Уроки математики.
план-конспект урока по математике (10 класс)

Курносова Татьяна Анатольевна

Предварительный просмотр:

Тема: «Доли. Обыкновенные дроби»

Цели:

  • научиться определять числитель и знаменатель дроби, что показывает числитель и знаменатель дроби;
  • понимать, что такое доля, половина, треть и четверть;
  • уметь записывать дроби.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, геометрические фигуры из цветного картона, ножницы.

Ход урока

Тем, кто учит математику
Тем, кто учит математике,
Тем, кто любит математику,
Тем, кто еще не знает,
Что может полюбить математику
Наш урок посвящается!

I. Введение.

Учитель: Самый первый вопрос, который изучается в курсе математики 5 класса - это натуральные числа. Ребята! Помогите мне! Скажите, какие числа называются натуральными?

А ведь с древних времен людям приходилось не только считать предметы (для чего требовались натуральные числа), но и измерять длину, время, площадь, вести расчеты за купленные товары. Не всегда результат измерения или стоимость товара удавалось выразить натуральным числом. Приходилось учитывать и части, доли меры. Так появились дроби.

В русском языке слово «дробь» появилось в 8 веке, оно происходит от глагола «дробить» - разбивать, ломать на части.

Ребята! Подумайте и отгадайте тему сегодняшнего урока!

(Тема урока: «Доли. Обыкновенные дроби»).

В первых учебниках математики (в XVII веке) дроби так и назывались - «ломаные числа» Современное обозначение дробей берет свое начало в Древней Индии. Долгое время дроби считались самым трудным разделом математики. У немцев даже сложилась поговорка “попасть в дроби”, что означает “попасть в трудное положение”.

Но сегодня мы с вами на уроке докажем, что дроби не смогут нас поставить в трудное положение.

Вы согласны со мной? Тогда внимание на экран!

II. Проектор: 1-18 слайд презентации «Доли. Обыкновенные дроби».

III. Игра «Доли».

IV. Работа с ножницами. У каждого из учащихся на столе квадрат из картона со стороной 4 см. Задание: разрезать квадрат на четыре равные доли любым способом.

рис.1

1

2

3

Вопросы к учащимся:

а) Покажите четверть квадрата;

б) Покажите 3/4 квадрата;

в) Покажите половину квадрата.

V. Домашнее задание: Сделать цветную аппликацию из долей квадратов, разрезанных на части тремя различными способами.

VI. Математический диктант. Запишите в виде обыкновенной дроби:

а) три шестых;

б) одна треть;

в) половина;

г) три четверти;

д) семь десятых;

е) одиннадцать сотых;

ж) одиннадцать сорок восьмых.

(Поменялись тетрадями со своим соседом и выполнили проверку):

Все правильно – «5»

Одна ошибка – «4»

Две ошибки – «3»

VII. Физкультминутка.

Учитель Учащиеся

Руки - (на месте)

Ноги - (на месте)

Локти - (у края)

Спина - (прямая)

VIII. Актуализация полученных знаний. (Самостоятельная работа).

Учитель: А сейчас, ребята, решая задачи, мы поиграем в «Поле чудес». Верному ответу соответствует нужная буква, в результате получится слово.

  1. Торт разрезан на 9 кусков. Оля съела 2 из них. Какую часть торта съела Оля? (2/9).
  2. В вазе лежат 13 фруктов, из них 5 бананов и 4 апельсина. Какую часть составляют бананы от всех фруктов? (5/13).
  3. Золушке высыпали 100 зерен пшена и 99 горошин. Какую часть от всех зерен составляют горошины? (99/199).
  4. У бабушки было 3 собаки и 5 попугаев. Ей принесли еще 2 котят. Какую часть составляют попугаи от всех домашних любимцев бабушки ?(5/10).

рис.2

(Ответ:НОТА).

Учитель: Примером фантастического применения дробей является нотная запись в музыке. Нотки бывают целые, половинные, четвертные, восьмые. Используя ноты, можно записать любое музыкальное произведение. И пусть музыка поможет нам справиться сейчас с интересным заданием.

IX. Творческое задание «Корабль».

На доску прикреплены с помощью магнитов различные геометрические фигуры из цветного картона, разрезанные на части: прямоугольники, круги, треугольник. Задание учащимся: взять необходимое количество и магнитами прикрепить на доску.

  1. Прямоугольник, разрезанный на 8 частей – взять из них 6 долей (6/8). Это корпус корабля.
  2. Прямоугольник, разрезанный на 4 части – взять из них 2 доли (2/4). Это мачта.
  3. 2 круга, разрезанные на половинки – взять из них 3 доли (3/2). Это паруса.
  4. Один целый треугольник. Это встречный парус.
  5. Правильный шестиугольник, разрезанный на 6 частей – взять 1 долю (1/6). Это флаг.
  6. Три круга, каждый из которых разрезан на 4 части – взять 3/4 от каждого круга. Это волны.

