Конспект урока: «Сравнение натуральных чисел», 5 класс
план-конспект урока по математике (5 класс)

Чудинова Ирина Викторовна

Основные цели урока: организовать процесс комплексного применения знаний и умений в ходе собственной учебной деятельности, учить учащихся самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути ее достижения и создать условия для применения знаний и умений детьми при сравнении чисел; показать необходимость и значимость этого приема в практической деятельности; способствовать усвоению алгоритма.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_v_5_klasse.doc373.5 КБ

Предварительный просмотр:

Опорная карта урока (в соответствии с требованиями ФГОС).

 Чудинова Ирина Викторовна

Учитель математики муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

                                                 Центра образования №24 города Тулы

Класс: 5

Тема: Сравнение натуральных чисел.

Тип урока: урок «открытия» нового  знания.

Цели урока: 

  • Деятельностная цель: организовать процесс комплексного применения знаний и умений в ходе собственной учебной деятельности, учить учащихся самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути ее достижения.
  • Дидактическая цель: создать условия для применения знаний и умений детьми при сравнении чисел; показать необходимость и значимость этого приема в практической деятельности; способствовать усвоению алгоритма.

В ходе урока решались следующие задачи:

Задачи урока:

Образовательные:

  • Учить сравнивать натуральные числа, сравнивать многозначные натуральные числа, сравнивать величины;
  • Учить извлекать информацию, представленную в разных формах;
  • Уметь формулировать ответы, используя математический язык;
  • Учить оформлять тестовые работы.

Развивающие:

  • Содействовать развитию прочных знаний, самостоятельно добытых учащимися;
  • Формировать элементарные навыки поисковой и исследовательской работы;
  • Формировать логическое мышление.

Воспитательные:

  • Воспитывать культуру речи;
  • Воспитывать интерес к учебной деятельности.

ЗУН учащихся: учащиеся должны знать понятия: натуральные числа, многозначные числа, классы и разряды, знаки сравнения, простые и двойные неравенства, сравнения величин,  координатный  луч.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, карточки для парной работы.

Ход урока.

  1. Мотивация к учебной деятельности (2 минуты).

УУД: Умение выражать свои мысли, логически мыслить.

Учитель приветствует учащихся, настраивает на урок: Здравствуйте!  Желаю, ребята, вам успешной работы на уроке.

Учитель организует игровой момент, демонстрируя ребус. Предлагает определить, о чем пойдет речь на уроке.

Учащиеся разгадывают ребус, определяют, что на уроке они будут работать со сравнением чисел.

  1. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном  учебном действии (8 минут ).

УУД: умение выражать свои мысли, применять полученные знания на практике, анализировать и оценивать свою деятельность.

Учитель: Вспомните,  какие знаки сравнения вы знаете?


Учитель:  Какое правило сравнения вы знаете из начальной школы?

Учитель: Рассмотрим сравнение чисел.

Ученикам необходимо решить тест.

Учитель демонстрирует тест.

Учащиеся   выполняют задания самостоятельно, после чего осуществляется проверка по эталону, самооценка своей деятельности по критериям.

Учитель: Какие трудности вы испытали в ходе решения данных заданий?

Учащиеся  высказывают затруднения, идет обсуждение по ликвидации пробелов.

  1. Открытие нового знания (8 минут).

УУД: Поиск и выделение информации, построение логической цепи рассуждений, структуирование знаний, учебное сотрудничество, выдвижение гипотез и их обоснование

Рассмотрим сравнение чисел с помощью координатного луча.

Учитель: Как сформулировать правила сравнения, используя координатный луч?

Ответы учеников, вывод на экран.

Учитель: Какое самое маленькое натуральное число? А самое большое?

Обсуждение, ответы учеников.

Учитель: Как записать результат сравнения двух чисел?

Ученики: Результат сравнения двух чисел записывают в виде неравенства, используя знаки сравнения.

Рассматриваем примеры сравнения трех чисел, учимся записывать двойные неравенства

Учитель: А как сравнить многозначные числа?

Учащиеся высказывают затруднение. Идет обсуждение. При делении числа на классы и разряды ученики формулируют правило.

Примеры сравнения записывают в виде неравенств в тетрадь.

Учитель: Расскажите, где мы используем сравнение.

Ученики приводят примеры из жизни.

