ВПР по математике: структура заданий, анализ трудностей, система подготовки
статья по математике

Халчевская Виктория Николаевна

Выступление на заседании РМО учителей математики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_vpr_avgust_2019.docx42.92 КБ

Предварительный просмотр:

ВПР по математике: структура заданий, анализ трудностей, система подготовки

Всероссийские проверочные работы (ВПР) – это комплексный проект в области оценки качества образования, направленный на развитие единого образовательного пространства в Российской Федерации, формирование единых ориентиров в оценке результатов обучения, единых стандартизированных подходов к оцениванию образовательных достижений обучающихся.

Указанные цели достигаются за счет проведения ВПР в единое время по единым комплектам заданий, а также за счет использования единых для всей страны критериев оценивания.

Содержание и структура проверочной работы определяются на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования  с учётом Примерной основной образовательной программы основного общего образования  и содержания учебников, включённых в Федеральный перечень.

ВПР представляют собой контрольные работы, которые проводятся в общеобразовательных организациях по завершении обучения в каждом классе. Эти итоговые контрольные работы по отдельным предметам проводятся с 4-го класса, их результаты не влияют на перевод ученика из класса в класс и отметки аттестата. Цель – оценка уровня подготовки школьников с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов, а также совершенствование методики преподавания и формирование программ развития образования.

История введения ВПР

В рамках модернизации системы общего образования, которая была утверждена распоряжением Правительства РФ от 7 сентября 2010 года, в школах России вводится поэтапная реализация ФГОС начального общего образования. Соответственно, первый выпуск обучающихся начальной школы, проходивших обучение с учетом требований ФГОС, пришелся на 2015-2016 учебный год. Именно к этому времени и было приурочено проведение первых проверочных работ. В частности, проведение ВПР по математике было осуществлено в два этапа: репетиция работы в декабре 2015 года и написание основной работы в мае 2016 года.

Скандальные итоги проекта за 2017 год

В программе были задействованы почти 40 000 тысяч российских школ, участниками проекта стали около 3 миллионов школьников. Полученные результаты были обработаны и проанализированы соответствующими службами, итоги в виде статистических данных были направлены в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки. В результате проверки было обнаружено, что дети из обычных школ получили баллы выше, чем дети из гимназий. Подобные данные были поставлены под сомнение и учителей начали подозревать в сознательном завышении баллов. После изучения полученной информации пресс-служба Рособрнадзора передала указанный отчет с указанием реестра школ, в которых были обнаружены необъективные итоги, в регионы для дальнейшей обработки и принятию мер на местах.

При анализе были отмечены образовательные организации, в которых результат выполнения ВПР оказался заметно выше среднего результата по региону. При этом школа не является лицеем или гимназией с углубленным изучением данных предметов, и полученные результаты не подтверждаются высокими баллами ЕГЭ у выпускников. Также анализировались средние проценты выполнения каждого задания учащимися: если в школе простые задания делают хуже, чем в среднем по региону, а сложные лучше, то это может свидетельствовать, что школьникам помогали справиться с более сложными заданиями.

При анализе результатов учитывались такие признаки необъективности как завышенные значения среднего балла ВПР, несоответствие результатов ВПР и школьных отметок, резкое возрастание или резкое падение результатов одной параллели от одного класса к следующему. При этом в перечень школ с признаками необъективных результатов не были включены школы, отмеченные региональными координаторами как образовательные организации со стабильно высокими результатами.

Изменения в проведении ВПР

  • В 2018 году Рособрнадзор планировал перепроверять за учителями, а затем публиковать список школ, которые завысили результаты.
  • В 2019 году участие в ВПР обучающихся 4, 5, и 6 классов было обязательным, в 7 и 8 классах – добровольным.
  • В 2020 году ВПР станут обязательными и для 7-8 классов.

Цель ВПР:  оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС.

  • поддержка реализации ФГОС начального и основного общего образования;
  • информирование участников образовательных отношений о состоянии освоения Примерной основной образовательной программы начального и основного общего образования;
  • готовность школьников к продолжению образования;
  • своевременная диагностика уровня достижения обучающимися образовательных результатов;
  • обеспечение единства образовательного пространства РФ.