рис.3

X. Решение занимательных задач:

  1. У Маши 1 целое яблоко, 2 половинки и 4 четвертинки. Сколько у Маши яблок?
  2. Сколько концов у 1 палки? Сколько концов у 2 палок? Сколько концов у 4 палок? Сколько концов у 4 с половиной палок?
  3. У 6 друзей 7 мандаринов. Как разделить их между ребятами поровну?

ХI. Итог урока.

Учитель: И так, корабль построен! Мы отправляемся с Вами в удивительную математическую страну под названием «Обыкновенные дроби». Я желаю Вам успехов!

Список использованной литературы и источников:

  1. Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика: 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2008. – 280 с.



Предварительный просмотр:

Тема: «Обыкновенные дроби»

Цели:

  • Обобщение и систематизирование знаний учащихся по теме, обогащение знаний, установление связей между теорией и практикой.
  • Активизация познавательной деятельности, развитие вычислительных навыков и логического мышления учащихся.
  • Развитие творческих способностей, самостоятельности, организованности, выработка умения отстаивать свою позицию при выступлении.
  • Воспитание коммуникативных способностей учащихся при совместной работе, культуры умственного труда; создание на уроке доброжелательной психологической обстановки в отношениях "учитель - ученик".

Оборудование:

компьютер, проектор, презентация, индивидуальные карточки с тестовыми заданиями.

План урока

  1. Организационный момент.
  2. Мотивационная беседа.
  3. Станция "Посчитай-ка".
  4. Станция "Наблюдательная".
  5. Станция "Спортивная".
  6. Станция "Соображай-ка".
  7. Станция "Переезд".
  8. Станция "Конечная".
  9. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель:

Здравствуйте! Давайте создадим хорошее настроение, улыбнемся друг другу. Улыбнулись! Садитесь. (Слайд 1)

Мотивационная беседа.

Как вы думаете, зачем надо изучать математику? Ответ на этот вопрос вы найдете, если узнаете, что означает в переводе с греческого слово "математика". "Математика" - знание, наука. Именно поэтому, если человек был сведущ в математике, то это всегда означало высшую степень учености. А умение правильно видеть и слышать - первый шаг к мудрости. Хочется, чтобы сегодня все ученики нашего класса показали, насколько они мудры и насколько сведущие люди в математике.

Сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы с вами отправимся в путешествие на математическом поезде в сказочную страну "Дроби". (Слайд 2,3)

2. Тема нашего урока "Обыкновенные дроби".

Цель урока: повторить и обобщить изученный материал по данной теме, закрепить правила действий с дробями, развивать логическое мышление, прививать интерес к математике. (Слайд 4,5)

На протяжении многих уроков мы с вами учились выполнять действия с дробями. На уроке вы должны показать свое умение решать задачи, уравнения, умение считать. Нам понадобятся ваши знания и внимательность. Отправляясь в путешествие в страну "Дроби", мы с вами побываем на станциях "Наблюдательная", "Соображай-ка", "Спортивная", "Переезд", "Конечная", где мы закончим свое путешествие.

- Перед тем как отправиться в путешествие несколько минут на сборы. Проведем разминку "Сосчитай-ка".(слайд 6,7)

Вычислить:

http://festival.1september.ru/articles/569068/Image7691.gif; http://festival.1september.ru/articles/569068/Image7692.gif; http://festival.1september.ru/articles/569068/Image7693.gif; http://festival.1september.ru/articles/569068/Image7694.gif;http://festival.1september.ru/articles/569068/Image7695.gif; http://festival.1september.ru/articles/569068/Image7696.gif; http://festival.1september.ru/articles/569068/Image7697.gif; http://festival.1september.ru/articles/569068/Image7698.gif; http://festival.1september.ru/articles/569068/Image7699.gif

Итак, мы успешно справились с заданием и можем отправляться в путешествие. За время путешествия выявим самых активных пассажиров.

Перед посадкой в поезд нужно купить билеты. Билет считается купленным, если вы на станции "Наблюдательная" ответите на заданные вопросы.

Графический диктант (Слайд 8)

(Учитель зачитывает математическое предложение, если учащиеся с ним согласны, то ставят О, а если нет, то /\. Взаимопроверка, выставление оценки в оценочный лист.)

Чтобы сложить две дроби с разными знаменателями, нужно сложить их числители и знаменатели.

При вычитании дробей с одинаковыми знаменателями из числителя уменьшаемого вычитается числитель вычитаемого, а знаменатель остаётся прежним.

Дробь http://festival.1september.ru/articles/569068/Image7706.gif- неправильная.

Дробь http://festival.1september.ru/articles/569068/Image7707.gifравна 1.

При сравнении дробей с одинаковыми числителями дробь больше та, у которой меньше знаменатель.

Ключ для проверки (/\0/\00) (Слайд 9 )

"Проверка билетов

 (Слайд 10)

Билеты куплены. Поезд движется. Следующая станция не близко, и пассажиры коротают время пути за выполнением тестовых заданий. Все задания выполняются на листе, и в бланке ответа записывается буква соответствующая правильному ответу.

