Внеклассное мероприятие «МАТЕМАТИЧЕСКОЕ КАФЕ»
методическая разработка по математике

Тарашкина Ольга Александровна

Методическая разработка внеклассного занятия по дисциплине "Математика".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematicheskoe_kafe.docx147.06 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области

«Новосибирский колледж транспортных технологий

        имени Н.А. Лунина»        

Внеклассное мероприятие

«МАТЕМАТИЧЕСКОЕ КАФЕ»

Дисциплина: «МАТЕМАТИКА»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

D:\фото матем кафе\IMG_4060.JPG

23.01.09 Машинист локомотива

23.01.10 Слесарь по обслуживанию и ремонту подвижного состава

23.01.13 Электромонтер тяговой подстанции

Автор работы: О.А. Тарашкина, преподаватель высшей квалификационной категории

Барабинск, 2017-18 учебный год

Методическая составляющая

Вид занятия: внеаудиторное занятие

Продолжительность: 45 минут

Цели мероприятия:

  • формирование научно-познавательного интереса обучающихся к предмету;
  • вовлечение обучающихся во внеурочную деятельности;
  • развитие познавательного интереса, интеллекта, воспитание стремления к непрерывному совершенствованию своих знаний;
  •  формирование дружеских, товарищеских отношений, умения работать командой.

Оборудование и материалы:  презентация, фонограммы музыкального сопровождения игры,  компьютер, экран и проектор, различные предметы, необходимые для игры

Подготовка к  проведению мероприятия.

Эпиграф внеклассного мероприятия:

“Хорошо усваиваются только те знания, которые поглощаются с аппетитом”.

Кабинет математики оформляется под кафе. На столах - скатерти, бумажные салфетки, ручки, карандаши, столик заказан.  Звучит музыка. Гости кафе  студенты - знаменитые математики и физики  и их друзья. Официанты провожают гостей к столику и убирают табличку столик заказан.  

На столике жюри надпись: “БУХГАЛТЕРСКАЯ КОНТОРА”.

МЕНЮ (задания для команд):

САЛАТ

  • «Литературно-математический» под соусом из фразеологизмов

ГОРЯЧИЕ БЛЮДА

  • Борщ «Скороспел» со сметаной «кто успел тот и съел»
  • Жаркое из ребусов

ВЫПЕЧКА

  • Кекс с пословицами

НАПИТКИ

  • Чай - попробуй прочитай
  • Математический коктейль с железнодорожным вкусом

ДЕСЕРТ

  • Награждение

Приятного, правильного решения!!!

Ход игры:

Вступление: (звучит музыка)

Я приглашаю вас в гости в наше необычное уютное кафе. Как известно, что люди приходят в кафе с целью подкрепиться, немножко пошутить и получить удовольствие от вкусной еды. Мы обещаем приятное проведение времени. Вы будете в восторге от наших эксклюзивных блюд. Блюда, которые вы выберите, предстоит продегустировать, разгадать их секреты. Наши блюда несомненно вызовут интерес и утолят жажду познания неизвестного и загадочного в мире математике. О десерте можно сказать однозначно – он Вам понравится.

ПРИЯТНОГО ВСЕМ АППЕТИТА! (Официанты ставят на столики команд таблички с надписью “Приятного аппетита!”).

Каждая команда по очереди должна выбрать по одному блюду из каждой категории, затем это блюдо «съедают» все команды (т.е. решают). Выполненное задание отдают официанту, который передает его жюри. Жюри проверяет правильность и выставляет счет в таблицу.

Далее идет заказ блюд из предоставленного меню.

Салат «Литературно – математический» под соусом из фразеологизмов

Фразеологизмы, они же афоризмы, крылатые выражения начали существовать с тех времен, как появилась человеческая речь. От вас требуется объяснить смысл афоризма.

1.Аршин проглотить  (держаться неестественно прямо).  Еще сто лет назад в России действовала особая система мер. Одной из основных мер длины был аршин, равный 71 сантиметру. Но кто аршин глотает?

Оказывается, что аршином называли не только длину, но и сам инструмент для ее измерения – металлическую или деревянную линейку.

Можно себе представить, как выглядел бы человек, который проглотил такую линейку: он будет держаться неестественно прямо, не горбясь.

2.Восьмое чудо света (что-то восхитительное, грандиозное, неожиданное, фантастическое). О семи чудес света слышали все. Так в древности называли семь потрясающих сооружений. С тех пор что-то фантастическое называют «восьмое чудо света».

3.Всыпать по первое число (побить, отругать наказать). Если кого-то отругали и наказали, говорят, что ему всыпали по первое число.

Выражение это возникло потому, что раньше в школах учеников было принято пороть розгами за провинности.

Эти порки проводились регулярно, в первых числах каждого месяца. Наказать ученика надо было так, чтобы отбить охоту шалить на месяц вперед.

4.Длинный рубль (большой и легкий заработок). Раньше рубль представлял собой кусок слитка серебра 200 грамм. Сейчас этим  выражением называют большой или легкий заработок.

5.Жить на широкую ногу (жить богато, не ограничивая себя в средствах). Человек издавна привык мерить небольшие расстояния «приборами», которые всегда под рукой: пальцами, ладонью, стопой…

Не случайно в названии некоторых единиц измерения зафиксировались названия конечностей – например, знаменитый английский фут (стопа, нога). Считают, что именно от фута происходит это выражение.

6.За семь верст киселя хлебать (далеко и попусту идти или ехать). Старинная мера расстояний – верста – произошла от глагола «вертеть».

Она характеризовала расстояние или протяженность борозды от одного поворота плуга до другого при пахоте. Верста равнялась тысяче саженей или в современной системе мер – почти километру. Кисель был одним из самых распространенных на Руси блюдом, его можно было «хлебать» и дома, а не отправляться «за семь верст», потратив на это уйму времени и сил. Поэтому выражение «за семь верст», стало означать «ехать далеко и попусту»

7.За тридевять земель (очень далеко, неизвестно где). За тридевять земель находятся места опасные, неизведанные, чужие. Именно там обитают персонажи, олицетворяющие силы зла – Баба Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч.

Удаленность этого сказочного мира от мира, освоенного человеком, подчеркивается числительным «тридевять». Оно интересно тем, что относится к необычной девятеричной системе счисления и означает «двадцать семь»

8.Заколдованный круг (безвыходное положение, стечение обстоятельств, из которого трудно найти выход). Существует народное поверье, что в лесу леший водит человека по кругу, поэтому заблудившийся возвращается на то место, где он уже был.

Такое действительно бывает с людьми в лесу, но происходит это из-за того, что шаг, сделанный правой ногой, шире шага левой ноги, поэтому при отсутствии точного ориентира, человек ходит кругами.

В повседневной жизни иногда бывают такие ситуации, когда обстоятельства зависят друг от друга и получается замкнутая цепочка, тогда говорят, что человек попал в заколдованный круг или безвыходное положение.

9.Изобретать велосипед (создавать что-либо, уже давно известное). Оказывается, велосипеду уже почти два века – изобретение почтенного возраста. Его больше не надо… изобретать. Если человек предлагает устарелые идеи как новые, оригинальные, говорят, что он

-изобретает велосипед

-открывает Америку

10.Меж двух огней (опасность или неприятность угрожает с дух сторон). Возможно, это выражение пришло из времен монголо-татарского ига, когда прибывшие в Орду русских князей проводили по пути к хану между двумя зажженными кострами.

А возможно и другое: в немецком языке есть выражение, которое переводится так: «попасть в перекрестный огонь»

11.На седьмом небе (очень счастлив, доволен). Число «семь» магическое и универсальное (семь дней недели, семь нот), оно встречается во многих мифологиях мира. Например Аристотель считал, что небо состоит из семи кристальных сфер, на которых утверждены звезды и планеты.

А на седьмой – самой дальней от Земли – помещается рай.

Как бы то ни было, но быть на седьмом небе – считалось быть в раю.

12.Наломать дров (наделать глупостей, грубых ошибок). Дрова – самое распространенное топливо в русских деревнях. Когда их заготавливают не спеша, то пилят по мерке в зависимости от глубины топки, раскладывают на поленья и аккуратно укладывают в поленницу.

Человек в раздраженном состоянии не способен аккуратно сделать такую работу, и поленница у него получается неровной и некрасивой, а размер дров может оказаться таким, что они не влезут в топку, тогда такую работу нужно будет переделывать.

Выражение «наломать дров» образно характеризуют неумные действия, последствия которых приходится исправлять.

Борщ «Скороспел» со сметаной «кто успел тот и съел»

Если вы хоть немного интересуетесь миром живописи или изобразительным искусством, то вы непременно должны были слышать про черный квадрат Малевича.

Начнем с того, что «Черный квадрат» вовсе не черный и совсем не квадратный: ни одна из сторон четырехугольника не параллельна ни одной другой его стороне и ни одной из сторон квадратной рамки, которой обрамлена картина. А темный цвет — это результат смешения различных красок, среди которых не было черной.

О чём черный квадрат, и что Малевич хотел донести до зрителя? Этой картиной, художник по своему скромному мнению, открыл новое измерение живописи. Где нет привычных форм, нет золотого сечения, сочетания цветов и прочих аспектов традиционной живописи. Все правила и устои искусства тех лет были нарушены, одним дерзким, идейным, оригинальным художником.

Вам предстоит  создать  из геометрических фигур изображение картины «Черный квадрат Малевича». Необходимо первым выполнить задание и более аккуратно.

Жаркое из ребусов

От вас требуется разгадать ребусы.

Выпечка из «пословиц»

В копилке пословиц русского народа встречается ряд выражений, которые содержат математические понятия: меры длины и веса, цифры и числа. Народные мудрые мысли с числами легко запоминаются. Они украшают и обогащают речь человека.

В этом задании необходимо вставить недостающие слова в пословицы.

. . . раз примерь, . . . раз отрежь        (семь, один)

Не имей . . . рублей, а имей . . . друзей.        (сто, сто)

Ум хорошо, а . . . лучше.        (два)

За . . . зайцами погонишься, ни . . . не поймаешь.        (двумя, одного)

У . . . нянек дитя без глаза.         (семи)

Обещанного . . . года ждут.        (три)

. . . в поле не воин.        (один)

Скупой платит  . . ., а лентяй  . . . работает.         (дважды)

. . . сапога – пара.             (два)

Знать, как свои  . . . пальцев.      (пять)

. . . . . . не ждут.        (семеро одного)

Чай «Попробуй прочитай»

Попытайтесь как можно быстрее прочитать группу слов, зашифрованных с использованием цифр, чисел и числовых выражений. Выигрывает самый внимательный, сообразительный и быстрый.

ГОСП 1,   Р 1 А,   Р 1 КА,   СМОР 1 А,   БОР I,    БОР 2:2

(Господин, родина, родинка, смородина, Бородин - композитор и учёный-химик, Бородино - село, около которого в 1812 году произошло знаменитое сражение)

АК 3 СА,     ВИ 3 НА,     ГАС 3 Т,    III КО,      III УМФ,     III ТОН,     УС III ЦА,      Ш  1+2 Х,  

     ПА 5-2 ОТ,     6:2 БУНАЛ,     7-4 БУНА,      ОСЕ 12:4 НА,     О 6х0,5 ЦАНИЕ,     ОС  I+II Ё,  

    СМО V-II НЫ,     ДМИ VI-III Й,      БИССЕК IX:III СА,     ДИРЕК 9-6 СА,     МА  II+I ЦА,  

    IV-I КОТАЖ,     ЭЛЕК VII-IV ЧКА,     С  9:III Ж,     ПА  VI:II ЦИЙ,     НА  100-97 Й,      КАР 99:33 ДЖ,

     100-97 ЛЛЕР,       1,5х2 ЕСТ,     МА  III АРХАТ.

(Актриса, витрина, гастрит,  трико, триумф, тритон, устрица, штрих, патриот,  трибунал, трибуна, осетрина, отрицание, остриё, смотрины, Дмитрий, биссектриса, директриса, матрица, трикотаж, электричка, стриж, патриций, натрий, картридж, триллер, Триест - город в Италии, матриархат.

VII Я,     ВО  7, 5х8 А,      80:2 ОНОЖКА,       15+25 ОПУТ.

(Семья, восемь, сорока,  сороконожка, сорокопут - птица отряда воробьиных.)

Напиток «Математический коктейль» с железнодорожным вкусом

Впервые малыш делает первый шаг к своей маме, впервые первоклассник делает шаг на ступеньки школьного крыльца. И рано или поздно, всем людям приходится сделать первый шаг во взрослую жизнь, в профессию. Вы этот шаг сделали вы  - будущие железнодорожники! Сколь сложна и многообразна работа железных дорог, столько различных профессий объединяет это название. Сейчас вам предстоит проверить свои знания. Записать на бланках правильные ответы на вопросы.

Вопросы

1.Человек, сидящий слева в кабине тепловоза? (помощник машиниста)

2.Сменный помощник начальника станции, единолично распоряжающийся приемом, отправлением и пропуском поездов? (дежурный по станции)

3. Железнодорожный служащий сопровождающий пассажирский вагон в пути его следования и обслуживания пассажиров? (проводник)

4.Ответственный работник, который единолично руководит движением поездов на своем участке и несет за это полную ответственность? (диспетчер)

5.Как называется перпендикуляр к рельсам? (шпала)

6.Какую ветку не найдешь на дереве? (железнодорожную)

7.Что является «нулем» на карте железных дорог России? (Москва)

Десерт (Награждение)

Музыкальная пауза

Пифагор сказал:  «Всё есть число». Согласно теории Пифагора, числа обладают абсолютной властью над всеми событиями, над всеми живыми существами, а значит, есть предположение, что числа правят и музыкой.      

В математике есть удивительное и загадочное число. Это число π(«пи»). Никакое другое число не является таким загадочным, как π с его знаменитым никогда не кончающимся числовым рядом. Давайте послушаем музыку числа «пи».

Десерт (Награждение)

После завершения трапезы каждой команде выставляется счет набранных баллов и определяется победитель.

Наступает самый волнующий момент: какова же прибыль нашего кафе на сегодняшний день?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Математическое кафе"

Внеклассное мероприятие для 11 классов «Математическое кафе» Цели.Активизация деятельности учащихся.Развитие умений формулировать и излагать мысль, моделировать ситуацию.Развитие творческого инте...

внеклассное мероприятие "Математическое кафе"

внеклассное мероприятие "Математическое кафе" (презентация и план урока)...

Разработка внеклассного мероприятия "Математическое кафе"

Внеклассное мероприятие по математике  "Математическое кафе" способствует развитию познавательной и творческой активности студентов, повышению культуры коллективного умственного труда....

Внеклассное мероприятие "Математическое кафе"

Внеклассное мероприятие по любому предмету имеет важную роль. Оно дает взглянуть на предмет с другой стороны. "Математическое кафе" - это интересное и полезное мероприятие, котрое мы проводили н...

Внеклассное мероприятие "Математическое кафе".

Мероприятие по математике "Математическое кафе". Викторина для учащихся 8-9 классов....

Внеклассное мероприятие "Математическое кафе"

Данное меропрятие наше методическое объединение учителей математики проводило в рамках инновационного проекта "Одаренные дети". Данный проект предусматривает работу с одаренными детьми четырех школ Ле...

Внеклассное мероприятие "Математическое кафе"

Внеклассное мероприятие "Математическое кафе" в рамках фестиваля школьных наук....