Учитель:

- какие действия по сравнению вы умеете выполнять?

- какие сравнения вы производили?

- как можно использовать эти знания?

Учащиеся  обсуждают,  высказывают гипотезы.

Гипотезы:

  1. Правило сравнения натуральных чисел при счете.
  2. Использование координатного луча для сравнения натуральных чисел.
  3. Сравнение многозначных чисел по количеству знаков числа.

Учащиеся  высказывают свои мнения и приводят примеры.

  1. Постановка  учебной задачи. Выявление места и причины затруднения ( 5 минут ).

УУД: Формулирование проблемы, обсуждение затруднений

  Учитель демонстрирует задачи, создает  для учеников проблемную ситуацию,  вызывающую у них затруднения и формирующую потребность обсуждения.

Учащиеся обсуждают и анализируют условие задачи и приходят к выводу: что бы решить задачу, надо выразить массу клубники, которую принес папа, в граммах, сравнить массы и ответить на вопрос. Решение ученики записывают в тетрадь.

Учащиеся обсуждают и анализируют условие задачи и приходят к выводу: что бы решить задачу, надо перейти к общим единицам измерения, сравнить и записать решения в виде двойного неравенства.

Учащиеся обсуждают и анализируют условие задачи и приходят к выводу, что некоторые величины сравнить нельзя.

Учащиеся обсуждают и анализируют условие задачи и приходят к выводу, что фигуры можно сравнить зрительно.

  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи ( 7 минут ). 

УУД: Умение выражать свои мысли, построение логической цепи рассуждений.

Учитель: На основании  рассмотренных задач сформулируйте правила сравнения.

Учащиеся проговаривают правила.

Физминутка 3 минуты. (стоя у парты)

Поднимает руки класс – это раз,

 повернулась голова – это два,

руки прямо, вперед смотри – это три,

руки в стороны по шире,  развернулись на четыре.

С силой руки к плечам прижать – это пять.

Всем ребятам тихо сесть – это шесть.

Учитель  дает задание из учебника ( № 152, 154), организует работу у доски.

  1. Закрепление нового знания в парах (10 минут).

УУД: Умение работать  в парах, осуществлять взаимопомощь.

Класс делится на пары, каждая пара получает карточку с заданием, выполнив его составляет слово, а соединив слова вместе класс получает пословицу: «Знание собирается по капле».

  1. Рефлексия (1 минута).

УУД: Осознание качества и уровня освоения.

Учитель задает вопросы:

- какую цель ставили на уроке?

- удалось ли решить поставленную цель?

- кто хорошо понял тему и может поделиться своими знаниями?

- кому нужно ещё потренироваться и над чем надо поработать?

- какое у вас настроение?

       8.    Домашнее задание (1 минута).

Пункт 5 читать, ответить на вопросы, решить в тетр. № 171, 172

Для желающих – творческое задание (проект) по теме «Применение сравнения величин в нашей жизни»


Карточки для работы в парах.

Карточка 1.

        

Карточка 2.

 

Карточка 3.

                       ОТВЕТ: ЗНАНИЕ СОБИРАЕТСЯ ПО КАПЛЕ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Сложение натуральных чисел и его свойства

 Показать практическое применение теоретических знаний через рационализацию практических вычислений. Формировать регуляторный опыт в процессе оценки и самооценки. Развивать читательскую ко...

конспект урока "Умножение натуральных чисел и его свойства

Предлагаемая разработка  к уроку  по теме «Умножение натуральных чисел его свойства» для учащихся 5 класса. Это первый урок при изучении данной темы. Материал будет полезен для учителей, раб...

Конспект урока в 5 классе по теме Сравнение натуральных чисел

В курсе математики начальной школы учащиеся сравнивали натуральные числа. Поэтому эта тема не вызывает затруднений. Сформулированные правила совершенно очевидны для учащихся. Они просто ускоряют проце...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Округление натуральных чисел 5 класс

     Цель  урока: Повторить и отработать правила округления натуральных чисел...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА "РЯД НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ"

Урок 1 по теме : РЯД НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ...

Конспект урока "Умножение натуральных чисел"

Литература: 1.Учебник по математике 5 класс,  авторы: А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. издательство: Вентана-Граф, 2016 г.2. Математика  5  класс,  методическое  пособ...