Рабочая программа кружка по математике "Крепкий орешек" 5 класс
рабочая программа по математике (5 класс)

Шишалова Людмила Евгеньевна

на кружок по математике «Крепкий орешек» в 5 классах отводится 1 час в неделю, соответственно 35  учебных часов в год.

Цель: развитие математических способностей, поддержание интереса к решению сложных задач, расширение кругозора и конструктивных навыков, достижение положительных результатов при написании ВПР по математике в 5 классе.

Задачи:        устранение «пробелов» и систематизация знаний, развитие мыслительных способностей учащихся, выработка настойчивости в выполнении заданий, творческого подхода и навыков в решении задач.

 

  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
  • Формирование умений использовать математические формулы, алгоритмы решения;
  • Умение искать ошибки и неточности в рассуждениях при решении задач;
  • Знакомство, разбор и решение тренировочных вариантов проверочных работ для подготовки к ВПР и приобретение опыта по заполнению бланков ответов;
  • Знакомство с некоторыми стандартными способами решения задач на разрезание и приобрести опыт применения этой идеи в различных ситуациях;
  • Знакомство с приемами разумной записи решений задач на переливания и взвешивания, логических текстовых задач.
  • Приобрести опыт работы с информацией, в том числе и получаемой посредством Интернета

            В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут формироваться:

-положительное отношение к учению;

-желание приобретать новые знания;

-способность оценивать свои действия;

В сфере познавательных универсальных учебных действий ребята получат возможность научиться:

-решать задачи с геометрическим и арифметическим содержанием;

-устанавливать причинно-следственные связи при решении логических задач;

-строить логическую цепь рассуждений;

-выдвигать гипотезы;

-читать графическую информацию;

-различать существенные и несущественные признаки.

-доказывать способ верного решения.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий будут формироваться:

-уважение к товарищам и их мнению;

-понимание значимости коллектива и своей ответственности перед ним;

-умение слушать друг друга.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся получат возможность научиться:

-постановке учебных задач занятия;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_rp_kruzhka_5-6_kl_2019-2020.doc145 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа №2

городского округа закрытого административно-территориального

образования Светлый Саратовской области»

(МОУ «СОШ №2 городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области»)

Рассмотрено

Заседанием ШМО математики и информатики

_____________________________

_____________________________

Протокол № ____ от

«___»___________2019г.

Согласовано

Заместитель директора по УВР МОУ «СОШ № 2 городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области »

____________________________________________________________

«___»____________2019г.

Утверждено

Приказом МОУ «СОШ №2 городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области»

 № _____ от

«___»___________2019г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

Математический кружок

«Крепкий орешек»_

2019/2020 учебный год

Уровень: основное общее образование

Класс: 5б, 5в

Учитель: Шишалова Л.Е., учитель математики

Пояснительная записка

        В соответствии с планом внеурочной деятельности МОУ «СОШ №2 городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области» на кружок по математике «Крепкий орешек» в 5 классах отводится 1 час в неделю, соответственно 35  учебных часов в год.

Цель: развитие математических способностей, поддержание интереса к решению сложных задач, расширение кругозора и конструктивных навыков, достижение положительных результатов при написании ВПР по математике в 5 классе.

Задачи:         устранение «пробелов» и систематизация знаний, развитие мыслительных способностей учащихся, выработка настойчивости в выполнении заданий, творческого подхода и навыков в решении задач.

  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
  • Формирование умений использовать математические формулы, алгоритмы решения;
  • Умение искать ошибки и неточности в рассуждениях при решении задач;
  • Знакомство, разбор и решение тренировочных вариантов проверочных работ для подготовки к ВПР и приобретение опыта по заполнению бланков ответов;
  • Знакомство с некоторыми стандартными способами решения задач на разрезание и приобрести опыт применения этой идеи в различных ситуациях;
  • Знакомство с приемами разумной записи решений задач на переливания и взвешивания, логических текстовых задач.
  • Приобрести опыт работы с информацией, в том числе и получаемой посредством Интернета

        В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут формироваться:

-положительное отношение к учению;

-желание приобретать новые знания;

-способность оценивать свои действия;

В сфере познавательных универсальных учебных действий ребята получат возможность научиться:

-решать задачи с геометрическим и арифметическим содержанием;

-устанавливать причинно-следственные связи при решении логических задач;

-строить логическую цепь рассуждений;

-выдвигать гипотезы;

-читать графическую информацию;

-различать существенные и несущественные признаки.

