Методический материал к уроку математики в 5 (6) классе по теме "Проценты"
методическая разработка по математике (5 класс)

Михеенко Александра Леонидовна

Современный урок систематизации знаний (общеметодологической направленности).

Презентация к уроку

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Автор – Михеенко Александра Леонидовна, учитель математики муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

гимназия № 13 г. Томска

Образовательное учреждение –  муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия № 13 г. Томска

Предметная область – математика

Класс – 5

Тема – Задачи на проценты

Место в образовательном процессе:

  • 5-6 класс – в рамках изучения темы: «Проценты. Задачи на проценты»

Тип урока (занятия)

Обобщение полученных знаний

Урок закрепления, обобщения материала

Учебно-методическое обеспечение

(медиа продукты)

Авторские:

  • презентация в PowerPoint 2003-2010,  15 слайдов;

или Google презентация;

  • рабочие листы А4;

 

Техническое обеспечение

Компьютер, проектор.

Используемые современные технологии

(ИКТ, проектные, исследовательские и др.)

Технологии ИКТ.

Методы эвристического обучения:

  • эвристическая беседа;
  • метод образного видения;
  • метод символического видения;
  • метод сравнения;
  • метод ученического целеполагания;
  • метод ученического планирования;
  • метод рефлексии.

Время реализации

40 минут

Цель урока (занятия)

Образовательная:

Развивающая:

Воспитательная:

Деятельностная:

 Создание условия для обобщения, систематизации решения задач на проценты

  • Систематизация  учебного материала и выявление логики развития содержательной линии предмета математика;
  • закрепление понятийной базы по учебному предмету за счет повторения, систематизации и решения задач

Содействует формированию:

  • общеучебных и специальных умений;
  • совершенствованию мыслительных операций;
  • развитию эмоциональной сферы, монологической речи учащихся, диалога, коммуникативной культуры;
  • осуществлению самоконтроля и самооценки, а в целом — становлению и развитию личности.

  • воспитание положительного отношения к знаниям, к процессу учения;
  • формирование идей, взглядов, убеждений, качеств личности, оценки, самооценки и самостоятельности;
  • приобретение опыта адекватного поведения в обществе.

  • Формирование  у обучающихся способностей к обобщению, структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания;

  • Формирование у  обучающихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия на основе метода рефлексивной самоорганизации;

Задачи урока (занятия)

Образовательные:

предоставить обучающимся возможность закрепить решения задач на проценты.

Развивающая:

развивать способности обучающихся к усвоению новой информации, формировать умение сравнивать, анализировать, кратко и четко выражать свое мнение.

Воспитательная:

повышение коммуникативной активности обучающихся, формирование умения аргументировать свою точку зрения и принимать чужую, разумно оценивать свои достижения.

Задачи для обучающихся:

  • закрепление решения различных заданий на проценты: нахождение процента от числа, числа по его проценту и другие.

Структура и этапы урока (занятия)

  1. Организационный момент.
  • приветствие (слайд 1).

  1. Повторение основных понятий и правил по теме «Проценты» с помощью сопоставлений.
  • повторение понятий (слайд 2,3);
  • взаимоконтроль.

  1. Планирование дальнейшего урока (слайд 4).

  1. Поиск решения из предложенных вариантов (слайд 5,6).
  • решение задач на проценты с предполагаемыми исходными данными (слайд 7,8).

  1. Физкультминутка (слайд 9).

  1. Решение комбинированных задач (слайд 10,11).

  1. Выявление цели и задачи  урока (слайд 12).

  1. Домашнее задание.
  • комментирование дифференцированного задания по математике (слайд 13).

  1. Самооценивание.

  1.  Рефлексия.
  • обсуждение обучающимися своей работы на уроке в целом (слайд 14).

  1. Заключительное слово учителя (слайд 15).

Формируемые УУД

Познавательные УДД:

Общеучебные учебные действия

- ставить учебную задачу;

- выбирать способы и находить информацию для её решения;

- работать с информацией;

- структурировать полученные знания.

Логические учебные действия

- анализировать и синтезировать новые знания;

- устанавливать причинно-следственные связи.

Постановка и решение проблемы 

- формулировать проблему и найти способ её решения.

Регулятивные УДД:

- развитие умения  читать и записывать информацию в виде различных графических математических моделей;

- планировать действия в соответствии с поставленной задачей.

