Программа по внеурочной деятельности
рабочая программа по математике (9 класс)

Санникова Наталья Владимировна

Программа по внеурочной деятельности "За страницами учебника математика" направлена на повторение ранее изученного материала по математике 5-8 класс, а также углубленное изучение основных разделов алгебры с использованием проектной деятельности, дифференцированного подхода к обучению. Направлена на подготовку детей к ГИА.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_vneurochnoy_deyatelnosti.docx39.52 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 602

Петродворцового района Санкт-Петербурга

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

____За страницами учебника математики_____

направление ______общеинтеллектуальное_ __________

для ___9__ классов

на 2019/2020 учебный год

Составлена учителем              Санниковой Натальей Владимировной

(фамилия, имя, отчество учителя)

Санкт-Петербург

2019 год

Пояснительная записка к программе внеурочной деятельности 

Математическое образование является обязательной и неотъемлемой частью общего образования на всех ступенях школы.

Современной парадигмой образования является обучение в деятельности. В 2020 году сдавать ОГЭ предстоит выпускникам 9 классов, которые с 5 по 9 класс обучались на основе ФГОС, что обусловило внесение корректив в экзаменационные модели ОГЭ-2020. В ходе проведения экзамена будут проверяться не только предметные умения, но и метапредметные. Обучающийся должен систематизировать и применить информацию полученную в ходе школьного курса обучения в нестандартной ситуации. В контрольно-измерительные материалах (КИМ) ОГЭ 2020 по математике включен новый блок заданий (1-5), ориентированных на практическое применение изученного материала. 

Само содержание образования существенно не изменилось, но в рамках реализации ФГОС изменилась формулировка вопросов: вопросы стали нестандартными, задаются в косвенной форме, ответ на вопрос требует детального анализа задачи. Содержание задач изобилует математическими тонкостями, на отработку которых в общеобразовательной программе не отводится достаточное количество часов.

Предлагаемый курс внеурочной деятельности адресован учащимся  9 классов. Главная его идея – это реализация идеи предпрофильной подготовки учащихся, организация систематического и системного повторения, углубления и расширения курса математики за период изучения в основной школе, подготовка к сдаче основного государственного экзамена. Реализация внеурочной деятельности направлена на формирование осмысленного изучения предмета, осуществление дальнейшего правильного выбора профиля обучения в старшей школе. Данный курс позволит удовлетворить образовательные потребности учащихся, осваивающих как базовый уровень математики, так и повышенный уровень.

Программа внеурочной деятельности ориентирована на рассмотрение отдельных вопросов математики, которые входят в содержание государственной итоговой аттестации по математике за курс основной школы. Внеурочная деятельность дополняет и развивает школьный курс математики, а также является информационной поддержкой дальнейшего образования в старшей школе и ориентирован на удовлетворение образовательных потребностей школьников, их аналитических и синтетических способностей. Основная идея данного элективного курса заключена в расширении и углублении знаний учащихся по некоторым разделам математики, в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, в том числе необходимых при сдаче выпускного экзамена.

В процессе реализации программы ученики овладевают новыми знаниями, обогащают свой жизненный опыт, получают возможность практического применения своих интеллектуальных, организаторских способностей, развивают свои коммуникативные способности, овладевают общеучебными умениями. Освоение предметного содержания курса и сам процесс изучения его становятся средствами, которые обеспечивают переход от обучения учащихся к их самообразованию.

Настоящая программа внеурочной деятельности «За страницами учебника математики» составлена на основании следующих документов:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 г. № 273-ФЗ.

2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

3. Письмо департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 года № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».

4. Инструктивно методическое письмо Комитета по образованию «Об организации внеурочной деятельности при реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования в образовательных организация Санкт-Петербурга» от 21.05.2015 № 03.20.2057 / 15-0-0.

5. Основная образовательная Программа ГБОУ СОШ № 602.

Актуальность курса состоит в том, что он направлен на расширение знаний учащихся по математике, развитие их теоретического мышления и логической культуры.