-доказывать способ верного решения.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий будут формироваться:

-уважение к товарищам и их мнению;

-понимание значимости коллектива и своей ответственности перед ним;

-умение слушать друг друга.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся получат возможность научиться:

-постановке учебных задач занятия;

-оценке своих достижений; действовать по плану.

  1. Содержание курса внеурочной деятельности

        Содержание курса разбито на 5 частей, каждая из которых содержит изучение теории и применение ее при решении задач.

Глава 1. Логические задачи на истинные и ложные высказывания

  • Объяснение двух методов решения логических задач
  • Решение задач с помощью применения таблиц;
  • Решение задач с помощью рассуждения  

Личная олимпиада «Математический бой по задачам»

  • Решение 8 олимпиадных задач на выбор разной трудности на методы решений, изучаемых на предыдущих занятиях: ученик ввязывается в драку с задачей, если считает, что он сумеет ее победить, набирает баллы за правильно решенные задачи;

Глава 2. Геометрические задачи на разрезание и складывание фигур

  • Задачи на разрезание фируры на равные части;
  • Задачи на разрезание квадрата на две равные фигуры
  • Геометрическая головоломка «Танграм» в Китае – на складывание фигур;
  • Игра стомахион «Приводящая в ярость» (автор Архимед)
  • Японское искусство складывания из бумаги «Оригами».

Глава 3. Математические ребусы, игры,  конструктивные задачи, головоломки, кроссворды

  • Познакомить с заданиями на восстановление записей вычислений;
  • Решение математических ребусов с целиком зашифрованной записью (цифры заменены буквами);
  • Решение математических ребусов с зашифрованной частью записи (стертые цифры заменены звездочками);
  • Игра в нахождении цепочки слов-метаграмм (автор игры Л.Кэрролл, автор сказки «Алиса в стране чудес»)
  • Головоломки со спичками. Математические софизмы
  • Задачи на взвешивания
  • Задачи на переливание

Глава 4. Задачи из тренировочных вариантов ВПР

  • Делимость чисел, обыкновенная дробь, десятичная дробь
  • Неизвестный компонент арифметического действия
  • Решение текстовых задач на движение, работу
  • Решение задач практического характера
  • Часть числа и число по его части
  • Из истории математики. Проценты в прошлом и настоящем

Глава 5. Задания на развитие пространственного воображения

Тест «Развертка куба» с заданиями на развитие пространственного воображения

Учебно-тематическое планирование

кружка «Математические забавы»

Дата проведения

Тема занятия

Содержание

Примечание

план

факт

Глава 1. Логические задачи на истинные и ложные высказывания (8 часов)

 3.09

Объяснение двух методов решения логических задач

  1. Как возникло слово «математика»
  2. Приёмы устного счёта. Признаки делимости чисел
  3. Счёт у первобытных людей
  4. Логические задачи, решаемые с использованием таблиц
  5. Математическая игра «Не собьюсь»

10.09

Решение задач с помощью применения таблиц

Приёмы устного счёта. Умножение двузначных чисел на 11

2. Цифры у разных народов

3. Решение логической задачи

17.09

Решение задач с помощью рассуждения

  1. Приёмы устного счёта. Возведение в квадрат чисел, оканчивающихся на 5
  2. Биографическая миниатюра. Пифагор
  3. Решение олимпиадных задач
  4. Игра «Перекладывание карточек»
  5. Стихотворная страничка

Дистанционная областная олимпиада

«Олимпик»

24.09

Решение логических задач матричным способом

  1. Решение олимпиадных задач
  2. Лабиринты
  3. Решение логических задач матричным способом
  4. Старинная восточная притча
  5. Как играть, чтобы не проиграть?

Разработка мини проекта

1.10

Решение олимпиадных задач

  1. Приёмы устного счёта. Возведение в квадрат трёхзначных чисел, оканчивающихся на 25
  2. Решение олимпиадных задач
  3. Занимательная страничка. Один раз в день
  4. Стихотворная страничка. Арифметика

Разработка мини проекта

8.10

Из истории математики. Распространение десятичных дробей

  1. Приём устного счёта. Умножение крестиком
  2. Распространение десятичных дробей
  3. Решение олимпиадных задач
  4. Биографическая миниатюра. Э. Галуа
  5. Знакомьтесь, новый знак «!» (факториал)

Подготовка сообщений

15.10

Решение олимпиадных задач

  1. Тренировка памяти и внимания
  2. Биографическая миниатюра. П. Ферма
  3. Решение олимпиадных задач
  4. Логическая задача «Обманутый хозяин»
  5. Юмористическая страничка

