекает учащихся в активную учебную деятельность, стимулирует школьников к созданию собственных образовательных продуктов Предлагает учащимся выполнить практическую работу.

Осуществляют самостоятельный поиск решения возникшей проблемы

 

 

Выполняют практическую работу в  группах чётко следуя предлагаемой инструкци.

Коммуникативные: контролирование действия партнёра, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, умение точно выражать свои мысли в устной и письменной речи  Регулятивные: осуществление итогового и пошагового контроля по результату

2.3

Этап презентации образовательных продуктов

Организует соединение  планов каждого учащегося в общий образовательный продукт коллективной деятельности По итогам каждой части практической работы учитель просит учащихся сформулировать правила сравнения дробей с одинаковым знаменателем и с одинаковым числителем.

Выявляет качество и уровень усвоения знаний и способов действий, а также выявляет недостатки в знаниях и способах действий Предлагает учащимся вернуться к проблемному вопросу "Как располохены дроби?"  

Предлагает ответить на поставленный вопрос и доказать своё мнение, опираясь на правила сравнения дробей

Вовлекает учащихся в новую затруднительную ситуацию, моделирует учебную проблему на перспективу (последующие уроки) Посмотрите на пары дробей  (слайд)

Какая из дробей меньше?  Есть у нас поговорка "Попал в тупик", т.е. попал в такое положение, откуда нет выхода. У немцев аналогичная поговорка гласит "Попал в дроби". Она означает, что человек, попавший в "дроби", попал в очень трудное положение. Поговорка эта напоминает нам о тех временах, когда дроби считались самым трудным и самым запутанным отделом математики. Но для нас с вами это не проблема, на следующих уроках мы сможем не только ответить на поставленный вопрос: "Какая из дробей меньше?", но и доказать свой ответ.

 

Презентуют результаты своей деятельности

 

Озвучивают вывод, полученный в результате выполнения практической работы, формулируют правила сравнения обыкновенных дробей с одинаковым числителем и одинаковым знаменателем, записывают в тетрадь

Сравнивают пары дробей, объясняя и доказывая свой выбор с опорой на новые правила

Пытаются правильно ответить на поставленный вопрос, объясняют своё мнение, опираясь на интуицию. Понимают, что пока полученного багажа знаний не хватает

Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли

Познавательные:  Умение строить речевое высказывание в устной и письменной речи, владение общим приё мом решения задач

Регулятивные: использование правила в реализации деятельности по достижению учебной задачи

3

Рефлексивно – оценочный блок

3.1

Подведение итогов урока в личностном, академическом и эмоциональном плане

 

Учитель выявляет ценностное отношение учащихся к полученному знанию и самому процессу познания, акцентирует внимание на конечный результат  учебной деятельности учащихся на уроке, возвращает их к учебным задачам

урока.

 

 

 

Подведём итоги урока. Вспомним тему урока, цель, которую поставили в начале урока.  Смогли ли мы достичь поставленную цель?  Чему мы научились на уроке?  Продолжи фразу ...

Домашнее задание: записать 5 пар дробей с одинаковым знаменателем и 5 пар дробей с одинаковым числителем, сравнить их. Подумать над проблемой  попробовать её решить

Дети осуществляют  самооценку работы на уроке, высказывают своё отношение к уроку, соотносят результат деятельности с поставленной целью.

Высказывают своё мнение, начиная с одной из фраз:

 Сегодня я узнал...

 Было интересно...

Было трудно...

Я понял, что...

Теперь я могу...

Я приобрёл...

Я научился...

У меня получилось...

 Я смог...

Я попробую...

Меня удивило...

Мне захотелось...

На следующих уроках я хотел...

Регулятивные: Контроль, оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения)

 

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

 

Приложение:

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ "СРАВНЕНИЕ ОБЫКНОВЕННЫХ ДРОБЕЙ"

 Цель: сформулировать правило сравнения обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями.

 Оборудование: фигуры из цветной бумаги,круги, ножницы, линейка, простой карандаш, цветные карандаши.

Ход работы:

Задание 1.

  1. Отрежь от цветной полоски 11 долей (предварительно раздели полоску на 14 равных долей, воспользуйся линейкой).
  2. Отрежь от цветной полоски  7 долей (предварительно раздели полоску на 14 равных долей, воспользуйся линейкой).
  3.  Какая отрезанная часть полоски длиннее?

Запиши в тетрадь дроби соответствующие отрезанным частям полосок  и  поставь между ними знак сравнения.

Задание 2.

  1. Закрась цветным карандашом 11 долей круга,
  2.         Закрась цветным карандашом 4 доли второго круга,

3.        Закрась цветным карандашом 3 доли третьего круга

В каком круге большая часть закрашена.

    4. Запиши в тетрадь дроби соответствующие вашему рисунку  и , поставь между ними знак сравнения.

Анализ результатов и выводы:

Проанализируй записи в тетради.

Сделай вывод. Для этого продолжи фразу: "Из двух дробей с одинаковыми знаменателями та дробь больше, у которой ... 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ "СРАВНЕНИЕ ОБЫКНОВЕННЫХ ДРОБЕЙ"

  Цель: сформулировать правило сравнения обыкновенных дробей с одинаковыми числителями.

Оборудование: фигуры из цветной бумаги, ножницы, линейка, простой карандаш, цветные карандаши.

Ход работы:

Задание 1.

1. Отрежь от цветной полоски 2 доли (предварительно раздели полоску на 7 равных долей, воспользуйся линейкой).

2. Отрежь от цветной полоски 2 доли (предварительно разделив полоску на 14 долей)

  Какая отрезанная часть полоски длиннее?

3.Запиши в тетрадь дроби соответствующие отрезанным частям полосок  и поставь между ними знак сравнения.

Задание 2.

1. Закрась цветным карандашом  по 2 доли первого   круга разделенного на 3.доли.

2. Закрась цветным карандашом  по 2 доли второго   круга разделенного на .5 долей.

3.Закрась цветным карандашом  по 2 доли первого   круга разделенного на 6долей.

 В каком круге большая часть закрашена.

 4. Запиши в тетрадь дроби соответствующие вашему рисунку  и  поставь между ними знак сравнения.

Анализ результатов и выводы:

Проанализируй записи в тетради.

Сделай вывод. Для этого продолжи фразу: "Из двух дробей с одинаковыми числителями та дробь больше, у которой ... "


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока: "Сравнение обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями".

Конспект урока: "Сравнение обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями"....

Урок.Сравнение обыкновенных дробей .

Задачи:1 Учить сравнивать обыкновенные дроби.2Создавать у обучающихся положительную мотивацию к выполнению заданий ,требующих умственных усилий .3Воспитывать заинтересованность к собственным знаниям и...

разработка урока "сравнение обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями"

в папке представлены следующие материалы:1. презентация2. технологическая карта3. тест (2 варианта)4. таблица "дроби"5. дидактические материалы для урока...

открытый урок "Сравнение обыкновенных дробей"

открытый урок "Сравнение обыкновенных дробей"...

Урок "Сравнение обыкновенных дробей"

Открытый урок по математике в 5 классе, первый урок по теме “Сравнение обыкновенных дробей”. К уроку прилагается презентация....

План-конспект урока "Сравнение обыкновенных дробей"

План-конспект урока по сравнению обыкновенных дробей для учащихся 5 класс к учебнику Математики, авторы: И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович....

Разработка урока «Сравнение обыкновенных дробей» 5 класс

Урок - игра. Урок проведен в Элегестинской средней школе для 5 класса....