Уроки математики
презентация к уроку по математике (5 класс)

Шкилева Ирина Ивановна

Действия с рациональными числами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deystviya_s_ratsionalnymi_chislami.rar1.88 МБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Атемарская средняя общеобразовательная школа»

Интегрированный урок

математики и географии.

 6 класс

Урок – путешествие

по озеру Байкал.

Тема: «Действия с рациональными числами».

Подготовила:

учитель математики

Шкилёва И.И.

с. Атемар 2006г.

Тема. «Действия с рациональными числами».

 Цель.  

  • Закрепление действий с рациональными числами.
  • Развитие познавательных интересов.
  • Знакомство с озером Байкал, его флорой и фауной.                         

Оборудование. 

  • Выставка книг об озере Байкал (статьи, фотографии, иллюстрации).    
  • Выставка рисунков  «Чудо – озеро».
  • Конверт с раздаточным материалом.
  • Магнитофон.

Организационный период:  

1) подготовка выставки книг;

2) классный час «Чудо – озеро»;

3) оформление выставки рисунков.

       По ходу всего урока вместе с учителем урок ведут консультанты. Это дети, заранее подготовившие интересные мини рассказы об озере, содержание которых связано с текстом решаемых упражнений.

На парте у каждого ученика лежит конверт с раздаточным материалом, в котором находится всё необходимое для решения задач.

       

Ход урока.

  1. Организационный момент.

         Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня на уроке у нас гости. И мне бы хотелось, чтобы у нас в гостях им было хорошо. А это зависит от нас вами. Я надеюсь, что вы сделаете всё, чтобы гости ушли от нас с хорошими впечатлениями!

Тема нашего урока: «Действия с рациональными числами». (Слайд № 1)

Задачи урока: На этом уроке мы закрепим при выполнении упражнений действия с рациональными числами, познакомимся с историческими сведениями, связанными с озером Байкал.

                       (Слайд № 2)

А сейчас откройте рабочие тетради и запишите число и тему урока.

  1. Актуализация знаний.

Давайте повторим правила вычисления чисел с разными знаками и действия с десятичными и обыкновенными дробями:

  • Какое число называется рациональным?
  • Какие действия выполняются с рациональными числами?
  • Сложение и вычитание рациональных чисел.
  • Умножение и деление рациональных чисел.

  1. Ознакомление с природными особенностями озера Байкал.

         (Звучит песня «Славное море, священный Байкал»)

(Слайд № 3, пока выступают учитель географии и консультанты, на экране листается фотоальбом)

Учитель географии:

Сегодня на уроке мы познакомимся с озером Байкал, с его флорой и фауной. 

Озеру Байкал 25 млн. лет и образовалось оно в результате землетрясения. Оно содержит 20% мировых запасов пресной воды. На Байкале водится уникальное животное – нерпа, а её детёныша называют  хубунок. Чистоту Байкала поддерживает микроскопическое животное длиною 1мм. -  эпишура. В нём водится уникальная рыбка голомянка, длина которой 15 см, целиком состоящая из жира. Этой рыбкой питается нерпа. Глядя сквозь неё, можно читать газету.

Учитель математики:

Много экспедиций до сих пор изучают Байкал, настолько он таинственен и загадочен. Мы тоже продолжим знакомство с уникальным озером – морем и одновременно повторим правила действий с рациональными числами.

Консультант 1.  

(Фрагмент из книги «Байкальская сторона»).

…Посмотрел господь: неласковая вышла земля, как бы не стала на него обижаться. И, чтобы не держала на него обиды, взял и вымахнул ей не какую-нибудь подстилку для ног, а саму меру щедрот своих, которой мерил, чему сколько быть от него. Упала мера и превратилась в Байкал.

Консультант 2.    

Это единственное в мире море – озеро, которое полностью покрывается льдом. Если прислушаться стоя на льду, то можно услышать, как гудит и стонет Байкал. Лед такой прозрачный, что с берега можно сквозь него увидеть дно Байкала на глубине 3 – 4 м, а на воде – на  глубине 12 – 40 м.  

4) Выполнение упражнений.

Работа в тетрадях.

Задача №1.   (Слайд № 4)

Толщина льда, чтобы по нему мог ходить человек, должна быть не менее 5 см, а чтобы ездить на санях – 15-20 см.

Какой толщины должен быть лед, чтобы по нему   мог ехать автотранспорт?

Выполни вычисления с помощью блок-схемы:

                                         

                                             

Ответ:    35 см.

Консультант 1.    

При толщине льда, равной 35 см, по Байкалу начинают прокладывать автотрассу, связывающую его правый берег с левым. Заметим, что при больших морозах Байкал может промерзнуть от 1,3 до   2,5 м.