Подготовка сообщений

22.10

Личная олимпиада «Математический бой по задачам»

Глава 2. Геометрические задачи на разрезание и складывание фигур (7 часов)

5.11

Задачи на разрезание фируры на равные части

12.11

Задачи на разрезание квадрата на две равные фигуры

  1. Считаем устно
  2. Биографическая миниатюра. И. Ньютон
  3. Решение олимпиадных задач
  4. Стихотворная страничка

Школьная математическая

олимпиада

19.11

Геометрическая головоломка «Танграм» в Китае – на складывание фигур

  1. Метрическая система мер
  2. Решение олимпиадных задач
  3. Литературная страничка. Геометрия Гулливера
  4. Геометрическая головоломка. Танграм

Самостоятельное изготовление элементов для головоломки

26.11

Игра стомахион «Приводящая в ярость» (автор Архимед)

  1. Приёмы устного счёта. Возведение в квадрат чисел пятого и шестого десятков
  2. Игра стомахион
  3. Шуточные вопросы по геометрии

Участие в неделе математики и информатики.

3.12

Японское искусство складывания из бумаги «Оригами»

1.Биографическая миниатюра. Архимед

2.Оригами

Складывание моделей из бумаги

10.12

Уникурсальные кривые (фигуры)

1.Приёмы устного счёта. Интересный способ умножения

  1. Мы живём в мире больших чисел
  2. Решение олимпиадных задач
  3. Уникурсальные кривые (фигуры)
  4. Конкурс «Кто больше знает пословиц, поговорок, загадок, в которых встречаются числа?»

Математическая стенгазета

17.12

Геометрические иллюзии

  1. приёмы устного счёта. Умножение на 155 и 175
  2. Биографическая миниатюра. Б Паскаль
  3. Решение олимпиадных задач
  4. Геометрические иллюзии

Геометрическая задача – фокус «Продень монетку»

Разработка мини проекта

Глава 3. Математические ребусы, игры,  конструктивные задачи, головоломки, кроссворды   (8 часов)

24.12

Задания на восстановление записей вычислений

  1. Приёмы устного счёта
  2. Происхождение математических знаков
  3. Олимпиадные задачи на восстановление записей вычисления
  4. Задача – сказка «Иван Царевич и Кащей Бессмертный, умевший считать только до 10»
  5. Стихотворная страничка

Молодёжный математический чемпионат.

14.01

Решение математических ребусов с целиком зашифрованной записью

  1. Считаем устно
  2.  Биографическая миниатюра. И. Ньютон
  3. Решение математических ребусов с целиком зашифрованной записью (цифры заменены буквами, стертые цифры заменены звездочками)
  4. Задача – сказка «Бездельник и чёрт»
  5. Поэтическая страничка

Разгадывание ребусов. Подготовка ребусов.

21.01

Головоломки со спичками. Математические софизмы

  1. Приёмы устного счёта. Мгновенное умножение
  2. Возраст и математика
  3. Задачи со спичками
  4. Решение олимпиадных задач
  5. Математические софизмы
  6. Задачи в стихах
  7. Математические фокусы

Всероссийский конкурс «Кенгуру»

28.01

Задачи на взвешивания

  1. Устный счёт в сказках
  2. Биографическая миниатюра. С. В. Ковалевская
  3. Решение олимпиадных задач на взвешивание
  4. Геометрическая задача – стихотворение

Подготовка сообщений.

4.02

Литературная страничка «О происхождении дробей»

  1. Приёмы устного счёта. Умножение двухзначных чисел, близких к 100
  2. Биографическая миниатюра. Р. Декарт
  3. Решение олимпиадных задач
  4. Литературная страничка. О «происхождении» дробей
  5. Игра – шутка

Подготовка сообщений.

11.02

Задачи на переливание

  1. Приёмы устного счёта. Признак делимости на 11
  2. Биографическая миниатюра. М. В. Остроградский
  3. Решение олимпиадных задач на переливание
  4. Поэтическая страничка
  5. Игра «Кубик»

Подготовка сообщений.

18.02

Как играть, чтобы не проигрывать?

  1. Приёмы устного счёта. Умножение на 9, 99, 999
  2. Биографическая миниатюра. Л. Эйлер
  3. Задача, приписываемая Л. Эйлеру
  4. Решение олимпиадных задач
  5. Как играть, чтобы не проиграть?
  6. Из истории интересных чисел. Число π

Подготовка сообщений.