Новизна данного курса заключается в том, что программа включает новые для учащихся задачи, не содержащиеся в базовом (учебном) курсе. Предлагаемый курс содержит задачи по разделам, которые обеспечат более осознанное восприятие учебного материала. Творческие задания позволяют решать поставленные задачи и вызвать интерес у обучаемых. Включенные в программу задания позволяют повышать образовательный уровень всех учащихся, так как каждый сможет работать в зоне своего ближайшего развития. Реализация программы через реализацию краткосрочных и долгосрочных проектов, диференцированного, игрового подхода повышает интерес обучающихся к предмету, снижает неуверенность в своих силах. Математические игры, викторины, проблемные задания и т.д. способствуют развитию интереса.

Тип программы: комплексная программа внеурочной деятельности с использованием проектной деятельности.

Внеурочная деятельность организуется на базе самого образовательного учреждения по внутришкольной модели.

Направление: общеинтеллектуальное.

Цель курса

Выявление проблем у обучающихся при обучение математике и создание условий для самореализации учащихся в процессе внеурочной деятельности, развитие математических, интеллектуальных способностей учащихся, обобщенных умственных умений.

Задачи:

Обучающие: Развивать математические способности у учащихся и прививать учащимся определенные навыки научно- исследовательского характера.

Знакомить детей с математическими понятиями, которые выходят за рамки программы. Выработать у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой.

Научить применять знания в нестандартных ситуациях.

Развивающие: Развивать внимание, память, логическое мышление, пространственное воображение, способности к преодолению трудностей.

Выявить и развивать математические и творческие способности. Формировать математический кругозор, исследовательские умения учащихся.

Воспитательные: Воспитать устойчивый интерес к предмету «Математика» и ее приложениям. Расширить коммуникативные способности детей.

Воспитать у учащихся чувства коллективизма и умения сочетать индивидуальную работу с коллективной.

Воспитать понимание значимости математики для научно – технического прогресса.

Организация внеурочной деятельности должна существенно отличаться от урочной: учащемуся необходимо давать достаточное время на размышление, приветствовать любые попытки самостоятельных рассуждений, выдвижения гипотез, способов решения задач. В курсе заложена возможность дифференцированного обучения.

Формы организации внеурочной деятельности

Форма

Педагогические задачи

Традиционные формы

Лекция, демонстрация

Устное изложение (показ) какой-либо темы активизирует творческую мыслительную деятельность обучающихся

Семинар, тренировка, практикум

Форма групповых занятий в виде обсуждения подготовленных сообщений (показ упражнений) под руководством педагога формирует аналитическое мышление, отражает интенсивность самостоятельной работы

Конкурс, игра

Эпизодические групповые формы работы имеющие выраженный соревновательный характер, характеризуются высокой степенью активности.

Консультация

Форма индивидуальных, подгрупповых занятий, с целью оказания помощи обучающимся при усвоении материала

Нетрадиционные формы

Презентация предмета, факта, явления, события

Описание, раскрытие роли предмета, практического предназначения в жизни человека

Защита проекта

Способность проецировать изменения действительности для будущей жизни, предложение новых идей для решения жизненных проблем

Методы реализации программы

Основные группы методов

Подгруппы методов

Отдельные методы

Организация и осуществление учебно-познавательной деятельности

1. Перцептивные (передача и восприятие информации).

2. Логические (организация и осуществление мыслительных операций).

3. Гностические (по характеру познавательной деятельности).

4. Самоуправление учебно-познавательной деятельностью

Словесные, наглядные практические. Индуктивные, дедуктивные, анализ, обобщение, систематизация и др.

Мотивация и стимулирование

1. Эмоциональное стимулирование.

2. Формирование познавательного интереса.

Создание ситуаций успеха. Постановка системы перспектив. Создание ситуаций творческого поиска.

Контроль и коррекция

1. Экспертный контроль и коррекция.

2. Взаимный контроль и коррекция.

3. Самостоятельный контроль и коррекция

Устный, письменный, машинный. Взаимопроверка, рецензия, осмотр знаний. Рефлексия деятельности, самопроверка, самооценка

Взаимодействие

1. Освоение правил общения.

2. Методы взаимных заданий.

3. Работа во временных группах.

4. Выбор ответственных консультантов

Мозговой штурм. Психологические упражнения

Содержание программы

Основным дидактическим средством для предлагаемого курса являются тексты рассматриваемых типов задач, которые могут быть выбраны из разнообразных сборников, различных вариантов, открытого банка заданий ГИА  или составлены учителем, а также обучающимися опираясь на практические знания и умения.

