ГИА. Система подготовки к заданию С.2 или Сочинение - это просто!
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему

Эта работа- результат совместного сотрудничества с учителем МБОУ СОШ  №35 г.Каменска-Уральского Свердловской области Плотниковой Анной Николаевной.

Материал состоит из 3-х частей.

1. Непосредственно система или, если хотите, ход занятия по подготовке к ГИА.

2. Словарь необходимых терминов (взят http://uchimcauchitca.blogspot.ru/.  ) Огромное спасибо Марине Анатольевне Крюковой, автору блога.

3. Готовые шаблоны, по которым успешно писали сочинение-рассуждение на лингвистическую тему даже самые "слабые" девятиклассники.

Тексты и цитаты (тесты) взяты из книги«ГИА. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты. 36 вариантов». Под ред. И П.Цыбулько.- М., Национальное образование, 2012.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistema_raboty_po_bloku_s.doc2.78 МБ
Microsoft Office document icon slovar_neobhodimyh_terminov.doc66.5 КБ
Microsoft Office document icon shablony_s.2.doc11 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

         Языковые явления  по теме «Лексика»

АНТОНИМЫ:

  1. позволяют увидеть, что в жизни есть контрасты, подчёркивают их, 
  2. помогают высказать мысль с большей точностью, 
  3. делают речь яркой и убедительной.

СИНОНИМЫ:

  1. помогают избежать однообразия изложения, 
  2. разнообразят нашу речь, делая её живой и выразительной,
  3. позволяют всесторонне охарактеризовать образ, 
  4. помогают с максимальной точностью и полнотой передать содержание, 
  5. позволяют выразить самые тонкие смысловые оттенки,
  6. позволяют тонко и красочно описывать явления,
  7. способствуют точности и ясности высказывания,
  8. дают возможность выразить различные оттенки мысли, уточнить, подчеркнуть какое-то положение.


УСТАРЕВШИЕ СЛОВА:

  1. служат для передачи точного смысла в письменной и устной речи,
  2. делают речь яркой и убедительной,
  3. служат для передачи торжественности момента,
  4. служат для воссоздания исторической обстановки,
  5. служат средством речевой характеристики персонажа,
  6. используются для создания комического эффекта, иронии;
  7. помогают автору убедить читателя в жизненности и правдивости изображаемых событий,
  8. подчёркивают достоверность сказанного,
  9. служат названиями реалий прошлых лет.


 ДИАЛЕКТИЗМЫ:

  1. помогают передать местный колорит, особенности речи героев.


СЛОВА С ПРЯМЫМ ЗНАЧЕНИЕМ:

  1. служат для обозначения предметов, признаков, действий.


СЛОВА С ПЕРЕНОСНЫМ ЗНАЧЕНИЕМ:

  1. выступают как одно из средств выразительности речи.

СТИЛИСТИЧЕСКИ НЕЙТРАЛЬНАЯ ЛЕКСИКА:

  1. используется писателями как языковая основа произведения,
  2. употребляется в любых условиях общения,
  3. служит бесстрастному, объективному обозначению понятий, предметов, действий, признаков, явлений и отношений между ними.

РАЗГОВОРНАЯ И ПРОСТОРЕЧНАЯ ЛЕКСИКА:

  1. создаёт стилистическую окраску слова,
  2.  одна из отличительных черт разговорной лексики - конкретность (обозначение конкретных предметов, действий, признаков);
  3. используется для словесной характеристики героя.

ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ:

  1. помогают понять, о какой профессии идёт речь в предложенном тексте,
  2. служат для обозначения различных производственных процессов, орудий производства, сырья, выпускаемой продукции и т.п.,
  3. служат для создания достоверности, точности информации, речевой характеристики персонажа,
  4. служат для убеждения оппонента, позволяя чётко выразить позицию автора или привести яркий, убедительный аргумент.

КНИЖНЫЕ СЛОВА:

  1. позволяют автору обратить внимание читателя на общественно значимые события, нравственные ценности, убедить в необходимости желаемого поведения,
  2. помогают писателю подчеркнуть и обсудить общественно-важную проблему, 
  3. служат для создания полноты картины, образного, эмоционального восприятия изображаемой действительности,
  4. служат речевой характеристикой персонажей.

ЭПИТЕТЫ:

  1. усиливают выразительность, образность языка произведения;
  2. придают художественную, поэтическую яркость речи;
  3. обогащают содержание высказывания;
  4. выделяют характерную черту или качество предмета, явления, подчёркивают его индивидуальный признак;
  5. создают живое представление о предмете;
  6. оценивают предмет или явление;
  7. вызывают определённое эмоциональное отношение к ним;
  8. помогают увидеть авторское отношение к окружающему миру.

  

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ:

  1. придают речи особую выразительность, образность, эмоциональность, точность,
  2. характеризуют все стороны жизни человека.

ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР:

  1. помогает подчеркнуть, выделить в речи важную в смысловом отношении группу слов,
  2. средство придания ясности высказыванию, помогающее избежать туманности изложения,
  3. средство передачи монотонности и однообразия действий,
  4. повторение слов способствует большей силе высказывания, большей напряженности повествования,
  5. средство выражения многократности или длительности действия.

МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА

  1. помогают создать образ

   

 


 

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА.

МЕТАФОРА - вид иносказания, перенос значения с одного слова на другое по сходству признаков, скрытое сравнение, в котором отсутствует сравнительный оборот. Например: Сыплет черёмуха снегом. (снег подобен цветущим кистям черёмухи). Колесом за сини горы солнце красное скатилось (солнце подобно колесу).
Значение: повышает точность поэтической речи и её эмоциональную выразительность. 

