Урок по развивающей математике по теме "Графы"
план-конспект урока по математике (6 класс)

Заболотская Татьяна Александровна

Урок расчитан на учащихся 5-6 класса, как дополнительный материал по развивающей математике. Расширяет понятие теории графов, уникурсальной линии, носит практико-ориентированный характер.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_grafy.docx972.27 КБ
Office presentation icon grafy.ppt2.56 МБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА                                               

1.  ФИО

2.  Место работы

3.  Должность

4.  Предмет

5.  Класс

6.  Тема и номер урока в теме

Заболотская Татьяна Александровна

МБОУ «Лицей № 87 имени Л.И.Новиковой»

учитель математики

развивающие задачи по математике

5

Графы (урок ознакомления с новым материалом)

7. Цель урока: ознакомление с новыми понятиями : топология, графы, уникурсальная линия и практическое их применение.

8. Планируемые результаты: 

предметные: уметь в процессе реальной ситуации использовать понятие графа и умения решать задачи с применением теории графов.

 личностные: умение работать в парах, слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения

 метапредметные: уметь воспроизводить смысл понятия граф; уметь обрабатывать информацию; формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности

9. Задачи: 

образовательные (формирование познавательных УУД): обеспечить осознанное усвоение теории графов при решении задач; закрепить навыки и умения применять алгоритмы при решении задач; создание условий для систематизации, обобщения и углубления знаний учащихся при решении задач по теме «Графы».

 воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): умение слушать и вступать в диалог; формировать внимательность и аккуратность в вычислениях; воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе.

 развивающие (формирование регулятивных УУД): способствовать развитию творческой активности учащихся; повысить познавательный интерес к предмету; развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез - правил решения задач, умений анализировать способы решения задач); развитие не только логического, но и образного мышления, фантазии детей и их способности рассуждать.

10. Тип урока: урок ознакомления с новым материалом

11. Формы работы учащихся: Фронтальная, парная, индивидуальная

12. Необходимое оборудование: доска, экран, проектор, компьютер,  карточки самооценивания.

13. Ход урока

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Организационный этап

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.

 

Учащиеся слушают учителя

2. Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка цели и задач урока.

Рассмотрим следующую задачу:

Задача Эйлера (1736 г.):
«В Кенигсберге река, омывающая два острова, делится на два рукава, через которые перекинуто семь мостов. Можно ли обойти все эти мосты, не побывав ни на одном из них более раза?»

            

- Ответить на этот вопрос помогут графы.

Действительно, в нашей жизни человек  сталкивается с понятием граф.

Графом называется множество точек и линий, связывающих эти точки, некоторые пары из которых соединены линиями. Вершины графа – это точки, в которых соединяются линии, рёбра графа - это  линии, которые соединяют вершины,   степень вершины -  число рёбер, выходящих из одной вершины.

 Полученные знания о графе,  помогут определить, можно ли вычертить какую-либо фигуру, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя два раза по одной и той же линии. Такие линии называются уникурсальными.

Сегодня вы будете работать в роли топографов.

Тема нашего урока: Графы.

Наша цель на уроке – изучить понятие графа, уметь применять это понятие при решении задач.

Учащиеся предлагают свои решения.

Формулируют тему и цель урока, записывают в тетради дату и тему урока.

3. Применение знаний и умений в новой ситуации

Итак, приступаем к решению задач.

1. Начертите, не отрывая карандаш от бумаги и не проводя два раза по одной линии:

1.    2.    3      4  

  Какие из фигур можно начертить одним росчерком?

Алгоритм определения, является ли линия уникурсальной:

1. если нечетных точек в фигуре нет, то ее можно начертить одним росчерком, начиная вычерчивать с любой вершины.

2. если в фигуре две нечетные точки, то ее можно начертить одним росчерком, начиная вычерчивать в одной из нечетных точек и закончив в другой.

3. если в фигуре больше двух нечетных точек, то ее нельзя вычертить одним росчерком.

2. Задача Эйлера:
«В Кенигсберге река, омывающая два острова, делится на два рукава, через которые перекинуто семь мостов. Можно ли обойти все эти мосты, не побывав ни на одном из них более раза?»

           

Сформулируйте математическую модель этой задачи.

Учащиеся в парах выполняют решение предложенных задач.

Учащиеся в парах выполняют решение предложенных задач, делают вывод, когда линию можно провести одним росчерком, когда нельзя.

Учащиеся предлагают после мозгового штурма в группах математическую модель линию, представляющую граф      

Делают вывод: Граф кёнигсбергских мостов имел четыре нечётные вершины (то есть все) — следовательно, невозможно пройти по всем мостам, не проходя ни по одному из них дважды.

3. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Наш урок подходит к концу. Давайте обсудим: какие задачи вызвали у вас затруднения и почему?

Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач.