ТЕСТ. Сложение и вычитание дробей.

3 уровня сложности заданий.

Схема ответов на тестовые задания:

(Слайд 11)

(1, 3 вариант)

Номера заданий

1

2

3

4

5

6

7

Правильные ответы

М

О

Л

О

Д

Е

Ц

(2 вариант)

Номера заданий

1

2

3

4

5

6

7

Правильные ответы

О

Т

Л

И

Ч

Н

О

Станция "Спортивная"

(Слайд12, 13).

3. Физкультминутка.

Поднимает руки класс - это раз
Повернулась голова - это два
Руки вниз - вперед смотри - это три
Руки в стороны, пошире, развернули на четыре
С силой их к плечам прижать и немного повращать - это пять
А на шесть - в ладоши хлопнуть
И на семь - ногою топнуть
А на восемь - подтянуться
И на девять - улыбнуться
Что ж заряд хороший есть?
Можно нам теперь и сесть.

Станция "Соображай-ка" (Слайд 14)

Наш поезд прибывает на станцию "Соображай-ка". (Работа в парах)

Повторить и рассказать друг другу правила умножения и деления обыкновенной дроби на натуральное число.

Устное решение задач: (Слайд 15, 16)

Костя за один день прочитал http://festival.1september.ru/articles/569068/Image7708.gifкниги. Какую часть книги прочитает Костя через 4 дня, если он читает с постоянной скоростью?

За 10 дней Кот Матроскин заготовил http://festival.1september.ru/articles/569068/Image7709.gifнеобходимого на зиму количества дров. Какую часть дров он успевает заготовить за 1 день?

Станция "Переезд" (работа в тетрадях).

Следующая станция, на которую прибывает наш поезд "Переезд". На этой станции необходимо усилить внимание. Решить задачу.

В первый день турист прошел http://festival.1september.ru/articles/569068/Image7710.gifвсего пути, а во второй день на http://festival.1september.ru/articles/569068/Image7711.gifбольше, чем в первый день. Какую часть пути прошел турист за 2 дня?

В один из дней зимних каникул мальчик http://festival.1september.ru/articles/569068/Image7712.gifчаса катался на лыжах, а на коньках наhttp://festival.1september.ru/articles/569068/Image7713.gifчаса меньше. Сколько всего времени он катался на лыжах и коньках?

Партия обуви, приобретенная предпринимателем, была продана за 3 дня. В первый день было продано http://festival.1september.ru/articles/569068/Image7714.gif, а во второй - http://festival.1september.ru/articles/569068/Image7715.gif, числа всех пар обуви. Какая часть обуви была продана в третий день?

Станция "Конечная".

Поезд прибыл на станцию "Конечная", наше путешествие закончилось.

4. Подведем итоги.

Вернёмся к поставленным в начале урока целям. (Слайд17)

  • Какие из них мы выполнили?
  • Оцените свою работу.
  • оценил свою работу на "отлично"?
  • оценил свою работу на "хорошо"?
  • считаю, что сегодня не мой день ?
  • какая станция у тебя вызвала затруднения?
  • "Посчитай-ка"
  • "Наблюдательная".
  • "Соображай-ка".
  • "Переезд".

Это просто замечательно, что среди вас нет таких ребят, которым скучно, неинтересно на уроках математики. Я очень рада, что вы уйдёте с урока с прекрасным настроением, хорошими отметками и отличными знаниями.

Домашнее задание.

№1. Вычислить:

а) http://festival.1september.ru/articles/569068/Image7716.gif, б) http://festival.1september.ru/articles/569068/Image7717.gif, в) http://festival.1september.ru/articles/569068/Image7718.gif, г) http://festival.1september.ru/articles/569068/Image7719.gif, д) http://festival.1september.ru/articles/569068/Image7720.gif, е) http://festival.1september.ru/articles/569068/Image7721.gif.

№2. Решить задачу.

В столовую завезли картошку. За первую неделю в столовой израсходовали http://festival.1september.ru/articles/569068/Image7722.gif, а за вторую http://festival.1september.ru/articles/569068/Image7723.gifвсей картошки. Какая часть картошки осталась неизрасходованной?

№3. Одна машинистка за день набирает http://festival.1september.ru/articles/569068/Image7724.gifстраниц всего романа, а другая - http://festival.1september.ru/articles/569068/Image7725.gifстраниц этого же романа. Какую часть книги наберут машинистки за 2 дня, работая одновременно?

№4. Найти значение выражения:

а) (http://festival.1september.ru/articles/569068/Image7726.gif) x 2-1, б) (http://festival.1september.ru/articles/569068/Image7727.gif) :2+1.

Вы, действительно, смогли доказать, что дроби не поставили вас в трудное положение. Уверена, трудностей не возникнет, когда на следующем уроке, вы будете решать контрольную работу по данной теме.

