Статья "Педагогические технологии"
статья по математике

Матвеева Юлия Игоревна

Статья предназначалась на конкурс "Педагогическое мастерство"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskie_tehnologii.docx15.73 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогические технологии

     Современные педагогические технологии напрямую связаны с гуманизацией образования (что способствует самореализации личности школьника). Особо следует отметить связь педагогических технологий с психологией, то есть каждая педагогическая технология должна иметь не только психологическое обоснование, но она должна иметь и практический выход.

     Педагогическая технология (технология – от греческого “techne” - искусство, мастерство, умение и “logos” - наука) – это исследование с целью выявить принципы и разработать приемы оптимизации образовательного процесса. Образовательной технологией можно назвать специально организованный процесс взаимодействия учителей и учащихся, направленный на достижение запланированных целей образования, то есть технологии учебного процесса.

Использование игр и игровых форм организации учебной деятельности.

Это прежде всего предпосылка отхода от авторитарных методов обучения. Игры способствуют психологической раскрепощенности на уроках. Использование игровых форм позволяет повысить интерес к предмету.

Виды игровых форм:

1). короткие игры (для усвоения конкретного правила, отработка навыка и т.д.)

2). игровые оболочки (представление урока в виде целостной игры)

3). длительные развивающие игры (подготовка проекта, дня самоуправления, передачи и др.).

Деловая игра – решает серьезные задачи, но в игровой форме, что позволяет обучаемым эмоционально раскрепоститься, проявить творчество (например, разыгрывание ролей, обсуждение конфликтных ситуаций, имитация профессиональной деятельности и т.д.).

Технологии обучения как способы конструирования учебной информации.

Необходимо научиться приемам реконструирования учебной информации и приемов преподавания.

Технологический подход – традиционное обучение на основе преобладающей репродуктивной деятельности.

Поисковый подход – на основе продуктивной деятельности. Цель: развить у учащихся возможности самостоятельно осваивать новый материал (4 вида усвоения: репродуктивный, аморитмический (применение усвоенного ранее по решению), эвристический (решение нетиповых заданий), творческий).

Дифференцированное обучение – целенаправленное воздействие на группы учащихся.

Информационные технологии – использование в образовании компьютерных программ.

Достоинства: дозировать материал, активная самостоятельность, постоянный контроль, индивидуальный темп, возможность использовать технические средства. Использование всего этого вовсе не означает, что объяснительно-иллюстрированные методы, фронтальные работы с учащимися изгоняются с урока.

Педагогические технологии.

     Технологии педагогической диагностики и контроля:

- предварительный контроль (выявление уровня знаний)

- текущий и промежуточный контроль

- итоговый контроль

- компьютерный контроль (тесты).

     Технология воспитания - это не формализм обезличивающий и обездушивающий воспитание. Современные технологии воспитания осуществляют комплексный подход. Общие признаки технологии воспитания:

- деятельностный подход (включение в деятельность, которая формирует личность)

- определение изначального уровня сформированности определенных качеств

- переход к самосовершенствованию (программа личностного самоусовершенствования).

     Технология педагогического требования – вовлечение воспитанника в необходимую для него развивающую деятельность.

Что обеспечивает успех?

- требование должно быть доведено до конца

- больше позитива в требованиях и меньше постоянных запретов

- требование должно быть инструктивным, т.е. с некоторой инструкцией

- требование должно быть доступно

- мажорный характер требований с верой в ученика

- признавать право ученика на индивидуальность, неповторимость, особенность и т.д.

Педагогическое мастерство.

     Овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу при условии целенаправленной работы над собой. Педагогическое мастерство – это сплав личностных и профессиональных качеств. Педагогическое мастерство умеет анализировать складывающиеся педагогические ситуации.

Технологии педагогической коррекции.

     Коррекция – выправление деформированных или отсутствующих психологических функций, устранение отставания, отклонений в развитии, нарушений. Раннее выявление отклонений в развитии- главное условие.

     Здоровьесберегающие педагогические технологии:

- опережающее обучение

- уровневая дифференциация

- подача материала крупными блоками

- отслеживание соответствующих норм домашнего задания в соответствии с требованиями

- лего-технологии

- обеспечение психологической поддержки обучающихся

- использование учебных тренингов для укрепления памяти и отработки навыков.

Технологии реабилитации средствами искусства.

     Исправление недостатков личности и даже лечение с помощью искусства – новое направление. Какие цели достигаются:

- социально приемлемый выход агрессивности и других негативных чувств

- интерпретация мышления при выполнении продуктов художественного творчества

- выражение чувств, которые ранее подавлялись

- внимания учащихся на ощущениях и чувствах

- развитие творческих способностей и повышение самооценки.

     Использование цвета и танц.терапии отражает личностные особенности ребенка. Танцы – средство бессловесного общения, разрядки эмоционального напряжения.

     Недостатки традиционного обучения:

- усредненный общий темп изучения материала

- единый усредненный объем усвояемых знаний

- большой удельный вес знаний, получаемых в готовом виде

- преобладание словесных методов

- затрудненность самостоятельной работы

- преобладание нагрузки на память.

     Современные педагогические технологии направлены на устранение этих недостатков.

Учитель математики

высшей квалификационной категории

ГБОУ Школа № 1502 при МЭИ

Матвеева Ю. И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная технология – технология мотивации к изучению иностранного языка, технология развития креативности учащихся

Обмен опытом работы по данной технологии. Сообщение было сделано на методическом совете школы с представлением результатов проектной работы.  Таковыми стали составленные схемы маршрутов британски...

Учитель технологии Лазарева Т.С. ГБОУ СОШ 629 Планирование по технологии 6 класс. Учебник «Технология» для учащихся 6 кл. общеобразовательных учреждений. Под

Кулинария (12 часов) 6 класс.1Знать о необходимости и ценности витаминов и минеральных солей для организма человека.2 Знать необходимые злаки и крупы получаемые из них.3 Уметь перебирать крупы и...

самоподготовка для воспитанников коррекционной школы VIII вида 6 класса с использованием современных педагогических технологий (информационные технологии, технология проблемного обучения, технология сотрудничества, игровые технологии)

повысить интерес к выполнению домашнего заданияКоррекционно-образовательные задачи:- активизировать мыслительную, речевую деятельность учащихся      путём выполнения заданий т...

Конспект урока по русскому языку в 5 классе разработан в соответствии с требованиями ФГОС с использованием современных образовательных технологий (технология проблемного обучения, технология групповой деятельности, здоровьесберегающие технологии, информац

Цель урока: познакомить учащихся с творчеством русского художника, развивать образное мышление, речь, зрительную память, умение анализировать свои впечатления; побуждать интерес к изобразительному иск...