методическая разработка урока математики в 5 классе
план-конспект урока по математике (5 класс)

Талагаева Галина Васильевна

Разработка интегрированного урока в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_matematiki_ugra.docx38.01 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока математики

Авторы

Талагаева Галина Васильевна  учитель математики.

Класс

5 класс

Автор УМК

Н.Я. Виленкин

Тема урока

«Действия с натуральными числами».

Тип урока

Урок систематизации и обобщения знаний

Этапы урока, целевые ориентиры, время

Задания, выполнение которых учащимися приведет к достижению запланированных результатов

Деятельность учителя

Деятельность учащихся и возможные варианты ответов

Планируемые результаты,   формирование УУД

Задания базового уровня

Задания повышенного уровня

предметные

личностные,

метапредметные

I. Самоопределение к учебной деятельности

 Цели:  создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность  Выработать на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнение нормативов учебной деятельности

5 мин

II. Постановка целей урока.

Мотивация учебной деятельности

Цель: организовать постановку целей урока,

обеспечить  мотивацию  к учебной

деятельности

3 мин

III. Актуализация знаний

Цели: создать условия для повторения материала,

 выявить место затруднения и

зафиксировать во внешней речи

причину затруднения 

3 мин

IV. Применение знаний и умений в новой ситуации

Цели: организовать постановку целей

данного этапа и составление плана работы,

 выполнение заданий по теме в

нестандартной ситуации, фиксация затруднений. 

6 мин

 Работа у доски

3 мин

V. Пауза

(звучит запись звона Оптинских колоколов).

2 мин

Самостоятельная работа (слайд 11)

7 мин

Дополнительное задание (с ключом для самопроверки) (слайд 12)

5 мин

Работа в группах

(слайд 13)

5 мин

VI. Итог урока

Цели: организовать подведение итогов  урока самими

обучающимися

 с проговариванием во внешней речи

2 мин

VII. Рефлексия

учебной

деятельности на уроке

Цели: организовать рефлексию и

самооценку обучающимися собственной

учебной деятельности, продемонстрировать , прежде всего самому ученику.

2 мин

VIII. Домашнее задание

Цели: создать условия для выбора

уровня заданий

2 мин

- Здравствуйте, ребята. Чтобы настроится на урок, давайте прочитаем высказывание на экране:

«Нужно жить нелицемерно,

И вести себя примерно,

Тогда наше дело будет верно,

А иначе выйдет скверно».

Пр. Амвросий Оптинский

- Наш урок я хотела бы начать такими словами:

Калужский край богат монастырями.

Веками здесь намолена земля.

Любуясь золотыми куполами,

Покой душевный обретаю я…

- Сегодня мы с вами отправимся в одно из замечательных мест Калужской области и познакомимся с ним поближе. А что это за место вы узнаете, выполнив

устный счёт.

24+18, 41-19, 17+68,                          98:98, 63-7, 75+24,                          51-51, 39∙0,  28 , 36∙1, 84:14,  56:4 , 110:5 (слайд 5)

Приложение 1

Ребята, а кто из вас знает что такое «Оптина Пустынь»?

- Итак, мы отправляемся в монастырь Оптина Пустынь. Чтобы узнать, где он находится, надо выполнить следующее задание.

- Найдите значение числового выражения:

(264:4+28)∙2-109

Ответ: 79.

(слайд 6)

-Когда же появился монастырь? Ответ на этот вопрос мы получим, если найдём значение буквенного выражения.

- Найдите значение буквенного выражения

528:x-84∙y при х=2, y=3.

Ответ: 15.(слайд 7)

Работа в парах по карточкам (слайд 8):

Поставьте стрелочкой соответствие между годом рождения и именем старца

Карточка №1

(отвечающий)

Год рождения старца

 Преподобный Лев  

5785-4017

1812    

Преподобный

Макарий

396+1392

1768    

Преподобный

Амвросий

2596-784

1788    

Преподобный

Нектарий

408+1445

1853    

Приложение 2.

- Ах, как божественно звонят колокола!

  От восхищенья сердце чаще бьётся.

  Вдруг светом озарились небеса,

  И эхом дивный голос раздаётся!