Вы все молодцы!
Вы все удальцы!
И пусть нагода
Любимой всегда,
Для вас математика будет! (
Слайд 19)



Предварительный просмотр:

Урок по теме: «Умножение и деление обыкновенных дробей»

Цели урока:

Ц 2: контроль усвоения теоретических знаний: а) математических понятий, определений, алгоритмов

Ц 3: применение знаний и интеллектуальных умений при решении математических и учебных задач

Ц 4: развитие коммуникативных умений через: включение в групповую работу; взаимопомощь, рецензирование ответов; организацию взаимоконтроля и взаимопроверки на всех этапах УПД.

 

Ход урока

I. Организационный момент.

Кто ничего не замечает,

Тот ничего не изучает.

Кто ничего не изучает,

Тот вечно хнычет и скучает.

- А нам с вами сегодня скучать не придется.

Учредитель сегодня нашего урока Коммерческий математический банк. Банк пускает в обращение ассигнации – «доллар». Конвертируемая валюта – «правильный ответ».

II. Лотерея.

        Учащиеся выбирают номер вопроса и отвечают на соответствующий вопрос. За правильный ответ учитель выдает ученику 1 «доллар».

Вопросы лотереи.

  1. Расскажите, как умножить дробь на натуральное число?

  2. Расскажите, как выполнить умножение двух дробей.

  3.  Расскажите, как выполнить умножение смешанных чисел.

  4.  Какими свойствами обладает действие умножения дробей?

  5. Запишите свойства нуля и единицы при умножении.

  6. Сформулируйте правило нахождения дроби от числа.

  7. Расскажите, как можно умножить смешанное число на натуральное.

  8. Какие числа называют взаимно обратными?

  9. Сформулируйте правило деления дробей.

  10. Как выполняется деление смешанных чисел?

  11. Сформулируйте правило нахождения числа по данному значению его дроби.

  12. Какое выражение называют дробным?

Ответы:

  1. Чтобы умножить дробь на натуральное число, надо ее числитель умножить на это число, а знаменатель оставить без изменения.

  2. Чтобы умножить дробь на дробь: 1) найти произведение числителей и произведение знаменателей этих дробей; 2) первое произведение записать числителем, а второе – знаменателем.

  3. Для того чтобы выполнить умножение смешанных чисел, надо их записать в виде неправильной дроби, а затем воспользоваться правилом умножения дробей.

  4. Умножение дробей обладает переместительным и сочетательным свойствами.

  5. а· 0 =0· а = 0;        а ·1=1· а = а

  6. Чтобы найти дробь от числа, нужно умножить число на эту дробь.

  7. Чтобы умножить смешанное число на натуральное число, можно: 1) умножить целую часть на натуральное число; 2) умножить дробную часть на это натуральное число; 3) сложить полученные результаты.

  8. Два числа, произведение которых равно 1, называют взаимно обратными.

  9. Чтобы разделить одну дробь на другую, надо делимое умножить на число, обратное делителю.

  10. При делении смешанных чисел: 1) представить смешанные числа  в виде неправильных дробей; 2) применить правило деление дробей

  11. Чтобы найти число по данному значению его дроби, надо это значение разделить на дробь.

  12. Частное двух чисел или выражений, в котором знак деления обозначен чертой, называют дробным выражением.

III. « Умная мысль».

Учащиеся должны кто быстрее и правильнее закончит фразу, начатую учителем. Курс правильного ответа повысился – 2 доллара.

  1. . Чтобы умножить 3/5 на 2/3 – нужно…                        (3*2/5*3 = 6/15)

  2. Число обратное натуральному – это дробь… (числитель которой равен 1, а знаменатель – само натуральное число).

  3. Чтобы разделить 3/5 на 9/10 - нужно…                         (3/5  · 10/9 = 2/3)

  4. На нуль …                                                        (делить нельзя)

  5. Чтобы найти число, зная что 20% его равны 60, нужно…    (60: 20/100 = 300)

  6. Чтобы найти 3/4 от 12 нужно…                                 (12 ·  3/4 = 9)

IV. «Ипподром»

Учащимся предлагаются задания, выполняемые устно, и три варианта ответов, из которых учащиеся выбирают правильный и делают ставки на номер этого ответа. За правильное выполнение каждого задания учитель увеличивает количество «долларов», поставленных учеником, в два раза.

1.  Вычисли:

3/8 · 2                 (3/4;  3/16;   5/8)                         11/12 ·  8/9         (44/ 57; 1  5/22;  22/27)        

1/2 : 3/5         (5/2;  5/6;        6/5)                        4/7: 1/3         (12/7;        4/21;        13/14)

5/11 : 1/6         ( 5/66; 66/5; 2 8/11)                        3/10 : 2/3        (9/21;        0,45;        6/13)

2. Решите уравнение.

