Программа спецкурса для 10-11 классов «Основные вопросы в математике»
элективный курс по математике (11 класс)

Кирильчик Евгений Олегович

Данный курс предусматривает не только практику, но и четкое изложение основных теоретических фактов, самостоятельную работу, выполнение заданий с краткой записью ответа.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon spets_kurs10-11_kl_2019-2020.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Едогонская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрено

Руководитель МО учителей предметов гуманитарного цикла

_________  /Г.В. Авдеенко/

Протокол заседания МО

№ ____

 от  «__»________20__г.

         Согласовано

Заместитель директора по УВР

______/ М.С.Лисицына/

Протокол  заседания МС

№ ____  

от  «____»________20__г.

        Утверждаю

Директор МОУ «Едогонская  СОШ»

_______ /Н.С.Зыбайлова/

Приказ №____

от «____»_______20__г.

Программа спецкурса для 10-11 классов

«Основные вопросы в математике»

уровня среднего общего образования

Образовательная  область:  «Математика»

Разработал: Кирильчик Евгений Олегович,

учитель математики и физики

первой  квалификационной категории

с. Едогон


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Едогонская средняя общеобразовательная школа»

Программа спецкурса для 10-11 классов

«Основные вопросы в математике»

уровня среднего общего образования

Образовательная  область:  «Математика»

Разработал: Кирильчик Евгений Олегович,

учитель математики и физики

первой  квалификационной категории

с. Едогон

Пояснительная записка

Новизна данного курса обоснована нововведениями в Единой государственной аттестации по математике. Осенью 2014 года Министерством образования РФ было принято решение разделить экзамен по математике в 2015 году на два уровня – базовый и профильный. Профильным экзаменом стал экзамен в прежнем формате, а базовый формат был разработан полностью заново. При этом количество заданий было увеличено до 20-ти (в базовой части профильного экзамена теперь 12 заданий), кроме этого добавились 2 задания олимпиадного уровня и несколько заданий, которые до этого не входили в перечень требований к базовому уровню. Теперь для получения аттестата и для поступления на специальности гуманитарного цикла необходимо сдать только базовый экзамен по математике. Но минимальное количество баллов для прохождения порога назначено достаточно высокое – 7 заданий.

Каждый школьник в процессе обучения должен иметь возможность получить полноценную подготовку к выпускным экзаменам, располагать тем объемом знаний и умений, которые необходимы для обучения в ВУЗе. Поэтому в процессе преподавания необходимо делать особые акценты на те разделы, которые представлены в текстах ЕГЭ.

Программа предназначена для повышения эффективности подготовки учащихся 11 классов к итоговой аттестации в базовом формате по математике за курс среднего (полного) общего образования. Содержание программы программой по математике.


Курс направлен на восполнение недостающих знаний, отработку приемов решения различных типов и уровней сложности вне зависимости от формулировки, а также на отработку типовых заданий ЕГЭ по алгебре и геометрии на тестовом материале.

Спецкурс предназначен для учеников, испытывающих затруднения в усвоении школьного курса алгебры и геометрии призван ликвидировать пробелы, помочь лучше усвоить программный материал, что поможет увереннее подготовиться к государственной итоговой аттестации по математике. В этом заключается актуальность данного курса.

В силу большой практической значимости данный курс вызывает интерес, является средством обучения и средством развития интеллектуальных качеств личности учащихся.

С 2016 года Министерство образования предполагает дать возможность сдавать базовый уровень экзамена по математике с 10-го класса, то допускается, что учащиеся, планирующие сдавать на ЕГЭ еще и профильный уровень для поступления в ВУЗ, но не уверенные в своих базовых знаниях, могут посещать 1-й год (в 10-м классе) занятия данного спецкурса, а в 11-м классе, на 2-й год обучения по программе дополнительного образования, смогут с уверенностью принимать участие в работе профильного спецкурса «Дополнительные главы профильной математики».

