Открытый урок по теме "Координатная плоскость"
план-конспект урока по математике (6 класс)

Просолупова Наталья Геннадьевна

Данный урок создан для 6 класса, применяется в начале изучения темы "Координатная плоскость" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока908.74 КБ
Файл Презентация к уроку1.11 МБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме "Координатная плоскость",6 класс

Общедидактическая цель урока: повторение, закрепление, обобщение темы «Координатная плоскость».

Триединая дидактическая цель:

  • Образовательный аспект. Дальнейшее формирование вычислительных навыков и умений. Повторение и закрепление знаний по теме «Координатная плоскость» – умение строить в координатной плоскости точки по заданным координатам, умение определять координаты заданной точки, умение строить по координатам различные фигуры на плоскости, владение терминологией и знание основных понятий и определений.
  • Развивающий аспект. Отработка умений анализировать материал, обобщать, использовать эти умения в нестандартной ситуации, выбирать подходящий и более рациональный метод решения. Активизировать познавательную деятельность обучающихся через решение практических задач.
  • Воспитательный аспект. Организация совместной учебной деятельности в группе. Совершенствовать навык самостоятельной работы в условиях само- и взаимоконтроля, коммуникативный навык. Формировать интерес к окружающему миру.

Тип урока: Повторение, закрепление, обобщение ранее изученного материала.

Здравствуйте, сегодня у нас итоговый урок по теме "Координатная плоскость". Эпиграфом к нашему уроку будут слова известного педагога:

Считай несчастным тот день и тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию.

Я. А. Каменский.

Давайте запишем в тетрадях число и тему. И начнём прямо с названия нашей темы.  

Задание 1 

На листах формата А4.

Вопросы: На каком из предложенных рисунков изображена координатная плоскость?

Почему она называется координатной?

А почему на остальных рисунках не координатная плоскость? Объясните.

Какое направление отмечено на ней?

Для чего нам нужна координатная плоскость?

Что мы на ней отмечаем?

Что нужно знать для построения точки?

Как называются координаты?

А как называются оси координат?

Сколько нужно знать координат?

Имеет ли значение порядок координат?

По результатам обсуждения выстраиваем на доске схему основных математических понятий по теме и их связи между собой.

Задание 2

Определить координаты предложенных точек

А(3;1), В(2;-2), С(-2;4), D(-4;-2),E(0;2), F(-4;0)

Точки появляются на экране по одной, когда все построены, детям предлагается поменяться тетрадями с соседом по парте, на экране появляются правильные ответы и дети оценивают результаты. Если верный ответ, то ставится "+", если неверный, то ставится "-". Все плюсы оценка "5", один минус-оценка"4", больше минусов-нет оценки.

Задание 3 (на ярко жёлтых листочках)

Решите уравнения и постройте полученные точки на доске. Работа ведётся в группах по 4 человека. Уравнения решаются в тетрадях. Каждой группе  необходимо построить две точки. Точки отмечаются на готовой координатной плоскости с помощью магнитов разного цвета.

1) 3а + 5=8а - 15  А(а;0)                                (4;0)

2) 3в+16=8в-9  В(в;6)                                        (5;6)

3) 4+25с=6+ 24с  С(2;с)                                (2;2)

4) 5(d+1,2)=7d+4  D(d;2)                                (1;2)

5) 4(е-3)-16=5(е-5)  Е(е;3)                                (-3;3)

6) 5f+27=4f+21  F(f;0)                                        (-6;0)

7) 4(3+2h)+30=2(3-2h)  H(-3;h)                        (-3;-3)

8) 4-(11,8+k)=-3,8-5k   K(k;-2)                        (1;-2)                        

9)3(4m-8)=3m-6  M(m;-2)                                (2;-2)

10) -5(1,5+р)=5-7,5р  Р(р;-6)                        (5;-6)

Решив уравнения и последовательно соединяя точки, получаем рисунок  ракеты.