1/8 х = 1        (1/8; 8;  1/4)                        2/3у = 1        (2/3;        4/5;        1,5)

1  3/5 а = 1  (1 3/8; 5/8; 1/8)                        0,5у = 1        (4, 1/4;  2)        

3. Найдите

7/8 от 64                        (56;        1/56;         1,56)

0,2 от 0,8                        (0,4;        1,6    0,16;)

30% от 50                        (150;         15;         1,5)

4. Найди число.

4/5 которого равны 16.                (24;        20;        24/5)        

2/3 которого равны 1,8.                (2,7;        0,27;        1,2)

3/4  которого равны 15.                (30,         20;        15)

2% которого равны 4.                 (100;        200;        50)

8% которого равны 32.                (400;        30;        80)

120% которого равны 240.                (12;        200;        340)

V. «Олимпиада»

Учащимся предлагаются задачи по вариантам за правильный ответ – 5 «долларов».

I вариант

1. Первая автомашина за 5/6 часа проехала 60 км, вторая за 2/3 часа проехала 54 км. Скорость какой автомашины больше?

Решение.

1) 60 : 5/6 = 72 км/ч – скорость 1 автомашины

2) 54 : 2/3 = 81 км/ч – скорость 2 автомашины

Ответ: скорость второй автомашины больше, чем первой.

2. Цена книги снизилась с 2,5 р. до 2,3 р. На сколько процентов снизилась цена книги?

Решение.

1) 2,5 – 2,3 =0,2 (р) – разница

2) 0,2 : 2,5 = 0,08= 8%

Ответ: на 8%.

VI. Домашняя работа: повторить п. 19; № 714, 719, 721.

VII. Рефлексия

-Чему научились?

- Оцените свои знания по таблице:

Знаю:

Сомневаюсь:

Не знаю:

В труде умноженье поможет.

Чтоб дельной работа была,

Стократ трудолюбье умножим-

Умножатся наши дела.

-Спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет:  Математика

Класс:  10.

Автор: учитель математики  Курносова Татьяна Анатольевна

УМК: Ш.А.Алимов, Ю.М.Колягин и др.

Тема урока: "Взаимно обратные функции."

Вид урока: Комбинированный.

Тип урока  Урок изучения нового материала.

Цели:

 Предметные: познакомиться с понятием обратимой функции;  научиться распознавать обратимые функции, записывать обратные функции; строить графики взаимно обратных функций.

Личностные:  проявлять интерес к изучению темы и желание применить приобретённые знания и умения, развивать умение анализировать, сравнивать и делать выводы,  развивать устную речь, формировать способность к позитивному сотрудничеству.

Метапредметные: формировать умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации, в окружающей жизни.

Планируемые  результаты

Учащийся научится распознавать обратимые функции,  записывать формулы обратных функций, находить область определения и область значений функции, строить графики взаимно обратных функций.

Основные  понятия: обратимая функция, обратная функция, область определения функции, область значений функции, график функции, симметрия.

Используемые технологии:

Информационно-коммуникационные.

Технология уровневой дифференциации.

Технология проблемного обучения.

Здоровьесберегающие технологии.

Используемые методы:

Объяснительно-иллюстративный и частично-поисковый.

Дискуссия.

Контроль, самоконтроль, взаимопроверка.

Рефлексивные методы.

Ход урока.

1. Организационная часть урока.

Здравствуйте, ребята.

Сегодня на уроке мы продолжим работу над известным вам алгебраическим понятием функция, узнаем немного нового, связанного с этим понятием.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Организационный.

Приветствую учащихся.

Настраиваются на работу.

Ставят перед собой цель: «Что я хочу узнать сегодня на уроке»

Концентрируют внимание.

Планируют учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками

Получают позитивный заряд

Самоопределяются  и настраиваются на урок

2. Актуализация знаний.

Напомните мне:

- Что такое функция?

- Способы задания функции.

Рассмотрим функцию заданную формулой:

 

 Ответьте на следующие вопросы.

- Найдите область определения функции.

- Найдите область значений функции.

- Найти значение функции при х = 4

- Найти значений аргумента при у = 23

(на доске: подстановка или выражение переменной)

Сколько таких значений?

Ответьте на следующие вопросы.

- Найдите область определения функции.

- Найдите область значений функции.

- Найти значение функции при х = 4

-  Найти значений аргумента при  у = 99

(на доске: подстановка или выражение переменной)

Сколько таких значений.

Как можно назвать операцию, позволяющую ответить на последний вопрос?

Можно ли выполнить обратную операцию по формуле?

Что для этого нужно сделать?

Всегда ли обратная операция имеет единственное решение?

Можно ли обратную операцию назвать функциональной зависимостью? Почему?

Рассмотрим графические иллюстрации некоторых функций.

C:\Users\Пользователь\Desktop\Открытый урок\48 - копия.jpg

Каждое свое значение функция принимает  в единственной точке области определения. (не в единственной точке области определения.

Нас на уроке будут интересовать функции первого вида.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Актуализация знаний

Организую повторение

Повторяют определение функции.

Способы задания функции.

Найти значение функции по заданному значению аргумента.

Найти значение аргумента по заданному значению функции.