25.02

Игра в нахождении цепочки слов-метаграмм (автор игры Л.Кэрролл, автор сказки «Алиса в стране чудес»

Глава 4. Задачи из тренировочных вариантов ВПР (7 часов)

3.03

Делимость чисел, обыкновенная дробь, десятичная дробь

  1. Повторение понятий «делимость чисел», «обыкновенная дробь», «десятичная дробь»
  2. Решение заданий ВПР на проверку владения этими понятиями

Всероссийская проверочная работа

10.03

Неизвестный компонент арифметического действия

  1. Правила нахождения неизвестный компонент арифметического действия
  2. Решение уравнений

Всероссийская проверочная работа

17.03

Решение текстовых задач на движение, работу

  1. Повторение формул скорости, времени, расстояния
  2. Решение заданий ВПР на проверку умения решать текстовые задачи на движение, работу

Всероссийская проверочная работа

31.03

Решение задач практического характера

  1. Решение заданий ВПР на проверку умения извлекать информацию, представленную в таблицах и диаграммах

Всероссийская проверочная работа

7.04

Решение задач практического характера

  1. Повторение формул площади, объема фигур
  2. Решение заданий ВПР на проверку умения применять геометрические представления при решении практических задач

Всероссийская проверочная работа

14.04

 Из истории математики. Проценты в прошлом и настоящем

  1. Приёмы счёта. Быстрое сложение и вычитание натуральных чисел
  2. Из истории математики. Проценты в прошлом и настоящем
  3. Математический кроссворд
  4. решение олимпиадных задач
  5. Биографическая миниатюра. Л. Д. Ландау
  6. Юмористическая страничка. Для тех, кто готовится стать математиком

Математический кроссворд,

Рисунки в декартовой системе координат на клетчатой бумаге

21.04

Часть числа и число по его части

  1. Отработка  правил нахождения  «части числа», «числа по его части», «десятичная дробь»
  2. Решение заданий ВПР на проверку владения этими правилами

Всероссийская проверочная работа

Глава 5. Развитие пространственного воображения (2 часа)

28.04

Тест «Развертка куба» с заданиями на развитие пространственного воображения

5.05

Тест  с заданиями на развитие пространственного воображения

12.05

Практическое занятие по решению олимпиадных задач

19.05

Практическое занятие по решению задач конкурса «Кенгуру»

26.05

Итоговое занятие

Презентация своих достижений

Литература.

  1. А.В. Фарков Математические кружки в школе 5-8 классы. М.,2008 г.
  2. Е.Г. Коннова Математика. Поступаем в ВУЗ по результатам олимпиад. Под ред. Ф.Ф. Лысенко, Ростов-на-Дону, 2008г.
  3. В.А. Гусев, А.И. Орлов, А.Л. Розенталь. Внеклассная работа по математике в 6-8 классах. М., 1977г.
  4.  О.С. Шейнина, Г.М.Соловьева Занятия школьного кружка. М., 2003г.
  5. М.Ю. Шуба Занимательные задания в обучении математике. М.,1995г.
  6. З.Н. Альхова, А.В. Макеева. Внеклассная работа по математике. Саратов, 2002г.
  7. И.И. Бабинская. Задачи математических олимпиад. М., 1975г.
  8. Б.А. Кордемский. Великие жизни в математике., М., 1995г.
  9. И.И. Баврин, Е.А. Фрибус Старинные задачи. М., 1994г.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка «Юный патриот» 5 класс

Рабочая программа кружка «Юный патриот»  5 класс.  Количество часов в год-34 часов. ...

Рабочая программа кружка "Очумелые ручки" (4 класс)

Программа разработана на основе учебника Б.М. Неменского "Искусство вокруг нас"...

рабочая программа кружка по математике 5 класс ФГОС

Краснодарский край  Выселковский район  станица Выселки Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 имени И.И. Тарасенко ...

Рабочая программа кружка "Юный химик" 5 класс

С целью формированию интереса к химии, расширения кругозора учащихся создан кружок «Юный химик». Он ориентирован на учащихся 5-7 классов, то есть такого возраста, когда интерес к окружающему миру особ...

Рабочая программа кружка «Краеведение» для 11 класса

Пояснительная  записка В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» говорится о необходимости утверждения в современной России личностно-ориентированной мод...

Рабочая программа кружка «Правоведение» для 9 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Современная школа должна приложить все усилия для утверждения человеческого достоинства и ценности человеческой личности. Существование гражданского общества зависит о...

Рабочая программа кружка_Занимательная информатика 2 класс

Рабочая программа кружка_Занимательная информатика 2 класс...