5 класс - Технологическая карта урока по теме "Умножение десятичных дробей"
план-конспект занятия по математике (5 класс)

Губайдуллина Магизуря Сабирзяновна

Предмет: математика

Класс: 5

Тема урока : Умножение десятичных дробей  

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Цели:  Формировать умения выполнять умножение десятичных дробей. Совершенствовать умение при выполнении действия сложения, вычитания и умножения.

Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

 проговаривать последовательность действий на уроке;

 работать по  коллективно составленному плану;

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

 вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУДумение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

 добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Оборудование урока

 Доска, мультимедиа проектор, компьютер,  презентация «Умножение десятичных дробей»,  карточки , физкультминутка,

лист самооценки

 

Учебник: Математика. 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений /Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов и др. – 34-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2015. – 280 с..

Контроль, самоконтроль на уроке

Фронтальная работа, индивидуальная и самостоятельная  работа, взаимопроверка, работа в парах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Губайдуллина Магизуря Сабирзяновна,

учитель математики

 МБОУ «»Нижнеякинская МОШ»

Предмет: математика

Класс: 5

Тема урока : Умножение десятичных дробей  

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Цели:  Формировать умения выполнять умножение десятичных дробей. Совершенствовать умение при выполнении действия сложения, вычитания и умножения.

Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

 проговаривать последовательность действий на уроке;

 работать по  коллективно составленному плану;

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

 вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД:  умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

 добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Оборудование урока

 Доска, мультимедиа проектор, компьютер,  презентация «Умножение десятичных дробей»,  карточки , физкультминутка,

лист самооценки

Учебник: Математика. 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений /Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов и др. – 34-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2015. – 280 с..

Контроль, самоконтроль на уроке

Фронтальная работа, индивидуальная и самостоятельная  работа, взаимопроверка, работа в парах.

Этап урока

Деятельность и действия учителя

Деятельность и действия ученика (ов)

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

Результат взаимодействия

1. Организационный момент(1-2мин)

Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности. Создает положительный настрой на продуктивную работу.

-Ребята! Я рада вас видеть сегодня на уроке в хорошем настроении.

А теперь улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошего настроения на уроке.

-Я тоже вам желаю сегодня хорошей работы.

Девиз сегодняшнего урока:

Мы пришли сюда учится,

Не лениться, а трудиться

Только тот, кто много знает

В жизни что-то достигает

У вас имеются оценочные листы, в которых вы выставляете баллы, полученные за каждый этап урока. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

Не забываем его заполнять в течение урока    (Приложение 1)

Включаются во взаимодействие с одноклассниками и с учителем.

В  паре улыбаются друг другу.

-Я желаю тебе, хорошего рабочего настроения и  т.д.

Взаимное приветствие, контроль присутствующих, проверка готовности кабинета и учащихся к уроку,

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Готовность учащихся к обучению.

2. Актуализация знаний(5-6мин)

1. -Выполни следующие задания:

1. Вычисли:

0,9+0,12                                                          

5-4,81                                                        

4,8+5,2                                                              

7,9-3,5

2. Округли до сотых:

 До сотых: 5,389;  3,006

До десятков: 762; 206,4

(слайд 1)

3. Расположи следующие числа в таблицу:

72,94;  26;   368;  12;  1,98;  0,136;  370;   94,1;   0,05;   99 .

Натуральные числа

Десятичные дроби

(слайд 2)

(Приложение2)

2.Ребята, какую роль играет запятая? ( От неправильной расстановки запятой, смысл предложения может меняться. А в математике от положения запятой зависит верность или неверность равенства, правильность чтения десятичных дробей.

3.Устный опрос:

-Как сложить (вычесть) десятичные дроби?

-Как сравнивают десятичные дроби?

  • -Правила умножения и деделения на натуральное чичисло?

Знать действия сложения, вычитания десятичных дробей, алгоритм округления.

-Выполняют задания, выставляют оценки в оценочные листы, согласно критерия.

Уметь отличать десятичные дроби от натуральных чисел.

- Поставить  правильно запятую в равенствах

-Выполняют задания, выставляют оценки в оценочные листы, согласно критерия.

Беседа в ходе фронтальной и групповой работы.

Постановка задачи.

Регулятивные УУД Уметь проговаривать последовательность действий на уроке .

ПознавательныеУУД 

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую .

КоммуникативноеУУД

Уметь оформлять свои мысли в устной форме .

Уметь анализировать данные.

Уметь выполнять арифметические действия.

3.Целеполагание и мотивация.

 (2-3мин)

Проведи экспертизу

1) 382,62 : 100 = 3 826,2;

2) 845,001 ∙ 1000 = 0,845001;

3)   7,112 : 10 =71,12;

4)   х ∙ 100 = 68,02,

       х = 68,02 ∙ 100,

     х = 6802.

5) х:1,2=6,5

Х=6,5·1,2

Х=0,78(  НА ДОСКЕ ЗАПИСАТЬ И ПОТОМ вернуться)

Какие знания нам нужны, чтобы решить этот пример?

Какая проблема возникла?

Как вы думаете, какова тема нашего урока?