Анализируя  и сравнивая предлагаемые задания, извлекают необходимую информацию для построения математического высказывания

Выполняют задания

Выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, используют чужие высказывания для обоснования своего суждения

Закрепляют умение находить значения функции по формуле, по графику и обратно, находить значение аргумента при заданном значении функции.

Выполняют тренировочное учебное действие

3. Создание проблемной ситуации.

Рассмотрим ещё один пример из физики:

1) Зависимость скорости движения тела, брошенного вертикально вверх от времени движения записывается формулой:        

2) Выразите из этой формулы переменную t.    

Что выражает эта формула?

Можно ли эту зависимость назвать функцией?

Почему?

Как можно назвать операцию нахождения времени от скорости по отношению к операции нахождения скорости от времени?

(обратной)

"А роза упала на лапу Азора"

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Создание проблемной ситуации

Организую обсуждение «Можно ли сравнить ….? Что для Вас значит сравнить?»

Подвожу к понятию сравнения дробей

Построение логической цепи рассуждений и выдвижение гипотез и их обоснование

Анализируя и сравнивая выбираемые задания, извлекают необходимую информацию для введения нового понятия. Составляют план достижения цели и определяют средства

Отвечают на задаваемые вопросы  в процессе обсуждения, сотрудничают в поиске и выборе информации

Выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, аргументируют свое мнение

Участвуют в диалоге и выводят правило сравнения обыкновенных дробей

При возникновении ситуации затруднения регулируют ход мысли

4. Формулировка темы и цели урока.

Рассмотренные операции можно назвать обратными, а ещё лучше взаимно обратными. А так как эти записи можно назвать функциями, то какова же тема нашего урока?

"Взаимно обратные функции".

А цели таковы:

Познакомиться с понятием обратимой функции.

Распознавать обратимые функции.

Научиться находить для обратимой функции обратную.

Повторить нахождение области определения и области значений функции и обратной ей функции.

Научиться строить графики взаимно обратных функций.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Формирование проблемы: тема и цель урока

Вывожу на формулировку темы и  целей урока. Четко проговариваю тему и цель урока.

Приводят примеры сравнения дробей

Анализируя и сравнивая приводимые примеры, извлекают необходимую информацию для подведения под новое понятие, формулируют понятие обратимой функции, обратной функции

Выходят на необходимость формулирования признаков обратимости функции

Выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, аргументируют свое мнение

Участвуют в диалоге и учатся приводить примеры

В ситуации затруднения регулируют ход мыслей

5. Открытие новых знаний.

Найдите в учебнике определение обратимой функции. Прочитайте.

Опр. Если функция f(x) принимает каждое своё значение только при одном значении х, то эту функцию называют обратимой

Рассмотрим примеры:

Являются ли функции обратимыми?

Открытие нового знания

Организую работу с учебником, путем подводящего диалога побуждаю учащих к формулированию признака обратимости функции

Учатся применять ранее изученные свойства функции   в процессе открытия нового знания

Выделяют необходимую информацию, планируют свою деятельность, прогнозируют результат

Работают в парах с учениками и учатся сотрудничать с учителем во время фронтальной работы класса

Планируют сотрудничество с одноклассниками и учителем

Вступают в диалог во время парной работы

В ситуации затруднения регулируют свою деятельность

        Пусть  функция у = f(x) - обратимая.  Тогда каждому у из множества значений функции соответствует единственное значение х из области её определения, такое, что f(x) = у. Это соответствие определяет функцию х от у, которую обозначим  x=g(y). В этой записи в соответствии с принятыми обозначениями поменяем местами х и у. Получим  y = g(x).

Функцию y=g(x) называют обратной к функции у = f(x).

6. Первичное применение нового знания.

1.Цифровой диктант: является ли функция обратимой? (если "да" - 1, если "нет"- 0.)

(Самопроверка.  Ответ: 101101.)

Из определения обратной функции следует, что область определения обратной функции совпадает со множеством значений исходной функции, а множество значений обратной функции совпадает с областью определения исходной функции.

D(g)=E(f)   и   E(g)=D(f)

См. рисунок

Функция

Обратная функция

C:\Users\Пользователь\Desktop\Открытый урок\50 - копия - копия (2).jpg

C:\Users\Пользователь\Desktop\Открытый урок\50 - копия - копия (3).jpg

2. (работа в тетрадях и на доске). Найти функцию, обратную к данной функции, указать её область определения и множество значений.

Алгоритм.

- Записать область определения и область значений функции.

- Выразить переменную х через у.

- Заменить в полеченной формуле х на у, у на х.

-Записать область определения и область значений обратной функции.

Что можете сказать об этих функциях: у=х;   у=8/х?

 C:\Users\Пользователь\Desktop\Открытый урок\52 - копия - копия (2).jpg           

Выполнить более сложные задания (работа в группах с последующей проверкой - 1 человек от группы  у доски):

1. Найти область определения, множество значений функции.