C:\Users\пк\Desktop\мама\фото\ракета.jpg

Скажите, а ракета как-то связана с координатной плоскостью? (Траектория полёта, координаты расположения в космосе)

Физминутка

Встаньте, пожалуйста. Сейчас мы с вами проведём физкультминутку с использованием координатной плоскости.

Я буду говорить утверждения, если они верные, то вы поднимаете руки вверх, а если нет, то вы вытягиваете руки вперёд. После упражнения руки опустить.

-Ось ОХ называется осью ординат (руки вперёд)

-На плоскости нужны две координаты (руки вверх)

-В первой четверти знаки "+" и "-" (руки вперёд)

-Оси перпендикулярны (руки вверх)

-Четвертей пять (руки вперёд)

-Тема урока "Координатная прямая" (руки вперёд)

Вы молодцы, немного размялись, а теперь садитесь и продолжим. Сейчас в своих тетрадях вы выполните самостоятельную работу. На столах у вас лежат задания по вариантам(на розовых листах). Время выполнения работы 10-15 минут.

Самостоятельная работа.

Созвездие «Большой и Малой Медведицы» 

 Вариант 1

  • (6; 6),
  • (3; 7),
  • (0; 8),
  • (–3; 5),
  • (–5; 7),
  • (–8; 5),
  • (–6; 3),
  • (–3; 5)

Вариант 2

  • (–15; –7),
  • (–10; –5),
  • (–6; –5),
  • (–3; –6),
  • (–1; –10),
  • (5; –10),
  • (6; –6),
  • (–3; –6)

Проверим ответ. Картинка появляется на экране

http://festival.1september.ru/articles/608790/6.jpg

Дополнительное задание (на голубых листах)

Вариант 1

Мышонок 

1) (3; - 4), (3; - 1), (2; 3), (2; 5), (3; 6), (3; 8), (2; 9), (1; 9), (- 1; 7), (- 1; 6),
(- 4; 4), (- 2; 3), (- 1; 3), (- 1; 1), (- 2; 1), (-2; - 1), (- 1; 0), (- 1; - 4), (- 2; - 4),
(- 2; - 6), (- 3; - 6), (- 3; - 7), (- 1; - 7), (- 1; - 5), (1; - 5), (1; - 6), (3; - 6),

(3; - 7),(4; - 7), (4; - 5), (2; - 5), (3; - 4).
2) Хвост: (3; - 3), (5; - 3), (5; 3).
3) Глаз: (- 1; 5).

Дополнительное задание (на голубых листах)

Вариант 2

Лебедь
1) (2; 7), (0; 5), (- 2; 7), (0; 8), (2; 7), (- 4; - 3), (4; 0), (11; - 2), (9; - 2),

(11; - 3),(9; - 3), (5; - 7), (- 4; - 3).
2) Клюв: (- 4; 8), (- 2; 7), (- 4; 6).
3) Крыло: (1; - 3), (4; - 2), (7; - 3), (4; - 5), (1; - 3).
4) Глаз: (0; 7).

Для тех, кто справится раньше остальных дополнительное задание: дострой рисунок (на светло жёлтых листах)

             C:\Users\пк\Desktop\мама\фото\звезда.jpg

Тетради с самостоятельной работой сдаются в конце урока.

Расшифруйте слова:
АТАНИДРООК (координата);
КУДИЛЯРПЕРПЕН (перпендикуляр).

Скажите, а мы с вами только отдельные точки умеем строить? А графики вы с вами строили? Давайте посмотрим на некоторые графики. Обратите внимание на экран.

http://phnet.ru/1/rateleftoff.gifhttp://phnet.ru/1/raterighton.gif

Обновить график

http://phnet.ru/0/emp1x1.gif

 Валюты: 

http://phnet.ru/1/008000.gif

 USD

http://phnet.ru/1/000080.gif

 GBP

http://phnet.ru/1/0080FF.gif

 EUR

http://phnet.ru/1/FF8000.gif

 CHF

http://phnet.ru/1/FFFF00.gif

 JPY


 

http://phnet.ru/1/ratelefton.gifhttp://phnet.ru/1/raterightoff.gif

Обновить график

http://phnet.ru/0/emp1x1.gif

 Валюты: 

http://phnet.ru/1/008000.gif

 USD

http://phnet.ru/1/000080.gif

 GBP

http://phnet.ru/1/0080FF.gif

 EUR

http://phnet.ru/1/FF8000.gif

 CHF

http://phnet.ru/1/FFFF00.gif

 JPY


 