Лучшее усвоение программы курса предполагается за счет:

• небольшого количества учащихся в группе;

• индивидуального подхода к обучению;

• большого количества и разнообразия тренировочных упражнений;

• применения интернет–ресурсов и ИКТ–технологий;

• развития способностей памяти и логического мышления;

• психологической подготовки к стрессовым ситуациям

• развития умения быстрого и качественного запоминания большого объема информации

Спецкурс по математике в 10 - 11 классах по теме "«Основные вопросы математики в ЕГЭ» представляет изучение и повторение материала укрупненными блоками. В процессе подготовки к экзамену необходимо отрабатывать у учащихся умение четко представлять ситуацию, о которой идет речь, анализировать, сопоставлять, устанавливать зависимость между величинами. Важно знакомить учащихся с различными способами решения задачи, а не отдавать предпочтение какому-то одному способу. Ученик должен знать, что при выполнении работы он может выбрать любой способ решения, важно, чтобы задание было решено правильно.

Таким образом данный курс способствует лучшему усвоению базового курса математики, а с другой - служит для внутрипрофильной дифференциации и построения индивидуального образовательного пути.


Цель курса: Подготовка учащихся к итоговой аттестации (ЕГЭ) по курсу математики на базовом уровне.

Изучение этого курса позволяет решить следующие задачи:

Обучающие

• повышение уровня математической культуры школьников для подготовки к ЕГЭ;

• формирование «базы знаний» по алгебре и геометрии, необходимой для свободного оперирования математическим материалом вне зависимости от способа проверки знаний;

• выявление основных типов математических задач, вызывающих наибольшие затруднение у учащихся, и обобщение основных идей, подходов и методов решения;

• сформирование умения преодолевать трудности при решении более сложных задач, в том числе задач олимпиадного уровня, включенных в содержание базового экзамена, но не входящих в школьную программу;

• обучение правильной интерпретации спорных формулировок заданий;

• обучение учащихся сознательному выбору средств решения задач, возникающих внутри самой математики и смежных дисциплин, владению этими средствами на уровне, достаточном для решения интегрированных задач ЕГЭ.

Общеразвивающие

• развитие общеучебных умений, в частности, умения ставить цели и планировать свою учебную деятельность в период подготовки к итоговой аттестации;

• формирование поисково-исследовательского метода, необходимого в различных областях применения своих знаний;

• формирование аналитического мышления, развитие логической памяти и произвольного внимания, то есть внимания, требующего волевых усилий, расширение кругозора;

• развитие навыки решения тестов;

• развитие умения работать с дополнительной литературой и пользоваться интернет - ресурсами, в том числе онлайн тестами.

Воспитательные

• развитие внимание учащихся к единым требованиям к правилам оформления различных видов заданий, включаемых в итоговую аттестацию за курс полной общеобразовательной средней школы;

• формирование умения рационально распределять время, отведенное на выполнение задания;

• психологическая подготовка учащихся к сдаче экзамена, формирование умения концентрироваться и сосредоточиваться в течение достаточно длительного по времени (4 часа) экзамена, формирование уверенности в своих знаниях;

• удовлетворение познавательного интереса обучающихся.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения слушатель курса должен овладеть:

• элементами теории множеств, умением математического моделирования при решении задач различной сложности, знаниями, связанными с равносильностью уравнений и неравенств на множестве, что позволит единообразно решать большие классы задач;

• нестандартными методами решения уравнений и неравенств с использованием свойств функции;

• геометрическими сведениями, которые не только помогут учащимся углубить свои знания по геометрии, но и представляют хорошую возможность для самостоятельной эффективной подготовки к вступительным экзаменам по математике в её геометрической части;

• навыками самостоятельной работы с таблицами и справочной литературой;

• методами составления алгоритмов решения типичных задач;

• умением решения уравнений и неравенств базового уровня;

• навыками исследования элементарных функций;

• умением четко контролировать время, отведенное на решение заданий;

привести в систему свои знания по алгебре и геометрии;

осознать широту применения вычислений в жизни;

научиться решать основные задачи по предложенным темам курса,

производить прикидку и оценку результатов вычислений;

сочетать при вычислениях устные и письменные приемы не применяя, калькулятор;

использовать приемы рациональных вычислений.