Ключевые особенности ВПР по математике

  • всероссийские проверочные работы основаны на системно-деятельностном, компетентностном и уровневом подходах;
  • в рамках всероссийских проверочных работ наряду с предметными результатами оцениваются и метапредметные результаты, в том числе уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД) и овладения межпредметными понятиями;
  • ВПР имеют свою специфику, как в структуре самих работ, так и в технологии оценивания;
  • единый подход к критериям оценивания задан в описании работы.

Формирование универсальных учебных действий (УУД)

Личностные действия: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение. Регулятивные действия: планирование, контроль и коррекция, саморегуляция.

Общеучебные универсальные учебные действия: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; моделирование, преобразование модели.

Логические универсальные действия: анализ объектов в целях выделения признаков; синтез, в том числе выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство.

Коммуникативные действия: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Использование результатов ВПР

  • на федеральном уровне
  • мониторинг результатов введения ФГОС;
  • формирование базы результатов обучающихся, в перспективе – обеспечение возможности учёта результатов  в качестве портфолио.
  • на региональном уровне
  • своевременная корректировка отдельных аспектов в системе общего образования;
  • на уровне образовательной организации
  • корректировка образовательного процесса;
  • учет результатов ВПР при выставлении отметок по предмету.
  • на уровне учеников и родителей
  • выявление склонностей, проблемных зон, планирование повторения, получение ориентиров для построения образовательных траекторий.

Структура заданий ВПР

5 класс

6 класс

7 класс

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ВСЕРОССИЙСКОЙ ПРОВЕРОЧНОЙ РАБОТЫ

Работа содержит 14 заданий. 
В заданиях 1—5, 7, 8, 11, 12 (пункт 1), 13 необходимо записать только ответ. 
В задании 12 (пункт 2) нужно изобразить требуемые элементы рисунка. 
В заданиях 6, 9, 10, 14 требуется записать решение и ответ.

Работа содержит 13 заданий. 
В заданиях 1—8, 10 необходимо записать только ответ. 
В задании 12 нужно изобразить требуемые элементы рисунка. 
В заданиях 9, 11, 13 требуется записать решение и ответ.

Работа содержит 16 заданий. 
В заданиях 1–9, 11 и 13 необходимо записать только ответ. 
В задании 12 нужно отметить точки на числовой прямой. 
В задании 15 требуется схематично построить график функции. 
В заданиях 10, 14, 16 требуется записать решение и ответ. 

Всего заданий — 14. 
Максимальный балл за работу — 20 баллов. 
Общее время выполнения работы — 60 мин.

Всего заданий — 13. 
Максимальный балл за работу — 16 баллов. 
Общее время выполнения работы — 60 мин.

Всего заданий — 16. 
Максимальный балл за работу — 19 баллов. 
Общее время выполнения работы — 90 мин.

СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ

Каждое верно выполненное задание 1—5, 7, 8, 11 (пункт 1), 11 (пункт 2), 12 (пункт 1), 12 (пункт 2), 13 оценивается 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ученик дал верный ответ: записал правильное число, правильную величину, изобразил правильный рисунок. 
Выполнение заданий 6, 9, 10, 14 оценивается от 0 до 2 баллов.

Правильное решение каждого из заданий 1–8, 10, 12 оценивается 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ученик дал верный ответ: записал правильное число, правильную величину, изобразил правильный рисунок. 
Выполнение заданий 9, 11, 13 оценивается от 0 до 2 баллов.

Правильное решение каждого из заданий 1–11, 13, 15 оценивается 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ученик дал верный ответ: записал правильное число, правильную величину; изобразил правильный рисунок. 
Выполнение заданий 12, 14, 16 оценивается от 0 до 2 баллов.

Выставлять отметки учащимся за выполнение ВПР школам не рекомендуется.