Для более эффективной работы учащихся в качестве дидактических средств используются медиаресурсы, организуется самостоятельная работа с использованием дистанционных образовательных технологий, в том числе  консультации через группу в вк, электронную почту, реализацию проектной деятельности.

Программа внеурочной деятельности построена по модульному принципу и предполагает защиту мини-проекта по окончании каждого модуля группой обучающихся или индивидуально. Программа включает в себя 4 модуля: числа и преобразования, уравнения, текстовые задачи, задачи практического содержания.

Содержание внеурочной деятельности определено согласно образовательным потребностям учащихся, уровню освоения школьного курса математики (базовый)

Учебный план программы по модулям

Название модуля

Недельная нагрузка

Количественная нагрузка по модулям

Общее

Теория

Практика

1

Модуль «Числа. Преобразования»

1 час в неделю

9

3

6

Делимость целых чисел

3

1

2

Преобразования иррациональных выражений

3

1

2

Сравнение действительных чисел

3

1

2

2

Модуль «Уравнения»

10

3

7

Уравнения в целых числах

2

1

1

Нестандартные способы решения уравнений.

5

1

4

Исследование квадратного уравнения

3

1

2

3

Модуль «Текстовые задачи»

10

5

5

Задачи «на движение»

2

1

1

Задачи «на совместную работу»

2

1

1

Процентные вычисления в жизненных ситуациях

2

1

1

Задачи, связанные с банковскими расчётами

2

1

1

Задачи на смеси, сплавы, растворы

2

1

1

4

Модуль «Задачи практического содержания»

4

2

2

План, местность

2

1

1

Практические вычисления

2

2

Итоговое занятие

1

1

Всего

34

34

12

22

СОДЕРЖАНИЕ

Модуль   «Числа. Преобразования»

Делимость натуральных чисел. Простые и составные числа, разложение натурального числа на простые множители. Признаки делимости. Теорема о делении с остатком. Взаимно простые числа. Наибольший общий делитель. Наименьшее общее кратное. Простые числа.

Выражения, включающие арифметические операции. Выражения, содержащие возведение в степень. Свойства степени. Выражения, содержащие корни натуральной степени. Квадратный корень из квадрата разности двух чисел. Модуль числа.

Сравнение действительных чисел.

Модуль «Уравнения»

Уравнения в целых числах

Рациональные и дробные уравнения. Уравнения, содержащие модуль.  Иррациональные уравнения. Нестандартные способы решения уравнений.

Исследование квадратного уравнения.

Модуль «Текстовые задачи» 

Типы задач. Методы и способы решения задач. Основные способы моделирования задач. Составления плана решения задач. Равномерное движение. Задачи на движение по реке, суше, воздуху. Задачи на определение средней скорости движения. Задачи «на совместную работу». Основная формула процентов. Простые и сложные проценты. Средний процент изменения величины. Общий процент изменения величины. Процентные вычисления в жизненных ситуациях. Банковские операции.  Задачи связанные с банковскими расчётами. Концентрация вещества. Процентное содержание вещества. Количество вещества. Разноуровневые задачи на смеси, сплавы, растворы.

Модуль «Задачи практического содержания»

Чтение плана местности, работа с чертежами, схемами, таблицами. Задачи на наименьший выбор. Задачи на вычисление площади фигур, составление площади из частей фигур. Составление фигур различных площадей.

Календарно-тематическое планирование

Тема

Количество часов

Форма проведения

Примерные сроки/месяц

Делимость целых чисел

1

мини-лекция

09

Делимость целых чисел

1

практикум, игра

09

Делимость целых чисел

1

практикум, игра

09

Преобразования иррациональных выражений

1

мини-лекция

09

Преобразования иррациональных выражений

1

практикум

10

Преобразования иррациональных выражений

1

работа в группах, консультация старшими

10

Сравнение действительных чисел

1

мини-лекция

10

Сравнение действительных чисел

1

практикум, игра

10

Сравнение действительных чисел

1

защита мини-проектов

11

Уравнения в целых числах

1

мини-лекция

11

Уравнения в целых числах

1

практикум

11

Нестандартные способы решения уравнений.

1

презентация предмета, факта, явления, события

11

Нестандартные способы решения уравнений.