-Какая цель нашего урока, что каждый из вас должен усвоить и чему научиться к концу урока? - Запишите в тетрадь  дату и тему урока.

Решения с ошибками записаны на доске, учащиеся   находят ошибку, указывают правильный ответ и обосновывают свой ответ.

-Умножение.

-Проблема урока: как умножить десятичную дробь на на десятичную дробь?

-Умножение десятичных дробей.

- Изучить правила умножения десятичных дробей.

В тетрадь ученики записывают дату и тему урока.

Беседа в ходе фронтальной работы.

Наблюдение, проблемная

ситуация.

Регулятивные УУД :

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке, принимать решение в проблемной ситуации.

Уметь сформулировать тему и цель

4. Усвоение новых знаний и способов усвоения(5-6мин)

- Давайте вернемся к проблеме урока: как умножить десятичную дробь на десятичную?

-Чтобы ответить на этот вопрос, давайте рассмотрим решение задач.

Учащимся предлагается решить следующие задачи:

1. Найдите площадь прямоугольника со сторонами 1,5 дм и 0,3 дм; 

2. Найдите площадь квадрата со стороной  1,2 дм;

Выразите дм. в см и выполните вычисление. Полученный ответ выразите в дм²

Теперь сравните ваши ответы с ответами, записанными на доске. Почему запятая стоит именно на этом месте. Объясните.

Давайте порассуждаем: Какие числа были в условии,  и сколько запятых было в каждом из измерений до перевода? А, что мы получили в ответе?  Кто увидел закономерность и попробует сформулировать правило?  А теперь откройте учебник на стр. 214   и прочтите правило, ну что мы с вами оказались правы?

Вернемся к тому заданию, которую мы не смогли решить

Перевести дм. в сантиметры

Выполнить вычисления по формулам

45см² = 0,45дм²;

144см² = 1,44 дм²;

-Отличаются только запятой.

Делается вывод: чтобы умножить десятичные  дроби сначала надо выполнить умножение, не обращая внимания на запятую, а затем в произведении отделить запятой справа столько знаков, сколько их имеется после запятой в обоих множителях вместе.

Наблюдение, проблемная

ситуация

работа с текстом

(сравнение).

Регулятивные УУД :

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение, оценивать правильность выполнения действия.

Коммуникативные УУД:

Уметь оформлять мысли в устной и письменной форме, учитывать разные мнения, спорить и отстаивать свою позицию

Регулятивные УУД: Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия.

Уметь самостоятельно сформулировать новые понятия.

5.Первичное закрепление

(6-7мин)

Для закрепления нового материала предлагает учащимся решить:

1)примеры,стр.215, № 1397(абдж)

2) текстовую задачу, стр.215, № 1392.

Задает вопросы по условию задачи:

- Прочитайте задачу

-Как находим площадь пола?

-Что значит округлить до десятых?

6,35·4,82=4,823

Округляем до десятых:4,8

Задание выполняется в тетради и у доски.

Ученики решают примеры в тетрадях,  добровольцы  решают примеры у доски, каждый раз проговаривая правило вслух

Вместе с учителем разбирают условие задачи, отвечают на вопросы учителя

Один учащийся записывает решение задачи на доске, проговаривая решение каждого действия, остальные работают в тетради.

Окончательный ответ, полученный  в виде десятичной дроби, округляют до десятых.

Самостоятельная

работа, рефлексия.

Самоконтроль.

Регулятивные УУД:

 Уметь проговаривать последовательность действий на уроке.

Уметь выполнять работу по предложенному плану. Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке.

Уметь выполнять умножение десятичных дробей

5.Физминутка

(1мин)

Мы с вами хорошо поработали можно немного отдохнуть.

Снять утомление.

6.  Первичная проверка понимания

(15мин)

Учащийся на доске расставляет запятые в примерах, и обосновывают  правильность постановки запятой (Приложение 3)

Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону.(Прилежание4)

(Эталон ответов на доске)

Выполняют самостоятельная работу.

Проверить решение по эталону

Самостоятельная

работа, рефлексия, работа в группах,

взаимоконтроль.

Регулятивные УУД :

Уметь выполнять работу по предложенному плану. Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Личностные УУД:

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности .

Уметь выполнять умножение десятичных дробей.

7. Информация о домашнем задании(1-2мин)

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Дифференцированные задания . Ученик сам выбирает себе задание. Учащиеся со слабыми знаниями по желанию могут тоже выполнять задания повышенной сложности.

Прочитать теоретический материал п.36 на стр.214 учебника.

Выполнить письменно:

На  «5»: №1403 найти значение произведения трех множителей, №1400 увеличение числа,№1424 решите логическую задачу.

На  «4»: № 1432(д-м)выполните умножение, №1401 придумайте задачу, которая решалась бы умножением;

На  «3»: №1432(а-з) выполните умножение, №1390 решение задачи на нахождение площади прямоугольника.

Учащиеся получают домашнее задание, записывают.

Беседа в ходе фронтальной работы.

Выбирают задание в соответствии с уровнем развития.