Личностные УДД:

- учебно-познавательный интерес к новому материалу;

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

- самоанализ и самоконтроль результата

- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

- представление о себе, своих качествах и возможностях;

- нравственно-этическая ориентация (нормы поведения, исходя из социальных и личностных ценностей).

Коммуникативные УДД:

- развитие навыков сотрудничества;

- формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленные вопросы;

- умение работать в парах;

- осуществлять сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Планируемые результаты

Личностные:

- целостный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы;

- ответственное отношение к учебе.

Метапредметные:

- соотносить правильность выполнения действия с требованием конкретной задачи;

- узнавать, называть и характеризовать объекты окружающей действительности;

- строить высказывания, обсуждать и анализировать.

Предметные:

Знать примеры  решения задач на проценты и уметь их применять.

Нестандартные ситуации при выполнении заданий

  • Игровая форма;
  • Сюжетная линия;
  • Переход организационного этапа к повторению и актуализацию опорных знаний;
  • члены группы определяют исходные данные поставленной задачи, сверяются с полученными результатами, но каждый сам выполняет все необходимые расчеты, делает выводы;
  • оценивание обучающимися готовых решений.

Применение здоровье сберегающие технологии

Акцентирование внимания на режиме дня школьника.

Домашнее задание

(объём, структура, дифференциация)

Задание составить контрольную работу по теме «Проценты» и прорешать ее.

Обучающийся самостоятельно составляет контрольную работу, состоящую из 5 различных заданий, разного уровня сложности и затем самостоятельно решает их.  



Предварительный просмотр:

Я: Здравствуйте, меня зовут Михеенко Александра Леонидовна, я проведу урок математики в 5 классе. Квест «В поисках сокровищ».

Но в начале я хотела бы спросить у ребят хотят ли они отправится в путешествие.

Дети: Да!

Я:(ОТКРЫВАЮ 1 СЛАЙД). Вам необходимо взять на столах листочки (ПОКАЗЫВАЮ как). Подписать фамилию и имя на строчке. (Жду когда подпишут). Спрашиваю, подписали?

Дети: Да!

Я: Дело в том, что к нам прибыло послание, в котором указано, что нам необходимо для путешествия. Но случилась беда, и послание в пути порвалось и чтобы его расшифровать, Вам необходимо перевернуть листочек (ПОКАЗЫВАЮ как) и к началу каждой фразы найти окончание и в клеточках посередине вставить соответствующую букву.

(ОТКРЫВАЮ 2 СЛАЙД).

1) Процент – это К-  сотая часть числа. 

2) Чтобы перейти от процентов к десятичной дроби, надо –О-  разделить количество процентов на 100.

3) Чтобы найти процент от числа, надо – Р-  число разделить на 100 и умножить на количество процентов.

4) Чтобы перейти от десятичной  дроби к процентам, надо –А- умножить десятичную дробь на 100. 

5) Чтобы найти число по его проценту, надо –Б-  число разделить на количество процентов и умножить на 100.

6) Чтобы умножить десятичную дробь на 100, надо –Л-  перенести запятую                         на два знака вправо.

7) Чтобы разделить десятичную дробь на 100, надо –Ь-  перенести запятую на два знака влево.

Я: А теперь давайте проверим, что у Вас получилось. (ОТКРЫВАЮ 3 СЛАЙД). Слово корабль.

Я: Сейчас поменяйтесь с друг другом вариантами и выставите количеств верных ответов своему соседу в красную клетку (ПОКАЗЫВАЮ) за 7 правильных ответов напишите 7 и верните листочки соседу обратно.

Я: Ребята к нам в гости пожаловал попугай, которого как зовут, знаете? (Показываю игрушку попугая Скалли)

Дети: Да! Скалли!

Я: Ребята он нам принес карту (ПОКАЗЫВАЮ КАРТУ). (ОТКРЫВАЮ 4 СЛАЙД). Нам необходимо от «Острова Разгадок» дойти до «Острова Вычислительный», что бы получить сокровища-пиастры. (ОТКРЫВАЮ 5 СЛАЙД). Это Остров Разгадок.

