Использование проектной деятельности на уроках математики
статья по математике (5, 6, 7 класс)

Чаплиева Елена Олеговна

В материале приведено несколько примеров использования проектной деятельности на уроках математики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_deyat-t.docx18.72 КБ

Предварительный просмотр:

Главной проблемой при изучении математики является, на мой взгляд, отсутствие мотивации к изучению данного предмета, непонимание связи математики с реальной жизнью, а также её необходимости при изучении других предметов, не говоря уже о том, что при изучении математики развиваются основные мыслительные операции - анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение и аналогия, обобщение и конкретизация. Именно на решение этих проблем и должно быть направлено применение проектной деятельности на уроках математики.

По доминирующей деятельности учащихся проекты могут быть исследовательские, творческие, игровые, ознакомительно-ориентировочные (информационные), прикладные.

В своей работе я в основном использую проектную деятельность исследовательской направленности, причем мини-проекты - в рамках одного урока или одного дня (урок + домашнее задание, если речь идёт об индивидуальной проектной деятельности). При этом на уроке ставятся нетрудоёмкие проблемы, которые должны успеть решить все учащиеся класса, возможно, с незначительной разницей по времени, более трудоёмкие проблемы включаются в домашние задания, т.е. на уроке только создаётся проблемная ситуация и ставится проблема, а уже дома каждый сможет, не торопясь, рассмотреть достаточное число частных случаев, поискать информацию и самостоятельно прийти к «открытию».

Я стараюсь, чтобы участники в качестве «первого П» проектной деятельности (определение проблемы; планирование действий; поиск информации; создание продукта -  результата работы; представление готового продукта) использовали связь вопроса изучаемой темы с реальной жизнью, другими учебными предметами или пытались увидеть в математике простор для исследования и творчества. Поэтому для ведения проектной деятельности я предлагаю обучающимся найти в окружающем мире те объекты, обобщённой моделью которых являются те или иные математические понятия или объекты изучения, найти математическую составляющую в какой-либо теме, изучаемой на другом школьном предмете, решить какую-либо задачу разными способами с последующим выбором наиболее короткого, красивого, рационального решения, самостоятельно изучить свойства геометрических фигур и их использование в реальной жизни.

Приведу несколько примеров:

При изучении темы «Геометрические тела» в 5 классе мы искали геометрические тела (помимо стандартного прямоугольного параллелепипеда) в архитектуре нашего города. Это был индивидуальный мини-проект. Дети самостоятельно подбирали фотографии зданий или элементов конструкций нетрадиционной формы и показывали на них изучаемые геометрические тела. Отвечая на вопрос «Зачем нам их изучать?», мы пришли к выводу, что, например, знать площадь поверхности нужно для того, чтоб закупить нужное количество материалов для ремонта фасада. Детьми было найдено множество различных по форме элементов зданий и сооружений, что, несомненно, вызвало у них интерес не только к геометрическим телам, но и к городской архитектуре, и расширило их кругозор. Аналогичное задание в более слабом классе нашло забавное исполнение: несколько мальчиков, не отличающихся прилежанием и усидчивостью, построили во дворе пирамиду из снега, сфотографировались на её фоне и в качестве результата представили фото с текстом о том, что это сооружение в форме пирамиды в такой-то день в такое-то время находилось в нашем городе по такому-то адресу, что вызвало массу положительных эмоций у всех присутствовавших на презентации результатов проектной деятельности.

Другой пример мини-исследования – изучение свойств равнобедренного треугольника (7 класс). 4 группы получили вырезанные из бумаги различные равнобедренные треугольники (остро-, прямо-, тупоугольный и правильный). Сначала представители каждой из команд должны были определить, что общего и различного у этих треугольников (т.е. определить, что они все равнобедренные, но отличаются углами, а один из них – равносторонний), затем каждая команда получила свой треугольник и должна была определить, какими особыми по сравнению с другими треугольниками свойствами он обладает. Правда, додуматься, что можно перегибать бумагу и так убедиться в равенстве каких-то элементов треугольника без подсказки обучающимся не удалось. Т.о. были, можно сказать, «на пальцах» установлены свойства равнобедренного треугольника и особые свойства равностороннего треугольника, которые затем были строго доказаны. В дальнейшем мы рассматривали использование этих свойств при решении различных задач, а также в реальной жизни, что тоже было сделано в формате проектной деятельности.

Ещё один пример мини-исследования – задача без вопроса. Я даю обучающимся условие и предлагаю найти всё, что они имеют возможность найти теми или иными способами, выбор которых тоже не оговаривается. Особенно хорошо это работает при итоговом повторении (лучше всего на геометрии), хотя не каждая задача даёт возможность большого количества вопросов, т.е. подбор задач для такой деятельности требует много времени.

Проектная деятельность всегда связана с творчеством и результатом её является нечто новое, по крайней мере для самих участников. Поэтому я часто предлагаю обучающимся, особенно в 5-6 классе, различные творческие задания, например, написание истории (сказки, стихотворения и т.п.), рисунок с использованием геометрических фигур. Более сложный вариант - создание макета какого-либо здания, но это уже требует большего времени, поэтому возможно скорее на внеурочной деятельности, нежели в рамках урока.

В процессе проектного обучения создаются условия для самостоятельного приобретения знаний, умения пользоваться приобретенными знаниями для решения практических задач, при работе в различных группах приобретаются коммуникативные умения.Но при всех плюсах проектной деятельности имеются всё же и минусы: проектная деятельность требует больших затрат времени и от учителя при подготовке занятия, и от обучающихся для достижения полноценного результата; при использовании этого вида деятельности сильно сказываются индивидуальные различия между учащимися – кто-то успевает по времени, кто-то нет, кто-то может прийти к верному результату, кто-то без помощи учителя не сможет; при групповой работе активное участие в решении проблемы принимают не все учащиеся, некоторые – пассивны. Поэтому проектную деятельность не стоит использовать постоянно, т.к. нужно дать возможность изучить ту или иную тему тем учащимся, которые не могут справиться в рамках проектной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование ключевых компетенций школьников через проектную деятельность на уроках математики с использованием икт.

В работе представлены фрагменты проектов учащихся.Определяется роль проекта на уроке математики....

"Проектная деятельность на уроках математики" ( выступление на ШМО учителей математики)

Реализация  методов проектов на уроках математики. Мини проекты и макро- проекты. Организация проблемных уроков....

Проектная деятельность на уроках математики и во внеурочной деятельности

Проектно-исследовательская деятельность– это возможность самостоятельно создать интеллектуальный продукт, максимально используя свои возможности; это - деятельность, позволяющая проявить себя, п...

Программа курса внеурочной деятельности для 5-6 классов "Проектная деятельность на уроках математики"

Программа курса внеурочной деятельности для 5-6 классов "Проектная деятельность на уроках математики"...

Использование ИКТ в проектной деятельности на уроках математики.

Чем привлекателен метод проектов? Во-первых, тем, что представляет собой развитие идей проблемного обучения и всегда ориентирован на самостоятельную деятельность школьников (индивидуальную...