1

практикум

12

Нестандартные способы решения уравнений.

1

семинар, практикум

12

Нестандартные способы решения уравнений.

1

работа в группах, консультация старшими

12

Нестандартные способы решения уравнений.

1

практикум, игра

12

Исследование квадратного уравнения

1

мини-лекция

01

Исследование квадратного уравнения

1

практикум, игра

01

Исследование квадратного уравнения

1

защита мини-проектов

01

Задачи «на движение»

1

презентация предмета, факта, явления, события

02

Задачи «на движение»

1

практикум

02

Задачи «на совместную работу»

1

мини-лекция

02

Задачи «на совместную работу»

1

семинар, практикум

02

Процентные вычисления в жизненных ситуациях

1

практикум, игра

03

Процентные вычисления в жизненных ситуациях

1

практикум, игра

03

Задачи, связанные с банковскими расчётами

1

демонстрация

03

Задачи, связанные с банковскими расчётами

1

семинар, практикум

03

Задачи на смеси, сплавы, растворы

1

презентация предмета, факта, явления, события

04

Задачи на смеси, сплавы, растворы

1

защита мини-проектов

04

План, местность

1

демонстрация

04

План, местность

1

семинар, практикум

04

Практические вычисления

1

игра

05

Практические вычисления

1

защита мини-проектов

05

Итоговое занятие

1

что? где? когда?

05

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

В ходе изучения данного курса в основном формируются и получают развитие следующие

метапредметные результаты:

умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения задач;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль всей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных задач;

овладение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласовании позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ -компетенции).

личностные результаты:

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности.

Предметные результаты:

Ученик научится:

извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках,

уметь решать нестандартные уравнения; уметь формализовать и структурировать информацию,

уметь выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей – в таблицы, схемы, графики, диаграммы с использованием соответствующих программных средств обработки данных.

Ученик получит возможность научиться:

формировать представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о простейших вероятностных моделях;

составлять и решать нестандартные уравнения, системы уравнений при решении задач других учебных предметов;

использовать уравнения для построения и исследования простейших математических моделей реальных ситуаций или прикладных задач;

выбирать оптимальный метод решения задачи, рассматривая различные методы;

строить модель решения задачи, проводить доказательные рассуждения; анализировать и интерпретировать результаты в контексте условия задачи, выбирать решения, не противоречащие контексту;

применять для решения задач геометрические факты, если условия применения заданы в явной форме;

извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах.

Коммуникативные результаты :

приобретение знаний о решении нестандартных задач, о способах и средствах выполнения практических заданий при использовании данных методов; формирование мотивации к изучению математики через внеурочную деятельность.

самостоятельное или во взаимодействии с педагогом решение нестандартного задания, для данного возраста;

умение высказывать мнение, обобщать задачи, классифицировать различные задачи по темам и принципа решения, обсуждать решение задания.

умение самостоятельно применять изученные способы решения задач для создания проекта, умение самостоятельно подобрать задачи по данным темам, умение аргументировать свою позицию по выбору проекта, оценивать ситуацию и полученный результат.

Система оценивания

В соответствии с требованиями ФГОС, задачами и содержанием программы внеурочной деятельности разработана система оценки предметных, метапредметных и личностных достижений учащихся. Используется безотметочная накопительная система оценивания, характеризующая динамику индивидуальных образовательных достижений. Результативность работы системы внеурочной деятельности так же определяется через анкетирование обучающихся и родителей, в ходе проведения творческих отчетов (презентации, конкурсы, соревнования), практические работы, самоанализ, самооценка, наблюдения.

Пособие для учащихся

1. Галицкий  М.Л. Гольдман А. М., Звавич Л. И.
Сборник задач по алгебре. 8-9 классы. Пособие для учащихся общеобразовательных

ИНФОРМАЦИОННЫЕ РУСУРСЫ

1.  Аверьянов Д.И.,Алтынов П.И., Баврин Н. Н.Математика: Большой справочник для школьника и поступающих в вузы. - 2-еизд. - М.: Дрофа, 2011.

2.  Бунимович Е.А., Кузнецова Л.В., Рослова Л.О. и др. ГИА-2012: Экзамен в новой форме: Математика : 9-й кл. : Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме. – М.: Астрель, 2012.