Перед Вами столбик с цифрами черного цвета. Вам необходимо по строчкам найти равные, ему и выделить правильный ответ в кружочек. (ПОКАЗЫВАЮ). Ребята кто может ответить сколько это (Спрашиваю 5 ребят):

5%=0,05        

 0,134=13,4        

25%-четверть        

5,68=568%      

40%=0,4

 Я: (ПОКАЗЫВАЮ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ). Слово- РЕЖИМ. За 5 правильных ответов напишите 5 в красную клеточку.(ОТКРЫВАЮ 6 СЛАЙД)

Я: Ребята Вы добрые пираты, как Вы думаете, нужен ли Вам режим дня?

Дети: Да! (Отвечают).

Я: Ребята режим необходим каждому школьнику и даже пиратам, он позитивно сказывается на организме ребенка. Режим дня поможет включить в Ваше расписание много нового и приятного, а неважное оставит вне внимания. 

Я: (ОТКРЫВАЮ 7 СЛАЙД) Ребята, вот мы с Вами и подошли к бухте задач. Вам необходимо самостоятельно решить задачу. (Даю время прохожу по классу кто решил, того к доске):

1 сутки = 24 часам.

24:3*1 = 8 (часов) - сон Кабби.

24:100*25 = 6 (часов)    или       24: 4=6 часов – отдых, увлечения. (Чтобы найти процент от числа, надо число разделить на 100 и умножить на количество процентов).

8 – 5 = 3 (часа) – гигиена

24  - 8 – 6 – 3 = 7 (часов).

(Как решит, открываю ответ: 7 часов)

Я: (ОТКРЫВАЮ 8 СЛАЙД) Ребята, вот Вам и вторая задача, которую необходимо самостоятельно решить. (Даю время прохожу по классу кто решил, того к доске):

60 : 15 * 100 = 400 (страниц) – вся книга. (Чтобы найти число по его проценту, надо – число разделить на количество процентов и умножить на 100.)

400 : 100 * 25 =100 (страниц)  во второй день  или 400 : 4= 100. (Чтобы найти процент от числа, надо число разделить на 100 и умножить на количество процентов). 

400 – 60 – 100 = 240 (страниц) -

(Как решит, открываю ответ: 240 страниц). За 2 правильные задачи напишите цифру 4 в красную клеточку.

Я: (ОТКРЫВАЮ 9 СЛАЙД) Ребята, мы так с Вами устали, а не пора бы нам остановиться в бухте и отдохнуть.(Делаем физ.минутку, выходят: Багнюк К. и Остапенко Д.):

Преодолеваем рифы (нога перед ногой хотьба, руки на поясе)

К океану мы спустились

Наклонились и умылись.( наклон, руки на поясе)

Раз, два, три, четыре –(вдох, выдох, руки вверх, вниз)

Вот как славно освежились.

А теперь поплыли дружно.(ножницы)

Делать так руками нужно:

Вместе раз – это брасс.(плывем, руки вместе)

Одной, другой – это кроль.(руки в размашку)

Три, два, один – плывём как дельфин.

Качаясь на волне, плывём на спине.(наклоны в стороны, руки на поясе)

Вышли на берег такой, дальше вперед дорогой крутой.(шагом на месте)

Я: (ОТКРЫВАЮ 10 СЛАЙД) Ребята, пока мы Вами отдыхали, нас настиг злой пират Капитан Крюк, который как то узнал, что мы найдем именно столько клада, сколько будет 34*5-340:17= и потребовал себе 40% от всего клада. А давайте узнаем, сколько же монет потребовал Капитан Крюк. Кто хочет посчитать? (Вызываю одного ученика к доске). А остальные считают самостоятельно. Расставить порядок действий!

1) 34*5=170   2) 340:17= 20    3) 170-20=150  

150:100*40=60 (монет) (Чтобы найти процент от числа, надо число разделить на 100 и умножить на количество процентов)

Я: Проверим ребята. (ПОКАЗЫВАЮ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ) 60 монет. За  правильно решенную задачу напишите цифру 1 в красную клеточку.

Я: (ОТКРЫВАЮ 11 СЛАЙД) Вот мы и пришли к последнему Острову Вычислительному, где нам необходимо узнать, сколько же мы собрали всего золотых монет для этого. Вам необходимо найти 7 неизвестных чисел и посчитать их сумму. Мы с Вами поработаем в группах. Первые 2 числа эта группа. 3,4 числа эта группа и 5,6 эта группа. Ну, а 7 число у нас пойдет находить, кто нибудь, из добрых пиратов. (Вызываю одного человека, который и будет записывать все ответы и затем найдет сумму всех чисел).