МЕТОНИМИЯ - замена одного слова или понятия другим, имеющим с первым причинную или иную связь. Например: Сюда по новым им волнам Все флаги в гости будут к нам. (метонимия "все флаги" заменяет многословное выражение "корабли всех стран под различными флагами")

Значение: приём краткой выразительной речи, экономия лексических средств.

ИРОНИЯ (притворство) - употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки. Например: Ай, Моська, знать она сильна, Что лает на слона.

Значение: создание комического эффекта.

ГИПЕРБОЛА (преувеличение) - образное выражение, состоящее в преувеличении размеров, силы, красоты и т.п. Например: ...дрожали скалы от их ударов, дрожало небо от грозной песни.

Значение: на гиперболах строится образность сатирических произведений. Гиперболизация является источником юмора, средством насмешки.

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - разновидность метафоры, перенесение свойств человека на неодушевлённые предметы и отвлечённые понятия. Например: Вечер синею свечкой звезду Над дорогой моей засветил. 

Значение: повышает эмоциональную выразительность текста.

СИНЕКДОХА (обобщение) - частный случай метонимии, обозначение целого через его часть. Например: Швед, русский колет, рубит, режет.

Значение: придаёт речи краткость и выразительность, усиливает экспрессию речи и придаёт ей глубокий обобщающий смысл.

ЛИТОТА (простота) - образное выражение, преуменьшающее размеры, силу, значение описываемого предмета или явления. Например: Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка.

Значение: одновременное употребление литоты и гиперболы резко и сильно подчёркивает создаваемый образ. Стилистический приём двойного отрицания. Служит средством для создания сатирического и юмористического эффекта.

ЭПИТЕТ – образное определение предмета или действие. Например: На берегупустынных волн Стоял он дум великих полн.

Значение: Создаёт зримый образ предмета, явления, формирует эмоциональное впечатление, передаёт психологическую атмосферу, настроение. Характеризует, поясняет какое-нибудь свойство, качество понятия, предмета или явления; воплощается мироощущение писателя. Эпитет в описании природы как средство выражения чувства, настроения. Выражение внутреннего состояния человека.

АНТОНОМАСИЯ (переименование) – троп, состоящий в употреблении собственного имени в значении нарицательного, вид метонимии. Например: в русском языке закрепилось использование в переносном значении слов Донкихот, донжуан, ловелас и др.

Значение: этот троп часто используется в публицистике. В его основе – переосмысление имён исторических деятелей, писателей, литературных героев. В художественной литературе используется как средство образной речи.

АЛЛЕГОРИЯ – иносказательное изображение предмета или явления с целью наиболее наглядно показать его существенные черты (в баснях, загадках). Выражение отвлечённого понятия или идеи в конкретном художественном образе.Например: в баснях, сказках глупость, упрямство воплощаются в образе Осла, трусость – Зайца, хитрость – Лисы. Аллегорический смысл может получать иносказательное выражение: «пришла осень»  может означать «наступила старость».

Значение: широко используется в эзоповом языке – манере, обнаруживающей изворотливость в изобретении оговорок, недомолвок и прочих обманных средств. Используется для того, чтобы обойти цензуру. С помощью аллегории иносказательно выражаются идеи глубокого философского содержания.

ПЕРИФРАЗА  или ПЕРИФРАЗ (описательное выражение) – стилистический приём, состоящий в замене обычного однословного названия какого-либо предмета или явления описательным выражением. Например: Лев – царь зверей. Унылая пора, очей очарованье (вместо «осень»).

Значение: подчёркиваются существенные стороны, характерные признаки предмета или явления.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СИМВОЛ – образные слова, которые замещают наименование жизненного явления, понятия предмета условным его обозначением, напоминающим это явление и придающим ему новый, глубинный смысл. Например:Дождь – символ печали и слёз. Кукушка – символ одинокой тоскующей женщины. Берёза – символ России.

Значение: придаёт слову новый, глубинный смысл.



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пунктуация простого осложненного предложения в системе подготовки к ЕГЭ

Разработка урока русского языка в 11 классе (теория и практика)...

Доклад на РМО "Система подготовки к экзаменационному сочинению"

Доклад содержит материал о том, как готовиться к экзаменационному сочинению как допуску к ЕГЭ....

Система подготовки учащихся к сочинению-рассуждению(часть С ЕГЭ )

Методы и приемы , используемые на уроках русского языка для подготовки учащихся к заданию С ЕГЭ...

система подготовки к сочинению 15.1 по УМК М.М.Разумовской

Данная разработка будет интересна учителям русского языка, работающим по УМК М.М. Разумовской в системной подготовке учащихся к сочинению на лингвистическую тему уже с 5 класса....

Система заданий для обучения написанию сочинения

Презентация системы заданий для обучения написани. сочинению в формате ЕГЭ....

Система подготовки к сочинению-рассуждению 15.3

Система подготовки к           сочинению-рассуждению 15.3 1. Выбор тезиса.2. Домашнее задание, работа с сайтом ФИПИ, поиск текстов к заданному тезису....

Подготовка к заданию 9.3 ОГЭ по русскому языку. Конспект интегрированного урока по русскому языку и литературе. Подготовка к сочинению на тему ЧТО ТАКОЕ ДОБРОТА? КАКОГО ЧЕЛОВЕКА МОЖНО НАЗВАТЬ ДОБРЫМ?

В МАТЕРИАЛАХ ПРЕДСТАВЛЕН ОПЫТ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ УЧЕНИКОВ К ЗАДАНИЮ 9.3 ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6-9 КЛАССАХ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛИ СОЧИНЕНИЯ 9.3 НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ И ЛИТЕРАТУРНЫ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ПРИ НА...


 

Комментарии

Плотникова Анна Николаевна

Светлана Николаевна! Прекрасный материал! Спасибо, что делитесь своим опытом.