«2» - 0-6 баллов

«3» - 7-10 баллов

«4» - 11-14 баллов

«5» - 15 -20 баллов

«2» - 0-5 баллов

«3» - 6-9 баллов

«4» - 10-13 баллов

«5» - 14 -16 баллов

«2» - 0-6 баллов

«3» - 7-11 баллов

«4» - 12-15 баллов

«5» - 16 -19 баллов

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ

Дополнительные материалы и оборудование не требуются

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К ПРОВЕРОЧНОЙ РАБОТЕ

Специальная подготовка к проверочной работе не требуется

ОБОБЩЁННЫЙ ПЛАН ВАРИАНТА ВПР ПО МАТЕМАТИКЕ

(5 класс)

№ задания

Умения, виды деятельности (в соответствии с ФГОС)

Блоки ПООП НОО 
выпускник научится / получит 
возможность научиться

Максимальный балл за выполнение задания

1

Развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел

Оперировать на базовом уровне понятием «натуральное число»

1

2

Развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел

Оперировать на базовом уровне понятием «обыкновенная дробь»

1

3

Развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел

Оперировать на базовом уровне понятием «десятичная дробь»

1

4

Развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел

Решать задачи на нахождение части числа и числа по его части

1

5

Овладение приемами выполнения тождественных преобразований выражений

Использовать свойства чисел и правила действий с рациональными числами при выполнении вычислений

1

6

Умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин

Решать задачи разных типов (на работу, на движение), связывающих три величины; выделять эти величины и отношения между ними; знать различие скоростей объекта в стоячей воде, против течения и по течению реки

2

7

Умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин

Решать несложные сюжетные задачи разных типов на все арифметические действия

1

8

Умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин

Находить процент от числа, число по проценту от него; находить процентное отношение двух чисел; находить процентное снижение или процентное повышение величины

1

9

Овладение навыками письменных вычислений

Использовать свойства чисел и правила действий с рациональными числами при выполнении вычислений / выполнять вычисления, в том числе с использованием приемов рациональных вычислений, обосновывать алгоритмы выполнения действий

2

10

Умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин

Решать задачи на покупки, решать несложные логические задачи методом рассуждений

2

11

Умение извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах

Читать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы

1

Умение извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах

Читать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы / извлекать, интерпретировать информацию, представленную в таблицах и на диаграммах, отражающую свойства и характеристики реальных процессов и явлений

1

12

Умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин

Вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях

1

Развитие умений моделирования реальных ситуаций на языке геометрии, развитие изобразительных умений

Выполнять простейшие построения и измерения на местности, необходимые в реальной жизни

1

13

Развитие пространственных представлений

Оперировать на базовом уровне понятиями: «прямоугольный параллелепипед», «куб», «шар»

1

14

Умение проводить логические обоснования, доказательства математических утверждений

Решать простые и сложные задачи разных типов, а также задачи повышенной трудности

2

ОБОБЩЁННЫЙ ПЛАН ВАРИАНТА ВПР ПО МАТЕМАТИКЕ

(6 класс)

№ задания

Умения, виды деятельности (в соответствии с ФГОС)

Блоки ПООП НОО 
выпускник научится / получит 
возможность научиться

Уровень сложности задания

Максимальный балл за выполнение задания

1

Развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел

Оперировать на базовом уровне понятием «целое число»

Б

1

2

Развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел

Оперировать на базовом уровне понятием «обыкновенная дробь», «смешанное число»

Б

1

3

Развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел

Оперировать на базовом уровне понятием «десятичная дробь»

Б

1

4

Развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел

Решать задачи на нахождение части числа и числа по его части

Б

1

5

Умение пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах

Оценивать размеры реальных объектов окружающего мира

Б

1

6

Умение извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах

Читать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы / извлекать, интерпретировать информацию, представленную в таблицах и на диаграммах, отражающую свойства и характеристики реальных процессов и явлений

Б

1

7

Овладение символьным языком алгебры

Оперировать понятием модуль числа, геометрическая интерпретация модуля числа

П

1

8

Развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел

Сравнивать рациональные числа / упорядочивать числа, записанные в виде обыкновенных дробей, десятичных дробей

П

1

9

Овладение навыками письменных вычислений

Использовать свойства чисел и правила действий с рациональными числами при выполнении вычислений / выполнять вычисления, в том числе с использованием приемов рациональных вычислений