1)  200% от 250                                                   250 : 100 * 200 = 2,5 * 200 = 500

2)  7% какого числа составляют 21                  21 : 7 * 100 = 3 * 100 = 300

3)  18 % какого числа составляет 1,8               1,8 : 18 * 100 = 0,1 * 100 = 10

4)  5% от 2500                                                     2500 : 100 * 5 = 25 * 5 = 125

5)  11% какого числа составляют 12,1             12,1 : 11 * 100 = 1,1 * 100 = 110

6)  15% от 300                                                     300 : 100 * 15 = 3*15 = 45

7)  3% от 900                                                       900 : 100 * 3 = 9 * 3 = 27

Сумма равна: 500+300+10+125+110+45+27=1117 (монет)

Я: Проверим ребята. (ПОКАЗЫВАЮ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ) 1117 монет. За правильно решенные задания поставьте себе цифру 1 в красную клетку.

Я: Ребята, но ведь золото это не главное. Главное это полученные Вами знания, которые дадут Вам дорогу в светлое будущее.

Я: А теперь сосчитайте сумму баллов в красных клетках и поставьте себе оценку, выходящие к доске добавьте себе еще по одному баллу. (Показываю): 7+5+4+1+1=18

Набравшим 17 и более баллов это «5», набравшим 14-16 баллов это «4», набравшим 10-13

баллов это «3» (Вешаю на доску).

Я: Ребята давайте вспомним, что же мы делали сегодня в нашем путешествии, для этого переверните листочек на начало и скажите мне. (ОТКРЫВАЮ 12 СЛАЙД):

  • Повторяли понятие «процент»               (Открываю)
  • Вспоминали правила                         (Открываю)
  • Сопоставляли части числа             (Открываю)
  • Решали задачи на проценты      (Открываю)
  • Вычисляли процент от числа и число по его проценту   (Открываю)

Я: (ОТКРЫВАЮ 13 СЛАЙД) Ребята вот Вам домашнее задание. Составить контрольную работу по теме проценты и прорешать ее. (Объясняю). Есть вопросы по домашнему заданию?

Дети: (Отвечают).

Я: (ОТКРЫВАЮ 14 СЛАЙД) Ребята в конце листочка есть слово рефлексия. Поставьте пожалуйста в клеточку такое количество % насколько Вам понравилось наше путешествие. Если понравилось, то 100 %, если нет 0%. Ваше мнение мне очень важно. А в строчке напишите мнение, понравилось или нет. Ребята кто хочет высказать свое мнение? Ребята, оставьте листочки на столах я их сегодня Вам верну.

Я: (ОТКРЫВАЮ 15 СЛАЙД) До свидания! Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический материал к уроку истории в 6 классе "Древнерусское государство при князе Владимире"

ЦЕЛЬ УРОКА: рассмотреть историю  Древнерусского государства при князе Владимире, причины;процесс и итоги крещения Руси....

Методический материал к уроку музыки в 5 классе по теме: "Образ моря в музыке и изобразительном искусстве"

Данный материал  идет как сопровождение к уроку музыки в 5 классе. во втором полугодии по теме: Образ моря в музыке и изобразительтном искусстве". презентация содержит картины художника-мариниста...

ОсОбенности изучения геометрического материала на уроках математики в начальных классах

Материал можно использовать при оформлении  математического уголка  в начальных классах и при изучении раздела "Методика изучения геометрического материала"  по учебной дисциплине "Мето...

Методический материал к уроку обществознания в 9 классе по теме:"Конституция России"

Данный материал поможет учителю продуктивно ознакомить учащихся с темой урока.Учащиеся знают основы конституционного строя Российской Федерации; знают основные статьи Конституции РФ; владеют понятиями...

раздаточный материал к уроку математике в 7 классе

Раздаточный материал к уроку математики в 7 классе на тему степени...

Методический материал к урокам математики "Великие достижения. Великие люди. Великие награды"

Филдсовская премия (и медаль) являются самой престижной наградой в математике. По этой причине, а также потому, что Нобелевская премия математикам не вручается, Филдсовскую премию часто называют...

«Прямоугольный параллелепипед» Урок - изучение геометрического материала на уроках математики в 5 классе, с помощью моделирования

Нна уроке ребята   познакомятся с фигурой - прямоугольный параллелепипед.   Научатся  её делать и изображать в тетради, проверят себя...