- Ребята, в каждом монастыре есть колокольня. Чтобы колокольный звон был слышен по всей округе, её делали очень высокой. Какова же высота колокольни в Оптиной Пустыни?

Чтобы ответить на мой вопрос вам надо решить уравнение:

(256-х):2=96 (слайд 9)

Ответ: 64.

Теперь вы знаете, что высота колокольни Оптиной Пустыни равна 64 метра.

- Молодцы! Вы хорошо потрудились. Давайте немного отдохнём. Сядьте поудобнее, закройте глаза и послушайте звон Оптинских колоколов.

Игра «Математическое лото»

3х+1=19

2∙(х+2)=100

70=5у

3у=78

4х-6=54

(3у-2):5=2

Приложение 3

Класс делится на 3 группы. Каждая группа получает по две карточки и выполняет задание. Находит правильный ответ в таблице на доске. В итоге получается высказывание.

40-х=66:22 , 40∙5=а-10 ,  51+y=42∙14 , 102:2=153-b,  6+y=130+109,  25-y=13-8.

Приложение 4.     

- Расскажите, что нового узнали на уроке.

 Какие у вас возникли затруднения?

Как вы думаете почему?

Над чем еще нужно работать, чтобы избежать этой ошибки?

Оцените свою деятельность на уроке:

- на уроке всё было понятно, урок понравился;

- некоторые моменты на уроке не понятны, но было интересно;

- многое на уроке было не понятно, урок не понравился.

Слайд 15

Дифференцированная работа

Необходимый уровень

1.Решить задачу с уравнением:

Какую площадь занимает монастырь, если он имеет форму квадрата со стороной 200 м? Ответ запишите в гектарах.

2.Подготовить доклад об одном из старцев, с которым вы познакомились на уроке.

Слайд 16

- Ребята, как и вы, священники соблюдают распорядок дня, только он более строгий. Ответив на вопросы теста, вы поймёте, как нелегко приходится священнослужителям.

Тест: (найдите значение выражения)

1) Во сколько подъём в монастыре

2х-y при х=231, y=457

а) 5.00, б) 6.00, в) 7.00?

2) Начало утренней молитвы

(х+144):y при х=456, y=100

а) 5.00, б) 6.00, в) 7.00?

3) Время обеда

(16a-3b)-37 при а=4, b=5

а) 11.00, б) 12.00, в) 13.00?

4)Начало вечернего богослужения

21-28:а при а=7

а) 17.00, б) 18.00, в) 19.00?

5) Час безмолвия

(х+y)-178  при х=104, y=95

а) 19.00, б) 20.00, в) 21.00?

6) Отбой

7а+b при а=1, b=15

а) 21.00, б) 22.00, в) 23.00?

Ответы: а, б, б, а, в, б

Дополнительное задание

3.На территории монастыря имеются несколько храмов. Ответьте на вопросы: Сколько храмов и как они называются?

Создаёт  условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность

(слайд3). Приветствует обучающихся и настраивает на работу(слайд4).

Мотивирует учеников постановкой вопросов?

Создаёт условия для повторения материала, оказывает помощь в местах затруднения.

Объясняет учащимся данное задание, раздаёт по две карточки каждому ученику.

Заинтересовывает детей очередным вопросом. (по гиперссылке открывает слайд 18 с решением уравнения)

Слайд 10

Объясняет выполнение задания:

на большой карточке находятся ответы, а на маленьких уравнения. Ваша задача решить уравнения и составить картинку, что на ней изображено вы скоро узнаете.

По гиперссылке переход на 19 слайд.

- Ребята, как вы понимаете это высказывание?

Подводит итог урока  словами (слайд 14):

Лишь в Оптину попав, я    понимаю,

Благословенна здешняя земля.

И, кажется, что Ангелы летают,

Когда слова молитвы слышу я.

- Давайте вернёмся к словам Преподобного Амвросия Оптинского (слайд 3). Прочитайте их и задумайтесь над их смыслом.

Организует рефлексию.

Организует самооценку учебной деятельности.

Формируем д/з в зависимости от результатов первичного закрепления. Доводит до сведения учащихся, что дополнительное задание оценивается отдельно.

 Всем спасибо за работу (слайд 17).

Учащиеся настраиваются на урок и включаются в деловой ритм урока. Читают высказывание. Отвечают на вопрос учителя.