2. Записать функцию, обратную данной.

3. Найти область определения и множество значений обратной функции.

1.

Решение:  

1).

2).,

3).

2.

Решение:

1)

2)

3)

Физкультминутка.

Продолжим изучать новый материал.

Теорема 1. Монотонная функция является обратимой.

        ∆  Пусть функция у = f(x) возрастает и у0= f(x0). Тогда для любого х>х0  выполняется неравенство f(x)> f(x0)=у0, а при любом х<х0 - неравенство:  f(x)< f(x0)=у0. Следовательно значение у0 функция принимает только водной точке х0, поэтому является обратимой. Для убывающей функции доказательство проводится аналогично. Δ

         Если функция возрастает, то и обратная к ней функция возрастает.

        Если функция убывает, то и обратная к ней функция убывает.

Например,    функция у=-х3 убывает, обратная к ней функция    также убывает

C:\Users\Пользователь\Desktop\Открытый урок\50 - копия - копия (4).jpgC:\Users\Пользователь\Desktop\Открытый урок\48 - копия.jpgC:\Users\Пользователь\Desktop\Открытый урок\51 - копия - копия (2).jpgC:\Users\Пользователь\Desktop\Открытый урок\51 - копия - копия.jpg

                функция у=х2 не является монотонной на всей области определения, поэтому не имеет обратной, но на отдельно взятых промежутках                         обратима: , .

Теорема 2. Если функция имеет обратную, то график обратной функции симметричен графику данной функции относительно прямой у=х.

        ∆  Если точка (х00) принадлежит графику функции у= f(x), то точка (у00) принадлежит графику обратной ей функции y=g(x), а точки (х00) и

 (у00)  симметричны относительно прямой у=х. Δ

Например:

Обратной к степенной функции   у=хр   при  х > 0  и  р0  является степенная функция .

3. Постройте график функции, обратной данной.

C:\Users\Пользователь\Desktop\Открытый урок\53 - копия - копия - копия (4).jpg          

Первичное применение нового знания

Организую работу по выполнению заданий

Учатся применять определения в процессе самостоятельной решения или работы у доски или в парной работы

Самостоятельно планирует свою деятельность, применяет способы решения и прогнозирует результат. Выстраивает в процессе решения задач логическую цепь рассуждений

Управление поведением партнера, контроль и коррекция, оценка действий партнера

Планируют сотрудничество  с одноклассниками и учителем, учитывают мнение в паре и координируют свои действия

Контроль за работой своей и партнера, оценка и коррекция деятельности

Проявляют познавательную инициативу

7. Самостоятельная работа по закреплению изученного. (3 уровня сложности)

1 уровень

2 уровень

3 уровень

1. Запишите функцию, обратную данной. Найдите её область определения и область значений.

       (1)

                (1)

                (1)

               (2)

         (2)

     (2)

2. Постройте график функции, обратной данной функции.

C:\Users\Пользователь\Desktop\Открытый урок\53 - копия - копия.jpg

Самостоятельная работа по закреплению изученного ранее

Организую работу по выполнению заданий с последующей проверкой

Учатся применять полученные знания в процессе индивидуальной работы  

Самостоятельно выполняют действия по алгоритму

Выполняют задание на нахождение обратной функции, её области определения и множества значений, на построение графиков обратных функций.

Осознают применяемый алгоритм с достаточной полнотой

Контроль за правильностью выполнения заданий, осознание качества и уровня усвоения

Проявляет познавательную инициативу. Контролируют свои действия

8. Рефлексия.

-Какова была тема урока?

-Какую задачу ставили?

-Оцените свой уровень понимания темы.

Рефлексия

Организую обсуждение.

Проводят рефлексию способов и условий своих действий

Планируют сотрудничество, используют критерии для обоснования своих суждений

Проводят самооценку

9. Домашнее задание:  §7, №№ 133, 134, 135


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Взаимно обратные функции Урок математики в 10 классе МБОУ «Авдеевская средняя школа» Учитель Курносова Т.А.

Слайд 2

Что такое функция? Способы задания функции.

Слайд 3

Функция у=5х-8 Найдите область определения функции. Найдите множество значений функции Найдите значение функции при х = 4. Найдите значение аргумента х при заданном значении функции н=23.

Слайд 4

Функция Найдите область определения функции Найдите множество значений функции Найдите значение функции при х = 4. Найдите значение аргумента х при заданном значении функции у=19.

Слайд 5

Ответьте на вопросы. Как можно назвать операцию, позволяющую ответить на последний вопрос? Можно ли выполнить последнее задание, используя формулу? Что для этого нужно сделать? Всегда ли ответ однозначный? Можно ли обратную операцию назвать функцией?

Слайд 6

Укажите графики функций, на которых функция каждое свое значение принимает только в одной точке. Рассмотрим графики функций

Слайд 7

ПРИМЕР

Слайд 8

Определение. Если функция у = f(x) принимает каждое своё значение только при одном значении х , то эту функцию называют обратимой . Являются ли функции обратимыми?