П

2

10

Умение анализировать, извлекать необходимую информацию

Решать несложные логические задачи, находить пересечение, объединение, подмножество в простейших ситуациях

П

1

11

Умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач их смежных дисциплин

Решать задачи на покупки, находить процент от числа, число по проценту от него, находить процентное отношение двух чисел, находить процентное снижение или процентное повышение величины

П

2

12

Овладение геометрическим языком, развитие навыков изобразительных умений, навыков геометрических построений

Выполнять простейшие построения и измерения на местности, необходимые в реальной жизни

П

1

13

Умение проводить логические обоснования, доказательства математических утверждений

Решать простые и сложные задачи разных типов, а также задачи повышенной трудности

В

2

ОБОБЩЁННЫЙ ПЛАН ВАРИАНТА ВПР ПО МАТЕМАТИКЕ

(7 класс)

№ задания

Умения, виды деятельности (в соответствии с ФГОС)

Блоки ПООП НОО 
выпускник научится / получит 
возможность научиться

Уровень сложности задания

Максимальный балл за выполнение задания

1

Развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел

Оперировать на базовом уровне понятиями «обыкновенная дробь», «смешанное число»

Б

1

2

Развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел

Оперировать на базовом уровне понятием «десятичная дробь»

Б

1

3

Умение извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках

Читать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы, графика / извлекать, интерпретировать информацию, представленную в таблицах и на диаграммах, отражающую свойства и характеристики реальных процессов и явлений

Б

1

4

Умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач их смежных дисциплин

Записывать числовые значения реальных величин с использованием разных систем измерения

Б

1

5

Умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач их смежных дисциплин

Решать задачи на покупки; находить процент от числа, число по проценту от него, процентное отношение двух чисел, процентное снижение или процентное повышение величины

Б

1

6

Умение анализировать, извлекать необходимую информацию

Решать несложные логические задачи; находить пересечение, объединение, подмножество в простейших ситуациях

Б

1

7

Умение извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках

Читать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы, графика / извлекать, интерпретировать информацию, представленную в таблицах и на диаграммах, отражающую свойства и характеристики реальных процессов и явлений

Б

1

8

Овладение системой функциональных понятий, развитие умения использовать функциональнографические представления

Строить график линейной функции

Б

1

9

Овладение приёмами решения уравнений, систем уравнений

Оперировать на базовом уровне понятиями «уравнение», «корень уравнения»; решать системы несложных линейных уравнений / решать линейные уравнения и уравнения, сводимые к линейным, с помощью тождественных преобразований

Б

1

10

Умение анализировать, извлекать необходимую информацию, пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчётах

Оценивать результаты вычислений при решении практических задач / решать задачи на основе рассмотрения реальных ситуаций, в которых не требуется точный вычислительный результат

П

1

11

Овладение символьным языком алгебры

Выполнять несложные преобразования выражений: раскрывать скобки, приводить подобные слагаемые, использовать формулы сокращённого умножения

Б

1

12

Развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел

Сравнивать рациональные числа / знать геометрическую интерпретацию целых, рациональных чисел

Б

2

13

Овладение геометрическим языком, формирование систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, использование геометрических понятий и теорем

Оперировать на базовом уровне понятиями геометрических фигур; извлекать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах в явном виде; применять для решения задач геометрические факты

Б

1

14

Овладение геометрическим языком, формирование систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, использование геометрических понятий и теорем

Оперировать на базовом уровне понятиями геометрических фигур; извлекать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах в явном виде / применять геометрические факты для решения задач, в том числе предполагающих несколько шагов решения

П

2

15

Развитие умения использовать функционально графические представления для описания реальных зависимостей

Представлять данные в виде таблиц, диаграмм, графиков / иллюстрировать с помощью графика реальную зависимость или процесс по их характеристикам

П

1

16

Развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера

Решать задачи разных типов (на работу, покупки, движение) / решать простые и сложные задачи разных типов, выбирать соответствующие уравнения или системы уравнений для составления математической модели заданной реальной ситуации или прикладной задачи

П

2

Анализ трудностей, возникших при выполнении заданий ВПР в 5, 6 классе (презентация)

Система подготовки

Документы, определяющие содержание всероссийской проверочной работы информационный портал «Всероссийские проверочные работы»  https://vpr.statgrad.org/#3363

Специальная подготовка к проверочной работе не требуется.