Ответы учащихся

Ученик делает сообщение:

В 79 километрах от города Калуга расположена Оптина Пустынь – один из древнейших монастырей России. Он находится на берегу реки Жиздры недалеко от города Козельска.

Выступление ученика:

- По преданию уже в XV столетии существовала Оптинская обитель. По одной из версий она была основана  раскаявшимся разбойником по имени Опта, в иночестве — Макарий. Она служила убежищем для старцев и стариц, живших в двух разных отделениях под управлением одного духовного отца.

Ученики работают в парах по карточкам: один отвечает, другой проверяет, потом меняются.

Закрепление в устной речи.

Отстаивают своё мнение;

Принимают участие в дискуссиях и обсуждениях;

Задают вопросы друг другу и учителю;

Анализируют ответы друг друга;

Оценивают ответы (самопроверка, взаимопроверка);

Консультируют по отдельным вопросам своих одноклассников.

Один человек работает у доски, остальные – в тетрадях. Затем сверяют решения меду собой и с решением на слайде.

Учащиеся с закрытыми глазами в тишине слушают звон колоколов.

Выступление ученика:

Перед нами Иоанно-Предтеченский Скит. Иоанно-Предтеченский Скит основан в 1821 году Филаретом, архиепископом Калужским, впоследствии митрополитом Киевским.

Скит был сердцем Оптиной Пустыни – местом, где бился пульс её жизни, откуда исходила та благодатная сила, которая освящала жизнь насельников монастыря. 

Здесь хранится чудотворная Казанская икона Божией Матери. В этом же ските находится белый каменный домик, в котором жил старец Амвросий более 50 лет; в нем все хранится в том самом виде, как было при жизни старца.

Ответы учеников

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы. Проводят самооценку своей работы на уроке.

С помощью учителя проговаривают название следующего этапа.

Рассказывают, что узнали, знают, смогли.

Оценивают свою деятельность на уроке

Учащиеся записывают домашнее задание.

Выполнять сложение, вычитание, умножение и деление натуральных чисел.

Умение выполнить сложение и вычитание, умножение и деление натуральных чисел.

Умение складывать и вычитать, умножать и делить натуральные числа. Грамматически верно читать записи выражений, содержащих натуральные числа.

Умение применять изученные понятия, развивать способности организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками.

Уметь выполнять задания, используя нужные правила

Уметь оформлять свои мысли в устной форме Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативн. УУД). Самоопределение и смыслообразование. (Личностные УУД)

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД).

Уметь определять и формулировать цель на уроке (регулятивные УУД).

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативное УУД).

Уметь проговаривать последовательность действий; высказывать своё мнение (регулятивные УУД).

Познавательные:

умение преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные: Умение оформлять свои мысли в устной форме

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки. (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

Регулятивные УУД:

1) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

2) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока математики 5 класса

отработка навыков сложения и вычитания десятичных дробей, углубление полученных знаний и навыков при решении примеров и задач;развитие логического мышления, математической речи, умения обобщать и срав...

Методическая разработка урока математики 5 класс в системе ФГОС

Методическая разработка урока математики 5 класс в системе ФГОС...

Методическая разработка урока математики 5 класс "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями"

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС ООО на основе учебника математики для 5 класса для общеобразовательных учреждений под редакцией Г.В. Дорофеева, И.Ф. ШарыгинаТип урока: Урок изучения ...

Методическая разработка урока математики 5 класс "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями"

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС ООО на основе учебника математики для 5 класса для общеобразовательных учреждений под редакцией Г.В. Дорофеева, И.Ф. ШарыгинаТип урока: Урок изуч...

Методическая разработка урока математики 5 класс "Умножение десятичных дробей на натуральные числа"

Конспект урока по математике в 5 классе соответствует программе образовательных учреждений. Тип урока: изучение новой темы. На уроке используетс ядидактические методы обучения: проблемно- поисковый, м...

Методическая разработка. Урок математики. 6 класс "Отрицательные дроби"

Цель урока: Ознакомить учащихся с понятием отрицательных дробей; научить находить модуль положительных и отрицательных дробей.На уроке активно используется фронтальная работа, работа в парах. Уча...