Хотя при изучении курса не ставится цель выработки каких-либо специальных умений и навыков, при полном рассмотрении вопросов курса несомненно появится прогресс в математической подготовке учащихся.

Формы контроля:

1. Текущий контроль: практическая работа, самостоятельная работа.

2. Тематический контроль: тест.

3. Итоговый контроль: итоговый тест в формате ЕГЭ.


Календарно-тематическое планирование спецкурса

«Основные вопросы в математике»

Название темы

Задания направлены на проверку знаний

Кол-во

часов

Дата

1.

Задачи на вычисления

 

Задачи на выполнение арифметических действий, на проценты, округление до целой части с избытком, с недостатком, задачи смешанного типа. Знать, что один процент – это сотая часть числа. Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

2

 05.09

12.09

2.

Задание на чтение графика функции

 

Нахождение наибольшего (наименьшего) значения по графику, разности между наибольшим и наименьшим значением (возможно, за определенный период)

2

19.09

26.09

3.

Решение уравнений и неравенств

 

Решение простейших уравнений и неравенств: линейных, дробно-рациональных, квадратных, иррациональных, показательных. Уметь решать уравнения и неравенства

3

 03.10

10.10

17.10

4.

Вычисление элементов прямоугольного треугольника

 

Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами:

Знать: определение синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треугольника, основное тригонометрическое тождество и теорему Пифагора

3

 24.10

31.10

14.11

5.

Задачи с практическим содержанием

 

Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

2

 21.11

28.11

6.

Вычисление площади плоской фигуры

 

Умения выполнять действия с фигурами, координатами и векторами; вычислять площади треугольника, четырехугольника, круга и его частей, в том числе по данным рисунка, представляющего собой изображение фигуры, площадь которой требуется найти, на клетчатой бумаге (сетке)

2

 05.12

12.12

7.

Задание на вычисление значения выражения

 

Умения выполнять вычисления и преобразования; решение задач

на вычисление значений выражений

2

19.12

26.12

8.

Задание на вычисление производной

 

Умения выполнять действия с функциями ; решать задачи на вычисление производной по данным приводимого в условии рисунка, представляющего собой изображенные на клетчатой бумаге график функции и касательную к нему

2

16.01

23.01

9.

Объемы и площади поверхностей многогранников и тел вращения

 

Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами, уметь вычислять объемы и площади поверхностей многогранников и тел вращения.

2

30.01

06.02

10.

Решение задач с физическим, экономическим содержанием.

 

Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

2

13.02

20.02

11.

Решение квадратных и дробно-рациональных неравенств

Уметь решать неравенства, используя различные приемы и методы

2

27.02

05.03

12.

Решение текстовых задач.

 

Уметь строить и исследовать простейшие математические модели; составлять уравнения и решать линейные, дробно-рациональные или квадратные уравнения

3

12.03

19.03

02.04

13.

Решение логарифмических неравенств

 

Уметь решать логарифмические неравенства, используя различные приемы и методы

2

09.04

16.04

14.

Решение тригонометрических уравнений

 

Уметь решать тригонометрические уравнения.

2

23.04

30.04

15.

Решение задач №19, 20 (олимпиадного типа) из ЕГЭ базового уровня

 

Знать свойства чисел, применяемых в рассуждениях при решении задач №19. Уметь рассуждать при решении логических задач №20 из ЕГЭ.

3

07.05

14.05

21.05

всего

34


Методические рекомендации

Данный курс предусматривает не только практику, но и четкое изложение основных теоретических фактов, самостоятельную работу, выполнение заданий с краткой записью ответа.

Каждое занятие состоит из нескольких частей, например: теоретическая часть, задачи, решаемые совместно с руководителем курса, и задачи для самостоятельного решения с дальнейшей проверкой или взаимопроверкой; или самостоятельное решение заданий, а затем проверка и анализ и работа над ошибками. Основными формами организации учебных занятий кроме занятий-практикумов так же являются рассказ, беседа, математическое соревнование. Нельзя забывать об улучшении вычислительных навыков, с этой целью занятия часто начинаются с устных упражнений, которые своей целью преследуют не только тренировку, но и способствуют созданию положительной мотивации, дают возможность подготовить к восприятию нового.

