«Мыслительная деятельность учащихся на уроках математики»
статья по математике

Малина Анастасия Геннадьевна

Для учителей математики младшей и средней школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1.docx17.67 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

«Мыслительная деятельность учащихся на уроках математики»

Автор-составитель: Малина А.Г.

Активизация познавательной и мыслительной деятельности учащихся – одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики. Без способности к самостоятельному мышлению вряд ли возможно интеллектуальное развитие ребенка. Именно поэтому развитие мыслительной деятельности учащихся приобретает в наше время особую актуальность. Многочисленные исследования показали, что мышление является стержнем любой умственной деятельности человека. Ребёнок, не овладевший приёмами мыслительной деятельности в младших классах, в среднем звене обычно переходит в разряд неуспевающих. А чтобы он хорошо учился, необходимо помочь ему развивать мышления и способности. Мыслительные способности, как и всякие другие, можно развивать, вырабатывая в себе определенные навыки и умения, а главное – привычку думать самостоятельно, отыскивать необычные пути к верному решению. Исходя из выше сказанного, я решила узнать, что нужно для того, чтобы развития мышления было эффективным. Взяла за основу следующее определение «актуализации», «мыслительной деятельности (способность мыслить).

Латинское слово activus переводится как «активный», «деятельный».

Активизировать – это значит целенаправленно усиливать познавательные процессы (восприятие, память, мышление, воображение) в мозгу учащихся, побуждать их затрачивать энергию, прилагать волевые усилия для усвоения знаний и умений, преодолевая трудности.

Существуют различные пути активизации учебной деятельности:

- проблемное изложение материала

- комментированные упражнения

- самостоятельная работа учащихся

- творческая работа детей,

- формирование стимулов к учению.

Но можно выделить и другие способы активизации учебной деятельности:

- игровые методы

- моделирование

- занимательность

- проведение нетрадиционных уроков.

В психологии дается следующее определение мыслительной деятельности:

Мыслительная деятельность  система мыслительных действий, направленная на решение какой-либо проблемы.

Мыслительные действия – совокупность мыслительных операций.

Исходя из данных определений я пришла к следующему выводу:

Мыслительная деятельность - развитие, наработка определенных навыков и умения думать самостоятельно, отыскивать необычные пути к верному решению.

В педагогической практике используются различные пути активизации мыслительной деятельности, основные из них разнообразие форм, методов, средств обучения, которые стимулируют активность и самостоятельность учащихся. Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами должны:

-отстаивать свое мнение;

-принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;

-ставить вопросы своим товарищам и учителю;

-рецензировать ответы учащихся;

-оценивать ответы и письменные работы одноклассников;

-объяснять более слабым учащимся непонятные места;

-самостоятельно выбирать посильные задания;

-находить несколько вариантов возможного решения познавательных задач (проблемы);

-создавать ситуации самопроверки, анализ личных практических действий;

-решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения.

Активизация мыслительной деятельности учащихся – это задача каждого учителя. Во главу обучения и воспитания ребенка всегда ставлю в первую очередь возрастные особенности учащихся.

Младший школьник имеет специфические возрастные особенности:

-неустойчивое внимание

- преобладание наглядно-действенного мышления

- повышенная двигательная активность

- стремление к игровой деятельности

- разнообразие познавательных интересов.

Для того, чтобы поддерживать в течение всего урока внимание детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности. Работая с детьми младшего школьного возраста, убеждаюсь, что самым действенным среди всех мотивов учебной деятельности является познавательный интерес. Он не только активизирует умственную деятельность в данный момент, но и направляет ее к последующему решению различных задач. Устойчивый познавательный интерес формируется разными средствами.

Одним из них является занимательность. Элементы занимательности, игра, все необычное, неожиданное вызывает у детей богатое своими последствиями чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им усвоить любой учебный материал. Например, в процессе игры на уроке математики незаметно для себя учащиеся выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности. У них развиваются чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер. Игра необходима и для сохранения преемственности между детским садом и школой. Все это требует творческого подхода в работе учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках математики через игровые формы обучения

Применение игровых форм обучения на уроках математики позволяет включиться каждому ученику в процесс обучения, делает его интересным, доступным, предусматривает возможность эффективной организац...

Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроке математики.

Развивает и формирует ученика не столько само знание, сколько метод его приобретения, только в процессе активной мыслительной деятельности ученики могут понять и усвоить учебный материал....

Применение технологии уровневой дифференциации для развития мыслительной деятельности учащихся на уроках математики

Применение технологии уровневой дифференциации для развития мыслительной деятельности учащихся на уроках математики...

Применение технологии уравнений дифференциации для развития мыслительной деятельности учащихся на уроках математики

Применение технологии уравнений дифференциации для развития мыслительной деятельности учащихся на уроках математики...

«Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках математики».

Моя педагогическая система строится на внедрении в учебный процесс различных форм, методов, средств обучения для повышения активности мыслительной деятельности учащихся. И она реализуется посредством ...

"Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках математики" Презентация.

                 Учитель сегодня должен не только хорошо владеть учебным материалом, но и творчески подходить к каждому уроку, постоянно находиться ...

Различные методы решения задач как способ активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках математики

Показать влияние решения задач различными способами   на уроках математики на развитие мыслительной деятельности, познавательной активности школьников, логического мышления....