3. Вольпер Е.Е. Задачи на составление уравнений 1,2 часть. - Омск: ОмИПРКО, 1998.

4.  Виленкин Н.Я., Виленкин А.Н., Г.С.Сурвилло и др. Алгебра: Учебное пособие для учащихся 9 кл. с углубленным изучением математики. 5-е издание. - М .: Просвещение, 2004.

5. Дорофеев Г.В., Седова Е.А. Процентные вычисления, 10-11 классы: учебно-методическое пособие. – М. Дрофа, 2010.

6. Жигулев Л.А., Зорина Н.А. Итоговая аттестация по алгебре в 9 классе. Учебно-методическое пособие. – СПб.: СмиоПресс, 2009.

7.  Кузнецова Л.В. Суворова С.Б. Сборник заданий для подготовки итоговой аттестации в 9 классе. - М.: Просвещение 2012.

8. Крамов В.С. Повторяем и систематизируем школьный курс алгебры и начал анлиза. – М. Просвещение, 2009.

9. Симонов, А.С. Сложные проценты. / Математика в школе. –2011. - № 5.

10. Сканави М.И. Сборник задач по математике для поступающих в ВУЗЫ - М.: ОНИКС 21 век, 2001.

11.Ткачева М.В., Федорова Н.Е. Элементы статистики и вероятность. М.: Просвещение, 2007.

12. Шарыгин, И.Ф. Факультативный курс по математике. Решение задач. – М. Просвещение, 1989.  

13. Шевкин, А.В. Текстовые задачи. – М.: Просвещение, 2009.

Интернет-источники:

1.Высоцкий И. Р. Вопросы и ответы. Аппеляция.
http://schoolmathematics.ru/apellyaciya-ege-voprosy-i-otvety-vysockij-i-r
2. Мордкович А.Г., Глизбург В.И., Лаврентьева Н.Ю. ЕГЭ.Математика. Полный справочник.Теория и практика.

 http://4ege.ru/matematika/620-polnyj-spravochnik-po-matematike-k-egye.html
3. Лысенко Ф.Ф. Математика.Тематические тесты.Геометрия, текстовые задачи.
http://www.alleng.ru/d/math/math450.htm

4. Открытый банк задач ГИА:        http://mathgia.ru:8080/or/gia12/

5. Он-лайн тесты:  http://uztest.ru/exam. http://egeru.ru

  1. Занимательная математика – школьникам (олимпиады, игры, конкурсы по математике) – http://www.math-on-line.com
  2. Интернет-библиотека физико-математической литературы – http://ilib.mccme.ru
  3. Интернет-проект «Задачи» – http://www.problems.ru
  4. Логические задачи и головоломки– http://smekalka.pp.ru 
  5. Математическая гимнастика: задачи разных типов – http://mat- game.narod.ru
  6. Математические игры для детей – http://www.bajena.com/ru/kids/mathematics
  7. Материалы для математических кружков, факультативов, спецкурсов –
    http://www.mathematik.boom.ru
  8. Мир математических уравнений – Международный научно- образовательный сайт EqWorld – http://eqworld.ipmnet.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса внеурочной деятельности "Основы исследовательской деятельности" 8 класс

Программа межпредметного кружка "Основы исследовательской деятельности" для учащихся 8 класса...

Программа организации внеурочной деятельности школьников "Исследовательская и проектная деятельность обучающихся физике"

Включение обучающихся в исследовательскую и проектную деятельность является одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности. Организация учебно-исследовательских и проектных ра...

Рабочая программа по внеурочной деятельности (Проектная деятельность) «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ГЕОМЕТРИИ»

Изучение геометрического материала в начальной школеиграет особую роль: с одной стороны, он помогает систематизировать и обобщить чувственный опыт ребенка, связанныйс восприятием предметов различной ф...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 5 класс, ФГОС

Материал предназначен для учителя-словесника.Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ проектно-исследовательской деятельности...

Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Проектная деятельность учащихся»

Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Проектная деятельность учащихся» 5 класс...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности по физике»

Программа «Основы исследовательской деятельности» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образо...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Издательская деятельность: газета "Большая перемена""

Программа направлена на  развитие  и реализацию  творческих  способностей учащихся через создание школьной газеты.Подготовка газетного и журнального материала требует вовлечения шк...