Главные вкладки

    Урок по математике в 7-ом классе на тему "График линейного уравнения с двумя переменными" в форме игры-путешествия на планету «Математиус».
    план-конспект урока по математике (7 класс)

    Демидова Наталия Леонидовна

    Такие формы уроков, как урок-путешествие, урок-сказка имеют большое эмоциональное влияние на учащихся и очень нравятся мно­гим из них, особенно в средних классах. На таком уроке включаются внимание и воображение учащихся, которые помогают активизиро­вать их умственную деятельность. Стремление к достижению цели открывает новые возможности для каждого учащегося, дает ему возможность проявить себя как можно лучше, сравнить свои матема­тические знания со знаниями остальных учащихся своего класса.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Урок по математике в 7-ом классе.

     

    Тема.     График линейного уравнения с двумя переменными.

     

    Цель: ● обобщить материал по теме «График линейного

                   уравнения с двумя переменными.                        

               ●  учить применять изученный материал для решения

                   поставленных задач;                     

               ●  способствовать усвоению системы знаний,              

                   создавать оптимальные психолого-педагогические

                   условия для применения и систематизации учебного

                    материала.              

               ● учить учащихся самостоятельно принимать решение.

     

    Тип урока:   обобщение и систематизация знаний учащихся.            

     

    Форма урока:   игра-путешествие на планету «Математиус».

     

    Ход урока

     

    I.     Организационный момент

            Вступительное слово учителя

            Сегодня вы не просто учащиеся — вы пилоты-спасатели. С планеты, не принадлежащей Солнечной системе, поступило сообщение-просьба о помощи. Оно зашифровано, и мы пока что не знаем названия планеты.

            Ваша задача: расшифровать это послание, название планеты, найти ее координаты, составить курс будущего полета и предоставить помощь.

    II.     Проверка домашнего задания

             Проверка осуществляется фронтально. У всех учащихся — членов экипажа — следует собрать тетради. При этом учитель сообщает учащимся, что проверяются их личные дела и характеристики.

    III.    Актуализация опорных знаний

            Учитель должен объяснить, как можно узнать название планеты, на которую полетят спасатели. Каждый правильный ответ является буквой (буквами) из названия планеты.

            Вопросы классу

    1.  Какое из уравнений является линейным? А) x = 7x;                М) -5х = - ;            К) х+7= х    
    2. Что называется линейным уравнением с двумя переменными? А) Уравнение вида  ах+ву=с, где а,в,с данные числа, называется линейным уравнением с двумя переменными х и у.                                               Если а≠0 и в≠0 Б) Уравнение вида ах=с, где а,с данные числа, называется линейным, х неизвестн. В) Уравнение вида ву=с, где ви с числа, у неизвестн.
    3. Является ли пара чисел (1;2) решением уравнения? А) 2х+7у=20 Т) 2х-у=0 К) х-4у=16
    4. Что называется графиком линейного уравнения с двумя переменными? М) Графиком линейного уравнения I степени с двумя переменными – кривая. Е) Графиком линейного уравнения I степени с двумя переменными – прямая. С) Графиком линейного уравнения I степени с двумя переменными – две пересекающие прямые.
    5. Какой вид имеет график уравнения 0х + 2у = 8? C:\Users\7272~1\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image004.png C:\Users\7272~1\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image005.png C:\Users\7272~1\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image006.png  
    6. Какой вид имеет график линейного уравнения с двумя переменными, если оба коэффициента при переменных равны нулю, 0х+0у=С, где С=0; К) Прямая параллельная оси у; П) Прямая параллельная оси х; У) График этого уравнения – вся координатная плоскость.
    7. найти координаты точки пересечения с осью ОХ графика 3х+2у=6; А) (3;1) С) (2;0) В) (-2;0) Итак, нас ждут жители планеты

     

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    М

    А

    Т

    Е     | М

    А

    Т

    И

    У

    С

     

    IV.    Решение разноуровневых задач

             Теперь узнаем координаты этой планеты. Если вы правильно найдете точки пересечения графиков заданных линейных уравнений, то узнаете, где находится искомая планета.

            Желаем успеха!

    1вариант                         2 вариант

    х + 2у = 3,                           2х - у = -4,

    -2х + Зу = 8.                        Зх + у=-1.

           Примечание. Двое учащихся работают за закрытой доской над каждым из вариантов.                                                       

    Ответы:                                                

    I вариант   А (-1; 2)

    II вариант А (-1;2)

           Вы успешно справились и с этим заданием.

          Следующий этап — определить траекторию полета. Учтите, что придется сделать остановку для дозаправки и пополнения аптечки необходимыми медикаментами.

          Итак, каждая команда пилотов-спасателей получает свое задание, которое соответствует уровню мастерства пилотов.