4. Информация о домашнем задании

Задания: 

1. Задача: пройти по 17 мостам, соединяющим участки изображенной здесь территории Санкт-Петербурга, не побывав ни на одном мосту два раза

2. Придумайте задачу по картинке:

Схема кольцевой линии

московского метрополитена

Учащиеся получают карточки с домашним заданием.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: «Графы»

Слайд 2

Задача Эйлера (1736 г.): «В Кенигсберге река, омывающая два острова, делится на два рукава, через которые перекинуто семь мостов. Можно ли обойти все эти мосты, не побывав ни на одном из них более раза?» Леонард Эйлер (1707-1783)

Слайд 3

Топология - наука, которая раньше называлась «геометрией положения». Эта отрасль геометрии занимается только порядком расположения частей фигуры друг относительно друга, отвлекаясь от их размеров Разделы топологии: комбинаторная топология; алгебраическая топология; теоретико-множественная топология, изучающую множества как скопления точек.

Слайд 4

Графом называется … вершины графа – это точки , рёбрами графа- линии, которые соединяют вершины Степень вершины - число рёбер , выходящих из вершины. … множество точек и линий, связывающих эти точки, некоторые пары из которых соединены линиями.

Слайд 5

Начертите, не отрывая карандаш от бумаги и не проводя два раза по одной линии: 1. 3. 4. 2.

Слайд 6

Фигура, которую можно нарисовать не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды, называется уникурсальной .

Слайд 7

План: Выяснить признаки фигуры, которую можно нарисовать; Найти начальную точку; Нарисовать всю фигуру

Слайд 8

Не отрывая карандаша от бумаги и не проводя по одной линии дважды, начертить “открытый конверт”:

Слайд 9

С чем мы справились? 3 3 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 если нечетных точек в фигуре нет , то ее можно начертить одним росчерком, начиная вычерчивать с любой вершины если в фигуре две нечетные точки , то ее можно начертить одним росчерком, начиная вычерчивать в одной из нечетных точек и закончив в другой

Слайд 10

Не отрывая карандаша от бумаги и не проводя по одной линии дважды, начертить “открытый конверт”: 2 4 4 4 3 3

Слайд 11

Выводы: 1. если нечетных точек в фигуре нет , то ее можно начертить одним росчерком, начиная вычерчивать с любой вершины. 2. если в фигуре две нечетные точки , то ее можно начертить одним росчерком, начиная вычерчивать в одной из нечетных точек и закончив в другой. 3. если в фигуре больше двух нечетных точек, то ?

Слайд 12

Не отрывая карандаша от бумаги и не проводя по одной линии дважды, начертить “закрытый конверт”: 3 3 3 3 4

Слайд 13

Выводы: 1. если нечетных точек в фигуре нет , то ее можно начертить одним росчерком, начиная вычерчивать с любой вершины. 2. если в фигуре две нечетные точки , то ее можно начертить одним росчерком, начиная вычерчивать в одной из нечетных точек и закончив в другой. 3. если в фигуре больше двух нечетных точек, то ее нельзя вычертить одним росчерком.

Слайд 14

Физкультминутка Давайте немного передохнем. Поднимает руки класс – это «раз». Повернулась голова – это «два». Руки вниз, вперед смотри – это «три». Руки в стороны пошире развернули на «четыре», С силой их к плечам прижать – это «пять». Всем ребятам надо сесть – это «шесть».

Слайд 15

Самостоятельная работа: Какие фигуры можно нарисовать одним росчерком? Образец:

Слайд 16

Задача Эйлера: «В Кенигсберге река, омывающая два острова, делится на два рукава, через которые перекинуто семь мостов. Можно ли обойти все эти мосты, не побывав ни на одном из них более раза?» 3 3 3 5

Слайд 17

«Мышление начинается с удивления»,- заметил 2500 лет назад Аристотель. «Чувство удивления – могучий источник желания знать: от удивления к знаниям – один шаг» Сухомлинский Математика замечательный предмет для удивления!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно-ориентированное обучение на уроках географии. Развивающий потенциал учебных приёмов, видов и форм учебных заданий.

В условиях модернизации образования, введения федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения  происходят кардинальные изменения в системе образования и в первую оче...

Личностно-ориентированное обучение на уроках географии. Развивающий потенциал учебных приёмов, видов и форм учебных заданий

В условиях модернизации образования, введения федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения  происходят кардинальные изменения в системе образования и в первую очередь э...

Образовательная программа курса "Развивающая математика"

Программа включает несколько блоков:1. "Подготовка к олимпиаде по математике"2. "Из истории математики"3. "Занимательные задачи"4. "Старинные задачи"5. "Прикладная математика"Основная идея программы п...

Методическая разработка на тему Комплекс уроков методом развивающего обучения по дисциплине Инженерная графика . Автор - Бельков А.П.

Методическая разработка может применяться на уроках по дисциплине "Инженерная графика" студентов технических специальностей.Дает стимул к приобретению знаний коллективным методом, повышает ответственн...

Технологическая карта урока.55 Урок контроля развивающего 5 класс ЛИТЕРАТУРА Рассказ КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК Л.ТОЛСТОЙ

Технологическая карта урока.55 Урок контроля развивающего 5 класс ЛИТЕРАТУРА Рассказ КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК Л.ТОЛСТОЙ...

Нетрадиционное решение задач «Час развивающей математики»

набор задач, решаемых нетрадиционными способами...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Уроки развивающей математики»

Программа предназначена обучающимся 5–7 классов. Рассчитана на проведение 1 часа в неделю, 35 часов в год. Занятия проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует ре...