Слайд 9

Укажите номера графиков обратимых функций. Вернёмся к графикам

Слайд 10

Цифровой диктант. Является ли обратимой функция? (да- «1», нет- «0»)

Слайд 11

Пусть y=f(x) – обратимая функция . Тогда каждому значению у из множества значений функции соответствует единственное значение х из области определения функции, такое, что f(x) =у . Это соответствие определяет функцию х от у: x=g(y). В соответствии с принятыми обозначениями поменяем местами х и у : y=g(x) Функцию y=g(x) называют обратной к функции y=f(x)

Слайд 12

Какова же тема нашего сегодняшнего урока ? А цели таковы: Познакомиться с понятием обратимой функции. Распознавать обратимые функции. Научиться находить для обратимой функции обратную. Повторить нахождение области определения и области значений функции и обратной ей функции. Научиться строить графики взаимно обратных функций.

Слайд 13

Следствие из определения Из определения обратной функции следует, что область определения обратной функции совпадает со множеством значений исходной функции, а множество значений обратной функции совпадает с областью определения исходной функции.

Слайд 14

Найти функцию, обратную к функции

Слайд 15

Работа на доске и в тетрадях. Найти функцию, обратную данной. Указать её область определения и множество значений.

Слайд 16

Теорема 1. Монотонная функция является обратимой.

Слайд 19

Теорема 2. Если функция имеет обратную, то график обратной функции симметричен графику данной функции относительной прямой у=х .

Слайд 23

Приведите примеры функций, которые являются обратными сами себе.

Слайд 26

№132. Найдите функцию, обратную к данной (работа в группах)

Слайд 27

Взаимопроверка

Слайд 28

№133. Найти область определения и область значений функции.

Слайд 29

№135. Являются ли взаимно обратными функции:

Слайд 30

№134. Функция у= f ( х ) задана графиком. Постройте график функции, обратной к данной.

Слайд 31

№ 136 . Найдите функцию, обратную к данной.

Слайд 32

Самостоятельная работа. На одном рисунке построить график данной функции и функции, обратной к данной. Найдите область определения и множество значений каждой из них.



Предварительный просмотр:

Лист самоконтроля ученика  10  класса _____________________________________________

1. Цифровой диктант. Является ли функция обратимой? (если "да" - 1, если "нет"- 0.)

1

2

3

4

5

6

Итого баллов

Взаимопроверка в парах.

2. Работа в группах.

1 группа

2 группа

Дана функция:

.

Найдите область определения функции

Найдите множество значений функции

Запишите обратную функцию.

Найдите область определения обратной функции.

Найдите множество значений обратной функции.

Количество баллов (самооценка)

Критерии:         Правильное решение + ответ у доски - 2 балла

                Правильное решение группы  - 1 балл

                Неправильное решение - 0 баллов.

3. Самостоятельная работа (разноуровневая) по выбору учащегося:

1 уровень

2 уровень

3 уровень

1. Запишите функцию, обратную данной.

Найдите её область определения и множество значений.

       (1)

                (1)

                    (1)

               (2)

         (2)

     (2)

2. Постройте график функции, обратной данной функции. (на данном рисунке)

(1)img40 - копия

(1)C:\Users\Пользователь\Desktop\Открытый урок\53 - копия - копия.jpg

(1)img40

(Решайте на обратной стороне листа).

Решение (проверяется учителем).

Рефлексия.

Я всё понял

Я понял частично.

Я ничего не понял.

213.gif

162.gif

241.gif


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на республиканской конференции учителей математики "Создание математической сказки на уроках математики" с презентацией урока

Выступление на республиканской конференции учителей матетатики из опыта работы над созданием математической сказки на уроках математики....

Интегрированный урок (математика=физика) "Физический смысл производной на уроках математики"

На данном уроке показано применение производной при решении различных физических задач, при этом  используется таблица,  показывающая связь между формулами производных и соответствую...

Интегрированный урок математики и биологии в 7-х классах "За здоровьем и экологией на урок математики".

Интегрированный урок проводится с учителями биологии, технологии с учётом всех требований ФГОС....

Презентация интегрированного урока математики в 7-х классах "За здоровьем и экологией на урок математики".

Презентация к уроку с физминуткой, упражнением для глаз, разбита на четыре файла: 1- 5 слайды, 6- 10 слайды, 11- 34 слайды, 35- 36 слайды....

план- конспект урока математики в 5 классе. Тема урока:: " Урок решения задач" Учебник: Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.и др.,

Урок содержит различные задачи практического содержания. Конспект составлен с использованием игровых технологий.. Основные этапы урока: нетрадиционный устный счет, кроссворд, задачи по комбинаторике....

Конспект урока, технологическая карта урока и презентация урока математики по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей" в 5 классе по учебнику Виленкина Математика -5

В рамках школьного фестиваля уроков по системно-деятельностному подходу я провела урок с презентацией по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей". На уроке были использованы базовые листы контрол...