                H:\по предмету\материалы к открытому уроку\график.jpg

Давайте мы с вами попробуем ответить на вопрос экзаменационного задания для 9 класса.

В качестве домашнего задания я вы построите график функции, которую мы с вами будем изучать в следующем году. Перед вами листочки с домашними работами. Желаю успехов.

Домашнее задание.

№1  (6;3), (4;1), (3;0), (1;-2), (0;-1), (-1;-2), (-3;0), (-5;2)

№2  1) (-1;2), (5;6), (7;13), (10;11), (7;5), (1;-4), (-2;-4), (-5;0), (-3;0), (-1;2),

 (-2;4), (-5;5), (-7;3), (-11;1), (-6;1), (-7;3),(-5;0), (-6;0), (-10;-1), (-7;1), (-6;0)

2) Крыло: (0;0), (7;3), (6;1), (1;-3), (0;0)

3) (1;-4), (1;-7), (-1;-4), (-1;-7)

4) Глаз: (-5;3)

Закончить наш урок, мне хотелось бы притчей.

Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?» И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго спросил: «А что ты целый день?» А тот ответил: «А я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма!»

Запомните эту притчу. На все окружающее нас, можно смотреть разными глазами, выражать разными словами, но из любой ситуации можно сделать вывод, двигающий нас вперед!

В начале урока я использовала цитату, давайте попробуем и мы поставить себе отметки и понять оказался ли наш с вами урок несчастным. Возьмите в руки карандаш. Если урок был для вас интересен и познавателен, то поставьте "+". Если урок не понравился или было скучно-поставте "-".

Если у вас на уроке всё получилось или почти всё, то поставьте "+". Если на уроке было очень трудно или ничего не получилось, не успели, то поставьте "-". У вас в тетрадях получилось два знака, а теперь возьмите магнит, лежащий на столе, и разместите его в той четверти координатной плоскости, которая соответствует по своим знакам вашим ответам. Например, два "+"-это I четверть. Посмотрим, в какой четверти окажется больше магнитов.

В конце поблагодарить детей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Координатная плоскость 6 класс Учитель: Просолупова Наталья Геннадьевна

Слайд 2

1 1 2 3 4 2 3 4 -1 -2 -3 -1 -2 -3 -4 0 у х А В С D E F А (3; 1) В (2; -2) С (-2; 4) D (-4; -2) E (0; 2) F (-4; 0)

Слайд 3

Самостоятельная работа

Слайд 7

Желаю успехов!!! Спасибо за урок!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока "Координатная плоскость"

Разработка открытого урока по математике "Координатная плоскость". Цель урока: проверить умения учащихся строить точки по заданным   координатам и определять координаты по заданным рисункам,...

открытый урок по теме "Координатная плоскость" в 6 классе

Материал содержит план-конспект урока и приложения к нему: слайды и т. п....

Открытый урок по теме "Координатная плоскость" 7 класс

Тема урока: «Координатная плоскость»Класс: 7Тип урока: комбинированный урокЦель урока: Формирование системы  понятий по теме  «Координатная плоскость».Задачи:·...

открытый урок о теме Координатная плоскость в 6 классе

урок в 6 классе по учебнику Виленкина...

Открытый урок “ Декартовы координаты на плоскости. Координаты середины отрезка”

ПЛАН  ОТКРЫТОГО УРОКА с использованием слайд-презентации...

Методическая разработка открытого урока по математике "Координатная плоскость", 6 класс

Данная методическая разработка по математике "Координатная плоскость" разработана по  технологии индивидуализированного обучения....