8. Рефлексия (подведение итогов занятия)

(2-3мин)

Организует рефлексию.

Какую цель вы поставили в начале урока?

Вы достигли цели урока?

Результативный итог - подсчитываем количество заработанных баллов в листах самооценки. Учитель просит учащихся оценить уровень усвоения материала.

Я поздравляю вас, вы поднялись     ещё на одну ступеньку на пути к успеху.

Итак, друзья, урок мы провели,

Всё сделали мы с вами, что смогли.

Желаю к математике вам прилагать старанье.

Всего вам доброго, до свиданья!

Отвечают на вопросы учителя.

Заполняют лист самооценки

Беседа в ходе фронтальной работы.

Рефлексия.

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия.

Анализ конкретных результатов обучения:

-какие получены достижения;

-что было удачным на уроке, а что менее удачным;

-объяснение причины своих неудач.

Приложение 1

«Лист самооценки». Ведется на протяжении всего урока.

Фамилия, имя ученика_____________________________

Вид задания

Балл

Актуализация

Ответы на вопросы

Работа у доски

Самостоятельная работа

Итого

Оценка

Оценка «5» --   8-11баллов                       Оценка «3»---    4-5 баллов

Оценка «4»-     6-7 баллов                       Оценка «2»----менее 4 баллов

Лесенка успеха.

                                                     -Если ты доволен собой, у тебя все получалось, то рисуй улыбающееся лицо на верхней ступеньке.

                                                           - Если тебе на уроке было временами непросто, не все получалось, то рисуй такое

                                                             лицо «СПОКОЙНОЕ»    на второй ступеньке.

                                                          -  Если тебе на уроке было сложно, многое не получалось, то рисуй грустное лицо-на нижней ступеньке.

Приложение2.

1. Вычисли:

0,9+0,12                                                          

5-4,81                                                        

4,8+5,2                                                              

7,9-3,5

2. Округли до сотых:

 До сотых: 5,389;  3,006

До десятков: 762; 206,4

3. Расположи следующие числа в таблицу:

72,94;  26;   368;  12;  1,98;  0,136;  370;   94,1;   0,05;   99 .

Натуральные числа

Десятичные дроби

Приложение3.

Приложение 4

                 Вариант 1.

А1.   Вычислите: 0,54 ∙ 0,03.

        1)  0,162;     2)   0,00162;    3)   1,62;      4)  0,0162.

А2.   Известно, что 64 ∙ 39 = 2496. Используя этот результат, найдите 0,039 ∙ 6,4

        1)  2,496;     2)  0,02496;      3)   0,2496;   4)  24,96.

А3.   Найдите площадь прямоугольника со сторонами 6,4 см и 1,35 см.

        1)  8,64 см2;    2)   7,54 см2;     3)   15,5 см2;    4)  86,4  см2.

А4.   Вычислите:  6,9 ∙  10 ∙0, 9.

         1)  62,1;           2)   6,21;     3)  0,621;     4)  621.

      В1. . Вычислите:  (7-5,65)·1,5+0,12

Вариант 2.

А1.   Вычислите: 0,064 ∙ 0,4.

        1)  2,56;     2)   0,0256;    3)   0,256;      4)  0,00256.

А2.   Известно, что 57 ∙ 46 = 2622. Используя этот результат, найдите 0,57 ∙ 0,046.

        1)  0,2622;     2)  0,02622;      3)   26,22;   4)  2,622.

А3.   Найдите площадь прямоугольника со сторонами 3,8 см и 2,25 см.

        1)  85,5 см2;    2)   12,1 см2;     3)   8,45 см2;    4)  8,55  см2.

А4.   Вычислите:  6  ∙  5,4 ∙ 0,1.

         1)  3,24;           2)   32,4;     3)  324;     4)  3240.

      В1.      Вычислите:  (6-4,55)·3,7+0,87

Фамилия___________

Имя_____________________

Класс _____________

Количество баллов _____________________

Дата _________________________________

№ задания

А1(1балл)

А2(1балл)

А3(1балл)

А4(1балл)

В1(2балл)

Ответ

Для заданий А1 – А4 запишите номер правильного ответа,  для задания В – ответ, полученный при решении .

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями" 5 класс УМК Виленкин

Технологическая карта урока "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями" 5 класс УМК Виленкин, поэтапная разбивка урока, методы и формы работы, деятельность ученика и учителя, презентация...

Технологическая карта урока математики "Деление десятичных дробей на натуральное число"

Создана технологическая карта урока математики "Деление десятичных дробей на натуральное число" для 5 класса по учебнику Виленкина Н Я для работы в соответствии с ФГОС . Данный урок-  к...

Технологическая карта "Умножение и деление десятичных дробей на 10,100,1000.."

ТК "Умножение и деление десятичных дробей на 10,100,1000..", 5 класс....

Технологическая карта урока: Действия с десятичными дробями.

         Требования ФГОС к урокам предусматривают самостоятедьную деятельность обучающихся.            Учитель во время проведения совреме...

Технологическая карта урока Деление на десятичную дробь 5 класс

Технологическая карта урока. Деление на десятичную дробь. 5 класс...