Изложение теоретического материала ведется с опорой на практические задачи, мотивирующие полезность изучения математических понятий, что возможно не только при обучении решению текстовых задач, но и при изучении тем: алгебраические уравнения, неравенства, системы уравнений и системы неравенств. Опыт показывает, что усвоение теоретического материала в процессе решения заданий осуществляется успешнее, так как осмысленность делает знания прочными. Представленные в данном курсе задания различные по уровню сложности: от простых на применение изученных формул до более сложных с подробным обоснованием в несколько действий. Дидактический материал позволяет отбирать дополнительные задачи в зависимости от уровня подготовки учеников, увеличивать или уменьшать количество тренировочных упражнений. Рассматриваются решения заданий несколькими способами. Каждый ученик самостоятельно выбирает свой способ решения, наиболее ему понятный.

Особое место на занятиях отводится упражнениям, по ходу выполнения которых осуществляется повторение всего комплекса знаний и умений, подлежащих систематизации, расширение и углубление знаний, применение обобщенных знаний в конкретных ситуациях. Отличительной особенностью спецкурса является и отсутствие системы выставления оценок за самостоятельно выполненные задания, однако существует рейтинговая система усвоения материала, что создает комфортные условия для работы учащимся. На занятиях используются пособия, предназначенные для подготовки к ЕГЭ по математике в 11 классе (в электронном виде), презентации, содержащие задания по готовым чертежам, задания, для решения которых необходима визуализация текста, презентации для компактного повторения различных тем алгебры и геометрии. Планируется проведение 10 работ с выполнением заданий с краткой записью ответа, которые полностью соответствуют КИМам базового уровня на ЕГЭ по математике в 11 классе предыдущего года и демоверсии ЕГЭ на 2018 – 19 г.

Все занятия курса направлены на развитие интереса к предмету, на расширение представлений об изучаемом материале. Необходимо обратить особое внимание на развитие логической памяти и произвольного внимания, то есть внимания, требующего волевых усилий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час для учащихся 9-го класса «Основные вопросы проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9-х классов»

Цели:информировать  учащихся о процедуре допуска к государственной итоговой аттестации учащихся 9-х классов, формах проведения экзаменов, числе экзаменов по выбору и обязательных экзаменов,...

Спецкурс 11 класс "Избранные вопросы по математике"

Занятия курса призваны помочь ученику осознать степень своего интереса к предмету и оценить возможности овладения им, с тем, чтобы он смог сделать сознательный выбор в пользу дальнейшего углубленного ...

Программа спецкурса для обучающихся 5 класса по математике «Математическое моделирование и ИКТ

Освоение данного курса, ориентированного на обуче­ние математическому моделированию, поиску, анализу и синтезу информации, самостоятельную подготов­ку информационных продуктов на основе активного испо...

Программа спецкурса для обучающихся 6 класса по математике «Математическое моделирование и ИКТ»

Освоение данного курса, ориентированного на обуче­ние математическому моделированию, поиску, анализу и синтезу информации, самостоятельную подготов­ку информационных продуктов на основе активного испо...

Программа элективного курса в 7 классе "Избранные вопросы математики"

В 1-ом полугодии более  подробно изучаются темы "Решение уравнений и неравенств, содержащих знак абсолютной величины". Во 2-ом полугодии - решение задач по геометрии повышенной сложности....

Рабочая программа элективного курса для 9 класса "Избранные вопросы математики при подготовке к О Г Э "»

Пояснительная записка             В школах подготовка к экзаменам осуществляется на уроках, а также во внеурочное время: на факультативных и...

Рабочая программа Спецкурса по алгебре в 9 классе «Дополнительные вопросы по математике»

 Данный спецкурс «Дополнительные вопросы по математике» носит обобщающий характер и направлен на закрепление умений и навыков, полученных в 7-9 классах средней школы, а также н...