Консультант 2. 

Есть на Байкале участок воды, который никогда не замерзает, это полынья длиной 3 –5 км. Она существует благодаря большой скорости течения. Здесь зимуют 8 – 12 тысяч водоплавающих птиц.

 Учитель математики: Как называется это место, ты узнаешь,  решив примеры. Под правильным ответом «спрятана» буква, входящая в название.

Задача №2.  (Слайд № 5)

Первое слово:

1) -2,5 + 2;                   4) 3/4 - 7/4;                       7) –5/9 : (-5/27);

2) 3,5 - 4,5;                  5) 3/2 ∙ ( -2/9 );                  8) –4,7 : 0;

3) –4,5 ∙ (-2);               6) 4 : ( -2/3);                      9) -11:10;

Второе слово:

10) –3  ½ + 6 ½;           12)  -1/8 + 9,125;              14) -4/3 ∙ 1/4;

11) –0,125 ∙  8;              13)  -3 ¼ + 0,25;              15) 2 ½ - 4,5;

-0,5

-1

9

-1/3

-6

3

нельзя

-1,1

-3

-2

ш

а

м

н

с

к

и

й

е

ь

     Консультант 1.   

Весной сотни рек и речушек несут свои воды в Байкал.

Более 100 лет назад, в 1886 году, Ян Черский привел число рек, несущих свои воды в Байкал. Однако, благодаря постоянно работающим экспедициям, это число было уточнено и оказалось, что их не 336, а ….

Задача №3. (Слайд № 6)

Сколько рек впадает в Байкал, узнает тот, кто правильно выполнит следующие действия:

                                           (( -8 + 3 ½) + (-3,42 – 5,68))  ∙ (-40).

Ответ.  544.

Консультант 2.  

Это число назвал Бояркин в1964 г. Из них 6 рек крупных, 117 - свыше 10 км; 40 -до 8 км; 84 - до 6 км; 132 - до 4 км; 142 - до 2 км. Со стороны восточного берега в Байкал впадает 324 реки, а с западного 220 рек. Водобассейн озера составляет 540 034 кв. км. Реки ежедневно приносят в Байкал 60 куб. км. воды, примерно столько же приносит Ангара.

Консультант 3.   

На протяжении многих веков Байкал славится своими рыбными запасами.

Задача № 4.  (Слайд № 7)

 Учитель математики: Вид очень ценной рыбы, которая водится в Байкале, вы узнаете, разгадав кроссворд.

                                                         

Вопросы:

  1. Она бывает десятичной и обыкновенной.
  2.  Число, стоящее над дробной чертой.
  3.  Один из компонентов деления.
  4.  Число, стоящее под дробной чертой.
  5.  Число, при котором данное равенство принимает верное значение.

Консультант 1.   

Длина осетра достигает 1-2 м, а вес 20 кг. Осетровые относятся к пресной деликатесной рыбе. В 1823 г. его улов составлял 1000 пудов.

1 пуд =16 кг 400г;

В 1000 пудах  16 400 кг.

Консультант 2.

Рыбу для продажи перевозили живой. Но с помощью какого приспособления в свежем виде доставляли осетров в Иркутск, вы узнаете, решив следующую задачу.

Задача № 6. (Слайд № 8)  Работа устно.

                                                                                           

                 у                    а                    к                    н                   к

         

  1. К -2/3 прибавь заданные дробные числа.
  2. Расположи результаты в порядке возрастания.
  3. Из заданных букв составьте слово.

Ответ.   Кукан.

Консультант 2.   

Специально свитую пеньковую веревку длиной 2 сажени продергивали через специальную железную трубку, вбитую в хрящевую часть носа рыбы. Образовывался поводок петля. Осетров вылавливали, продергивали куканы и оставляли живыми в воде, привязывая к специальному столбу. Рыба, оставаясь живой, плыла за лодкой. Затем на подводу стелили мох, обливали его водой, укладывали рыбу, сверху опять мох. На половине пути рыбу сгружали, помещали опять в воду, давали отдохнуть. На следующий день опять грузили на подводы и везли в Иркутск уже по Ангаре, сохраняя живой.

    5) Работа с учебником.

Откройте, пожалуйста, учебник на странице 215 и выполните №………….

    6) Домашнее задание (находится в конверте на карточках)

            (Слайд №9)

а)  Учитель математики: Много интересного хранит в себе Байкал. Решив задачи 7-9 дома, вы узнаете:

  1. Сколько островов на Байкале?
  2. Найдете площадь самого большого острова Ольхон.
  3. С какой скоростью дует ветер Сарма, который может сорвать крыши домов и сбросить скот с берега в Байкал?