Тексты заданий в вариантах ВПР в целом соответствуют формулировкам, принятым в учебниках, включенных в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых Министерством образования и науки РФ к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего образования.

Использование дополнительных пособий и рабочих тетрадей для подготовки к ВПР по математике, которые выпускают такие издательства, как «Легион», «Экзамен» и т.д.

Также организовать работу по подготовке к ВПР позволяют многочисленные электронные образовательные ресурсы, например, РешуЕГЭ, ЯКласс, Знаника, Меташкола, Учи.ру и т.д.

Как школьнику подготовиться к ВПР

Родители не должны передавать ребенку свои волнения и страхи за результат проверочных работ, поскольку ВПР — это те же контрольные работы, которые ученики и прежде выполняли в конце учебного года. Важно в этот период проследить, чтобы школьник соблюдал правильный режим дня. Здоровый сон, обязательные прогулки на свежем воздухе, полноценное питание помогут ученику физически и психологически подготовиться к проведению аттестации. А главная задача родителей — убедить ребенка, что если не запускать учебу на протяжении всего учебного года, то не будет проблем с подготовкой к ВПР.

Как помочь обучающимся успешно подготовиться к ВПР

 

  • Составить план подготовки по предмету и рассказать о нем учащимся.
  • Дать учащимся возможность оценить их достижения в учебе.
  • Не говорить с учащимися о ВПР слишком часто.
  • Использовать при изучении учебного материала различные педагогические технологии, методы и приемы.
  • Научить учащихся работать с критериями оценки заданий.
  • Не показывать страха и беспокойства по поводу предстоящих ВПР .
  • Хвалить своих учеников.
  • Общаться с коллегами!
  • Обсуждать с учащимися важность здорового образа жизни.
  • Поддерживать внеучебные интересы учащихся.
  • Общаться с родителями и привлекать их на свою сторону!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГИА. Система подготовки к заданию С.2 или Сочинение - это просто!

Эта работа- результат совместного сотрудничества с учителем МБОУ СОШ  №35 г.Каменска-Уральского Свердловской области Плотниковой Анной Николаевной.Материал состоит из 3-х частей.1. Непосредс...

Подготовка к ЕГЭ (письмо и эссе) структура задания, стратегии выполнения, критерии оценивания

Подготовка к ЕГЭ (письмо и эссе) структура задания, стратегии выполнения, критерии оценивания...

Анализ художественного текста и система подготовки к ЕГЭ по литературе (написание развернутых ответов С1, С2)

Начиная работу по подготовке к ЕГЭ по литературе, испытывала сложности. Организовала в городе постоянно действующий семинар для учителей литературы, готовивших к экзамену выпускников, начала разрабаты...

Фонематический анализ в системе работы по подготовке дошкольников к обучению грамоте

В работе раскрывается значение добукваврного, т.е. звукового периода в работе по подготовке дошкольников к обучению грамоте, приводится понимание звукового анализа слов в современной методике. Также в...

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Математика «Решение заданий повышенной трудности» для учащихся 9 классов (32 часа)

Программа разработана как дополнение к школьной программе по математике 9класса . Актуальность и новизна программы:Концепция программы основывается на принципах овладения приемами решения сложных...

«Разбор нового типа задания: анализ графика спроса и предложения. Подготовка к выполнению задания №21 КИМ ЕГЭ по обществознанию»

  Задание 21 в ЕГЭ предполагает анализ рисунка (графического изображения, иллюстрирующего изменение спроса/предложения). Экзаменуемый долженосуществить поиск социальной информации и выполн...

«Система дополнительных заданий на уроках математики в 9 классе ( в рамках подготовки к ОГЭ)»

laquo;Система дополнительных заданий на уроках математики в 9 классе ( в рамках подготовки к ОГЭ)»...