открытый урок по теме "Координатная плоскость" в 6 классе
план-конспект урока (алгебра, 6 класс) по теме

Кадагазова Белла Абубекировна

Материал содержит план-конспект урока и приложения к нему: слайды и т. п.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки КЧР

МКОУ «СОШ а. инжичишхо имени Дерева С. Э.»

Хабезского района Карачаево-Черкесской республики

Координатная плоскость

(открытый урок по математике в 6 классе)

Разработка: учителя математики

                      Кадагазовой Б. А.

а. Инжчишхо, 2013 года

Тема урока:                 Координатная плоскость

Цели урока:

  • Обучающая: познакомить учащихся с новыми понятиями: “координатная плоскость”, “система координат”, “прямоугольная система координат”, их использование в практических целях и в жизни человека; научить учащихся ориентироваться на координатной плоскости, находить координаты заданных точек, и по заданным координатам точки определять ее положение на координатной плоскости;
  • Развивающая: развивать познавательную активность, творческие способности учащихся;
  • Воспитательная: воспитание интереса к предмету с привлечением мультимедийных возможностей компьютера.

Оборудование: компьютер, проектор (урок должен проводиться в кабинете информатики)

Ход урока

  1. Организационный момент.

Добрый день уважаемые коллеги, здравствуйте ребята. Поприветствуйте наших гостей и присаживайтесь.

Сегодня в рамках Недели естественных наук мы проводим открытый урок по теме: «Координатная плоскость».

                                                       (слайд 1)

Мы сегодня познакомимся с такими понятиями как «координатная плоскость», «система координат», «прямоугольная система координат», научимся ориентироваться на координатной плоскости, находить координаты заданных точек и по заданным координатам определять ее положение на координатной плоскости.

                                                       (слайд 2)

  1. Проверка домашнего задания (наличие).

Прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте посмотрим, как вы справились с домашним заданием.

(Учитель проверяет наличие домашнего задания в тетрадях, после чего учащиеся сдают эти тетради и получают другие)

  1. Объяснение нового материала.
  1. Введение. Итак, ребята, открываем тетради, записываем число, тему урока.

В повседневной жизни мы очень часто сталкиваемся с понятием координат. Например, при поиске своего места в зрительном зале

(слайд 3-4)

 вагоне поезда (слайд 5), при игре в шахматы (слайд 6) или в морской бой (слайд 7). Для определения положения объекта на поверхности Земли тоже пользуются системой координат. Это географические координаты (слайд 8).

  1. Актуализация ранее полученных знаний: Чтобы лучше понять, что же такое координатная плоскость, давайте ответим на следующие вопросы: (слайд 9)

  1. Какая прямая называется координатной прямой?
  2. Определите координаты точек на координатной прямой:

  1. Какие прямые называются перпендикулярными?
  2. С помощью каких чертежных инструментов строят перпендикулярные прямые?

  1. Изучение нового материала(Слайды 10-14): Чтобы определить положение точки на плоскости, проведем две перпендикулярно друг другу две координатные прямые  х и у. Их называют координатными осями: х – ось абсцисс, у – ось ординат. Эти прямые (или оси) образуют  систему координат, а плоскость, в которой она выбрана, называется координатной плоскостью. Координатная плоскость разбивается координатными прямыми на 4 координатные четверти.

Как же определяют координаты точки на плоскости?

На плоскости существуют точки, обладающие особыми свойствами:

Чтобы построить точку с заданными координатами нужно:

Вы, ребята, наверное, уже поняли, что пользоваться системой координат для определения положения точки на плоскости очень удобно. Но кто же первый догадался ввести систему координат, кто изобрел координатную плоскость?

  1. Работа с учебником. А теперь, ребята, решим некоторые упражнения из учебника.

№ 1393 ⃰

           -  один  ребенок работает у доски, остальные в тетрадях.

№ 1394

          – устно

№ 1399

           -  один  ребенок работает у доски, остальные в тетрадях.

№ 1400

       (в тетрадях записываются только точки с координатами.)