          I команда (уровень подготовки средний) строит график уравнения Зу - х = 0 на отрезке от х = 0 до х =3. Земля имеет координаты (0; 0).

          II команда (уровень подготовки достаточный) строит график уравнения 2у -Зх = -7 на отрезке от х = 3 до х = 5.

          III команда (уровень подготовки достаточный и высокий) строит график уравнения 2х + Зу = 22 на отрезке от х = 5 до х = 8.

          Закончив строить графики линейного уравнения с двумя переменными, команды выбирают своего представителя, который на доске строит свой отрезок траектории.

          Центр управления полетом запрашивает координаты место на - хождения космического корабля.

          Оказалось, что метеоритный дождь стал причиной сильного отклонения от курса. Топлива осталось мало. Какой кратчайший путь от точки С до точки А? (Правильный ответ: отрезок СА.)

          Учитывая, что точки С и А имеют одинаковые ординаты напишите уравнение прямой, которая проходит через эти две точки (Правильный Ответ: 0х + у = 2.)                             

          И вот, в конце концов, вы оказались на планете Математиус. Чтобы освободить жителей этой планеты, вам придется подобрать ключ к подземелью, где они томятся. Есть три двери, которые нужно открыть:

           I команда (средний уровень сложности)

                                        

                                                у = │х│

          

           II команда (достаточный уровень сложности)

             

                                                      у  = │х│-1

        

          III команда (высокий уровень сложности)

     

                                             у =│х-2│-1

     

           Ваша задача выполнена. Теперь можно возвращаться домой. Помня, что метеоритный дождь закончился, определите траекторию полета на Землю.

    •     Какое линейное уравнение задает эту траекторию? (Правильный ответ: у +2х = 0.)

    •     Как называется функция, описывающаяся таким уравнением? (Правильный ответ: прямая пропорциональность.)

        

           Итог урока

           Центр полета сообщает о вознаграждении участников полета (оценки).                                                                        

    VI.   Домашнее задание

           Чтобы не потерять навыки управления космическим кораблем, тренируйтесь на следующих упражнениях. Постройте графики линейных уравнений с двумя переменными:

     

    а) 2х - у = 6      б) 1,5х + 2у = 3;         в) 1,6х = 4,8;

    г)0,5у = 1,5;            д) у- |х + 3| = 2.                          

     

           Комментарий

    Такие формы уроков, как урок-путешествие, урок-сказка имеют большое эмоциональное влияние на учащихся и очень нравятся многим из них, особенно в средних классах. На таком уроке включаются внимание и воображение учащихся, которые помогают активизировать их умственную деятельность.- Стремление к достижению цели открывает новые возможности для каждого учащегося, дает ему возможность проявить себя как можно лучше, сравнить свои математические знания со знаниями остальных учащихся своего класса.

    .



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок алгебры 7 класс: "Системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математические модели реальных ситуаций"

    Цель урока: продолжить формировать умение решать задачи с   помощью составления математической модели, закрепить умение решать системы двух линейных уравнений с двумя переменными.Тип у...

    Обобщающий урок в 7 классе по алгебре "Линейное уравнение с двумя переменными. График линейного уравнения с двумя переменными"

    Обобщающий урок в 7 классе по алгебре "Линейное уравнение с двумя переменными. График линейного уравнения с двумя переменными"...

    Презентация к уроку алгебры в 7 классе "Системы двух линейных уравнений с двумя переменными"

    Данный материал представлен в виде презентации к уроку алгебры в 7 классе по теме  "Системы двух линейных уравнений с двумя переменными", предназначен для проведения  урока обобщения....

    Конспект урока 7 класс " «РЕШЕНИЕ СИСТЕМЫ ЛИНЕЙНЫХ УРАВНЕНИЙ С ДВУМЯ НЕИЗВЕСТНЫМИ МЕТОДОМ ПОДСТАНОВКИ»

    Представлен конспект урока изучения нового материала  по теме «РЕШЕНИЕ СИСТЕМЫ ЛИНЕЙНЫХ УРАВНЕНИЙ С ДВУМЯ НЕИЗВЕСТНЫМИ МЕТОДОМ ПОДСТАНОВКИ»....

    Интегрированный урок по математике и истории. "Решение задач с помощью линейных уравнений. Третий поход Ивана Грозного на Казань"

    Конспект интегрированного урока по математике и  истории. Тема по математике "Решение задач с помощью линейных уравнений" . Тема по истории "Третий поход Ивана Грозного на Казань&q...

    САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В 7 КЛАССЕ ПО АЛГЕБРЕ ( линейное уравнение с двумя переменными)

    Математика уступает свои крепости лишь сильным и смелым. (А.П. Конфорович)...