На эти вопросы мы ответим на следующем уроке.

б) страница 213, пункт 37.

Консультант 1.

Самым большим островом является Ольхон. Это – остров-заповедник, где много пещер с наскальными рисунками, с разнообразной флорой и фауной. Въезд туда платный.

Консультант 2.

На Байкале ветры имеют много названий. Это Верховик, Баргузин, Култук, Ангара, но есть еще один ветер, название которого Сарма. Этот ветер образуется в Сарминском ущелье, в районе поселка Сарма. Были случаи, когда он срывал с домов крыши, сбрасывал скот с берега в Байкал.

Учитель географии:

Байкал – красивейшее озеро мира! Гордость и богатство нашей страны, жемчужина природы Сибири. «Голубыми глазами» земли называют озера, они всегда желанны на суши. Как у реки, дерева, человека у озера есть свой срок жизни: оно рождается, достигает зрелости и умирает. Люди должны помнить об этом, и заботится, о них как о живых - продлевая их жизнь, об этом вы должны помнить и сейчас, и когда станете взрослыми. Ведь у каждого в жизни «будет свой Байкал».

7) Подведение итогов урока. Если останется время, то можно показать фотоальбом (Слайд № 10).


ПРИЛОЖЕНИЕ

Задача №2.  Подпишите соответствующую букву

Первое слово:

1) -2,5 + 2=                   4) 3/4 - 7/4=                      7) –5/9 : (-5/27)=

2) 3,5 - 4,5=                  5) 3/2 ∙ ( -2/9 )=                 8) –4,7 : 0=

3) –4,5 ∙ (-2)=               6) 4 : ( -2/3)=                      9) -11:10=

Второе слово:

10) –3  ½ + 6 ½ =         12)  -1/8 + 9,125=             14) -4/3 ∙ ¼=

11) –0,125 ∙  8=            13)  -3 ¼ + 0,25=              15) 2 ½ - 4,5=

Задача № 4.                           Заполните  кроссворд.                           

Задача № 6. Подставьте вместо точек число, расположите их в порядке возрастания.

  1. …….= у
  2. …….= а
  3. …….= к
  4. ………= н
  5. ………= к

Домашнее задание:

а) Задача № 7. 

Выполнить следующие вычисления, и вы узнаете, сколько островов на Байкале.

                                          (2/7 – 3/9)  ∙ (2,5 – 12  ½) : 1/63 =                            

Задача № 8. 

Протяженность острова Ольхон 70   верст - длина, 11 верст – ширина.

Одна верста приблизительно равна 1,06 км.

Чему равна площадь острова? (в км2.)

Задача № 9.

Скорость ветра, который срывает крыши с домов и сбрасывает скот с берега в Байкал, вы узнаете, если сложите все ответы, и из суммы вычтите 13.

  1. 3,8 : 0,2 ;
  2. 2,5 :;
  3. (4,7 + 4  3/10 )  ∙ 2;
  4. 21,1 – 2,84 : 0,4 ;
  5. 4,6 –.

б) Страница 213, пункт 37.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на республиканской конференции учителей математики "Создание математической сказки на уроках математики" с презентацией урока

Выступление на республиканской конференции учителей матетатики из опыта работы над созданием математической сказки на уроках математики....

Интегрированный урок (математика=физика) "Физический смысл производной на уроках математики"

На данном уроке показано применение производной при решении различных физических задач, при этом  используется таблица,  показывающая связь между формулами производных и соответствую...

Интегрированный урок математики и биологии в 7-х классах "За здоровьем и экологией на урок математики".

Интегрированный урок проводится с учителями биологии, технологии с учётом всех требований ФГОС....

Презентация интегрированного урока математики в 7-х классах "За здоровьем и экологией на урок математики".

Презентация к уроку с физминуткой, упражнением для глаз, разбита на четыре файла: 1- 5 слайды, 6- 10 слайды, 11- 34 слайды, 35- 36 слайды....

план- конспект урока математики в 5 классе. Тема урока:: " Урок решения задач" Учебник: Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.и др.,

Урок содержит различные задачи практического содержания. Конспект составлен с использованием игровых технологий.. Основные этапы урока: нетрадиционный устный счет, кроссворд, задачи по комбинаторике....

Конспект урока, технологическая карта урока и презентация урока математики по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей" в 5 классе по учебнику Виленкина Математика -5

В рамках школьного фестиваля уроков по системно-деятельностному подходу я провела урок с презентацией по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей". На уроке были использованы базовые листы контрол...