  1. «Рисуем» на координатной плоскости. Молодцы, ребята, вы хорошо справились с упражнениями, и теперь мы можем немного отдохнуть и порисовать. Однако рисовать мы будем не кистями и красками, а точками на координатной плоскости. На рабочем столе вашего компьютера вы найдете папку «Координатная плоскость». В ней вы найдете соответствующую программу. Откройте ее. Перед вами координатная плоскость. Справа вы видите три вкладки: «режим 1», «режим 2», «справка». Переключитесь на «режим 2». Теперь вы можете видеть кнопку «открыть файл». Нажимаем. Должно отрыться окно со списком файлов:

Бегун

Белка

Ворона

Зонт

………

и т. д.

Выделяем любой понравившийся файл и нажимаем кнопку «открыть» После этого в главном окне программы справа должна появиться надпись «файл открыт», под которой располагаются две кнопки: «координата» и «прервать». Нажимаем на кнопку «координата». Теперь вместо надписи «файл открыт» должны появиться координаты точки. Указателем мыши отмечаем на координатной плоскости нужную точку. Если точка отмечена верно, вы услышите: «Ага!», иначе голос ответит вам «Не-а!»  Снова нажимаем кнопку «координата». Появятся координаты следующей точки. Указателем мыши отмечаем ее на координатной плоскости. При этом она автоматически должна соединиться отрезком с предыдущей точкой. И так продолжаем до тех пор, пока вместо координат не появится надпись «файл закрыт». В результате на координатной плоскости проявится рисунок.

  1. Задание на смекалку. Ну, ребята, вы просто молодцы! Какие красивые рисунки у вас получились! А раз вы такие у меня такие умницы, то вот вам задание посложнее:

«Математика – гимнастика ума»

Помните, ребята, что не только мускулам нужна гимнастика! Ум нуждается в постоянных тренировках так же, как и тело.  И, как говорил Ломоносов, «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит».

  1. Подведение итогов урока. Кроссворд.  Ну, что ж, ребята, наш урок подходит к завершению. Осталось только подвести итоги и для этого мы с вами разгадаем небольшой кроссворд:

КРОССВОРД

1п

е

р

п

е

н

д

и

2к

у

л

я

р

3н

о

о

а

о

ч

4ч

е

т

в

е

р

т

и

а

д

л

5а

б

с

ц

и

с

с

6о

с

и

н

7о

р

8д

и

н

а

т

е

т

к

а

9в

т

о

р

а

я

р

т

По горизонтали

1.

Как располагаются оси на координатной плоскости?

4.

Как называются части, на которые система координат делит плоскость?

5.

Как называется горизонтальная ось? Ось...

6.

Как называются две координатные прямые в системе координат?

7.

Как называется вертикальная ось? Ось...

9.

Четверть, в которой точки имеют отрицательную абсциссу и положительную ординату?

По вертикали

2.

Как называются числа, характеризующие местоположение точки в координатной плоскости?

3.

Как называется точка пересечения координатных осей?

8.

Кто ввел координатную плоскость?

  1. Выставление оценок
  2. Домашнее задание:  §9 п.45, № 1417-1421


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дом и семья в повести Ивана Сергеевича Тургенева «Муму». (Открытый урок в 5-м классе для участия в фестивале «Ура, урок!»

Цель урока: показать, как автор передал чувства, переживания, нравственное превосходство Герасима, невольно потерявшего свой дом, близкого человека Татьяну и  преданного друга Муму.Задачи урока: ...

Открытый урок по математике 6 класс ВиленкинН.Я.Тема урока :"Делители и кратные" Первый урок из трех по программе.

Повторение материала по теме:"Действия над десятичными дробями".Первичный контроль качества знаний и качества  обученности по  остаточным знаниям за курс 5 класса. Материал урока содержит за...

Конспект открытого урока русского языка в классе-комплекте (2 и 4 классы)

В сельских школах существуют классы-комплекты, уроки в которых очень специфичны. Можно, например, проводить русский язык в 1 классе и окружающий мир в 3 классе, причем одновременно. Я считаю, что учит...

Открытый урок по специальности по классу фортепиано преподавателя Кузьмичевой Е.В. с учащейся 5 класса Юровой Машей.

Программа урока:1.В тональностях соль минор и Соль мажор (трезвучия аккордов) тоники, субдоминанты, доминанты.2. Д. Чимароза Соната соль минор.3. Я. Дуссек Сонатина Соль мажор....

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс.

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс....